Российская налоговая система противоречит требованиям науки, мировому опыту и интересам России, а Налоговый Кодекс требует коренной переработки.
Именно существующая налоговая система является главным тормозом экономического развития нашей страны и причиной разрушения российской промышленности.
Такие выводы содержатся в Рекомендациях Московского экономического форума, состоявшегося 26-27 марта с. г. в Москве.
Об отсутствии перспектив в решении налоговых проблем говорили председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин, председатель Счетной Палаты РФ Т.А. Голикова, председатель Комитета ГД по бюджету и налогам А.М. Макаров и др. 15 мая с. г. на думских слушаниях «Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы», представленных Минфином.
Сегодня в России производить невыгодно. Например, тракторный завод, принадлежащий объединению «Ростсельмаш», находящийся в Канаде и получивший в 2012 году прибыль в размере $16,4 млн., в российских условиях имел бы убыток $21,7 млн., т.е. не мог бы работать. Именно налоги – главная статья, определяющая убыточность предприятия в России. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн.; в России такой завод должен заплатить $74 млн., т.е. на $26,1 млн. больше.
Аналогичные результаты получены при сопоставлении налогового бремени на предприятия в России и США. В США нет НДС (у нас – 18%; существующий в США Налог с продаж – в разных Штатах от 5% до 11% – производственников не касается), в США нет налога на имущество (у нас – 2,2%), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн. в год списывается на себестоимость (у нас – сначала заплати 20% налог на прибыль, а потом постепенно амортизируй), социальные взносы у них – 13,3% (у нас – 30%), в США прогрессивный налог на прибыль (от 15% до 39%) и прогрессивный подоходный налог (до 39,6%) – чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налогов. Предприятию дают «подняться», а лишь потом разумно «стригут». Более половины населения США освобождено от уплаты налогов. У нас вопреки Конституции РФ (п. 2 Статьи 7) берут 13% даже с доходов ниже прожиточного минимума.
О плохом предпринимательском и налоговом климате в России говорит Уполномоченный представитель президента России по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов в своем докладе В.В. Путину в мае 2014 г. По его мнению, «проблема уже не только в институциональном и коррупционном давлении на бизнес или в неэффективности судебной системы, а в экономической нецелесообразности инвестиций. В России сегодня стало невыгодно производить».
Главная причина проблем – неэффективная налоговая система. Именно налоговая система является важнейшим инструментом управления экономикой и при этом требует непрерывной настройки с учетом изменяющейся социально-экономической ситуации. Для выработки рекомендаций по настройке одновременно с введением в 2001 году Налогового кодекса при Министерстве по налогам и сборам в России был создан Государственный институт развития налоговой системы (ФГУП ГНИИ РНС), который изучал мировой опыт и готовил предложения для России. Но развитие экономики не является задачей Минфина – этим безуспешно занимаются Минэкономразвития и Минпромторг. В связи с ненадобностью ГНИИ РНС в 2010 году был ликвидирован. К тому времени в значительной степени была разрушена и российская промышленность. К сожалению, и Правительство, и ученые околоправительственных научных организаций (прежде всего, Высшей школы экономики, Академии народного хозяйства и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара) особых недостатков в российской налоговой системе не видят, а в провалах экономики находят множество других причин. В налогах их все устраивает. Возможно, поэтому налоговые новации Минфин вводит лишь для решения частных задач. В результате, задачи не решаются, но экономике наносится большой ущерб. Например, в 2011 году с целью пополнения страховых фондов Минфин увеличил ставку социальных взносов с 26% до 35%. Бюджет ничего не получил, а по бизнесу был нанесен сильнейший удар. Ошибку частично исправили – через год ставку снизили до 30%, но уроков не извлекли. В 2013 году Минфин вдвое увеличил налоговую нагрузку на малый бизнес. В результате, только за 8 месяцев 2013 года, по данным ФНС, прекратили деятельность около 410 тысяч предпринимателей.
Фискальные задачи Минфин тоже решает неудовлетворительно – народ от уплаты налогов успешно уклоняется.
Рассмотрим собираемость подоходного налога (НДФЛ), страховых социальных сборов (ССС) и НДС. Именно эти налоги составляют основную часть налогового бремени предприятий. В 2012 году в России собрали 2,26 трлн. руб. НДФЛ, 4,1 трлн. руб. ССС и 3,5 трлн. руб. НДС. НДФЛ и ССС имеют общую налогооблагаемую базу – доход населения. Ее можно определить, зная сумму собранного НДФЛ и его эффективную ставку, которая, по данным Минфина, при номинале 13%, благодаря льготам и вычетам, равна 10,79%. Это соответствует доходу населения 2,26:0,1079 = 21,0 трлн. руб.
Чтобы оценить собираемость НДФЛ и ССС нужно сопоставить вышеуказанный расчетный доход населения и указанный Росстатом объем потребительских расходов (они же – бывшие доходы) населения, который в 2012 году составил около 45,0 трлн. руб. Таким образом, собираемость НДФЛ и ССС составила 21,0:45,0х100% = 46,7%. На самом деле, собираемость намного ниже, так как значительную часть своих расходов наши граждане несут за рубежом.
