4 такт. Система Метаочагов
Отныне пространство само по себе и время само по себе становится лишь тенями, и только некоторое соединение их обоих сохраняет независимое существование.
Г. Минковский
Третий такт был, пожалуй, окончанием периода относительно автономного развития как Египетского, так и Месопотамского очагов цивилизаций. Ханаанеи и хетты, проникшие в Левант после 2000 г . до н. э., сыграли роль активных посредников-торговцев, через которых осуществлялись взаимовлияния Египта и Двуречья. Образование же стабильного хеттского государства в XV в. до н. э. закончило строительство своеобразного моста через Северную Сирию, связавшего оба очага торговыми путями, и значительно повысило значение Палестины.
Естественную изоляцию Египта нарушили гиксосы, родственники ханаанеев, вторгшиеся в страну и правившие долиной Нила в 1640-1570 гг. до н. э. Будучи кочевниками, они познакомили египтян с лошадьми и колесницами, а также с принципами ведения наступательных войн. Нарушение условной замкнутости Египта привело к возникновению возможностей дальнейшего, значительно более интенсивного развития. Освободившись от владычества гиксосов, Египет вошел в очередную стадию развития, именуемую Новым царством. Процветание и усиление страны на фоне заметного ослабления традиционного египетского консерватизма шло в русле строительства военной империи. Первыми плодами новой формы развития стало покорение Эфиопии (XVI в. до н. э.) и установление египетской гегемонии в Сирии (около 1500 г . до н. э.). Вступая в политические и торговые связи с окружающими народами, Египет начинал претендовать на господство над ними. Усиление военной мощи приводило, естественно, к тому, что на обитателей стран к востоку и к югу от Нильской долины египтяне, в конце концов, стали смотреть как на своих потенциальных данников.
С наступлением четвертого такта Египет ощутил и другие результаты ослабления архаичной традиционности. Событие, не имевшее ранее прецедента, кардинальная религиозная реформа, ставящая своей целью введение нового, монотеистического культа взамен традиционного, насчитывающего к тому моменту более 2000 лет непрерывной истории, была предложена Аменхетепом IV, пришедшим к власти в первой четверти XIV в. до н. э. Фараон был как творцом, так и куратором нововведений. Культ Атона, получивший распространение при его предшественнике, был введен вместо культа известного с XXI в. до н. э. и ставшего впоследствии всеегипетским Амона-Ра. Аменхетеп IV принял имя Эхнатона, вслед за чем запретил официальное служение в прежних храмах, уничтожил письменные указания на Амона и даже надписи, содержащие понятие боги , дабы исключить само допущение множества богов. Не проводя тождества между Атоном и Ра и отличая нового бога от видимого материального Солнца, Эхнатон трактовал новый культ как обожествление коренного качества, коим выступал жар, находящийся во всех проявлениях жизни (4, т.2, с.41). Печать индивидуальности фараона лежала на всех аспектах этой реформы, будь то разработка нового ритуала, строительство города Атона или возведения основных храмов. Грандиозность замысла не имела ничего общего с его реализацией. Сразу после смерти основателя нового культа началась контрреформация , организованная старым жречеством, поспешившим вернуть себе старые позиции. Функционирование старых храмов было восстановлено, завершена повторная смена имен, имя фараона Эхнатона уничтожено, а наследник верховной власти переименован в соответствии с традицией. К 1350 г . до н. э. старая религия в Египет восторжествовала. Религиозные революции внутри страны затмили опасность усиления Хеттского государства, пик которого приходился на время правления царя Суббилулиума (1380-1346 гг. до н. э.). Около 1340 г . до н. э. пала независимая Арзава. Территория, фактически контролируемая хеттами, расширялась. Египет терял контроль над рудниками Синая, ливанскими лесами и территорией Финикии. Ассирия, попавшая в зависимость от Митаннийского царства и Вавилонии, начиная с XIV в. до н. э. крепла, накапливая военную и экономическую мощь, начинала вести самостоятельную политику, расширяясь территориально. Битва при Кадеше продемонстрировала равенство шансов на владение мостом в Месопотамию и египтян, и хеттов, а упорное сопротивление нубийцев не давало возможности продвинуть южную границу египетских завоеваний дальше 5-го порога Нила.
