ЧАСТЬ 3
КОНСПЕКТЫ, ФРАГМЕНТЫ,
ЧЕРНОВИКИ, ПИСЬМА
83.12.06
"ОТВЕТ НАШИХ СЛАВНЫХ ОБЩЕСТВОВЕДОВ"
Из "Философских тетрадей" В.И.Ленина:
"Нельзя вполне понять "Капитала" Маркса и особенно его 1 главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя!"
Из предисловия доктора философских наук
З.М.Оруджева к книге В.А.Вазюлина
"Логика "Капитала" К.Маркса"
(Издательство МГУ, 1968г.):
"Автор поставил перед собой задачу во всех аспектах сопоставить логику "Капитала" К.Маркса с гегелевской "Наукой Логики", с целью показать как соответствие логики "Капитала" гегелевской, так и ее превосходство над последней. В целом это весьма актуальная и трудная задача, за которую пока, можно сказать, еще никто не брался, автором выполнена.
Однако автор недооценил другой стороны дела и не довел выполнение своей задачи до самого конца. По большей части он излагает Логику "Капитала" в терминах "Науки логики" Гегеля, по-видимому, для того, чтобы показать их известное совпадение. Он вводит в оборот непривычные для современного читателя слова и выражения, в которых когда-то заявила о себе гегелевская философия. И хотя мы уже усвоили довольно много рациональных терминов и выражений немецкой классической философии (например, "вещь в себе", "антиномия", "бытие в чистом виде", "априоризм", "переход количества в качество и обратно", "отрицание отрицания" и т.д.) нам все еще довольно трудно уловить содержание положений, изложенных на языке великого предшественника марксистской философии".
83.11.18 – 12.13
{ИЗ ТЕЗИСОВ О ТЕОРИИ РЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИЗМА}
Каковы главные черты нового способа производства, выходящего из пламени исторических битв, отряхивающего прах старого мира?
Важнейшая из них – превращение отношений собственности в общественную производительную силу (то, что принято называть "установлением общественной собственности на средства производства"). Повторим еще раз, что речь идет не просто о победе нового типа отношений собственности над прежним. Здесь мы сталкиваемся с качественно новым типом перехода между формациями.
Отношения собственности утрачивают в этом переходе роль сущностной границы способа производства, определяющей всю систему его производственных отношений. Теперь они уже сознательно используются в качестве новой общественной производительной силы. В этом качестве отношения собственности дают уникальную возможность мобилизовать производительный потенциал общества как целого, впервые подчинить эту мощную силу целям производства. Одновременно, где и когда это необходимо и уместно, там и тогда становится возможным использовать различные адекватные задаче и ситуации типы отношений собственности в качестве общественных производительных сил. Можно только догадываться о реальном разнообразии таких типов, которые, вероятно, могут быть связаны с социальными целостностями различных видов и уровней: ассоциациями, территориями, организациями и т.д. – вплоть до непосредственного достояния всего человечества.
Вторая основная черта нового способа производства относится к материальной базе общества, доминирующему типу средств производства. Человеческий труд, а вместе с тем и человек как таковой уйдут из сферы материального производства. Функционирующие в ней гибкие автоматизированные средства труда будут компактными, децентрализованными, экологически чистыми. Мучительные сегодня проблемы специализации и невероятно усложнившихся кооперационных связей, вызванные к жизни крупномасштабным узкоспециализированным производством, умрут вместе с ним. Исчезнет усиливающееся давление на социальную сферу громады административно-технологических отношений. Наконец, исчезнет проклятье отчужденного труда. "...Историческое назначение капитала будет выполнено тогда,... когда прекратится такой труд, при котором человек сам делает то, что он может заставить вещи делать для себя, для человека" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, стр.280).
Но что же составит в этих условиях основное содержание человеческой деятельности?
Человек становится опосредствующим звеном между сферой материального производства, основой своего существования, по отношению к которой он отныне выполняет только функцию развития, и сферой общественного сознания, совокупного духовного богатства общества, являясь одновременно его субстанцией и субъектом.
От воспроизводства средств производства мы переходим к новому типу общественного воспроизводства – воспроизводству человека.
* * *
Созданная К. Марксом политэкономия капитализма по форме была аналогична классическим естественным теориям в том отношении, что изучала объективные законы взаимодействия производительных сил и капиталистических производственных отношений, взаимодействия, хотя и отражаемого в различной степени общественным сознанием, но в целом не подвластного ему.
