В странах, где есть крупные государственные банки, обычно выше дефицит бюджета и госдолг, выяснили экономисты МВФ. Из-за того, что экономику кредитуют государственные банки, частные банки отворачиваются от реальной экономики
Нью-Йорк. 7 октября. FINMARKET.RU - Чем хуже идут дела в российской экономике, тем больше надежд правительство возлагает на государственные банки: они должны стимулировать рост, помогать реальному сектору, управлять пенсиями и финансировать инфраструктурные проекты.
Эта политика - большая ошибка, уверены экономисты МВФ, которые проанализировали опыт 123 стран, в которых правительство владело банками. В странах, где есть крупные госбанки, обычно выше дефицит бюджета и госдолг. Кроме того, из-за того, что экономику кредитуют государственные банки, частное финансирование покидает систему.
Зачем нужны госбанки?
Государственные банки в зависимости от исполняемых ими функций делятся на:
Розничные банки, которые обычно имеют различные социальные функции или преследуют цели развития. Они выполняют такие же операции, как обычные коммерческие банки: привлекают депозиты и выдают кредиты компаниям и населению.
Банки развития в отличие от розничных банков не берут депозиты, их финансируют прямые трансферты правительства, выпуск облигаций или другие инструменты. Они кредитуют напрямую или с помощью других банков компании в определенных секторах. Иногда подобные банки выступают как прямые агенты правительства и вовлечены в его реформы.
Банки с условно ограниченными функциями также берут депозиты у населения, но кредитов они не выдают, инвестируя все средства в государственные бумаги.
Также существуют различные агентства развития, которые не берут депозитов и дают кредиты. Они занимаются выдачей различных гарантий, субсидий.
Экономисты анализируют государственные розничные банки, которые обычно предоставляют кредиты отдельным секторам и видам бизнеса, а также финансируют группы населения, которые обычно не смогут получить кредит в коммерческих банках. Такие банки компенсируют провалы рынка, финансируют социально важные, но неприбыльные проекты, а также пытаются снизить издержки на финансовое посредничество.
Такие банки редко бывают прибыльными, так как они не руководствуются экономическими соображениями. Итогом их деятельности могут стать неправильное размещение капитала в экономике.
Госбанк, например, обязан финансировать ту или иную компанию, даже если она несет убытки, управляется неэффективно и или не приносит прибыль. При этом частное финансирование и мониторинг помогли бы компании стать более эффективным. Госфинансирование лишь поддерживает неэффективную модель экономики.
Госбанки вредят экономике
Долю государства в банковской системе можно измерить как долю активов в банках, где государство владеет более 50% активов, в общих активах банковской системе.
Обычно если в стране есть госбанки, то они занимают значительную долю на рынке – в среднем 21% активов банковской системы. Медианное значение – 15%.
В России в 2013 году госбанки владели примерно 55% всех активов банковской системы.
Чем больше участие государства в банковской системе, тем более активно банковский сектор кредитует экономику.
В 75 странах 20% активов принадлежат госбанкам. В среднем 13% их активов составляют долги правительства.
В 20 странах государство никак не участвует в банковской системе, в этих страна лишь 9% активов банков являются госдолгами.
Экономисты проанализировали 123 страны в период c 2008 по 2010 годы, чтобы выявить зависимость между гобанками и дефицитом бюджета.
Увеличение на 1п.п. доли активов, которыми владеет банковский сектор, ассоциируется с увеличением доли кредитов государственному сектору как доли во всех активах на 0,4-0,5 п.п.
В 93 странах, где государство владеет банками, госдолг составляет порядка 45% ВВП. Госдолг был на 7 п.п. ниже в странах, где правительство не владело госбанками.
В 96 странах, где правительство владеет банками, средний дефицит бюджета составляет 3,4% ВВП. Это лишь на 0,4% ВВП выше, чем в 27 странах, где правительство не участвует в банковском секторе.
Рост доли активов банковского сектора, принадлежащих правительству на один дополнительный процентный пункт, приводит к росту госдолга на 0,2-0,3% ВВП.
Рост на 1 п.п. доли активов банковского сектора, принадлежащих правительству, приводит к росту дефицита бюджета на 0,15% ВВП.
Рост ВВП при этом снижает госдолг, а высокая инфляция ассоциируется с большим госдолгом, возможно, из-за влияния более высоких номинальных процентных ставок.
При этом более высокая экономическая активность, а значит и более высокие темпы роста ВВП, ассоциируются с большим дефицитом бюджета. Во время бумов правительства наращивают бюджетные расходы.
Торговая открытость снижает дефицит бюджета. В бюджет поступают больше доходов от международной торговли. То же самое касается и экспорта нефти, который положительно влияет на сбор налогов и роялти.
Рост кредитования государственного сектора как правило сопровождается снижением доли кредитования частных компаний. В 92 странах, где существовали госбанки, кредиты частному сектору в среднем составляли 81% ВВП. Это на 2% ВВП меньше, чем в 26 странах, где государство не участвовало в банковской системе.
Увеличение доли активов госбанков на 1 п.п. связано со снижением доли кредитов частному сектору примерно на 0,5 п.п.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+