Сегодня мы проанализируем очень любопытную схизму между американской экономикой и фондовым рынком с одной стороны, и остальным миром - с другой. Если коротко, то Америка восстанавливается и готовится цвести, в их коллеги и друзья по цивилизации мрачно чахнут. Причем чем дальше, тем тоскливей.
Сейчас я предоставлю коллегам кое-какие доказательства, а затем мы поразмышляем над этим необычным феноменом.
Начнем с дорогих моему сердцу картинок. Конор Сен, финансовый аналитик портала Manyainville Media, берет срез текущего состояния американской экономики по четырем ключевым параметрам: ВВП, рынок недвижимости, уровень спекулятивных ожиданий на бирже и пузырь высоких технологий, и приходит к однозначному выводу об окончательном и бесповоротном завершении восстановительного этапа после обвала 2008 года.
ВВП США сегодня вернулся и даже превзошел пиковое значение докризисного уровня:

Ипотечный индекс NAHB, который традиционно (и заслуженно) считается одним из самых надежных предваряющих индикаторов (то есть способных предвосхищать ключевые изменения в развитии фондового рынка), не просто достиг абсолютного минимума и обвалился глубже, чем на пике ипотечного кризиса 1991 года, но и продемонстрировал целый букет сигналов полного истощения и смены тренда:

На графике помимо индекса NAHB (синяя линия) мы видим, как количественный показатель строительства новых домов (красная линия) пробил все линии сопротивления и устремился вверх - к точке исторического равновесия, который приходится на уровень 1000-1200 пунктов.
Итак, ипотека также символизирует о переходу к нормализации. Третий критерий - мера спекулятивных ожиданий на рынке. В качестве ориентира Конор Сен предлагает использовать очень тонкий индикатор: доходность облигаций с рейтингом B, которая рассчитывается Bank of America Merrill Lynch:

Облигации с рейтингом B - это последняя «предмусорная» категория корпоративного и муниципального долга. Напомню походу дела существующую шкалу, которую всегда полезно держать в памяти всякому антрепренеру и предпринимателю:
Категория высшего класса (Prime) включает в себя облигации с рейтингом ААА;
Категория высокого класса (High Grade) включает АА+, АА и АА-;
Категория среднего класса верхнего уровня (Upper Medium Grade) включает А+, А, А-;
Категория среднего класса нижнего уровня (Lower Medium Grade включает BBB+, BBB, BBB-;
Категория спекулятивных бумаг неинвестиционного класса (Non-Investment Grade Speculative) включает BB+, ВВ, ВВ-;
Категория высоко спекулятивных облигаций (Highly Speculative) включает В+, В, В-
Категория существенного риска дефолта (Substantial Risks) включает ССС+;
Категория предельного риска дефолта (Extremely Speculative) включает ССС;
Категория неминуемого дефолта (Default Imminent) включает ССС-, СС и С;
Категория облигаций в состоянии дефолта (In Default) включает DDD, DD и D.
Итак, на графике доходности высоко спекулятивных облигаций категории В мы видим, что сегодня она находится там же, где была в период стабильной экспансии экономики и биржевого роста - с 2004 по 2008 годы, то есть на уровне 7-7,5 %. На кульминационном взрыве, последовавшем за осенними дефолтами 2008 года, доходность этих облигаций взметнулась до 23 % - беспрецедентное значение на уровнях, более знакомых Греции и Испании.
Наконец, последний критерий, который Конор Сен выбрал для иллюстрации полноценной нормализации фондового рынка и экономики США, это состояние High-Tech пузыря. Сегодня этот пузырь находится в оптимальном состоянии, то есть почти полностью сдутым. Парадоксальным образом кульминацией этого сдутия стало фиаско позорного IPO Фейсбука, которое, судя по вопиющей наглому и циничному поведению ключевых инвесторов во главе с Цукербергом, преследовало единственную цель при выходе на биржу - жажду личного обогащения за счет прямого обмана непосвященных инвесторов.
Точно такой же, кстати, поведенческий паттерн мы наблюдали и при IPO остальных фаворитом дня - Groupon (о нем поговорим уже в завтрашнем посте!), Zynga и проч. мастера надува. В 2008 году стоимость Facebook оценивалась в пределах 2 миллиардов долларов. Ребята захотели больше, вышли на биржу пару месяцев назад и раздулись до 100 миллиардов. Сегодня от пузыря осталась уже половина и есть надежда, что в скором времени хуцпари благополучно приземлятся туда, откуда начитали.
Как бы там ни было, пузырь высоких технологий благополучно сдулся, как это уже случалось в начале нулевых годов с «доткомами». Что это сдутие означает для экономики? Во-первых, отрезвление, во-вторых, перераспределение инвестиционных капиталов из пирамидальных авантюр в более вменяемые сектора рынка. По меньшей мере - до рождения следующего пузыря.
Итак, Америка на коне, а как обстоят дела у друзей-товарищей? Начнем с Евросоюза, хотя даже не знаю, что еще можно добавить к свинцовой туче, которая основательно затянула финансовый и экономический небосвод Склочного Континента. Разве что - пару штрихов, который в моих лично глазах выглядят самым убедительным доказательством того, что Европа стоит на краю пропасти.
Почти одновременно три одиозных чудовища (эпитет, тем не менее, не отрицает знакового звучания этих имен) - Яков Ротшильд, Джон Полсон и Джордж «Дьёрдь» Сорос - сделали могучие ставки на скорую кончину евро:
- первый (Ротшильд) через свой инвестиционный траст RIT Capital Partners закоротил европейскую валюту-мученицу на 200 миллионов долларов (130 млн. фунтов стерлингов),
- второй (Полсон) также открыл короткую позицию по евро на неоглашаемую сумму, объем которой можно лишь представить по потенциальной «второй ноге» позиции - длинной ставке на золото, которая исчисляется сотнями миллионов долларов,
- третий (Сорос) отзеркалил позицию Полсона: оба радикально нарастили позиции (судя по отчетности, поданной в SEC) по SPDR Gold Trust, крупнейшему в мире публично торгуемому биржевому фонду (ETF), завязанному на золото - Сорос довел портфель из 319 тысяч акций SPDR Gold Trust до 884 (это 88 миллионов долларов по текущей котировке), а Полсон - с 4,5 миллионов акций до 21,3 (700 миллионов долларов).
Такие вот знатные ставки против европейской валюты, да и вообще всех валют (в пользу золота) сделали столпы мировой спекуляции и хранители Старых Денег. Может быть чудовища и ошибаются, только вот у кого теперь возникнет желание занять позицию на обратной стороне рынка?

(Лорд Ротшильд как бы намекает: "Евро? Пора сливать!":)
Евросоюз, конечно, может показаться слишком уж одиозной альтернативой Америке. Возьмем лучше ее северного соседа. Канада - изумительная страна, демонстрирующая умелое управление экономикой (читайте мою мартовскую «Страну либеральных консерваторов» в Бизнес журнале), однако и ей не удается совладать с объективным прессом истории: в то время как широкий индекс американского фондового рынка - S&P 500 - сегодня практически вернулся на уровень 2008 года (1550 пунктов) -

канадский аналог индекс S&P/TSX Composite безнадежно застрял на полпути (12045 пунктов), откуда до пика 2008 года (14700 пунктов) еще как до луны:

В общем, коллеги, вы идею поняли: Америка сегодня уже восстановилась, а все вокруг нее пока даже не собираются.
Теперь - вопрос: насколько реальны шансы США самостоятельно продолжить экономический и биржевой рост в то время, как вокруг них будет рушиться остальной мир? Верите ли вы в подобную перспективу?
Для затравки дискуссии выскажу собственную точку зрения: шансы очень реальны! Но только не Америки самой по себе, а в тандеме с Китаем, который, можно не сомневаться, возражать не станет. Собственно говоря, связка США-Китай сегодня - это абсолютный и самодостаточный мир в мире. Эдакий доминирующий микрокосм. Одна страна - печатает главную валюту денег, предоставляет ценные бумаги любого уровня риска (вплоть до самых безрисковых какие только есть на земле), а также потребляет львиную долю всей произведенной продукции, вторая страна - все исправно производит! Чем не Твикс?
Вот они - другие времена! Помните слова персонажа Андрея Миронова в «Стариках-разбойниках»: «Нам цвести, а вам - тлеть!» Перифраз: Америка - остальному миру :)