Исследователям, не потерявшим здравого смысла, давно было понятно, что все ухищрения скроить экономическую теорию социализма по образцу и подобию политэкономии капитала не более перспективны, чем попытки нерадивого ученика, пишущего сочинение на тему "Образ Павла Корчагина", списать его у отличника-соседа по парте, избравшего тему "Лишние люди". Теперь же можно точно выразить, в чем здесь состоит проблема.
Предмет экономической теории социализма – уже не объективная диалектика формы и содержания производства, а диалектика, опосредствованная общественным сознанием, и в первую очередь – такой его формой, как марксистская теория. Желающие сохранить политэкономию социализма в классической форме теории, изрекающей некие "законы", должны ясно осознавать, что она обязана тогда быть метатеорией, т.е. среди ее объектов, закономерную связь которых она устанавливает, наряду с производительными силами, производственными отношениями и т.д. совершенно равноправно должны фигурировать теории и другие формы, отражающие активную роль общественного сознания.
Но гораздо более естественным и перспективным путем представляется придание экономической теории реального социализма не дескриптивной, а конструктивной, нормативной формы. Эта теория должна не описывать, а предписывать, ее законы должны быть законами строительства, нормативными моделями, проектами конкретных этапов развития хозяйственного механизма.
Кроме того, ранее было показано, что она должна иметь дедуктивную форму. С учетом этого требования возникает совершенно ясная картина.
Теория реального социализма будет представлять собой последовательность нормативных теорий (моделей), каждая из которых будет отражать вполне определенный этап диалектического развертывания, разрешения основного противоречия реального социализма. Эта теория будет одновременно работать как "логический телескоп" и как "логический микроскоп". В качестве первого она позволит на много десятилетий вперед предвидеть существо и социально-экономическую форму предстоящих этапов коммунистического строительства. В качестве второго – представить содержание любого из этих этапов с той степенью конкретности и детальности, с какой это будет вызываться практическими потребностями строительства социализма.
Это именно та органичная форма, обретая которую, теория из средства объяснять мир превращается в средство изменять его.
Невозможность существования этой теории в традиционной форме пространных рассуждений очевидна. По поводу социализма написано так много, что на каждую строчку "Капитала" давно приходится увесистый том; тем не менее "Социал" так до сих пор и не создан. Конечно, это обстоятельство в известной мере отражает непонимание частью авторов теоретического существа проблемы. Но даже гений масштаба Маркса не сможет уместить теорию реального социализма, развитую с полнотой и детальностью "Капитала", ни в десять, ни в сто, ни в тысячу томов. "Капитал" – это введение в теорию всего-навсего одной социально-экономической формы. Социализм, начиная с этапа превращения общественной науки в производительную силу – это последовательная стремительная смена все более усложняющихся социально-экономических форм, каждая из которых не менее сложна, чем форма капитала.
Подобная теория, служащая средством сознательного преобразования общественного бытия, скорее должна быть заключена в совершенно непривычную для сегодняшних теоретиков форму, отдаленным прообразом которой могут служить системы автоматизированного проектирования, конфигурационного управления, концептуальные автоматизированные базы данных и т.п.
Превращение общественной науки в непосредственную производительную силу и означает создание подобных специальных средств социального проектирования.
84.12.11
К. МАРКС ОБ "УНИЧТОЖЕНИИ ТРУДА"
"...Труд есть лишь выражение человеческой деятельности в рамках отчуждения, ... разделение труда есть не что иное, как отчужденное полагание человеческой деятельности..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, стр.140)
"Труд кажется совершенно простой категорией. Представление о нем в этой всеобщности – как о труде вообще – является тоже весьма древним. Тем не менее "труд", экономически рассматриваемый в этой простой форме, есть столь же современная категория, как и те отношения, которые порождают эту простую абстракцию". (Соч., т.12, стр.729-731).
"При всех прошлых революциях характер деятельности всегда оставался нетронутым, – всегда дело шло только об ином распределении этой деятельности, о новом распределении труда между иными лицами, тогда как коммунистическая революция выступает против существующего до сих пор характера деятельности, устраняет труд..." (Первая глава "Немецкой идеологии". Новое издание, стр. 31-3276)
"Труд есть та сила, которая стоит над индивидами; и пока эта сила существует, до тех пор должна существовать и частная собственность". (стр.45).
"Превращение личных сил (отношений), благодаря разделению труда, в силы вещные ... может быть уничтожено ... только тем, что индивиды снова подчинят себе эти вещные силы и уничтожат разделение труда." (стр.59).