Четвертый такт для Двуречья характеризовался, прежде всего, временным ослаблением Вавилонии, подпавшей под власть касситов около 1400 г . до н. э., и усилением государства Митанни, продлившимся вплоть до 1370 г . до н. э. В Ассирии наступал т.н. среднеассирийский период. И Митанни, и Ассирия, и Вавилония благодаря посредничеству кочевников самостоятельно осуществляли сношения с Египтом. Пытаясь заручиться поддержкой Египта перед лицом растущей опасности со стороны стремительно усиливающихся соседей, в 1320 г . касситский царь предпринял попытку заключить брак с внучкой Нефертити, но получил отказ. Вплоть до середины XIV в. до н. э. сохранял свою самостоятельность Элам. Подобный паритет сил, своеобразное состояние неустойчивого равновесия и кажущаяся автономия государственных структур не могли продолжаться долго. Ассирия, правители которой приняли титул царей, постепенно подчиняла своему влиянию Вавилонию, не прекращая прикладывать усилия по неуклонному покорению Северной Месопотамии. Возвышение Ассирии сопровождалось выдвижением на первый план Ашшура как верховного божества, получившего титулы и эпитеты Энлиля одного из самых древних и почитаемых в Месопотамии богов. В целом, начиная приблизительно с 1400 г . до н. э. максимальным влиянием на окружающий мир становилось влияние Междуречья (13, с.115). Официальный Египет использовал клинопись, авторитет древних городов торговых и культурных центров, расположенных на стратегически важных путях, рос. Все эти факты указывали на место будущих решений территориально-политических вопросов. После разгрома хеттами государства Митанни и окончательного оформления Ассирии позиционное противостояние предрекало непосредственное военное столкновение.
Развитие наук и как следствие повышение технических возможностей привели к переориентации египетского строительства. Четвертый такт отмечен возведением храма в Карнаке и храма Абидоса (XIV XIII вв. до н. э.), а несколько позднее был возведен комплекс Абу-Симбел. На смену традиционному, ведомому жречеством, преимущественному возведению объектов религиозного назначения пришло строительство, имевшее своей целью решение насущных экономических задач. Работы по модернизации и расширению ирригационной системы, а также по улучшению водных торговых путей вышли на первое место в Египте. Заслуживающим внимания достижением стала прокладка канала, связавшего Нил с озерной системой, явившегося первым шагом на пути создания будущего Суэцкого канала между Средиземным и Красным морем. Район Красного моря рассматривался в качестве перспективных торговых и военных путей, нубийское золото, товары Аравийского полуострова и верховьев Нила играли заметную роль в импорте. Для оценки силы египетского влияния и поиска новых возможностей торговой и военной экспансии была организована целевая экспедиция к Красному морю.
В Двуречьи четвертый такт стал, прежде всего, временем расцвета астрономии. Начиная с 1400 г . до н. э. составляются и упорядочиваются серии различных предзнаменований. Появление солнечных часов около 1300 г . до н. э. или даже раньше, вскоре после 1450 г . до н. э. открыло новые возможности в вопросах интерпретации времени. Изобретение клепсидры овеществило процесс контроля промежутков времени и открыло возможности по созданию новых стандартов времени. Финальный период составления Ниппурских таблиц совпал с кодификацией в Двуречьи астрономической троицы : Луна, Солнце, Венера.
В Индии четвертый такт отмечен полным упадком культуры Хараппы (поздней Хараппы) как результатом сокрушения ее, начиная ориентировочно с 1750 г . до н. э. племенами ариев, продвигавшимися с запада на восток и подчинявшими себе всю Индскую долину. Следы непрекращающегося процесса государственной организации в среде коренного населения Индостана заметны лишь отчасти на примере государства Бхаратов, возникшего в верхней части долины Ганга. Разрыв имевшихся связей между Месопотамией и долиной Ганга, произошедший до вторжения арийских племен, повысил степень замкнутости Индийского очага цивилизации. Незначительное движение изолированной культуры на северо-запад и вверх по течению Инда не могло нарушить регрессивной стабильности региона. Уменьшение потенциальных возможностей интенсивного развития привело к эволюционированию этой системы в сторону ослабления, хаотичности и как результат завершилось распадом, в котором вторжение извне сыграло решающую, но отнюдь не самую главную роль.
В Китае к четвертому такту уже существовало государство под властью династии Шан. Последняя столица Аньян основанная согласно традиционным источникам Пань Гэном в XIV в. до н. э. (2, с.20), просуществовала вплоть до вторжения племен Чжоу. В 1401 г . до н. э. династия Шан сменила свое имя на Инь. Возникновение государственной структуры в долине Хуанхэ последнего первичного очага, самобытного и самостоятельного (14, с.271) сопровождалось, как и во всех предыдущих процессах организации очагов цивилизации, появлением памятников древней письменности, а также разработками принципов числовой записи (15, с.12). К этому же времени относится фиксированные надписями на гадательных костях ранние мифологические персонажи, а также упорядоченное использование китайцами дня, недели, месяца и года.
