Двадцать лет службы в компании «Идеальные рояльные струны» сделали Мола Демара из грузчика, таскавшего свинцовые чушки, генеральным директором. Вскоре после того, как он занял этот пост, у него начались нелады со здоровьем – высокое давление и язва желудка. Врач компании порекомендовал ему снизить темп работы и научиться отдыхать. Совет директоров рекомендовал ввести должность помощника генерального директора, который разгрузил бы Мола от ряда обязанностей. Хотя эти рекомендации были сделаны из лучших побуждений, обе они били мимо цели. Иерархиологически Мол Демар в результате повышения оказался в положении, требовавшем от него усилий, превышающих его физические возможности. На посту генерального директора «Идеальных рояльных струя» ему пришлось непрерывно примирять самые противоречивые интересы и требования. Он должен повышать доходы компании, чтобы угодить акционерам и совету директоров. Он должен поддерживать высокое качество фирменной продукции, чтобы угодить клиентам. Он должен обеспечивать достаточную заработную плату и хорошие условия труда, чтобы угодить служащим. Он должен выполнять известные общественные и семейные обязанности, чтобы угодить общественному мнению. Пытаясь совместить все это, он подорвал свое здоровье. Никакое расширение штатов и никакие рекомендации поча-ще отдыхать не уменьшат забот, связанных с постом генерального директора.
Определение одного неизвестного
Рекомендация совета директоров была выполнена, и Дж. Снобс, компетентный инженер и прекрасный математик, стал помощником генерального директора. Снобс, весьма компетентный в технических вопросах, был абсолютно беспомощен в обращении с людьми. Он не располагал формулами, которые определяли бы, как следует решать вопросы, связанные с повышением, перемещением, увольнением служащих и т. п. Не желая действовать наугад, он откладывал такие решения до тех пор, пока страсти не разгорались, и тогда он принимал первые попавшиеся решения. Снобс достиг своего уровня некомпетентности из-за неумения работать с людьми. Было рекомендовано создать в помощь Снобсу специальный пост управляющего по вопросам штатов.
Сострадание – само себе награда
Управляющим по вопросам штатов был назначен Роли Костер. Будучи вполне компетентным психологом, он настолько глубоко идентифицировал себя со своим подопечным, что постоянно находился в состоянии эмоционального опьянения. Когда он выслушивал жалобы Снобса на мисс Счете, небрежно составившую отчет, его симпатии были целиком на стороне помощника генерального директора, и он сердился на нерадивость мисс Счете. Когда же мисс Счете жаловалась ему на холодное, бесчеловечное обращение Снобса с ней и с ее коллегами, на глаза Костера навертывались слезы сочувствия к ним и негодования по адресу бессердечности Снобса. Роли достиг своего уровня некомпетентности из-за эмоционального несоответствия занимаемой должности. Было решено создать должность инспектора, который ведал бы проблемами взаимоотношений служащих, и назначить на нее кого-нибудь с предприятия, кто пользовался бы доверием персонала.
И ум тоже полезен
Б. Слаб пользовался популярностью среди персонала и в свое время прекрасно выполнял обязанности председателя комиссии по организации досуга. Теперь на новом посту он призван следить за выполнением решений администрации, связанных с вопросами внутренней жизни предприятия. Но Б. Слаб не понимает самого смысла этих решений, а потому он не отвечает новой роли. У него нет интеллектуальных способностей, нужных для того, чтобы умело оперировать абстрактными понятиями, и поэтому он принимает нелогичные решения. Он достиг своего уровня некомпетентности из-за интеллектуального несоответствия занимаемой должности.
Классификация некомпетентности
Я остановился на исследовании фирмы «Идеальные рояльные струны», поскольку оно иллюстрирует четыре основные категории некомпетентности. Мол Демар в результате повышения оказался за пределами своей физической компетентности, Дж. Снобс – социальной, Роли Костер – эмоциональной, Б. Слаб – интеллектуальной компетентности.
Напрасные усилия
Этот пример, типичный для многих ситуаций, показывает, что даже искренние усилия устранить некомпетентность на высшем уровне могут привести лишь к воцарению некомпетентности одновременно на многих уровнях. При таких обстоятельствах неизбежно разбухание административного аппарата. С появлением в спирали Питера каждого нового витка число некомпетентных возрастает, хотя в работе организации не происходит никакого улучшения.
ФОРМУЛА НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ
Некомпетентность плюс некомпетентность равна некомпетентности.
ПАТОЛОГИЯ УСПЕХА
Смелый шаг
Здесь нам придется вторгнуться в область медицины. Сейчас я опишу физическое состояние, которое упоминалось выше как синдром конечной остановки.
Исчерпывающая исследовательская программа
Перед рядом практикующих врачей были поставлены два вопроса:
1) Какое физическое состояние, по вашему мнению, характерно для большинства людей, добившихся успеха?[6]
2) Какие советы вы даете и какое лечение назначаете больным из группы добившихся успеха?
ПЕРВЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ ОТЧЕТ
Сопоставив ответы врачей, я обнаружил, что для больных из группы добившихся успеха типично следующее:
Вот на что жалуются типичные «преуспевающие» пациенты, причем эти симптомы не обязательно связаны с реальным заболеванием. Я убедился – как убедитесь и вы,что подобные симптомы указывают на физическое несоответствие больного той степени ответственности, которой он достиг.
Исследование причин; случай No 1.
Так, например, П. Пульс – вице-президент по сбыту «Тресклейской компании счетных машин» часто не в состоянии присутствовать на еженедельных собраниях руководства фирмы из-за мигрени, которая регулярно разыгрывается по понедельникам в 13.30.
Случай No 2. Ввиду того, что Ч. Диэт – президент компании «Шестерни и зубья» – страдает сердечными припадками, подчиненные старательно оберегают его от новостей, которые могут взволновать или раздражить его. Он, по существу, лишился контроля над делами компании. Его основная функция сводится к чтению победных отчетов об успехах компании на ежегодных собраниях акционеров.
Важное определение. Перечисленные мной патологические явления, как Правило, наблюдающиеся в различных комбинациях по два и больше, представляют собой синдром конечной остановки[7].
ВТОРОЙ ТРЕВОЖНЫЙ ОТЧЕТ
К сожалению, врачи пока еще не признают существования синдрома конечной остановки. Более того: они отнеслись с холодной враждебностью к моей попытке использовать иерархиологию в псевдонауке, именуемой диагностика. Однако истину не скроешь! Время и непрерывно нарастающие социальные потрясения в конце концов выведут ее на свет.
Три медицинские ошибки (а)
Больные с синдромом конечной остановки (СКО) часто объясняют свою профессиональную некомпетентность физическими недугами. «Если бы мне только удалось избавиться от головных болей, я смог бы сосредоточиться на моей работе».
Или: «Если бы мне только удалось привести в порядок пищеварение…»
Или: «Если бы мне только перестать закладывать…»
Или: «Если бы мне только один раз выспаться…»
Как показывает мое обследование, некоторые врачи также попадаются на эту удочку и лечат симптомы, вместо того чтобы искать их причину.
Лечение применяется как терапевтическое, так и хирургическое, но в любом случае оно может принести лишь временное и только временное облегчение. Никакие лекарства не могут сделать больного компетентным, и не существует опухоли некомпетентности, которую можно было бы вырезать скальпелем. Столь же неэффективны и добрые советы:
«Не волнуйтесь».
«Не перенапрягайтесь».
«Научитесь отдыхать».
Такие успокоительные советы абсолютно бесполезны. Многие больные с СКО тревожатся потому, что сознают, насколько мало пользы приносит их работа. Едва ли они последуют совету делать еще меньше того, что они делают.
Мало эффективен и дружески-философский подход:
«Не пытайтесь разрешить все мировые проблемы».
«У кого нет неприятностей! Ваши дела идут ничуть не хуже, чем у других».
«В вашем возрасте это неизбежно!» Больные с СКО весьма редко бывают способны воспринять эти прописные истины. В большинстве случаев они целиком поглощены собой, и ни философия, ни чужие заботы их не интересуют. Они сосредоточены только на проблемах, связанных с их собственной работой.
Часто их пытаются образумить угрозами:
«Если вы будете продолжать в том же духе, дело кончится больницей».
«Если вы не снизите темпа, заработаете действительно сильный приступ».
Все это бесполезно. Больной не может не «продолжать в том же духе». Единственное, что могло бы изменить его жизнь,это повышение, но его он не получит, так как уже достиг своего уровня некомпетентности.
Другие популярные советы содержат призывы к самоограничению:
«Попробуйте диету».
«Поменьше пейте».
«Бросьте курить».
«Откажитесь от ночных развлечений».
«Ограничьте свою половую жизнь».
Все это обычно оказывается неэффективным. Больной с СКО уже находится в угнетенном состоянии, так как не получает удовлетворения от работы. Почему же он должен отказываться и от немногих, еще оставшихся ему радостей, с ней не связанных?
Кроме того, многие считают, что человек, предающийся неумеренным плотским наслаждениям, приобретает в глазах других известную компетентность. Это отражено в таких фразах, как «У него замечательный аппетит», «Он великий донжуан» и «Он перепьет кого угодно». Такая похвала вдвойне приятна человеку, который ничем другим похвалиться не может; так неужели он добровольно откажется от такого удовольствия?
Три медицинские ошибки (б)
Вторая группа врачей, не найдя у больных с СКО никаких реальных заболеваний, пытается внушить им, что все их симптомы – одно воображение.
«Вы вполне здоровы. Принимайте это успокаивающее лекарство».
«Возьмите себя в руки. Все это у вас на нервной почве».
Такой совет, конечно, не даст сколь-нибудь длительного улучшения. Больной знает, что чувствует себя плохо, независимо от того, признает это врач или нет.
В результате такого подхода больной теряет доверие к врачу и ищет другого, который способен лучше «разобраться в его болезни». Он может вообще потерять доверие к ортодоксальной медицине и прибегнуть к услугам знахарей и шарлатанов.
Три медицинские ошибки (в)
Если ни терапевтическими, ни хирургическими средствами помочь больному не удалось, прибегают к психотерапии. Но и она редко дает положительные результаты, ибо также бессильна устранить реальную причину, корень СКО, профессиональную некомпетентность больного.
ЧТО ВСЕ-ТАКИ ПОЛЕЗНО
Единственным лечением, которое, как показывает мое обследование, приносит облегчение, является отвлекающая терапия:
«Научитесь играть в бридж».
«Начните собирать марки».
«Займитесь садоводством».
«Изучите французскую кухню».
«Пишите картины маслом».
Типично, что врач чувствует беспомощность больного во всем том, что относится к его основной работе, и потому рекомендует ему заняться тем, с чем он безусловно справится.
Поясняющий пример. У. Выпивон, управляющий универсальным магазином, оставался, после обеда в клубе и не возвращался в свой служебный кабинет. Страдая от прогрессирующего СКО, Выпивон находился на грани хронического алкоголизма, осложненного сильным ожирением и хронической диспепсией, уже перенес два микроинфаркта.
По совету своего врача он занялся гольфом и увлекся этой игрой. Он посвящал ей все послеобеденное время и почти всю свою энергию; он делал в ней быстрые успехи, пока его не постиг роковой удар на поле для гольфа.
Суть, однако, в том, что, хотя Выпивон и не избавился от прежних симптомов, его СКО, вызванный работой, сменился – дела давно перестали его тревожить – простым синдромом псевдоповышения, связанным с успехами в гольфе. Лечение в данном случае можно поэтому считать успешным.
Врачи, которые дают подобного рода советы, по-видимому, хотя и смутно, но понимают патогенную роль некомпетентности и пытаются создать у больного ощущение компетентности в какой-либо иной области, не имеющей отношения к его основной работе.
Зловещий признак
Еще один момент, связанный с синдромом конечной остановки: он приобретает непрерывно растущее социологическое значение, так как составляющие его недуги стали рассматриваться как признаки высокого положения. Больной с СКО начинает хвастать своими симптомами; он демонстрирует компетентность наоборот, доводя себя до большей язвы или более сильного сердечного приступа, чем у его друзей. И синдром СКО как свидетельство успеха котируется настолько, высоко, что многие вполне здоровые служащие начинают симулировать его симптомы, создавая впечатление, будто и они достигли своей конечной остановки.
НЕМЕДИЦИНСКИЕ ПРИЗНАКИ КОНЕЧНОЙ ОСТАНОВКИ
ДАВНО НАЗРЕВШАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Часто бывает полезно знать, кто в иерархии достиг или не достиг своей конечной остановки. К сожалению, не всегда имеется доступ к медицинским карточкам служащих, что позволило бы узнать, кто из них уже обзавелся синдромом конечной остановки. Ниже перечисляется ряд немедицинских признаков, по которым вы можете ориентироваться в этих случаях.
Аномальная столология
Аномальная столология – важная и весомая ветвь иерархиологии.
Компетентный служащий обычно держит на своем столе только те книги, бумагу и аппаратуру, которые ему необходимы для работы. После того как он попадает на свою конечную остановку, его рабочий стол очень скоро приобретает весьма необычный и о многом говорящий вид. Однако он превращает свою фобию в добродетель, и, «держа стол чистым», как он выражается, папирофоб надеется создать впечатление, будто он расправляется со своей работой невероятно быстро.
Папиромания
Папиромания является полной противоположностью папирофобии и заставляет служащего загромождать свой рабочий стол кипами бумаг и книг, которыми он никогда не пользуется. Сознательно или бессознательно он таким путем пытается замаскировать свою некомпетентность, создавая впечатление, будто ему приходится выполнять работу, вообще для человека непосильную.
Архивофилия
Здесь мы сталкиваемся с маниакальным стремлением к упорядочению и классификации бумаг, которому обычно сопутствует болезненный страх потерять какой-нибудь документ.
Занятый постоянным перекладыванием и сортировкой прошлых дел, архивофил не дает ни другим, ни себе возможности понять, что он практически не делает ничего полезного. Увлечение архивом обращает его взгляд в прошлое, так что к настоящему он возвращается лишь с огромной неохотой.
Стологигантизм
Маниакальное стремление иметь стол большего размера, чем у коллег.
Столофобия
Полное изгнание столов из служебного помещения. Этот симптом наблюдается лишь на очень высоких ступенях иерархии.
Папирофобия
Папирофоб не терпит на своем столе ни бумаг, ни книг, а в острых случаях – и нигде вокруг. Возможно, любой клочок бумаги напоминает ему о работе, которую он не в состоянии выполнять: не удивительно, что он не выносит даже вида бумаги!
Принцип Питера — это частный случай общего наблюдения: любая хорошо работающая вещь или идея будет использоваться во всё более сложных условиях, пока не станет причиной катастрофы. Как правило, появляется большой соблазн продолжать пользоваться уже проверенной идеей, технологией или вещью в изменившихся условиях, даже выходящих за допустимые рамки применения этой идеи, технологии или вещи. Лоуренс Питер применил эти наблюдения в отношении продвижения людей по иерархии должностей.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: virginiya100 (26 марта 2013 16:29) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Положу в Закладки. Правильная вещь!