"... Пролетарии, чтобы отстоять себя как личности, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования, которое является в то же время и условием существования всего предшествующего общества, т.е. должны уничтожить труд" (стр.62).
"Таким образом, на одной стороне – совокупность производительных сил, которые приняли как бы вещную форму и являются для самих индивидов уже не силами индивидов, а силами частной собственности... На другой стороне находится противостоящее этим производительным силам большинство индивидов, от которых оторваны эти силы...
Единственная связь, в которой они еще находятся с производительными силами и со своим собственным существованием, – труд, – потеряла у них всякую видимость самодеятельности и сохраняет их жизнь лишь тем, что калечит ее". (стр.69).
"Только современные пролетарии, совершенно лишенные вcякой самодеятельности, в состоянии добиться своей полной, уже не ограниченной, самодеятельности...
Только на этой ступени самодеятельность совпадает с материальной жизнью, что соответствует развитию индивидов в целостных индивидов и устранению свякой стихийности. Точно так же соответствуют друг другу превращение труда в самодеятельность и превращение прежнего ограниченного общения в такое общение, в котором участвуют индивиды как индивиды. Присвоение всей совокупности производительных сил объединившимися индивидами уничтожает частную собственность" (стр.70-71). (Выделения в тексте сделаны С. Платоновым. – Ред.)
85.06.12-13
( ПИСЬМО А.А. }77
Глубокоуважаемый А.А.!
Последнюю нашу беседу мы начали с абстрактного утверждения, что текущий момент таит в себе как большую надежду, так и грозную опасность, однако не успели его конкретизировать. Цель нашей78 записки – восполнить этот пробел и тем самым попытаться перебросить первые мостки от слов к делу.
I
Мы переживаем "междуцарствие" – предсказанный Марксом переход от "царства естественной необходимости" к "царству осознанной необходимости", от развития, осуществляющегося независимо от чьей-либо воли через развертывание диалектического противоречия между производительными силами и отчужденными производственными отношениями, – к развитию, осуществляемому только сознательно, только по воле субъекта, опирающегося на осознанный им механизм управления развитием и движимого логикой противоборства с антагонистическим субъектом.
Для перехода к "Царству II", как известно, требуются вполне определенные политические и экономические предпосылки. Политические предпосылки были завоеваны нами 70 лет назад. Принято считать, что минули десятилетия с тех пор, как напряженным трудом народа созданы и экономические условия перехода. Однако все это лишь предпосылки. Для вступления в социализм на их основе теперь необходимо нечто качественно иное, требуется главное – "требуется действительное коммунистическое действие" (Маркс).
Действительное коммунистическое действие и деятельность по восполнению недостающих необходимых предпосылок для него по своей сути не могут не быть принципиально противоположными – подобно возведению высотного здания по отношению к рытью котлована для него. Завоевав право строить и место для строительства, подготовив необходимый котлован, мы фактически уже давно бессмысленно углубляем его сверх меры, не приступая к возведению самого здания, не понимая необходимости встать к кульману, подогнать башенный кран, взять мастерок, отложив лопату.
Сущность "Царства II", сущность действительного коммунистического действия – "уничтожение отчуждения" (Маркс, 1844 г.), что равно "уничтожению разделения труда" (Маркс и Энгельс, 1846 г.), или же, наконец "уничтожению частной собственности" ("Манифест", 1848 г.), а следовательно – уничтожению производственных отношений как отчужденных отношений между людьми в процессе производства, превращение их в нормативно-определенные отношения между элементами прежних производительных сил, и тем самым – превращение производственных отношений в производительные силы. В противоположность этому сущность "междуцарствия", переходного периода – завершение развития недостающих производительных сил, закономерно сопровождаемое – в качестве платы – невольным высвобождением соответствующих им производственных отношений и возрастающей утерей контроля над ними.
Призывать к "совершенствованию социалистических производственных отношений" было бы смешно, когда бы не было так грустно. Это абсолютно тождественно призыву "совершенствовать социалистическую частную собственность".
II
Объективно обусловленная линия на "наведение порядка" в этих условиях требует для своей реализации с самого начала не только детального понимания сути и экономических закономерностей процесса снятия производственных отношений в экономике переходного типа, но кроме того – и это абсолютно необходимо – специальных мощных средств нормативного управления этим процессом. Лимитирующим моментом в большей степени является отсутствие понимания, т.к. при его появлении нужные средства могли бы быть развернуты в течение 3-5 лет.
К сожалению, приходится прямо сказать, что в отсутствие таких средств жесткая линия на наведение порядка в существующей экономике, близкой к границе утери контроля, с большой вероятностью может привести к деструктивному эффекту, который далеко превзойдет эффект так называемой "работы по правилам" – новой формы забастовочного движения, применяемой в сильно регламентированных отраслях государственного сектора экономики стран Запада.
Едва ли лучшая судьба, в условиях, когда вместо уничтожения производственных отношений считается необходимым их "совершенствовать", уготована научно-техническому прогрессу. Ставить могучий двигатель НТП на все более теряющий управление экипаж производительных сил, не предваряя (и даже хотя бы не сопровождая) этот шаг "действительным коммунистическим действием", т.е. развертыванием мощного нормативного механизма контролируемого снятия производственных отношений – исключительно опасно. Самый лучший исход этой неподготовленной попытки, на который только можно надеяться – очередная неудача в деле "внедрения НТП" и потеря еще десятилетия развития. Мы опять разобьемся о границу "междуцарствия" и свалимся обратно в переходный период. Времени на усвоение этого жесткого урока нам историей уже не отпущено.
III
... В настоящее время наша экономика, для которой характерна нарастающая гипертрофия производительных сил переходного типа, приближается (как мы уже писали и говорили) к границе потери контроля над процессом воспроизводства, разрушения инвестиционного цикла вследствие экспоненциального (лавинообразного) нарастания дефицитов. Механизм этого явления аналогичен (но противоположен по знаку) механизму "великой депрессии" 1929-33 гг., которая послужила одной из решающих причин перехода стран ГМК в качественно иное состояние.
Необходимо сделать все возможное и невозможное для того, чтобы мы осуществили переход к новому типу развития заранее, сознательно, минуя экономическую катастрофу, поскольку ее механизм теперь доступен для изучения, и объективных причин для ее повторения нет. Это именно тот случай, когда история учит – и беспощадно карает за непонятые и неусвоенные уроки.
Мы сейчас не в состоянии предугадать (хотя при наличии упомянутого комплекса специальных средств это и теоретически, и практически вполне возможно) точные сроки такого опасного поворота событий. Однако следует сказать со всей уверенностью: для нас сохранение существующего типа развития еще хотя бы на пятилетие подобно игре с Историей в "русскую рулетку". Говоря о "нас", мы говорим тем самым и о судьбах основанного Марксом мирового коммунистического движения, и о перспективах начатого Лениным социалистического строительства, и о деле подлинного освобождения всех "освободившихся" стран и народов.
IV
На вопрос "что делать?" можно в принципе ответить очень кратко: окончательно выйти из "царства естественной необходимости", полностью превратить коммунистическую идею уничтожения частной собственности (а не только ее "упразднения") в материальную, производительную силу. Как известно, в "Царстве I" идеи становятся материальной силой, когда овладевают массами. В "Царстве II" этого недостаточно. Здесь они становятся материальной силой только тогда, когда, во-первых, осознаются, берутся на вооружение правящей партией, и, во-вторых, материализуются в комплексе специальных мощных средств социально-экономического нормативного проектирования, посредством которого только и осуществляется, и становится возможным общественное развитие коммунистического типа.
Переживаемый момент "как бы случайно" содержит в себе все возможности для осуществления этого перехода (именно упущенные моменты такого рода история не прощает). Это – глубокое осознание партией и народом необходимости крутых качественных перемен. Это – новое, прогрессивное руководство, открытое для новых идей. Это атмосфера творческого поиска, связанная с подготовкой новой редакции Программы. Это физически ощутимое возросшее давление внешних и внутренних проблем. Это, наконец, определенное ослабление парализующего мысль влияния общественных наук, которые в их нынешнем состоянии порождены объективными условиями затянувшегося переходного периода и которые – вне зависимости от благих субъективных побуждений – вместо того, чтобы быть посредником между партией и теорией Маркса-Ленина, превратились в забор, отгораживающий их друг от друга.
Однако такие моменты неизбежно предоставляются на очень короткий срок. Уже после опубликования проекта новой редакции Программы (а фактически – после его окончательного внесения) неизбежно на несколько лет должно наступить окостенение зафиксированных позиций и точек зрения. В течение всего этого времени ничего уже нельзя будет изменить. Срок, отпущенный для осуществления воздействия на наше развитие, составляет едва ли более двух-трех месяцев, а скорее всего он еще меньше.
V
Однако в чем именно может состоять это воздействие?
Мы (авторы данной записки) должны сложить с себя на этом месте все полномочия (нами же самозванно узурпированные).
Мы полностью отдаем себе отчет, что всякая новая идея – даже при условии ее абстрактной истинности – может быть присвоена и усвоена партией только во вполне определенной конкретно-исторической форме. Нынешняя форма предлагаемых идей (включая нас самих как часть этой формы) для такой цели непригодна.
(Примечание: Что касается проблемы "авторства" – ее просто не существует. Отношение "авторства" – как частный случай одного из типов производственных отношений – будет уничтожено, снято в рамках одной из коммунистических формаций. Новые идеи в марксизме вырабатываются только при посредстве таких не принадлежащих никому "средств производства", как совокупная общественная практика и социалистическая культура, и уже по одному этому не могут "принадлежать" какому-то частному лицу. Поэтому подлинные общественные науки при социализме будут "общественными" ровно в том смысле, в каком ею станет собственность на средства производства.
Работа "подземного крота" – механизма смены типов развития на стыке двух эпох проявляется как последовательность все более жестоких встрясок общественного организма, каждая из которых либо побуждает "полусубъекта" переходного периода стать полноправным субъектом, создать и пустить в ход средства научного управления развитием, либо толкает его к краю пропасти. После каждой такой встряски будет появляться все большее количество домотканных теоретиков по нашему образцу, подобно тому, как – в старинной гипотезе Опарина о зарождении жизни – после каждого грозового разряда в атмосфере, насыщенной сложными химическими соединениями, образуются молекулы аминокислот.)
Огромной удачей (видимо, не более "случайной", чем все остальные случайности переживаемого момента) было то, что в Вашем лице нам встретился тот исключительно редкий пока "открытый" тип личности, для которой ее собственная уникальность, внутреннее богатство, освоенные ею пласты культуры служат не преградой, блокирующей восприятие внешних идей, а мощным средством их адаптации, синтеза и развития. Это не комплимент, а констатация, поскольку накопленный за последние два года опыт работы со многими выдающимися людьми показал, что именно из-за внутренних субъективных барьеров восприятия при значительных затратах времени и сил удавалось добиться лишь сравнительно небольшого продвижения. И конечно, мы бы не были марксистами, если бы не осознавали проявившуюся здесь исключительную роль того узлового пункта, который Вы занимаете в системе общественно-политической практики, в комплексе общественных отношений – как внутренних, так и международных.
Но тем самым у нас есть все основания надеяться, что именно Вы сможете преобразовать абстрактное "чувство исторической ответственности" в последовательность конструктивных и прагматических действий, в оперативное хирургическое вмешательство, которое разорвет замкнувшийся цикл развития. Именно Вы в состоянии определить направление дальнейшего развития, а также "дозу", меру, форму, конкретные точки инъекции этих идей для их незамедлительного превращения в производительную силу.
Все мы испытываем на себе наваждение обыденности, ту иллюзию, что сложившийся ход вещей незыблем и будет сохраняться вечно, что с назревшими переменами можно не спешить. Из истории хорошо известно, чего могут стоить подобные иллюзии и во что они обходятся.
Мы не имеем больше ни права, ни возможности проверять, действительно ли наш сегодняшний шанс – последний.
85.07.05
( ЭНЕРГИЯ, ИНФОРМАЦИЯ И СТОИМОСТЬ )
Происходящий на протяжении "предыстории" естественноисторический процесс образования из "дочеловеческой природы" общественно-природных производительных сил есть процесс возникновения – на базисе совокупности различных природных форм движения – трех качественно новых форм движения "социальной материи".
Энергия есть качественно-определенное отношение между различными формами природного движения, используемыми в качестве "сил" в рамках технологии.79
Соответственно, в рамках организации существует информация как новое качественно-определенное отношение на множестве различных форм энергии.
Наконец, в рамках экономики возникает и расширенно воспроизводится стоимость – новая качественная определенность, новое отношение, элементарными кирпичиками-элементами для которого служат различные формы информации.
Рост производимой обществом стоимости означает в конечном счете увеличение количества и разнообразия форм движения природы, превращаемых в общественные производительные силы. Информация и энергия при этом опосредуют экономику и природу: никому пока не удавалось непосредственно превратить стоимость в потребляемый предмет природы (услугу или же товар), не соотнеся ее предварительно с величиной энергии, определяемой технологией их производства, – величиной, закодированной в информации в виде знаков на монетах или купюрах.
Отчуждение, собственно, состоит в том, что человек, не познавший законов, управляющих движением стоимости, информации и энергии, сам является на протяжении всей предыстории лишь их рабом, агентом, песчинкой, включенной в их круговорот. В составе технологии человек играет малопочтенную роль лошади в чигире – роль производителя мышечной энергии. Однако, хотя современное общество, далеко еще не избавившее человека от этой первобытной доли, склонно окружать романтическим ореолом фигуры инженера и банкира – они оба не более чем агенты процессов производства информации и стоимости, порабощенные чуждыми силами организационных и экономических законов.
Познать эти законы – значит осуществить их редукцию, сведение к законам предыдущего, нижележащего уровня, подобно тому, как законы термодинамики, определяющие температуру газа, были сведены к законам статистической механики, определяющим скорость движения молекул.
Уничтожить отчуждение – значит осуществить подобную "редукцию" на практике. Место стихийного эфира экономических отношений, который заполняет промежутки между организациями, осуществляя таинство самовозрастания стоимости, должна занять организация, занятая обработкой и производством нормативной информации, причем, делающая это таким образом, что в объединяемом ею хозяйственном механизме производимый каждой из единиц прибавочный продукт не только не пропадает, но и в целом расширенно воспроизводится. В результате экономисты исчезают вместе с экономикой, а все народное хозяйство превращается в единую организацию, которая, однако, "каким-то чудом" обеспечивает уже не простое (как положено нормальной организации), а расширенное воспроизводство.
85.11.27
ИЗ РАБОТЫ К.МАРКСА И Ф.ЭНГЕЛЬСА
"НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ"
"... В рамках самого этого процесса, в котором личные интересы приобретают самостоятельное существование в качестве классовых интересов, личное поведение индивида неизбежно претерпевает овеществление, отчуждение, и одновременно существует как не зависимая от него, созданная общением сила, превращаясь в общественные отношения, в целый ряд сил, которые определяют, подчиняют индивида и поэтому являются в представлении как "святые" силы... В рамках известных, от воли, конечно, не зависящих, способов производства над людьми всегда становятся чуждые практические силы, не зависимые не только от разрозненных отдельных лиц, но и от их совокупности..." (стр.234).
"Превращение индивидуального отношения в его противоположность – в чисто вещное отношение, различение индивидуальности и случайности самими индивидами представляет собой, как мы уже показали, исторический процесс и принимает на различных ступенях развития различные, все более резкие и универсальные формы. В современную эпоху господство вещных отношений над индивидами, подавление индивидуальности случайностью приняло самую резкую, самую универсальную форму, поставив тем самым перед существующими индивидами вполне определенную задачу. Оно поставило перед ними задачу: вместо господства отношений и случайности над индивидами, установить господство индивидов над случайностью и отношениями. Оно... властно потребовало освобождения от вполне определенного способа развития. Эта диктуемая современными отношениями задача совпадает с задачей организовать общество на коммунистических началах.
Мы уже выше показали, что уничтожение того порядка, при котором отношения обособляются и противостоят индивидам… обусловливается в конечном счете уничтожением разделения труда. Мы показали также, что уничтожение разделения труда обусловливается развитием общения и производительных сил до такой универсальности, когда частная собственность и разделение труда становятся для них оковами. Мы показали далее, что частная собственность может быть уничтожена только при условии всестороннего развития индивидов... Мы показали, что в настоящее время индивиды должны уничтожить частную собственность, потому что производительные силы и формы общения развились настолько, что стали при господстве частной собственности разрушительными силами и потому что противоположность между классами достигла своих крайних пределов. Наконец, мы показали, что уничтожение частной собственности и разделение труда есть вместе с тем объединение индивидов на созданной современными производительными силами и мировыми сношениями основе". (стр.440-441)
85.11.27
ИЗ РАБОТЫ Ф.ЭНГЕЛЬСА
"ПОЛОЖЕНИЕ АНГЛИИ. ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК"
"...Пока продолжает существование основная форма отчуждения, частная собственность, до тех пор интерес необходимо должен быть частным интересом и его господство должно проявляться как господство собственности. Уничтожение феодального рабства сделало "чистоган единственной связью между людьми". Собственность – природное, бездушное начало, противостоящее человеческому, духовному началу – возводится благодаря этому на трон, и в конечном счете, чтобы завершить это отчуждение, деньги – отчужденная, пустая абстракция собственности, – делаются властелином мира. Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи; извращение человеческих отношений завершено..." (Соч., т.1, стр.605)
См. также "Святое семейство" (сентябрь-ноябрь 1844 г., т.2, стр. 38-39-40; 44-46-47).