Анализируя рассмотренный выше период с момента появления первых очагов цивилизаций в Двуречьи и Египте до момента полного структурного оформления Китайского очага следует отметить как определенные региональные закономерности, так и различия, относящиеся не к общему алгоритму происходившего процесса, но к своеобразию очагов.
Прежде всего, чувствуется некоторая разъединенность, полярность расположения всех четырех очагов, причем точкой геометрического равновесия можно наметить восточную оконечность Иранского нагорья или 65 в.д. Египет и Двуречье относятся к зоне Ближнего Востока; Индия и Китай к зоне Дальнего Востока. Все очаги расположены в бассейнах рек, но ирригационное земледелие в ранние периоды развития было широко развито лишь в Египте и Двуречьи; в Китае, в долине Хуанхэ оно начало практиковаться значительно позже, а жители долины Инда вовсе не практиковали искусственного орошения (16, с.70). Разница заметна и в характере самих рек. Все четыре реки в зонах функционирования очагов цивилизаций удовлетворяли основным условиям расположения и объема стока, рассмотренным выше. Однако умеренные разливы Нила и эпизодические экстраординарные разливы Тигра и Евфрата не были аналогичны разливам Инда и Хуанхэ, зачастую приводившим к затоплению громадных площадей, изменению русла и погребению под иловыми наносами и земледельческих поселений, и плодородных участков долины.
Явно выражена также последовательность организации очагов, при которой раньше оформились западные Египет и Двуречье и после восточные Индия и Китай. Возможности связи между очагами также были различны: Египет и Двуречье, начавшие взаимные контакты достаточно рано, были разделены территориями, проходимыми для кочевников, торговых караванов и дипломатических миссий. Образование хеттского государства в XV в. до н. э., что означало освоение территорий, лежащих между соседними очагами цивилизаций, привело к налаживанию устойчивого контакта между ними. Индия и Китай были разделены неприступными Гималаями. Не исключено, что отдельные спорадические контакты были возможны между ними и во времена 4-го такта, однако факт налаживания торговых и дипломатических связей через горные перевалы и территорию Тибетского нагорья достоверно фиксируется в значительно более позднее время.
Нюансы, к которым можно отнести различные направления преимущественного вторжения кочевников (Египет и Двуречье с севера и с востока; Индия и Китай-с севера и с запада), уровень мореплавания (Египет и Двуречье достаточно развит; Индия и Китай на зачаточном уровне), взаимное расположение (Египет-30 , Двуречье 45 , расстояние около 15 ; Индия-70 , Китай-105 , расстояние около 35 ) и др. в сумме с вышеперечисленными основными различиями и сходствами дают возможность попарного рассмотрения этих очагов цивилизаций (Египет + Двуречье и Индия + Китай) пользуясь понятием Метаочага как макросистемы, включающей в себя оба идентичных образования.
Оперирование понятиями Метаочагов дает возможность одновременного анализа как общих закономерностей, так и своеобразных особенностей, присущих только тому или иному макрообразованию. Основные принципы, дающие достаточные основания для введения методики рассмотрения исторических процессов по Метаочагам даны выше. Для воссоздания динамической картины функционирования Метаочагов необходимо последовательно рассмотреть все стадии их жизни, а именно: возникновение, созревание переходного звена и гибель. Теории переходных звеньев будет посвящена отдельная глава; анализ же системы Метаочагов стоит начать с их возникновения.
Временем рождения Западного Метаочага (Египет + Двуречье) является время второго такта XXVIII в. до н. э. Именно с этого момента возможно рассмотрение происходящих процессов не только с точки зрения каждого очага в отдельности, но и комплексно в масштабе всего Метаочага. Подобное утверждение справедливо также и для Восточного Метаочага (Индия + Китай), временем рождения которого является четвертый такт XIV в. до н. э. Границы же Метаочагов, ограниченных географически, кроме наглядного изображения требуют краткого описания.
