Падение нефтяных цен похоже не на колебания, а на тенденцию
|
Михаил Хазин |
Родился в 1962 г. В Москве. Окончил Механико-математический факультет МГУ. Экономист, публицист. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997 – 2001 гг. совместно с Олегом Григорьевым и Андреем Кобяковым разработал теорию современного экономического кризиса.
|
Как говориться в старом бородатом анекдоте: «Ну, ужас! Но не «ужас-ужас-ужас!». Но в нашем конкретном случае, «ужас-ужас-ужасом» уже начинает попахивать. О чём это я? Да о ценах на нефть...
Для начала – чисто формальные данные. По итогам торгов в среду цены на нефть упали. Котировки американского сорта WTI в Нью-Йорке на торгах опустились ниже отметки 89 долл./барр. Минимальная цена сделки при этом составила 87,82 долл./барр. – это самый низкий показатель с октября 2011г. Похожую динамику продемонстрировал и европейский сорт Brent, по итогам торгов опустившись ниже 105 долл./барр., при этом минимальная цена сделки здесь составила 103,47 долл./барр. – это самый низкий показатель с декабря 2011г. А если ещё учесть, что это стоимость фьючерсов, то есть спекулятивных ценных бумаг, а реальная нефть торгуется с дисконтом, – всё это начинает выглядеть для нас несколько тревожно.
Собственно, тревожность-то только в одном: это что -- просто локальное колебание цены, которое завершится новым ростом, или начало новой глобальной тенденции? Если последнее, то очень страшно, поскольку наш бюджет «закрывается в ноль» при цене уже выше 100 долларов за баррель. Ну, ладно, если речь идёт о нескольких месяцах, то у нас есть резервные фонды. А если это «всерьёз и надолго»?
И вот тут, собственно, возникает естественный вопрос. А почему, собственно, мы считаем, что рост цен на нефть – это её естественное состояние? Почему при падающей мировой экономике она должна расти? На самом деле, конечно, нет: потребление нефти в мире сильно расти не должно, соответственно, на реальном рынке спроса и предложения её повышение может быть вызвано только инфляционными процессами. Которые, конечно, повыше, чем говорится в официальных сообщениях, но всё-таки не настолько выше, как нам показывают цены на нефтяные фьючерсы.
Раньше, до 2008 года, рост цен на нефтяные фьючерсы был вызван во многом притоком спекулятивных денег, ведущих своё происхождение от стимулирования частного спроса. Кредитная эмиссия обеспечивала постоянную необходимость в росте финансовых активов для их «связывания» – и нефтяные фьючерсы тут были ничуть не хуже других активов. Даже лучше, поскольку что такое нефть, все, в общем, знают, в отличие от каких-нибудь высокотехнологических акций.
После осени 2008 года началась эмиссия денежная, тут тоже всё было понятно. Более того, для нефти дела даже стали обстоять лучше, поскольку выросли риски и очень многие конкуренты нефти выпали из пула активов, куда принято вкладывать спекулятивные деньги – неудача «Фейсбука» тому типичный пример. Но что сегодня-то случилось? Почему нефть вдруг пошла вниз?
Скорее всего, дело в том, что последняя крупная эмиссия в мире была уже достаточно давно – 29 февраля 2012 года, когда расстарался Европейский центробанк. Как говорят некоторые эксперты, действие эмиссии на рынки сегодня имеет срок около трёх месяцев – по их истечении нужна повторная эмиссия, иначе рынки начинают естественным образом припадать. Поводов для этого современная экономика даёт много – от макроэкономики до конкретной статистики отдельных предприятий, – но пока денег много, на это никто не обращает внимания. А вот как только приток средств на спекулятивные рынки приостанавливается – начинаются проблемы. Как сейчас.
И, в общем, нет никаких оснований считать, что этот спад сам собой остановится. Спекулятивная надбавка к цене на нефть очень велика, спрос не растёт, производства останавливаются. В такой ситуации могут быть только локальные откаты на, как говорят спекулянты, общем «пути на юг», но серьёзного восстановления цены на нефть быть не может. Нужна новая массированная эмиссия, сотни миллиардов долларов, как минимум. И откуда её можно взять?
Реально, есть два источника: ЕЦБ и ФРС США. Первому деньги нужны – поскольку банковская система ЕС находится в сложном положении, ей ещё нужно увеличивать собственные капиталы, так что лишние полтриллиончика ей бы не помешали. Но есть политические мотивы, которые пока останавливают активность ЕЦБ. Впрочем, если выборы в Греции закончатся неудачно и эту страну придется выводить из зоны евро, под это дело недостающие средства допечатают. Это нам даст ещё три месяца роста цены. Желательно, конечно, чтобы это произошло побыстрее, чтобы нефть пошла в рост с более высоких позиций.
А вот ФРС, судя по всему, пока тормозит. Это понятно – новый раунд эмиссии может стимулировать экономику под выборы, что даст очки Обаме, однако неизбежный рост цен на бензин с него очки снимет. И как в его команде будут считать эти очки – вопрос, который к экономике никакого отношения не имеет. Хотя, общая стагнация и падение фондового рынка, скорее всего, вынудят руководство ФРС начать новый раунд эмиссии, особенно если ЕЦБ попытается ещё потянуть время (декабрьская и февральская эмиссии евро здорово поддержали и американские рынки).
Но в любом случае – это два раза по три месяца. А, быть может, и меньше, поскольку, скорее всего, эмиссия ФРС будет минимальной, не более 500-600 миллиардов долларов и направлена она будет на компенсацию выпадающего частного спроса. То есть деньги через бюджет попадут к наиболее бедным слоям населения и непосредственно в сбережения не пойдут. Разумеется, рано или поздно они попадут в банки и другие финансовые институты, но времени может пройти достаточно много, и прямого и быстрого эффекта на нефтяные цены может от этой эмиссии и не быть. А дадут ли Бернанке сделать более крупную эмиссию, под триллион – это большой вопрос. Причём ответ на него, скорее всего, отрицательный.
В общем, ситуация для нас складывается, скорее всего, не самая веселая. Даже в самом оптимистичном варианте развития событий существенно роста цен на нефть ждать не приходится, и при этом рост этот будет всего несколько месяцев. И даже если затем эмиссия на Западе будет продолжена, всё равно она уже будет происходить на фоне существенно выросшей инфляции, которая для нашей импортной с точки зрения потребления экономики будет, быть может, ещё более опасна, чем чистое падение цен на нефть.
В общем, картина выглядит достаточно мрачно, и мысли об «ужас-ужас-ужас», я думаю, приходят в голову чиновников всё чаще.
Опубликовано: worldcrisis.ru
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: