Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Луций Анней Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ (Часть 1)

Луций Анней Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ (Часть 1)


10-07-2009, 11:28 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (5 963)


Письмо LII

 

   Сенека приветствует Луцилия!

 

   (1) Что влечет нас, Луцилий, в одну сторону, хотя мы стремимся в дру-

гую, и толкает туда, откуда мы желаем уйти? Что борется с нашей душой  и

не дает нам захотеть чего-нибудь раз и навсегда? Мы мечемся между замыс-

лами, у нас нет свободных, независимых, стойких желаний. (2) - Ты  гово-

ришь: "Это глупость: у нее нет ничего постоянного, ничто не нравится  ей

подолгу", - Но как или когда мы  от  нее  избавимся?  Никому  не  хватит

собственных сил, чтобы вынырнуть: нужно, чтобы кто-нибудь протянул  руку

и вытащил нас. (3). Эпикур говорит, что некоторые - и он в их числе '  -

без всякой помощи пробивались к истине и сами себе прокладывали  дорогу;

таких он и хвалит больше всех, потому что порыв у них шел  из  сердца  и

они сами себя продвинули вперед. А другие нуждаются в посторонней  помо-

щи: если никого впереди не будет, они шагу не сделают, но охотно идут по

пятам; к таким он относит Метродора. Это способность не  самая  высокая,

но тоже замечательная. Мы к первому разряду не принадлежим, хорошо, если

нас примут и во второй. Нельзя презирать человека, который может  спасти

себя благодаря другому, а само желание спастись много  значит.  (4)  Но,

кроме того, есть еще один род людей, которым также нельзя гнушаться: это

те, кого можно принуждением толкнуть на верную дорогу, кому нужен не во-

жатый, а помощник и, так сказать, погонщик. Такие составляют третий раз-

ряд. Если тебе нужен пример, то Эпикур говорит, что таков  был  Гермарх.

Итак, второй разряд есть с чем поздравить, но вящего уваженья заслужива-

ет третий. Потому что, хоть оба приходят к одной  цели,  больше  заслуга

тех, кто одолел наибольшие трудности. (5) Представь себе, что  возведены

два одинаковых здания, равные и высотой, и великолепием. Одна  постройка

словно принялась на своем участке и  выросла  очень  быстро2.  Основание

другой было заложено в мягкую, зыбучую почву, здание оказалось шатким, и

для упрочения его было потрачено много труда. В первом все, что сделано,

бросается в глаза, в другом самая большая и трудная часть работы не вид-

на. (6) Одни люди по природе податливы и послушны, других  надобно,  что

называется, обрабатывать вручную и браться за них  с  самого  основания.

Поэтому я сказал бы так: кому  не  пришлось  над  собою  трудиться,  тот

счастливее, но больше заслуга перед самим собой у того, кто победил дур-

ные свойства своей натуры и не пришел,  но  прорвался  к  мудрости.  (7)

Пусть мы знаем, что наш нрав неподатлив и труден для исправления, но  мы

идем через преграды. Так будем сражаться и призовем кого-нибудь  на  по-

мощь.

   "Но кого мне призвать? Того или этого?" - Обратись хотя бы к предкам:

у них довольно досуга, а помочь нам могут не только живущие, но и жившие

прежде. (8) А из ныне живущих следует выбирать не таких, кто  безостано-

вочно сыплет словами, повторяя общие места,  и  собирает  слушателей  по

частным домам, но таких, кто учит жить3, кто, говоря, что нужно  делать,

доказывает это делом, кто, поучая, чего следует чуждаться, сам  ни  разу

не был пойман на том, от чего велит бежать. Выбирай себе в помощники то-

го, кому больше удивишься, увидев, чем услышав. (9) Я не  запрещаю  тебе

слушать и тех, кто привык рассуждать перед  публикой,  если  только  они

вышли к толпе затем, чтобы сделать ее лучше и стать лучше  самим,  а  не

тщеславия ради. Что может быть постыднее, чем философия,  ищущая  рукоп-

лесканий? Разве больной хвалит врача с ножом? (10) Молчите, благоговейте

и дайте себя лечить! А если вы и поднимете голос, то пусть я услышу лишь

стон, вырванный прикосновением к вашему пороку. Вы хотите показать,  как

вы внимательны, до чего вас взволновало величие предмета?  Пожалуйте!  С

чего мне запрещать вам судить самим и подать голос за лучшее? У Пифагора

ученики должны были молчать пять лет; так неужели, по-твоему, им  разре-

шалось сразу и заговорить, и начать хвалить? (11) Но как велико  безумие

того, кто покидает круг слушателей, радуясь восторженным крикам  невежд?

Что ты веселишься, если тебя хвалят люди, которых сам ты не можешь  пох-

валить? Фабиан говорил перед публикой, но слушали  его  скромно,  только

иногда вырывался громкий крик  одобренья,  вызванный,  однако,  величием

предмета, а не звучанием безобидной и плавно льющейся речи.  (12)  Пусть

все же будет разница между криками в театре и в школе!  Ведь  и  хвалить

можно разнузданно.

   Если присмотреться, каждая вещь есть признак другой вещи, и можно по-

нять нрав человека по мельчайшим уликам. Бесстыдного выдают и походка, и

движения руки, и один какой-нибудь ответ, и манера подносить палец к го-

лове или косить глазами, бесчестного - какой-нибудь смешок, безумного  -

выражение лица и осанка. Все это обнаруживает себя через приметы. И ты о

каждом узнаешь, каков он, если поглядишь, как он хвалит и как  его  хва-

лят. (13) Слушатели со всех сторон тянут к  философу  руки,  восхищенная

толпа теснится над самой его головой. Это, понятное дело, уже не  похва-

лы, а просто вопли. Пусть лучше такие голоса останутся на долю искусств,

намеренно угождающих народу; а  философии  подобает  благоговение.  (14)

Юношам пусть будет иногда позволено поддаться  душевному  порыву,  -  но

только тогда, когда есть этот порыв, когда они не могут принудить себя к

молчанию. Такая похвала усиливает рвение самих слушателей и подстегивает

души молодежи. Но рвение это должно быть направлено на  дело,  а  не  на

складные слова, не то красноречие вредит, вызывая  желание  не  действо-

вать, а произносить речи. (15) Но покуда я отложу эти  вопросы,  которые

требуют особого и долгого рассмотрения: как говорить перед  слушателями,

что можно позволить себе в их присутствии и что  -  слушателям  в  своем

присутствии. Ведь философия, выставляясь, словно продажная женщина,  без

сомнения терпит ущерб; но в собственном святилище она может явиться гла-

зам людей, если найдет не торговца, а жреца. Будь здоров.

 

 

 

   Письмо LIII

 

   Сенека приветствует Луцилия!

 

   (1) На что только меня не уговорят, если уж  уговорили  плыть  морем!

Отчалил я в затишье, но небо было в тяжелых серых тучах, которые  непре-

менно должны разразиться либо дождем, либо ветром. Все же я думал,  хотя

погода ненадежна и грозит ненастьем, мне удастся проскользнуть, благо от

твоей Партенопеи до Путеол немного миль. Итак, чтобы уйти  побыстрее,  я

направился через открытое море прямо к Несиде1, срезав все излучины. (2)

Едва мы отплыли настолько, что было уже все равно, вперед  ли  идти  или

назад, как подкупившая меня гладь исчезла: бури еще  не  было,  но  море

взволновалось, а потом зыбь пошла чаще. Я стал просить кормчего высадить

меня где-нибудь на берегу. Он же говорил, что на здешних скалистых бере-

гах нету стоянок и что не так страшна буря, как суша. (3) Но  я  слишком

мучился, чтобы думать об опасности: меня изводила тошнота, слабая и  бе-

зысходная, которая, взбаламутив желчь, не позволяет еще ее извергнуть. Я

пристал к кормчему и заставил его, хочет не хочет, плыть к берегу. Когда

мы подошли, я не стал ждать, пока мы выполним  наставления  Вергилия  2,

чтобы

 

   Носом в простор корабли повернулись,

 

   или чтобы

 

   С носа якорь слетел,

 

   но, вспомнив мое искусство, бросился в море, как подобает старому лю-

бителю холодных купаний, в плотной одежде. (4) Подумай сам, чего  только

я не натерпелся, пока полз через утесы, пока искал дорогу,  пока  прошел

ее! Я понял, что моряки недаром боялись суши. Просто невероятно, сколько

я вынес, не имея сил выносить самого себя! Знай, Улисс был  от  рожденья

обречен гневу моря: не потому, что всюду шел ко дну, а потому, что стра-

дал морской болезнью. И я, если мне придется куда-нибудь плыть, доберусь

до места на двадцатый год3.

   (5) Едва я привел в порядок желудок, который - ты знаешь сам - не из-

бавился от тошноты, избавившись от  моря,  едва  восстановил  силы  ума-

щеньем, как стал думать про себя вот о чем. До чего же легко мы забываем

о своих изъянах, и телесных, хоть они часто о себе напоминают, и, конеч-

но, тех, которые тем глубже скрыты, чем они больше. (6) Легкий жар может

обмануть, но когда он поднимется и начнется настоящая лихорадка,  она  у

самого твердого и терпеливого вырвет признание. Ноги болят,  в  суставах

немного колет - мы это скрываем, говорим, что подвернули  щиколотку  или

перетрудили каким-нибудь упражнением. Пока хворь  сомнительна  и  только

подкрадывается, мы ищем ей имя, но когда болезнь начнет раздувать  щико-

лотки опухолями и сделает обе ноги правыми, то тут  поневоле  признаешь,

что это подагра. (7) А с теми болезнями, что поражают душу, все  обстоит

наоборот: каждый, чем больше ими страдает, тем меньше это  чувствует.  И

удивляться тут, милый мой Луцилий, нечему. Кто спит неглубоко и в дремо-

те видит какие-то образы, тот иногда во сне понимает, что спит, а  тяже-

лый сон прогоняет даже сновидения, и душа так глубоко в него  погружает-

ся, что сама себя забывает. (8) Почему никто не признается в своих поро-

ках? Потому что тонет в них и сейчас. Рассказывать сны - дело бодрствую-

щего; признать свои пороки - признак выздоровления. Проснемся же,  чтобы

изобличить наши заблужденья. Но разбудит нас  только  философия,  только

она заставит нас стряхнуть тяжелый сон. Посвяти ей всего себя: она  дос-

тойна тебя, а ты достоин ее. Устремитесь же друг другу в объятия!  Смело

и открыто откажись от всех остальных дел! Философией  нельзя  заниматься

урывками. (9) Если бы ты заболел, то оставил бы домашние заботы, забыл о

судебных делах и никого не считал стоящим того, чтобы пойти за него  хо-

датаем даже в дни облегчения. Ты делал бы все, чтобы поскорей избавиться

от болезни. Так разве теперь ты занят другим? Оставь же  все,  что  тебе

мешает, добудь себе досуг: кто занят, тот не достигнет благомыслия!

   В руках философии - царская власть; она распоряжается твоим временем,

а не ты уделяешь ей час-другой. Она не есть нечто побочное, -  она  есть

главное; она - повелительница, ей и приказывать. (10) Александр  ответил

на предложение какого-то города4 отдать ему часть земли и  половину  бо-

гатств: "Я пришел в Азию не затем, чтобы брать, сколько вы  дадите;  это

вы будете иметь столько, сколько я вам оставлю". Так и философия говорит

прочим занятиям: "Я не желаю, чтобы мне доставалось  то  время,  которое

останется от вас, - это вы получите столько, сколько я на  вас  отпущу".

(11) Отдай ей все мысли, не разлучайся с нею, чти ее - и ты сразу увели-

чишь разрыв между тобою и остальными. Намного обогнав всех смертных,  ты

ненамного отстанешь от богов. Ты спросишь, в чем будет между вами разни-

ца? - Они долговечнее тебя. Но ведь, право, нужно быть великим  искусни-

ком, чтобы в ничтожно малое вместить все. Для мудрого его век так же до-

лог, как для богов - вечность. А кое в чем мудрец  и  превосходит  бога:

тот избавлен от страха благодаря природе, а этот - благодаря себе  само-

му. (12) И  это  очень  немало  -  при  человеческой  слабости  обладать

бесстрашием бога! Трудно поверить, какова сила философии  и  способность

отбить всякую случайную силу. Никакое оружие не вонзается в ее тело: она

защищена и неуязвима. Одни копья она затупляет и, словно легкие  стрелы,

отражает широким своим одеяньем, другие отбрасывает и  даже  посылает  в

того, кто их метнул. Будь здоров.