Граница Западного Метаочага, представляющая круг, проходит по точкам, несущим известную смысловую нагрузку в плане исторической географии. Ими являются: юго-восточное побережье Аравии и Баб-эль-Мандеб (впоследствии полоса прибрежных аравийских стран), верховья Нила (Нубия, Эфиопия), побережье Северной Африки (Карфаген), Апеннинский п-ов (южная граница Этрурии, Рим), северная оконечность Адриатического моря и Хорватия (граница максимального продвижения турок-османов), верхнее течение Днепра (граница Украины и России), северная оконечность Каспия (Хазария), юго-западная оконечность Аральского моря (Хорезм), Иранское нагорье (восточная граница государств Ахеменидов, Селевкидов, Сасанидов, Мидии и т.д.). Меридиональный диаметр около 53 (от 9 до 62 градуса в.д.). Границы Восточного Метаочага определяются: восточное побережье Китая (Шанхай), южная часть Сиамского п-ова (Кхмерская империя), граница Северного и Южного Вьетнама, условная граница Центральной и Южной Индии (южная граница государства Ашоки и Делийского султаната), дельта и долина Инда (культура Хараппы), Запад Тибетского нагорья (Кашгар, Джунгария, западная граница Китая), Алтай (граница влияния ламаизма, граница Китая и Монголии с Россией), нижнее течение Хуанхэ (резиденция Шан, граница Кореи и Китая). Меридиональный диаметр тот же около 53 (от 68 до 121 градуса в.д.). Графическое изображение Метаочагов на карте более наглядно: два круга равного диаметра, почти полностью включающие в себя территорию древнего мира.
Метаочаги представляют собой также зоны влияния очагов цивилизаций как наиболее мощных образований. Стоит отметить, что Египет и Двуречье располагаются близко к центру Западного Метаочага, тогда как Индия и Китай расположены в пограничных зонах Восточного Метаочага. Так или иначе, но гипотетические центры Метаочагов располагаются между двумя определяющими Метаочаг центрами цивилизаций. Влияние же самих очагов в пределах Метаочага, независимо от взаимного расположения очагов, убывает по мере удаления рассматриваемого района от центра Метаочага и практически сводится на нет за пределами последних.
Что касается границы, разделяющей Метаочаги, то ее суть значительно глубже результата геометрического построения.
У А. Дж. Тойнби встречается ссылка на Ч. Элиота, утверждавшего в одной из работ, что идеи имеют свои естественные границы . В качестве подобной границы он указывает на границу между Месопотамским и Индийским очагами цивилизаций на условную линию меридиана 65-го градуса восточной долготы (17, с.216). Действительно, границей стал не Загрос горная цепь, отделяющая иранское плато от равнин Месопотамии, не массив Иранского нагорья, а район Сулеймановых гор. На этот факт указывается и в иных источниках, причем в них так же фигурирует 65-й градус в.д. (18, с.153). Сообразно теории Метаочагов, в этом районе проходит граница Восточного Метаочага. Историю же образования этого разделения следует осветить особо в связи с процессом вторжения арийских племен.
К четвертому такту относится процесс системного порядка, заключающийся в движении арийских племен, которое было очередной фазой продвижения индоевропейцев в зону развития первичных исторических образований. Это движение, обусловленное двумя основными противоположно направленными потоками, и определило в дальнейшем границу, разделяющую Метаочаги. Появление племен ариев в северном Иране, получившем свое название как земля ариев, относится к времени второго такта (XXVIII в. до н. э.). Именно оттуда арии начали свое продвижение в двух направлениях: западном и восточном. Поток, устремившийся на запад, проложил себе путь по территории Ирана и Митанни, достигнув Сирии и Палестины. В восточном направлении арии двигались через территорию Ирана, Афганистана, достигли долины индского Семиречья и были приостановлены пустыней Тар, лежащей к востоку от Инда. Судьба западных и восточных ариев сложилась по-разному. В Месопотамии арии, преимущественно мужчины, сформировали правящую верхушку ряда государств. Следы этого процесса заметны по митаннийским археологическим материалам и документам времен 4-го такта (16, с.86), а также по некоторым чисто языковым конструкциям того времени, называемым митаннийским арийским языком (19, с.429-430). Касситы, временно подчинившие себе Вавилонию приблизительно в то же время, были родственными ариям индоевропейцами. Путем смешанных браков арии достаточно быстро ассимилировали и растворились в общей массе населения Двуречья. Впрочем, традиция возведения своей родословной к ариям как к наиболее благородным сохранилась и позднее, о чем свидетельствует упоминание Дарием в своей родословной того, что он ариец, сын арийца (20, с.72).
Более поздний восточный поток арийских племен достиг долины Инда и завершил историю культуры Хараппы окончательным разгромом последней. Ряд исследователей, опираясь на данные исследований костных останков, считает, что население долины Инда погибло в основном от наследственных недугов, вызванных тропической малярией. Арийцы же, согласно подобному мнению, обладали иммунной защитой от подобного заболевания. В то же время, имеющаяся информация об общении пришельцев с местным населением позволяет утверждать их роль как сокрушителей оставшихся поселений культуры Хараппы. Отличие результата вторжения ариев в Восточный Метаочаг от проникновения в Месопотамию заключалось, прежде всего, в том, что они не ассимилировали. Напротив, арии заложили основы будущей индийской культуры. Авеста и Ригведа, священные книги ариев, имеющие общие корни, послужили основой развития зороастризма в зоне Западного Метаочага и ведической культуры в зоне Восточного Метаочага. Вслед за арийским завоеванием долины Инда начинается появление новых государственно организованных исторических структур как в долине Инда, так и в верховьях Ганга. Четвертый такт в Индии завершался поступательной колонизацией на восток, по течению Ганга, в сторону наиболее благоприятных условий для ведения хозяйства. Осваивая новые территории, арийцы двигались в пределах Индо-Гангской долины, которая и до сего дня осталась самой населенной областью Индостана.
Подводя итоги четвертого такта в масштабе Метаочагов, следует отметить еще целый ряд фактов, имеющих большое значение для развития рассматриваемых регионов.
XIV в. до н. э. отмечен проникновением в Палестину семитских земледельческих племен, образовавших впоследствии государство Израиль, которые постепенно вытесняли из зоны своих жизненных интересов мореходов-филистимлян. В Южной Аравии возникло Минейское государство, на территории Пелопоннеса расцвета достигло Микенское царство. Культура Крита, как и множество мелких племенных образований расположившихся на островах Эгейского моря (Родос и др.), была сметена ахейскими племенами около 1400 г . до н. э., а дворец в Кноссе разрушен. Северная Месопотамия, в которую начинают проникать вооруженные отряды с территории Ирана, подчиняется Ассирии. В западных пределах зоны Западного Метаочага начинается наступление народов моря . Киммерийцы, пришедшие с севера, принесли на Ближний Восток секреты прогрессивной обработки бронзы, а хетты секреты железоплавильного производства. На территории Западного Метаочага сформировались алфавитные системы письма: финикийское, около 1400 г . до н. э. критское линейное (6, с.205), к 1350 г . до н. э. т.н. синайское (21, с.57). К тому же времени, по всей видимости, следует отнести закладку Иерусалима, что по различным оценкам (Даннеман, Брэстед и др.) датируется концом XV началом XIV в. до н. э.
В зоне Восточного Метаочага Индия и Китай, отстававшие в развитии от Египта и Двуречья, находились в процессе совершенствования и системного усложнения государственных структур. Насчитывавшая более 700 лет истории культура Хараппы не оставила заметного следа в истории Древней Индии. Впоследствии историческую литературу заменила Ригведа и другие книги эпоса. Долина Ганга с деятельностью поселенцев-арийцев только начинала цивилизованное развитие. К неопределенности ранних периодов истории китайского очага следует отнести возможное правление не идентифицированной достоверно династии с 2852 г . до н. э., мифическая эпоха правления пяти совершенномудрых государей древности (XXIII XXI вв. до н. э.) и практически не оставившее историко-археологических источников правление династии Ся с 2205 г . до н. э. (22, с.31). Археологически обоснованным фактом может отчасти служить лишь датировка финальной фазы развития культуры расписной керамики не позднее 2000 г . до н. э. которой придерживается большинство исследователей ранней истории Китая ( в частности 23, vol. 4, p. 300). Вплоть до четвертого такта отсутствие сношений между Индией и Китаем вследствие пространственной неразвитости и географических условий расположения остается определяющим в истории Метаочага. Раздробленность и этническая пестрота местных индийских и китайских структур вплоть до сегодняшнего дня не дают возможности для отыскания обширного фактического материала. Конкретную ссылку можно сделать лишь на факт наличия в течение исторически короткого времени связи долины Инда с долиной Двуречья, без которого скрупулезный анализ обоих структур был бы невозможен (24, с.4), но это больше относится к нюансам Западного Метаочага.
Заключением может служить акцентирование внимания на том, что основным наполнением времени четвертого такта следует считать окончание формирования Восточного Метаочага, в результате чего построение общей системы Метаочагов было завершено.
Источник: www.gumer.info.
Рейтинг публикации:
|