РИА Новости, Андрей Стенин
В странах, где есть крупные государственные банки, обычно выше дефицит бюджета и госдолг, выяснили экономисты МВФ. Из-за того, что экономику кредитуют государственные банки, частные банки отворачиваются от реальной экономики
Нью-Йорк. 7 октября. FINMARKET.RU - Чем хуже идут дела в российской экономике, тем больше надежд правительство возлагает на государственные банки: они должны стимулировать рост, помогать реальному сектору, управлять пенсиями и финансировать инфраструктурные проекты.
Эта политика - большая ошибка, уверены экономисты МВФ, которые проанализировали опыт 123 стран, в которых правительство владело банками. В странах, где есть крупные госбанки, обычно выше дефицит бюджета и госдолг. Кроме того, из-за того, что экономику кредитуют государственные банки, частное финансирование покидает систему.
Зачем нужны госбанки?
Государственные банки в зависимости от исполняемых ими функций делятся на:
- Розничные банки, которые обычно имеют различные социальные функции или преследуют цели развития. Они выполняют такие же операции, как обычные коммерческие банки: привлекают депозиты и выдают кредиты компаниям и населению.
- Банки развития в отличие от розничных банков не берут депозиты, их финансируют прямые трансферты правительства, выпуск облигаций или другие инструменты. Они кредитуют напрямую или с помощью других банков компании в определенных секторах. Иногда подобные банки выступают как прямые агенты правительства и вовлечены в его реформы.
- Банки с условно ограниченными функциями также берут депозиты у населения, но кредитов они не выдают, инвестируя все средства в государственные бумаги.
- Также существуют различные агентства развития, которые не берут депозитов и дают кредиты. Они занимаются выдачей различных гарантий, субсидий.
Экономисты анализируют государственные розничные банки, которые обычно предоставляют кредиты отдельным секторам и видам бизнеса, а также финансируют группы населения, которые обычно не смогут получить кредит в коммерческих банках. Такие банки компенсируют провалы рынка, финансируют социально важные, но неприбыльные проекты, а также пытаются снизить издержки на финансовое посредничество.
Такие банки редко бывают прибыльными, так как они не руководствуются экономическими соображениями. Итогом их деятельности могут стать неправильное размещение капитала в экономике.
Госбанк, например, обязан финансировать ту или иную компанию, даже если она несет убытки, управляется неэффективно и или не приносит прибыль. При этом частное финансирование и мониторинг помогли бы компании стать более эффективным. Госфинансирование лишь поддерживает неэффективную модель экономики.
Госбанки вредят экономике
- Долю государства в банковской системе можно измерить как долю активов в банках, где государство владеет более 50% активов, в общих активах банковской системе.
- Обычно если в стране есть госбанки, то они занимают значительную долю на рынке – в среднем 21% активов банковской системы. Медианное значение – 15%.
- В России в 2013 году госбанки владели примерно 55% всех активов банковской системы.
- Чем больше участие государства в банковской системе, тем более активно банковский сектор кредитует экономику.
- В 75 странах 20% активов принадлежат госбанкам. В среднем 13% их активов составляют долги правительства.
- В 20 странах государство никак не участвует в банковской системе, в этих страна лишь 9% активов банков являются госдолгами.
Экономисты проанализировали 123 страны в период c 2008 по 2010 годы, чтобы выявить зависимость между гобанками и дефицитом бюджета.
- Увеличение на 1п.п. доли активов, которыми владеет банковский сектор, ассоциируется с увеличением доли кредитов государственному сектору как доли во всех активах на 0,4-0,5 п.п.
- В 93 странах, где государство владеет банками, госдолг составляет порядка 45% ВВП. Госдолг был на 7 п.п. ниже в странах, где правительство не владело госбанками.
- В 96 странах, где правительство владеет банками, средний дефицит бюджета составляет 3,4% ВВП. Это лишь на 0,4% ВВП выше, чем в 27 странах, где правительство не участвует в банковском секторе.
- Рост доли активов банковского сектора, принадлежащих правительству на один дополнительный процентный пункт, приводит к росту госдолга на 0,2-0,3% ВВП.
- Рост на 1 п.п. доли активов банковского сектора, принадлежащих правительству, приводит к росту дефицита бюджета на 0,15% ВВП.
- Рост ВВП при этом снижает госдолг, а высокая инфляция ассоциируется с большим госдолгом, возможно, из-за влияния более высоких номинальных процентных ставок.
- При этом более высокая экономическая активность, а значит и более высокие темпы роста ВВП, ассоциируются с большим дефицитом бюджета. Во время бумов правительства наращивают бюджетные расходы.
- Торговая открытость снижает дефицит бюджета. В бюджет поступают больше доходов от международной торговли. То же самое касается и экспорта нефти, который положительно влияет на сбор налогов и роялти.
- Рост кредитования государственного сектора как правило сопровождается снижением доли кредитования частных компаний. В 92 странах, где существовали госбанки, кредиты частному сектору в среднем составляли 81% ВВП. Это на 2% ВВП меньше, чем в 26 странах, где государство не участвовало в банковской системе.
- Увеличение доли активов госбанков на 1 п.п. связано со снижением доли кредитов частному сектору примерно на 0,5 п.п.
Финмаркет
Вернуться назад
|