ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мирового кризиса > Острая необходимость российско-казахстанской нефтяной монополии: смещение спроса на Восток

Острая необходимость российско-казахстанской нефтяной монополии: смещение спроса на Восток


10-03-2013, 13:37. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Острая необходимость российско-казахстанской нефтяной монополии: смещение спроса на Восток

 
Юрий Тюрдьо

В ближайшем будущем лидерами экстенсивного энергопотребления станут глобальные экономические лидеры – Китай и Индия. Для них ключевым будет сотрудничество с крупнейшими поставщиками – Россией и Казахстаном. Западный транзитный путь теряет значимость.

Многие удивляются, почему экономика Украины и многих стран СНГ никак не может достичь производственных показателей эталонного 1990 года. Развитие производственных сил и уровень инвестиций вроде бы способствует. Здесь нет ничего странного. Энергозависимые в своей сущности, они чахнут в условиях аномально высоких цен на нефть и газ, при этом ограничены недостаточно емким внутренним рынком потребления.

Нефть и газ в ретроспективе

Немногие сегодня помнят, что в далеком 1940-м году в Прикарпатье было сосредоточено 87% добычи газа всего Советского Союза. А в 1979-м году на Украине получали 58,8 млрд.м.куб природного газа и 13,08 млн.тонн нефти, что в значительной степени покрывало потребности в энергоресурсах. Направления газопроводов из Украины (Дашава, Шебелинка) в сторону Прибалтики и Москвы о многом говорят.

Но времена изменились радикально.

Сегодняшние показатели на Украине: 19,3 млрд.м куб газа и 2,3 млн.т сырой нефти. В той же Белоруссии ситуация аналогичная: в прошлом году добыто 1660 тыс. т нефти и 217,9 млн куб. м. попутного природного газа.

Хотя еще 40 лет ситуация была совсем другой.

Обе страны – Украина и Белоруссия – являются нетто-импортерами энергоресурсов. И это положение вряд ли изменится в среднесрочной перспективе (10-20 лет).

При этом у белорусов ситуация не только с переработкой обстоит лучше - 91,5% составляет перерабатывающая промышленность и это, без преувеличения, во многом наследие советских времен, - но и в технологическом плане отрасль находится на более высоком уровне.

Показатели экспорта бензина и дизельного топлива на ту же Украину тому доказательство.

Казахстан – не Россия

Украина импортирует из России 33 миллиарда природного газа, Белоруссия - свыше 20 миллиардов. Но это в глобальном плане далеко не показатель, учитывая уровни добычи, потребления и экспорта энергоресурсов в России и Казахстане. Обе страны переходят на периферию потребления. На переднем плане - вопрос экстенсивности, где в лидерах пока Россия и Казахстан.

Последний, несмотря на некоторое сокращение по результатам прошедшего года (на 1,9%), добыл в 2012 году 66,461 млн тонн нефти и 12,749 млн тонн газового конденсата (+3,7%), увеличивая транзитные возможности в направлении Китая.

Россия, в свою очередь, вышла на первое место в мире по добыче природного газа, превысив показатель 1990 года, - 655,067 млрд м куб (641 млрд. в 1990).

Но что отличает Казахстан и РФ, так это контроль над природными богатствами и инфраструктурой их транзита. Уже в ближайшее время, по информации представителя Ассоциации приграничного сотрудничества Казахстана Марата Шибутова, США будут контролировать три четверти добычи нефти (и попутного газа) в Казахстане.

В ситуации, когда Китай к 2015 году планирует повысить долю импортной нефти в своем энергобалансе до 65%, (уровень импорта - 370 миллионов тонн нефти), это стратегически важно. Принимая во внимание ключевую роль США в проектах добычи сланцевого газа в Польше и на Украине, Вашингтон по большему счету стремится контролировать энергообеспечение Евразии.

В этом контексте совсем по-другому воспринимается укрепление позиций Роснефти и Газпрома, покупка ТНК-BP как проблема стратегической важности, с которой несколько диссонирует неудержимое желание премьера Медведева уменьшить уровень нефтегазовых доходов страны до показателя в 25% ВВП. Не в ущерб ли добыче?

Единый рынок в рамках ЕЭП решит многие проблемы

Понятно, что такая отрасль, как нефтегазовая, требует особого регулирования в рамках единого рынка ТС, для которого Третий энергопакет однозначно не подходит.

Без этого проблемы как Белоруссии, так и Казахстана, а в будущем и Украины, решить будет трудно.

Этим уже занимается ЕЭК и Консультативный комитет по нефти и газу.

По словам министра по энергетике и инфраструктуре Даниала Ахметова «нефтегазовая сфера входит в систему глобальных интересов всех трех стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства и является нашим большим конкурентным преимуществом в мировой экономике».

Возникает вопрос - хватит ли полномочий и времени для эффективного регулирования межгосударственных отношений в нефтегазовой сфере государств-участников ЕЭП и формирования нормативно правовой базы общего рынка энергоресурсов к январю 2015 года? Чтобы превратить преимущества в перевес.

Процесс начался 6-го февраля 2013 года, когда состоялось первое заседание Консультативного комитета по нефти и газу при ЕЭК. Сегодня рынок работает на основе межправительственных соглашений, при отсутствии четко определенных условий, прямых и прозрачных механизмов получения доступа, определения технических возможностей и свободных мощностей нефтегазотранспортных систем. Понятно, что без этого говорить об интеграции рынков энергоресурсов стран ЕЭП бессмысленно.

Различия в этой сфере между Россией и Казахстаном, не говоря уже о Белоруссии, а также вызовы будущего свидетельствуют о том, что вопрос важен и не терпит отлагательства.

Справка

Показатели добычи, поставок на внутренний рынок и экспорта нефти в тоннах, по данным министерства нефти и газа Казахстана:

 

 

2012 год

2015 год

2020 год

2025 год

2030 год

Добыча нефти

81,000 млн

90,000 млн

130,000 млн

135,000 млн

110,000 млн

Поставки на внутренний рынок

8,200 млн, плюс импорт 7,000 млн

17,050 млн

19,500 млн

25,500 млн

25,500 млн

Ресурсы на экспорт

72,800 млн

72,950 млн

110,500 млн

109,500 млн

84,500 млн

 

 


Вернуться назад