Острая необходимость российско-казахстанской нефтяной монополии: смещение спроса на Восток
|
Юрий Тюрдьо |
Обозреватель проекта «Однако. Евразия». Родился в 1974 году в день «Кровавого воскресенья» и объединения Украины. Образование высшее. С 1998 года участвует в политических, предвыборных и имиджевых проектах. Со временем «исторические» интересы переросли в экономические. Работает и живет в Киеве.
«Интеграция и воссоединение технологических, экономических и общественных связей на постсоветском пространстве – процесс закономерный и необратимый в глобальном масштабе. Наша задача – ему всемерно способствовать».
|
В ближайшем будущем лидерами экстенсивного энергопотребления станут глобальные экономические лидеры – Китай и Индия. Для них ключевым будет сотрудничество с крупнейшими поставщиками – Россией и Казахстаном. Западный транзитный путь теряет значимость.
Многие удивляются, почему экономика Украины и многих стран СНГ никак не может достичь производственных показателей эталонного 1990 года. Развитие производственных сил и уровень инвестиций вроде бы способствует. Здесь нет ничего странного. Энергозависимые в своей сущности, они чахнут в условиях аномально высоких цен на нефть и газ, при этом ограничены недостаточно емким внутренним рынком потребления.
Нефть и газ в ретроспективе
Немногие сегодня помнят, что в далеком 1940-м году в Прикарпатье было сосредоточено 87% добычи газа всего Советского Союза. А в 1979-м году на Украине получали 58,8 млрд.м.куб природного газа и 13,08 млн.тонн нефти, что в значительной степени покрывало потребности в энергоресурсах. Направления газопроводов из Украины (Дашава, Шебелинка) в сторону Прибалтики и Москвы о многом говорят.
Но времена изменились радикально.
Сегодняшние показатели на Украине: 19,3 млрд.м куб газа и 2,3 млн.т сырой нефти. В той же Белоруссии ситуация аналогичная: в прошлом году добыто 1660 тыс. т нефти и 217,9 млн куб. м. попутного природного газа.
Хотя еще 40 лет ситуация была совсем другой.
Обе страны – Украина и Белоруссия – являются нетто-импортерами энергоресурсов. И это положение вряд ли изменится в среднесрочной перспективе (10-20 лет).
При этом у белорусов ситуация не только с переработкой обстоит лучше - 91,5% составляет перерабатывающая промышленность и это, без преувеличения, во многом наследие советских времен, - но и в технологическом плане отрасль находится на более высоком уровне.
Показатели экспорта бензина и дизельного топлива на ту же Украину тому доказательство.
Казахстан – не Россия
Украина импортирует из России 33 миллиарда природного газа, Белоруссия - свыше 20 миллиардов. Но это в глобальном плане далеко не показатель, учитывая уровни добычи, потребления и экспорта энергоресурсов в России и Казахстане. Обе страны переходят на периферию потребления. На переднем плане - вопрос экстенсивности, где в лидерах пока Россия и Казахстан.
Последний, несмотря на некоторое сокращение по результатам прошедшего года (на 1,9%), добыл в 2012 году 66,461 млн тонн нефти и 12,749 млн тонн газового конденсата (+3,7%), увеличивая транзитные возможности в направлении Китая.
Россия, в свою очередь, вышла на первое место в мире по добыче природного газа, превысив показатель 1990 года, - 655,067 млрд м куб (641 млрд. в 1990).
Но что отличает Казахстан и РФ, так это контроль над природными богатствами и инфраструктурой их транзита. Уже в ближайшее время, по информации представителя Ассоциации приграничного сотрудничества Казахстана Марата Шибутова, США будут контролировать три четверти добычи нефти (и попутного газа) в Казахстане.
В ситуации, когда Китай к 2015 году планирует повысить долю импортной нефти в своем энергобалансе до 65%, (уровень импорта - 370 миллионов тонн нефти), это стратегически важно. Принимая во внимание ключевую роль США в проектах добычи сланцевого газа в Польше и на Украине, Вашингтон по большему счету стремится контролировать энергообеспечение Евразии.
В этом контексте совсем по-другому воспринимается укрепление позиций Роснефти и Газпрома, покупка ТНК-BP как проблема стратегической важности, с которой несколько диссонирует неудержимое желание премьера Медведева уменьшить уровень нефтегазовых доходов страны до показателя в 25% ВВП. Не в ущерб ли добыче?
Единый рынок в рамках ЕЭП решит многие проблемы
Понятно, что такая отрасль, как нефтегазовая, требует особого регулирования в рамках единого рынка ТС, для которого Третий энергопакет однозначно не подходит.
Без этого проблемы как Белоруссии, так и Казахстана, а в будущем и Украины, решить будет трудно.
Этим уже занимается ЕЭК и Консультативный комитет по нефти и газу.
По словам министра по энергетике и инфраструктуре Даниала Ахметова «нефтегазовая сфера входит в систему глобальных интересов всех трех стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства и является нашим большим конкурентным преимуществом в мировой экономике».
Возникает вопрос - хватит ли полномочий и времени для эффективного регулирования межгосударственных отношений в нефтегазовой сфере государств-участников ЕЭП и формирования нормативно правовой базы общего рынка энергоресурсов к январю 2015 года? Чтобы превратить преимущества в перевес.
Процесс начался 6-го февраля 2013 года, когда состоялось первое заседание Консультативного комитета по нефти и газу при ЕЭК. Сегодня рынок работает на основе межправительственных соглашений, при отсутствии четко определенных условий, прямых и прозрачных механизмов получения доступа, определения технических возможностей и свободных мощностей нефтегазотранспортных систем. Понятно, что без этого говорить об интеграции рынков энергоресурсов стран ЕЭП бессмысленно.
Различия в этой сфере между Россией и Казахстаном, не говоря уже о Белоруссии, а также вызовы будущего свидетельствуют о том, что вопрос важен и не терпит отлагательства.
Справка
Показатели добычи, поставок на внутренний рынок и экспорта нефти в тоннах, по данным министерства нефти и газа Казахстана:
|
2012 год
|
2015 год
|
2020 год
|
2025 год
|
2030 год
|
Добыча нефти
|
81,000 млн
|
90,000 млн
|
130,000 млн
|
135,000 млн
|
110,000 млн
|
Поставки на внутренний рынок
|
8,200 млн, плюс импорт 7,000 млн
|
17,050 млн
|
19,500 млн
|
25,500 млн
|
25,500 млн
|
Ресурсы на экспорт
|
72,800 млн
|
72,950 млн
|
110,500 млн
|
109,500 млн
|
84,500 млн
|
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|