Екатерина Рыжкова, кандидат юридических наук, доцент МГИМО (У) МИД РФ
На днях США в очередной раз подняли потолок бюджетного долга. Правительство может вновь приступить к наращиванию своих долговых обязательств, которые, впрочем, не нуждаются в каком-то дополнительном стимулировании. Мир вздохнул с облегчением, биржевые индексы вошли в норму, за США остаётся статус надёжного плательщика. Однако какова истинная природа такого спокойствия?
Прежде обратимся к некоторым статистическим данным. Более 76% мировой задолженности приходятся на пять ведущих промышленно развитых стран: США, Японию, Германию, Францию, Великобританию. При этом рынок государственных долговых обязательств США является самым крупным в мире. Его объем увеличивается быстрыми темпами и составляет 45% мирового рынка государственных долговых инструментов. Однако необходимо отметить, что на внешнюю задолженность приходится всего 28 % долговых обязательств – т.е. порядка 5 трлн. долл., остальные же 72 % страна должна частными юридическими и физическими лицами и, в первую очередь, резидентам США.
Одобрив увеличение планки государственного долга, Конгресс согласился с запланированными расходами правительства, хотя это согласие имеет временный характер. Так, новый потолок будет достигнут уже в феврале 2014 г., ибо темпы его роста ужасающи. По сообщению The Wall Street Journal со ссылкой на распространённый 17 октября пресс-релиз американского министерства финансов, государственный долг США официально превысил $17 трлн долл., лишь за один день увеличившись на $328 млрд долл.
Необходимо отметить, что основной поток денежных средств бюджета будет направлен в социальную сферу, которая даже в будущем не принесёт никаких доходов для страны. Затраты на экономику составляют лишь немногим более 200 млрд. долл., а 600 млрд. долл. планируется потратить на военные цели.
Вопрос: как будут возмещаться Соединёнными Штатами столь грандиозные заимствования? Из каких источников правительство планирует компенсировать свои затраты? С точки зрения классической теории финансов в стране должно произойти повышение налогов, рост инфляции или продолжение наращивания государственного долга, оплачивать который уже никто не будет в принципе, хотя официального объявления дефолта не произойдёт, а принудить США погасить долги невозможно в силу существующей защитной меры в виде государственного суверенитета.
Однако это лишь видимая часть айсберга. В действительности США рассчитывают на ещё один источник доходов. Как не парадоксально он носит военный характер: развитие военно-промышленного комплекса и расширение рынка сбыта собственной военной продукции, увеличение доходов от продажи оружия сторонам вооружённых конфликтов, оплата услуг военных консультантов и миротворцев за счёт международных и иностранных фондов, установление военного и экономического господства. Однако, несмотря на эти амбиции, они не приносят тех дивидендов, которые могли бы покрыть военные затраты США или хотя бы приблизиться к их объёмам.
Государство, не подвергавшееся внешнему нападению уже на протяжении более чем семидесяти лет (будем считать нападение японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. отправной точкой), имеет самый большой в мире военный бюджет и находится в перманентном состоянии военных операций, большинство из которых проводится на весьма удалённых от США территориях и континентах. Примечательно, что в этих условиях камнем преткновения в последнем бюджетном кризисе выступали отнюдь не завышенные военные расходы, а социальная сфера.
Таким образом, вне зависимости от политической принадлежности руководство США признает и приветствует ведение активных дорогостоящих военных действий под прикрытием миротворческих операций с целью извлечения немалого дохода для страны. Не успели утихнуть страсти по бюджету, как тут же представитель Госдепа Джен Псаки в официальном заявлении ведомства выступил с осуждением затянувшейся осады в пригородах столицы Сирии и требованием получения немедленного и полного «гуманитарного доступа» в регион.
Ещё в самом начале иракской войны правительство Дж.Буша-младшего утверждало, что расходы на неё покроют доходы от иракской нефти. Такие же прогнозы делались и в отношении войны в Ливии и Сирии. Однако расчёты теоретиков не находят своего фактического подтверждения. Ни один военный конфликт, в разрешении которого участвовали США, не принёс до сих пор в бюджет страны ни одного доллара фактического дохода. Американцам приходится надеяться только на долгосрочную перспективу, которая с каждым годом откладывается на неопределённое время.
А пока американский налогоплательщик вынужден в ситуации кажущегося благополучия оплачивать затраты на бесполезные войны в странах Востока и вкладываться в эфемерные планы правителей для отсрочки неотвратимого дефолта США, ибо государство никогда не сможет вернуть больше, чем оно производит. Долг США достиг не только 17 трлн долл., но и превысили 106 % ВВП, следовательно быстро расплатиться с такой задолженностью государство не может в принципе. И если внешний долг ещё может быть прощён Америке, то частному кредитору, физическим лицам и организациям, правительство вряд ли когда вернёт причитающиеся им 12 трлн долларов.
Поэтому «благополучие Америки», о котором власти заявили 17 октября 2013 г., слишком шатко. И расплачиваться за грандиозные планы Америки будут именно её граждане, так грубо обманутые властью.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+