85.11.29
ИЗ "СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА"
"Современное государство, господство буржуазии, основано на свободе труда... Свобода труда есть конкуренция рабочих между собой... Труд уже стал свободным во всех цивилизованных странах; дело теперь не в том, чтобы освободить труд, а в том, чтобы этот свободный труд уничтожить" (т.3, стр.192)
"Если коммунизм хочет уничтожить как "заботу" бюргера, так и нужду пролетария, то он ведь не сможет, само собой разумеется, сделать это, не уничтожив причину той и другой, т.е. не уничтожив "труд" (стр.207).
86.01.20
К ВОПРОСУ О "ЦАРСТВЕ СВОБОДЫ" У МАРКСА.
Из "Философских тетрадей" Ленина: "В конце второго тома Логики, ... при переходе к "понятию" дается определение: "понятие, царство субъективности или свободы"..."80
[1] Здесь и далее курсивом выделены слова, подчеркнутые или помеченные самим С. Платоновым (прим. ред.)
[2] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т.3, с.4.
[3] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с.428-429.
[4] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.4, с.438.
[5] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.37, с.370.
[6] В.И.Ленин. ПСС, т.29, с.162.
[7] К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах. М.,Политиздат, 1979, т.1, с.71.
[8] К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах. М.,Политиздат, 1979, т.1, с.68-69.
[9] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.46, ч.1, с.109
[10] К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах. М., Политиздат, 1979, т.1, с.26.
[13] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.115.
[14] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.136.
[15] В.И.Ленин. ПСС, т.36, с.177.
[16] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.136.
[17] Р.И.Косолапов. Социализм. К вопросам теории. М., Мысль, 1979, с.116.
[18] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.86.
[19] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.97.
[22] Благодаря кропотливым текстологическим анализам Г.Багатурии постепенно распространяется понимание многослойности, объемности, сложной структуры "материалистического понимания истории", которое атаману Шервудских экспроприаторов представлялось сплющенным в блин и сведенным к абстрактной оппозиции взаимонепроницаемых "производительных сил" и "производственных отношений".
[23] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.2, с.57-58.
[24] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.123, 159; т.46, ч.1, с.107.
[25] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.2, с.39.
[26] Эта мысль впервые встречается в работах 1844 года и получает полное развитие в 1 главе "Немецкой идеологии".
[27] К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах, т.1,с.28.
[28] К.Маркс и Ф.Энгельс.Соч., т.42, с.113.
[29] См. Н.И.Лапин. "Молодой Маркс". М., Политиздат, 1968, с.353. Следует отметить, что сама постановка вопроса достаточно условна. "Зрелый Маркс", говоря словами самого Маркса, – это не "состояние", а действительное движение, постоянное углубление в сущность предмета – частной собственности, вскрытие все новых его сущностных слоев. Маркс, сформулировавший проблему отчуждения, тем самым уже и был "зрелым".
[30] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.46, ч.1, с.42.
[31] Ленин В.И. ПСС, т.1,, с.160.
[32] Э.В.Ильенков. Диалектическая логика. М., Политиздат, 1974, с.134; 262-269.
[33] "...Определенный способ производства или определенная промышленная ступень всегда связаны воедино с определенным способом совместной деятельности, с определенной общественной ступенью. ...Сам этот способ совместной деятельности есть "производительная сила"..." (К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах, т.1.,М.,Политиздат, 1979, с.21).
"Отношение между производительными силами и формой общения – это отношение между формой общения и действиями или деятельностью индивидов. (Основная форма этой деятельности, конечно, материальная деятельность...).
"Условия, при которых люди производят, ... эти различные условия, которые сначала являлись условиями самодеятельности, а впоследствии оказались оковами ее, образуют на протяжении всего исторического развития связный ряд форм общения, связь которых заключается в том, что на место прежней, ставшей оковами формы общения, становится новая, соответствующая более развитым производительным силам, а значит и более прогрессивному виду самодеятельности форма общения, которая, a son tour, превращается в оковы и заменяется другой формой" (там же, с.63-64) и т.п.
[36] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.27, с.405.
[37] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.2, с.102.
[38] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.46, ч.1, с.109.
[39] К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах. т.1, с.14.
[40] В.И.Ленин, ПСС, т.18, С.454.
[41] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.18.
[42] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.92.
[43] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.46, ч.1, с.23.
44 К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах. М., Политиздат, 1979, т.1, с.17-18.
[45] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.99.
[48] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.46, ч.1, С.42.
[51] Э.В.Ильенков. Диалектическая логика. М., Политиздат, 1974, с.246.
[52] В.И.Ленин. ПСС, т.1, с.149-150.
[54] К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.9, стр.135.
[55] Не следует смешивать право как производственное отношение, как отчужденную форму общения собственников, – с правовой надстройкой. Аналогично, закон (отношение регламентации) нужно отличать от института законодательства как специфической формы деятельности, в которой впоследствии фиксируется это отношение.
[56] "Прямое рабство является такой же основой нашей современной промышленности, как машины, кредит и т.д. Без рабства нет хлопка, без хлопка нет современной промышленности... Рабство – это экономическая категория огромного значения". (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.27, с.408). Многочисленные факты о кабальных формах эксплуатации мексиканцев на юге США и т.п. свидетельствуют, что это положение Маркса спустя полтора столетия ничуть не устарело.
[57] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.116.
[59] В.И.Ленин. ПСС, т.1, с.260.
[60] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.169.
[63] Там же, с.169. Необходимо отметить, что в этой работе Маркс использует понятия "гуманизм" и "социализм" как синонимы. В дальнейшем он также не употребляет термин "социализм" в его современном, привычном для нас значении. В этом качестве он появляется только в последних работах Энгельса, но при этом сам Энгельс зачастую заключает его в кавычки.
[65] О девяти коммунистических способах производства см. часть 7 настоящей книги (прим. ред.).
[66] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.135.
[68] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, с.114-115.
[69] "Последовательный материализм" диалектиков сельфактора и сноповязалки по отношению к капитализму состоял в том, что они не желали знать ничего, кроме средств производства; по отношению же к коммунизму они, наоборот, готовы рассуждать о чем угодно, кроме специфически-коммунистических средств производства.
70 Эта работа С. Платонова должна была, по его замыслу, состоять из девяти глав, из которых он успел закончить только две (прим. ред.).
71 В "Немецкой идеологии" многократно говорится об "уничтожении (устранении) труда". Эта непостижимая (для наших общественных наук) "загадка" будет разгадана ниже.
72 См. запись от 86.01.20 в части 3 настоящей работы (прим. ред.).
73 Безусловно, при этом нужно учитывать, что вместо отчужденного отношения обмена возникли дополнительные отношения регламентации между общегосударственным центром и каждым из производителей. Но это просто означает, что отчужденные экономические отношения обмена между производителями, испарившись, оставили след в виде определенного изменения в организационных отношениях каждого из них. Однако эти организационные изменения уже нельзя в полном смысле считать "отчужденными", т.к. они сознательно спроектированы планирующим центром с учетом интересов самих производителей. К тому же в дальнейшем, на той стадии коммунистического развития, где будет отмирать государство, дойдет черед и до полного снятия всех организационных отношений.
Необходимо также специально и очень внимательно рассмотреть тот случай, когда введенный норматив оказывается несоответствующим реальным условиям и потребностям производства, и производители вынуждены вступить в "незаконные" отношения обмена помимо нормативных через пресловутую "шашлычную в Карачарове", посылать "толкачей" и т.п. Все это будет рассмотрено ниже.
74 Детальные особнования здесь (как и всюду в настоящих кратких заметках) по необходимости опускаются.
75 Напоминаем, что обоснование, как и везде, здесь опущено.
76 Страницы первой главы "Немецкой идеологии" здесь и ниже даны по изданию: К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах. т.1, М., Политиздат, 1979 г.
77 Данный документ из архива С. Платонова, как и целый ряд других, судя по всему, является копией подлинного письма. Имя и фамилия адресата не поддается восстановлению, поэтому здесь они заменены условными инициалами (прим. ред.).
78 Это письмо, как и целый ряд материалов из архива С. Платонова, написано от имени не одного человека, а группы лиц; кто при этом имелся в виду – неясно (прим. ред.).
79 Само понятие "энергия" возникло в связи с задачами типа установления механического эквивалента тепла. Считать "энергию" чем-то присущим природе самой по себе безотносительно к человеку – технократический вариант антропоморфизма.
Источник: ckp.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 116
комментариев 435
Рейтинг поста:
Олег Платонов. "Битва за Россию"
Читаю однофамильца.
--------------------