Еще хуже обстоит дело с собираемостью НДС. Судите сами. Вычеты НДС за экспорт в 2012 году составили 1335 млрд. руб. («Ведомости», 24 июля 2013 г.). При этом за 2000 – 2012 годы при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз.
Если бы злоупотребления в 2012 году сохранилось на уровне 2000 года, а доля покупных в составе экспортной продукции (нефти, газа, проката и т.п.) осталась неизменной, то возмещение НДС при экспорте в 2012 году составило бы 434 млрд. руб. (1335:16х5,2), т.е. можно предположить, что только при экспорте был украден 901 млрд. руб. (1335-434). И это – минимум, т.к. незаконные возмещения процветали и до 2000 года. Огромные суммы незаконно возмещаются и за продукцию, произведенную и реализуемую в России. Расчеты показывают, что общая сумма незаконного возмещения НДС в 2012 г. составила не менее 1,5 трлн. руб.
Чтобы представить насколько это много, вспомним, что согласно Закону о Федеральном бюджете на 2013 год расходы на культуру и кинематографию составляли 88,6 млрд. руб., на науку и технологии – 145,7 млрд. руб., на образование – 597,4 млрд. руб. А в сумме на эти дела государство должно было израсходовать 831,7 млрд. руб. Достаточно хотя бы наполовину сократить незаконное возмещение НДС, и расходы на культуру, науку и образование можно будет почти удвоить. Вы не поверите, но для решения проблемы с воровством бороться не нужно (это и нереально) – достаточно лишь чуть-чуть изменить методику расчета НДС.
Сегодня сложность администрирования НДС настолько велика, что ФНС фактически смирилась с уклонениями и следит лишь за соблюдением статус кво, т.е. чтобы было собрано не меньше, чем в прошлый раз. Для этого для каждого региона установлена «безопасная доля вычетов», которая в среднем по России составила 90% – ее не должны превышать налогоплательщики. Безопасную долю вычетов для Вашего региона можно увидеть по ссылке:http://www.glavbukh.ru/vychet#ixzz2y7oqayf3.
Проблема собираемости НДС актуальна и для стран Европейского Союза (ЕС). По их данным из-за незаконных возмещений в 2011 году бюджет ЕС потерял около 200 млрд. евро, а собираемость НДС составила около 80%.
В России собираемость НДС не превышает 50%. И это – оптимистическая оценка. Например, расчеты, выполненные по данным Налоговой инспекции Курской области, показали собираемость в регионе, равную 22,4%.
Кстати, в 2012 году в России был собран НДС в сумме 3,5 трлн. руб., в т. ч. 1,9 трлн. руб. за продукцию, произведенную и реализованную в России. Некоторые предлагают заменить НДС налогом с продаж (НСП). Чтобы собрать те же 3,5 трлн. руб., ставка НСП должна быть не менее 15%, т.е. настолько вырастут розничные цены. На такой «подвиг» вряд ли кто-то пойдет. Да и проблемы собираемости НСП не исключаются. По данным ФНС собираемость НСП в 2002 году (тогда НСП был равен 5%) не превышала 30%
Таким образом, наша налоговая система, с одной стороны, не дает развиваться производству, а с другой – плохо выполняет фискальные функции. Ее надо срочно менять. Дальнейшее промедление угрожает безопасности России
Что делать? Очень просто. Для начала нужно выслушать и обсудить наши предложения по совершенствованию российской налоговой системы и именно нам – авторам разработок ЭАЦ «Модернизация» (www.modern-rf.ru, раздел «Наши труды») и «Рекомендаций МЭФ» (www.me-forum.ru) – поручить выполнение НИР и разработку проектов соответствующих документов с привлечением экспертов Минфина и Минэкономразвития и с последующим внесением результатов работы в профильные комитеты Госдумы РФ для законодательного закрепления.
М.Д. Абрамов, вице-президент ЭАЦ «Модернизация», профессор Московского экономического института, к.т.н. Источник: www.gosrf.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
исламский банкинг, как и советская система, не совсем то, чем кажутся на первый взгляд, но главное, они проигрывают на общей площадке с классическими процентными банками. для разделения двух систем нужен посредник, которого сложно мотивировать не злоупотреблять своим положением.
почему проигрывают? им труднее (если вообще возможно) привлекать средства клиентов, сохраняя свою идеологию. работая в одном пространстве, процентные банки быстро низведут исламские и советские банки до уровня своих кассовых филиалов. финансовые системы придется разделить и опять-таки, беспроцентные системы проиграют - клиенты будут их избегать всеми возможными способами. большинство клиентов не захочет держать свои вклады по ставке до 1%, когда есть альтернатива получать больше 5%, какие бы проблемы это не сулило экономике в целом, в далеком будущем.