 

 

 

   Письмо LIV

 

   Сенека приветствует Луцилия!

 

   (1) Долгий отпуск дала мне  внезапно  налетевшая  хворь.  -  "Что  за

хворь?" - спросишь ты, и не без причины: ведь нет болезни, с  которой  я

не был бы знаком. Но один недуг словно бы приписан ко мне; не знаю,  за-

чем  называть  его  по-гречески,  если  к  нему  вполне  подходит  слово

"удушье". Начинается оно сразу, подобно буре, и очень сильно, а примерно

через час прекращается. Кто же испускает дух долго? (2) Я  прошел  через

все, что мучит тело и грозит ему опасностью, но ничего тяжелее,  по-мое-

му, нет. Почему? Всем остальным, каково бы оно ни было, мы болеем, а тут

отдаем душу. Из-за этого врачи и называют  такую  хворь  "подготовкой  к

смерти". Ведь однажды дух сделает то, что пытается сделать так часто.

   (3) Ты думаешь, я пишу тебе так весело оттого, что  избегнул  смерти?

Радоваться окончанию приступа, словно  выздоровлению,  было  бы  глупее,

чем, получив отсрочку, мнить себя выигравшим тяжбу. А я, даже задыхаясь,

не переставал успокаивать себя радостными и мужественными  мыслями.  (4)

"Что же это такое, - говорил я, - почему смерть так долго ко мне  приме-

ривается? Пусть уж сделает свое дело! Я-то давно к ней примерился". - Ты

спросишь, когда. - Прежде чем родился. Смерть - это небытие; но  оно  же

было и раньше, и я знаю, каково оно: после меня будет то же, что было до

меня. Если не быть - мучительно, значит, это было мучительно и до  того,

как мы появились на свет, - но тогда мы никаких мук не чувствовали.  (5)

Скажи, разве не глупо думать, будто погашенной светильне  хуже,  чем  до

того, как ее зажгли? Нас тоже и зажигают, и гасят: в промежутке мы  мно-

гое чувствуем, а до и после него - глубокая  безмятежность.  Если  я  не

ошибаюсь, Луцилий, то вот в  чем  наше  заблуждение:  мы  думаем,  будто

смерть будет впереди, а она и будет, и была. То, что было до нас,  -  та

же смерть. Не все ли равно, что прекратиться, что не  начаться?  Ведь  и

тут и там - итог один: небытие.

   (6) С такими ободряющими речами  (конечно,  безмолвными:  тут  не  до

слов!) я непрестанно обращался к себе, потом понемногу  одышка,  которая

уже переходила в хрип, стала реже,  успокоилась  и  почти  прекратилась.

Несмотря на это, дышу я и  сейчас  не  так,  как  положено  природой:  я

чувствую, как дыханье прерывается и застревает в  груди.  Ну  да  ладно,

лишь бы не вздыхать из глубины души! (7) Обещаю тебе одно:  в  последний

час я не задрожу - ведь я к нему готов и даже не помышляю о  целом  дне.

Воздавай хвалы и подражай тому, кому не тяжко умереть, хоть жизнь его  и

приятна. А велика ли доблесть уйти, когда  тебя  выбрасывают  за  дверь?

Впрочем, и тут есть доблесть: если ты будешь  выброшен  так,  будто  сам

уходишь. Поэтому мудрого выбросить за дверь невозможно: ведь выбросить -

значит, прогнать оттуда, откуда уходишь против воли. А мудрый ничего  не

делает против воли и уходит из-под  власти  необходимости,.  добровольно

исполняя то, к чему она принуждает. Будь здоров.

 

 

 

 Письмо LV

 

   Сенека приветствует Луцилия!

 

   (1).Я как раз вернулся с прогулки в  носилках;  впрочем,  если  бы  я

столько же прошел пешком, усталость была бы не больше. Когда тебя подол-

гу носят, это тоже труд и, видно, еще более тяжелый из-за своей противо-

естественности. Природа дала нам ноги, чтобы мы сами  ходили,  и  глаза,

чтобы мы сами глядели. Изнеженность обрекла нас на бессилие, мы не можем

делать то, чего долго не хотели делать. (2) Однако мне  необходимо  было

встряхнуться, для того ли, чтобы растрясти застоявшуюся в  горле  желчь,

или для того, чтобы по какой-то причине стеснившийся в груди воздух раз-

редился от качания носилок. И я чувствовал, что оно мне помогает, и поэ-

тому долго и упорно двигался туда, куда манила меня излучина берега меж-

ду усадьбой Сервилия Ватии и Кумами, узкого, словно  дорога,  и  сжатого

между морем и озером1. После недавней бури  песок  был  плотный,  потому

что, как ты знаешь, частый и сильный прибой разравнивает его,  а  долгое

затишье разрыхляет, так как уходит вся связывающая песчинки  влага.  (3)

По привычке я стал озираться вокруг, не найдется  ли  чего  такого,  что

пошло бы мне на пользу, и взгляд мой упал на усадьбу, когда-то принадле-

жавшую Ватии. В ней он, богатый, как бывший претор, и ничем, кроме  без-

делья, не знаменитый, состарился, почитаемый за  одно  это  счастливцем.

Ибо всякий раз, когда кого-нибудь топила дружба с Азинием Галлом2,  либо

вражда, а потом и приязнь Сеяна3 (и задевать его, и любить было одинако-

во опасно), люди восклицали: "О Ватия, ты один умеешь жить!" А  он  умел

не жить, а прятаться. (4) Ведь жить свободным от дел и жить в праздности

- не одно и то же. При жизни Ватии я не мог пройти мимо этой  усадьбы  и

не сказать:

   "Здесь покоится Ватия". Но философия, мой Луцилий, внушает такое поч-

тение и священный трепет, что даже сходство с нею, пусть и ложное, прив-

лекает людей. Человека, свободного от дел, толпа считает добровольно уе-

динившимся, безмятежным, независимым и живущим для себя, между  тем  как

все эти блага никому, кроме мудреца, не доступны. (5)  Этот,  живущий  в

тревоге, неужто умеет жить для себя? И, самое главное, умеет ли он вооб-

ще жить? Кто бежит от дел и людей, неудачливый в своих желаниях  и  этим

изгнанный прочь, кто не может видеть других более удачливыми,  кто  пря-

чется из трусости, словно робкое и ленивое животное, тот живет  не  ради

себя, а - куда позорнее! - ради чрева, сна и похоти. Кто  живет  ни  для

кого, тот не живет и ради себя. Но постоянство и упорство в своем  наме-

рении - вещи такие замечательные, что и упорная лень внушает уважение.

   (6) О самой усадьбе не могу ничего написать тебе  наверняка:  я  знаю

только ее лицевую сторону и то, что видно проходящим мимо. Там есть  две

пещеры, просторнее любого атрия, вырытые вручную ценой огромных  трудов;

в одну солнце не заглядывает, в другой оно до самого заката.  Платановую

рощу делит на манер Еврипа4 ручей, впадающий и в море, и в  Ахерусийское

озеро. Рыбы, что кормится в ручье, хватало бы вдосталь и для ежедневного

лова, однако ее не трогают, если можно выйти в море; когда же буря  дает

рыбакам отпуск, то нужно только протянуть руку  за  готовым.  (7)  Самое

большое преимущество усадьбы в том, что от Бай она  отделена  стеной  и,

наслаждаясь всем, что есть там хорошего, не  знает  тамошних  неудобств.

Эти лучшие ее свойства я знаю сам и полагаю, что она годится на все вре-

мена года. Ведь ее овевает Фавоний 5, который она даже отнимает  у  Бай,

принимая его на себя. Видно, Ватия был неглуп, если  выбрал  это  место,

чтобы жить в безделье и старческой лени.

   (8) Но место не так уже способствует спокойствию;  наша  душа  делает

для себя каждую вещь такой или иной. Я видел опечаленными обитателей ве-

селых и приятных усадеб, видел живущих в уединении, которые  не  отлича-

лись от самых занятых. Поэтому не думай, будто  тебе  живется  не  очень

уютно оттого, что ты далеко от Кампании. Да и далеко ли?  Достигни  этих

мест мыслями! (9) Можно общаться и с отсутствующими друзьями так часто и

так долго, как тебе самому угодно. В разлуке мы еще больше  наслаждаемся

этим общением, прекрасней которого нет ничего. Жизнь  рядом  делает  нас

избалованными, и хотя мы порой вместе сидим, вместе гуляем  и  беседуем,

но, разойдясь порознь, перестаем думать о тех, с кем  только  что  виде-

лись. (10) Потому и должны мы переносить разлуку  спокойно,  что  каждый

подолгу разлучен даже с теми, кто близко. Во-первых, считай ночи, прове-

денные врозь, затем - дела, у каждого свои,  потом  уединенные  занятия,

отлучки в загородные, - и ты увидишь, что пребывание на чужбине отнимает

у нас не так много. (11) Друг должен быть у нас в душе, а душа всегда  с

нами: она может хоть каждый день видеть, кого захочет. Так что занимайся

со мною, обедай со мною, гуляй со мною. Мы жили бы очень тесно, если  бы

хоть что-нибудь было недоступно нашим мыслям. Я вижу  тебя,  Луцилий,  я

даже слышу тебя, я так близко к тебе, что сомневаюсь, не слать  ли  тебе

вместо писем записки. Будь здоров.

 

 

 

   Письмо LVI

 

   Сенека приветствует Луцилия!

 

   (1) Пусть я погибну, если погруженному в ученые занятия на самом деле

так уж необходима тишина! Сейчас вокруг меня со всех сторон - многоголо-

сый крик: ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази себе все  разнооб-

разие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные  уши.  Когда

силачи упражняются, выбрасывая вверх отягощенные свинцом руки, когда они

трудятся или делают вид, будто трудятся, я слышу их стоны; когда они за-

держат дыханье, выдохи их пронзительны, как свист; попадется бездельник,

довольный самым простым умащением, - я слышу удары ладоней по  спине,  и

звук меняется смотря по тому, бьют ли плашмя или полой ладонью.  А  если

появятся игроки в мяч и начнут считать броски, - тут уж все кончено. (2)

Прибавь к этому и перебранку, и ловлю вора, и тех,  кому  нравится  звук

собственного голоса в бане. Прибавь и тех, кто с  оглушительным  плеском

плюхается в бассейн. А кроме тех, чей голос, по крайней мере, звучит ес-

тественно, вспомни про выщипывателя волос, который, чтобы его  заметили,

извлекает из гортани особенно пронзительный визг и умолкает, только ког-

да выщипывает кому-нибудь подмышки, заставляя другого кричать за себя. К

тому же есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы сладостями и вся-

кими кушаньями, каждый на свой лад выкликающие товар. - (3)  Ты  скажешь

мне: "Ты железный человек! Ты, видно, глух,  если  сохраняешь  стойкость

духа среди всех этих разноголосых нестройных криков, между тем как наше-

го Криспа1 довели до могилы чересчур усердные утренние  приветствия".  -

Нет, клянусь богом, я обращаю на этот гомон не больше внимания,  чем  на

плеск ручья или шум водопада, - хоть я и слышал про какое-то племя,  ко-

торое перенесло на другое место свой город только  из-за  того,  что  не

могло выносить грохот нильского переката.  (4)  По-моему,  голос  мешает

больше чем шум, потому что отвлекает душу, тогда как шум только наполня-

ет слух и бьет по ушам. К числу тех, что шумят, не отвлекая меня, я  от-

ношу проезжающие мимо повозки, и плотника в моем доме, и кузнеца по  со-

седству, и того, кто у Потной меты2, пробуя дудки и флейты, хоть и  кри-

чит, но не поет. (5) При этом звук, то и дело прерывающийся, тяготит ме-

ня больше, чем непрерывный. Но я уже так закалился, что мог  бы  слушать

даже начальника над гребцами, когда  он  противным  голосом  отсчитывает

такт. Ведь я принуждаю мой дух сосредоточиться на себе и ни на что внеш-

нее не отвлекаться. Пусть за дверьми все шумит и гремит, - лишь бы внут-

ри не было смятения, лишь бы  не  ссорились  между  собой  вожделение  и

страх, не затевали распрю и не мучили друг друга расточительность и ску-

пость. Пусть по всей округе тишина - много ли нам в ней пользы, если на-

ши страсти бушуют?

 

   (6) Ночь утишила все и мирный покой даровала. . .3

 

   Это ложь! Нет мирного покоя, кроме того, который даруется  нам  разу-

мом: ночь не устраняет наши тяготы, а усугубляет их ощущенье и  заменяет

одни тревоги другими. Ведь и сновидения спящих бывают не менее  бурными,

чем их дни. Подлинна только та безмятежность, чей корень -  совершенство

духа. (7) Взгляни на него: безмолвие просторного дома манит к нему  сон,

его слух не будет потревожен ни единым звуком, ибо вся толпа рабов  мол-

чит и только на цыпочках приближается к спальне. А он ворочается с  боку

на бок, стараясь среди огорчений поймать хоть легкую дрему, и, ничего не

слыша, жалуется, будто слышит. (8) Какая тут, по-твоему, причина? Шум  у

него в душе: ее нужно утихомирить, в ней надо унять распрю; нельзя  счи-

тать ее спокойной только потому, что тело лежит неподвижно. Иногда  и  в

покое нам нет покоя. Поэтому нужно проснуться и взяться за дела или  за-

нять себя благородными искусствами всякий раз, когда начинает нас одоле-

вать лень, которая сама себе в тя гость. (9) Великие  полководцы,  когда

замечают плохое повиновение у солдат, усмиряют их трудом и держат в узде

походами. Кто занят, у того нет времени на озорство;  и  вернее  верного

то, что дело искореняет пороки, порожденные бездельем. Часто мы уходим в

тень - по-видимости из-за того, что нам опостылели общественные  дела  и

претит наше положение, не сулящее удачи и неблагодарное, но в уединении,

куда загнали нас страх и усталость, порой вновь крепнет честолюбие. Зна-

чит, оно оставило нас не потому, что было искоренено, а потому что  уто-

милось и было подавлено не слишком ему благоприятными  обстоятельствами.

(10) То же самое и страсть к роскоши: иногда она по-видимости отступает,

а потом опять донимает мнимых сторонников воздержности и посреди присту-

па бережливости тянется к покинутым,  но  не  преданным  осуждению  удо-

вольствиям, - тянется скрытно и оттого еще сильнее. Ведь не  так  опасны

пороки, не скрытые от глаз; даже больные идут к выздоровлению, если  бо-

лезнь прорвалась из глубины и обнаружила всю свою силу. Знай, что и ску-

пость, и честолюбие, и другие недуги человеческого духа  пагубнее  всего

тогда, когда прячутся под личиной здоровья.

   (11) Мы только кажемся спокойными. Вот если мы  будем  чистосердечны,

если протрубим отступление, если научимся презирать внешний  блеск,  то,

как я сказал, нас уже ничто не отвлечет, никакие хоры  человеческих  или

птичьих голосов не прервут наших благих размышлений, стойких и  неизмен-

ных. (12) Слишком легок и не сосредоточен еще на самом  себе  дух  того,

кого любой голос и случайный звук заставляют насторожиться. Значит, есть

в нем тревога и ранее возникший страх, которые и будоражат  любопытство.

Как говорит наш Вергилий,

 

   Я, кто недавно ни стрел, летевших в меня, не боялся,

   Ни бессчетных врагов, толпой мне путь преграждавших,

   Ныне любых ветерков, любого шума пугаюсь:

   Страшно за ношу мою и за спутника страшно не меньше.4

 

   (13) Первый - это мудрец, которого не пугают ни занесенные копья,  ни

сшибающиеся мечи тесно сплоченных отрядов, ни грохот разрушаемого  горо-

да; второй же - человек неискушенный, он боится за свое добро и пугается

всякого шума, любой звук кажется ему грохотом и валит  с  ног,  малейшее

движение лишает его чувств. Поклажа делает его робким.

   (14) Возьми на выбор любого из тех счастливцев, что  много  несут  на

себе и много тащат за собой, - и ты увидишь, что

 

   Страшно за ношу ему и за спутника страшно. ..

 

   Знай, ты достиг спокойствия, если никакой крик до тебя не  доносится,

если тебя ничей голос - ни зазывный, ни угрожающий, ни впустую  нарушаю-

щий тишину - не выведет из себя. - (15) "Как  так?  Но  разве  не  лучше

иногда побыть вдали от шума?" - Признаюсь, ты прав.  И  я  переберусь  с

этого места: ведь я хотел только испытать себя и закалиться.  Какая  мне

надобность мучиться дольше, если Улисс давно нашел простое  средство,  и

оно спасло его спутников даже от сирен? Будь здоров.

 

 

 

   Письмо LVII

 

   Сенека приветствует Луцилия!

 

   (1) Когда мне понадобилось вернуться из Бай в Неаполь, я легко  пове-

рил, что на море буря, - лишь бы снова не пытать судьбу на корабле.  Од-

нако по дороге оказалось столько грязи, что поездка эта была  все  равно

как плаванье. В тот день я вытерпел все, что назначено  терпеть  атлетам

{: после умащения нас осыпала пыль неаполитанского склепа2. (2) Нет  ни-

чего длиннее этого застенка и ничего темнее факелов в нем, которые  поз-

воляют не что-нибудь видеть во мраке, а видеть самый мрак. Впрочем, даже

будь там светло, пыль застила бы свет. Она и под открытым небом неприят-

на и тягостна; что же говорить о месте, где она клубится сама в себе  и,

запертая без малейшей отдушины, садится на тех, кто ее поднял. Так приш-

лось нам терпеть две несовместимые неприятности зараз: на одной  дороге,

в один день мы страдали и от грязи, и от пыли.

   (3) Однако и эта темнота дала мне повод для размышлений: я почувство-

вал в душе некую перемену - не страх, но подавленность, вызванную новиз-

ной непривычного места и его гнусностью. Я не говорю о себе -  ведь  мне

далеко до людей терпеливых, а до совершенных и подавно, - но и  у  того,

над кем фортуна потеряла власть, душа тут заболит и лицо побледнеет. (4)

Есть вещи, Луцилий, от которых ничьей добродетели не уйти3: ими  природа

напоминает о неизбежности смерти. Каждый нахмурится при  виде  грустного

зрелища, каждый вздрогнет от неожиданности, у каждого потемнеет  в  гла-

зах, если он, стоя у края бездны, взглянет в ее глубину. Это - не страх,

а естественное чувство, неподвластное разуму. (5) Так храбрецы,  готовые

пролить свою кровь, не могут смотреть на чужую, так некоторые падают без

чувств, если взглянут на свежую или старую, загноившуюся рану либо  при-

коснутся к ней, а другие легче вынесут удар меча, чем его вид. (6)  И  я

почувствовал, повторяю, если не смятенье, то перемену в душе; зато, сно-

ва увидав первый проблеск света, я ощутил, как она воспрянула без  моего

ведома и принужденья. Потом я принялся сам с собою рассуждать, как глупо

одного бояться больше, другого меньше, хотя исход всюду  один.  В  самом

деле, какая разница, рухнет ли на тебя будка или гора? Никакой! И все же

иные больше боятся обвала горы, хоть и то и другое одинаково  смертонос-

но. Вот до чего слеп страх: он видит не исход, а только орудия.

   (7) Ты, верно, думаешь, что я говорю как  стоики,  которые  полагают,

будто душа человека, раздавленного большой тяжестью, не  может  уцелеть,

но немедля рассеивается, не имея свободного выхода? - Нет! И мне  кажет-

ся, что утверждающие это заблуждаются. (8) Как  нельзя  придавить  пламя

(оно обтекает любой гнет и вырывается наружу),  как  невозможно  рассечь

ударом или пронзить острием воздух, ибо он, поддавшись, сразу же  слива-

ется снова, так и душу, которая состоит из тончайшего  вещества,  нельзя

удержать и придавить в теле: благодаря  этой  тонкости  она  прорывается

сквозь все, что бы ни навалилось сверху. Как молнии, даже когда она  ши-

роко сотрясает и озаряет все вокруг, открыт выход через самую узкую щел-

ку, так и душе, чье вещество тоньше огненного, по  всему  телу  свободен

путь к бегству. (9) Вопрос только в том, может ли она остаться бессмерт-

ной. Но в этом даже не сомневайся; если она пережила тело, то никоим об-

разом погибнуть не может - по той самой причине, по которой не  погибает

никогда, ибо нет бессмертия с каким-нибудь исключением, и тому, что веч-

но, невозможно повредить. Будь здоров.



Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map