ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Российская налоговая система – угроза национальной безопасности России
Российская налоговая система – угроза национальной безопасности России26-06-2014, 11:00. Разместил: artemida |
Российская налоговая система противоречит требованиям науки, мировому опыту и интересам России, а Налоговый Кодекс требует коренной переработки. Именно существующая налоговая система является главным тормозом экономического развития нашей страны и причиной разрушения российской промышленности. Такие выводы содержатся в Рекомендациях Московского экономического форума, состоявшегося 26-27 марта с. г. в Москве. Об отсутствии перспектив в решении налоговых проблем говорили председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин, председатель Счетной Палаты РФ Т.А. Голикова, председатель Комитета ГД по бюджету и налогам А.М. Макаров и др. 15 мая с. г. на думских слушаниях «Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы», представленных Минфином. Сегодня в России производить невыгодно. Например, тракторный завод, принадлежащий объединению «Ростсельмаш», находящийся в Канаде и получивший в 2012 году прибыль в размере $16,4 млн., в российских условиях имел бы убыток $21,7 млн., т.е. не мог бы работать. Именно налоги – главная статья, определяющая убыточность предприятия в России. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн.; в России такой завод должен заплатить $74 млн., т.е. на $26,1 млн. больше. Аналогичные результаты получены при сопоставлении налогового бремени на предприятия в России и США. В США нет НДС (у нас – 18%; существующий в США Налог с продаж – в разных Штатах от 5% до 11% – производственников не касается), в США нет налога на имущество (у нас – 2,2%), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн. в год списывается на себестоимость (у нас – сначала заплати 20% налог на прибыль, а потом постепенно амортизируй), социальные взносы у них – 13,3% (у нас – 30%), в США прогрессивный налог на прибыль (от 15% до 39%) и прогрессивный подоходный налог (до 39,6%) – чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налогов. Предприятию дают «подняться», а лишь потом разумно «стригут». Более половины населения США освобождено от уплаты налогов. У нас вопреки Конституции РФ (п. 2 Статьи 7) берут 13% даже с доходов ниже прожиточного минимума. О плохом предпринимательском и налоговом климате в России говорит Уполномоченный представитель президента России по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов в своем докладе В.В. Путину в мае 2014 г. По его мнению, «проблема уже не только в институциональном и коррупционном давлении на бизнес или в неэффективности судебной системы, а в экономической нецелесообразности инвестиций. В России сегодня стало невыгодно производить». Главная причина проблем – неэффективная налоговая система. Именно налоговая система является важнейшим инструментом управления экономикой и при этом требует непрерывной настройки с учетом изменяющейся социально-экономической ситуации. Для выработки рекомендаций по настройке одновременно с введением в 2001 году Налогового кодекса при Министерстве по налогам и сборам в России был создан Государственный институт развития налоговой системы (ФГУП ГНИИ РНС), который изучал мировой опыт и готовил предложения для России. Но развитие экономики не является задачей Минфина – этим безуспешно занимаются Минэкономразвития и Минпромторг. В связи с ненадобностью ГНИИ РНС в 2010 году был ликвидирован. К тому времени в значительной степени была разрушена и российская промышленность. К сожалению, и Правительство, и ученые околоправительственных научных организаций (прежде всего, Высшей школы экономики, Академии народного хозяйства и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара) особых недостатков в российской налоговой системе не видят, а в провалах экономики находят множество других причин. В налогах их все устраивает. Возможно, поэтому налоговые новации Минфин вводит лишь для решения частных задач. В результате, задачи не решаются, но экономике наносится большой ущерб. Например, в 2011 году с целью пополнения страховых фондов Минфин увеличил ставку социальных взносов с 26% до 35%. Бюджет ничего не получил, а по бизнесу был нанесен сильнейший удар. Ошибку частично исправили – через год ставку снизили до 30%, но уроков не извлекли. В 2013 году Минфин вдвое увеличил налоговую нагрузку на малый бизнес. В результате, только за 8 месяцев 2013 года, по данным ФНС, прекратили деятельность около 410 тысяч предпринимателей. Фискальные задачи Минфин тоже решает неудовлетворительно – народ от уплаты налогов успешно уклоняется. Рассмотрим собираемость подоходного налога (НДФЛ), страховых социальных сборов (ССС) и НДС. Именно эти налоги составляют основную часть налогового бремени предприятий. В 2012 году в России собрали 2,26 трлн. руб. НДФЛ, 4,1 трлн. руб. ССС и 3,5 трлн. руб. НДС. НДФЛ и ССС имеют общую налогооблагаемую базу – доход населения. Ее можно определить, зная сумму собранного НДФЛ и его эффективную ставку, которая, по данным Минфина, при номинале 13%, благодаря льготам и вычетам, равна 10,79%. Это соответствует доходу населения 2,26:0,1079 = 21,0 трлн. руб. Чтобы оценить собираемость НДФЛ и ССС нужно сопоставить вышеуказанный расчетный доход населения и указанный Росстатом объем потребительских расходов (они же – бывшие доходы) населения, который в 2012 году составил около 45,0 трлн. руб. Таким образом, собираемость НДФЛ и ССС составила 21,0:45,0х100% = 46,7%. На самом деле, собираемость намного ниже, так как значительную часть своих расходов наши граждане несут за рубежом. Еще хуже обстоит дело с собираемостью НДС. Судите сами. Вычеты НДС за экспорт в 2012 году составили 1335 млрд. руб. («Ведомости», 24 июля 2013 г.). При этом за 2000 – 2012 годы при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз. Если бы злоупотребления в 2012 году сохранилось на уровне 2000 года, а доля покупных в составе экспортной продукции (нефти, газа, проката и т.п.) осталась неизменной, то возмещение НДС при экспорте в 2012 году составило бы 434 млрд. руб. (1335:16х5,2), т.е. можно предположить, что только при экспорте был украден 901 млрд. руб. (1335-434). И это – минимум, т.к. незаконные возмещения процветали и до 2000 года. Огромные суммы незаконно возмещаются и за продукцию, произведенную и реализуемую в России. Расчеты показывают, что общая сумма незаконного возмещения НДС в 2012 г. составила не менее 1,5 трлн. руб. Чтобы представить насколько это много, вспомним, что согласно Закону о Федеральном бюджете на 2013 год расходы на культуру и кинематографию составляли 88,6 млрд. руб., на науку и технологии – 145,7 млрд. руб., на образование – 597,4 млрд. руб. А в сумме на эти дела государство должно было израсходовать 831,7 млрд. руб. Достаточно хотя бы наполовину сократить незаконное возмещение НДС, и расходы на культуру, науку и образование можно будет почти удвоить. Вы не поверите, но для решения проблемы с воровством бороться не нужно (это и нереально) – достаточно лишь чуть-чуть изменить методику расчета НДС. Сегодня сложность администрирования НДС настолько велика, что ФНС фактически смирилась с уклонениями и следит лишь за соблюдением статус кво, т.е. чтобы было собрано не меньше, чем в прошлый раз. Для этого для каждого региона установлена «безопасная доля вычетов», которая в среднем по России составила 90% – ее не должны превышать налогоплательщики. Безопасную долю вычетов для Вашего региона можно увидеть по ссылке:http://www.glavbukh.ru/vychet#ixzz2y7oqayf3. Проблема собираемости НДС актуальна и для стран Европейского Союза (ЕС). По их данным из-за незаконных возмещений в 2011 году бюджет ЕС потерял около 200 млрд. евро, а собираемость НДС составила около 80%. В России собираемость НДС не превышает 50%. И это – оптимистическая оценка. Например, расчеты, выполненные по данным Налоговой инспекции Курской области, показали собираемость в регионе, равную 22,4%. Кстати, в 2012 году в России был собран НДС в сумме 3,5 трлн. руб., в т. ч. 1,9 трлн. руб. за продукцию, произведенную и реализованную в России. Некоторые предлагают заменить НДС налогом с продаж (НСП). Чтобы собрать те же 3,5 трлн. руб., ставка НСП должна быть не менее 15%, т.е. настолько вырастут розничные цены. На такой «подвиг» вряд ли кто-то пойдет. Да и проблемы собираемости НСП не исключаются. По данным ФНС собираемость НСП в 2002 году (тогда НСП был равен 5%) не превышала 30% Таким образом, наша налоговая система, с одной стороны, не дает развиваться производству, а с другой – плохо выполняет фискальные функции. Ее надо срочно менять. Дальнейшее промедление угрожает безопасности России Что делать? Очень просто. Для начала нужно выслушать и обсудить наши предложения по совершенствованию российской налоговой системы и именно нам – авторам разработок ЭАЦ «Модернизация» (www.modern-rf.ru, раздел «Наши труды») и «Рекомендаций МЭФ» (www.me-forum.ru) – поручить выполнение НИР и разработку проектов соответствующих документов с привлечением экспертов Минфина и Минэкономразвития и с последующим внесением результатов работы в профильные комитеты Госдумы РФ для законодательного закрепления. М.Д. Абрамов, вице-президент ЭАЦ «Модернизация», профессор Московского экономического института, к.т.н. Вернуться назад |