в нынешней фискальной ситуации, инициатор резкого разворота в банковской политике, покусившийся на доходы вкладчиков, не проживет и недели. я принципиально не держу свои средства на процентном вкладе, но и я не сожалел бы о таком придурке.
почему сложно мотивировать посредника? сеть магазинов "Березка", если это вам о чем-нибудь говорит.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 733
Рейтинг поста:
выводы верные - только полбеды, даже десятая часть.
Страшнее либеральная ржа , разъедающая столпы государства.
Очень рекомендую на эту тему статью Старикова
http://alternate-politics.info/content/nikolai_starikov_ktoto_dolzhen_uiti_libo_
pravitelstvo_libo_narod
--------------------
В. Л. Махнач
Итого - меняю либерастов-толерастов + 3 трлн $ на дураков и дороги
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3923
Рейтинг поста:
- но это ещё полбеды и только следствие того, что чиновники, представляющие государство, служат не Стране страны, а своим интересам, по-сути осуществив ползучую приватизацию самого государства, которое они заинтересованы и способны только доить(т.е. ГЛАВНАЯ угроза национальной безопасности - РФ-чиновничество).
А действующая РФ-налоговая система здесь - лишь следствие сонного (в плане эффективного управления государством) РФ-чиновного царства.
Царствующие РФ-чиновники и превратили Россию в удобное для себя-любимых фискально-полицейское застойное государство (без объективно-серьёзных потенций к эффективному экономическому развитию), ИМХО...
--------------------
- гипертрофированное самомнение - верный путь к деградации...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 733
Рейтинг поста:
Зависимость в виде графика (обычная математическая функция) на основании статистики за 23 года вывести несложно.
И далее определить по графику последствия для бюджета поднятия(снижения) планки на 1%.
--------------------
В. Л. Махнач
Итого - меняю либерастов-толерастов + 3 трлн $ на дураков и дороги
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Есть только одна проблема в смене системы - это политическая воля руководителей и их окружения (команды)..исламский банкинг уже существует, есть практика его применения..межотраслевые балансовые модели разрабатываемые Госпланом СССР были не один десяток лет, наложите на эти модели современный уровень информационных технологий и получите мощный эффект оптимизации по всем направлениям деятельности
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 544
Рейтинг поста:
угадайте - чьи эксперты и консультанты постоянно присутствовали на всех совещаниях у замминистров ?
правильно угадали - МВФ и Всемирного банка.
та же фигня в Тарифной службе - там много чего делается из грантов Всемирного банка (инфа актуальна на 2012 год)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
разумеется, модель ущербна. но это дискуссионный вопрос, а смена модели - революционный процесс. надо быть реалистами и понять, что прямо сейчас такую революцию мы себе позволить не можем. но в наших силах свести к минимуму ущерб наносимый действующей моделью. она, кстати, позволяет общаться на одном языке с реальными партнерами, с теми идеалистами, которые не разменивают честь на деньги, но не готовы работать по правилам другой модели. т.е. инструментами модели можно и злоупотреблять, но в принципе, какое-то время на ее основе возможно приемлемое управление хозяйством.
зато такая налоговая политика, которая действует сейчас, позволяет выставлять в невыгодном свете предприятия с государственной формой собственности, оправдывать перепрофилирование производственных помещений под склады и офисы и распродажу "ставших нерентабельными" государственных активов. действительно, если честное производство обречено на банкротство, а управленческий аппарат ограничен в получении сверхдоходов (с передачей доли по эстафете) формой собственности, то есть смысл эту форму сменить и снять ограничения. имеет смысл с точки зрения жулика.
простота законов позволяет судить о законности тех или иных действий широкому кругу граждан, а не только узкому кругу специалистов. это касается не только налогового законодательства. юридически верное определение вовсе не означает, что его можно однозначно истолковать в реальном времени. формулировки законов должны не столько кичиться академической безупречностью, сколько приводить к однозначному восприятию гражданами (хотя бы потому, что их совокупность далеко не так непротиворечива, как должна бы). нашему законодательству пока еще очень далеко до прозрачности и легкости восприятия. и его "совершенствование" движется пока, лишь в сторону дальнейшего усложнения и накопления противоречий.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1069
Рейтинг поста:
Прежде чем расчитывать на диверсификацию экономики надо разобраться с налогами и вымогателями от госконтор вроде пожарников. Должны быть максимально низкие налоги на производителей и строителей. На реальный сектор экономики короче. А продавцы и прочие услугодатели пусть платят как платили. Просто что бы что то делать, надо покупать из чего то. А ногти красить или юридические услуги оказывать можно без каких либо вложений(не берем сьем помещения и всякие лицензии).
Видел как то интервью какого то депутата. Там выходило по области(непомню толи Новосиб толи Иркутск.) из 2,4 млн жителей, 1.0 работоспособных. Работали 800 тыщ из которых всего 320 тыщ в реальном секторе экономики(пр-во, с/х, строительство). Остальные заняты в сфере услуг. А в столице мне кажется вообще швах. Это не совсем правильно, мне кажется.
Статус: |
Группа: Посетители
публикации 3
комментариев 1066
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: