ПРИМЕЧАНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕ. Книга I.
1. Начало введения утрачено. В квадратных скобках, как и ниже, помещена конъектура. Ср. Цицерон, «О старости», 75; «Тускуланские беседы», I, 89.
2. Гай Дуелий во время первой пунической войны одержал победу над карфагенянами в морском бою под Милами в 260 г.
3. Авл Атилий Калатин — консул 258 и 254 гг., диктатор 249 г., в 253 г. взял Панорм. См. Полибий, Всеобщая история, I, 38.
4. Луций Цецилий Метелл — консул 251 и 247 гг., диктатор 222 г., разбил Гасдрубала под Панормом. Метеллы, важнейшая ветвь плебейского Цецилиева рода, дали многочисленных консулов. См. Гней Невий (около 270—200):
Злой рок дает Метеллов Риму в консулы!
|
(Перевод Ф.А. Петровского)
|
5. Гней Корнелий Сципион Кальв — консул 222 г., был разбит Ганнибалом в 218 г. на реках Тицине и Требии; вместе с братом Публием Сципионом, консулом 218 г., пал в сражении с Гасдрубалом в Испании. Ср. Цицерон, речи: «I речь о земельном законе», 5; «В защиту Бальба», 34; «В защиту Планция», 60.
6. Квинт Фабий Максим Веррукос — консул 233, 228, 215, 214 и 209 гг., диктатор 221 и 217 гг., за свою тактику изматывания противника получил прозвание Кунктатора (Медлитель). См. Энний, «Анналы», фрагм. 306 Уормингтон:
Нам один человек республику спас промедленьем.
|
К Ганнибалу в то время примкнули некоторые италики, отпавшие от Рима, в частности Капуя. См. Цицерон, «Письма к Аттику», II, 19, 2 (46).
7. Марк Клавдий Марцелл — консул 222, 215, 214, 210, 208 гг., одержал в 216—215 гг. победы под Нолой и взял Сиракузы в 212 г. См. Цицерон, «Речи против Верреса», (II) IV, 115.
8. Публий Корнелий Сципион Старший разбил в 202 г. Ганнибала под Замой в Африке. Как триумфатор он получил прозвание «Африканский». См. прим. 19 к кн. VI.
9. Марк Порций Катон Старший (Цензорий) — (235—149), родом из Тускула, был консулом в 196 г. и цензором в 184 г. В глазах Цицерона — образец древней римской доблести. Цицерон назвал его именем свой трактат «О старости».
10. Homo novus. Так называли человека, не принадлежащего к сословию сенаторов, который первым в своем роду добивался или добился избрания в консулы. См. Цицерон, «Речь в защиту Мурены», 17; Квинт Цицерон, «Краткое наставление по соисканию консульства», I, 1; Саллюстий, «Югурта», 85, 13, 14, 25.
11. Otium. В данном случае — отказ от государственной деятельности ради занятий литературой и философией. Противоположное понятие — negotium, общеполезная деятельность. См. Цицерон, «О дружбе», 104.
12. Эпикурейцы, которых Цицерон осуждал за их политический абсентеизм; см. ниже, § 8 сл.: «Речь против Писона», 42, 59, 69; «Письма к близким», XIII, 1, 4 (198); Лукреций, «О природе вещей», II, 1 слл.
13. Имеется в виду политическая деятельность. Частая у древних метафора. Ср. Алкей, фр. 47 A; Цицерон, «Речь в защиту Сестия», 46; Гораций, Оды, I, 14; Послания, II, I, 114.
14. В данном случае имеется в виду понятие ananke (греч.) стоической философии: сознаваемый человеком долг поступать доблестно. См. Цицерон, «О природе богов», I, 55.
15. Ius gentium. Во времена родового строя — междуродовое и междуплеменное право, субъектом которого был род или племя. С разложением родового строя и образованием государства оно разделилось на: 1) внутреннее право римской общины — право квиритов (ius Quiritium), впоследствии получившее название цивильного, или гражданского, права (ius civile), и 2) право, регулирующее внешние отношения римского государства, т.е. международное право, ius gentium; другие его названия — право войны и мира (ius belli et pacis), фециальный устав (ius fetiale); см. кн. II, § 31. Ius gentium определяло также и права иностранцев в римском государстве. См. прим. 53 к кн. II.
16. Ксенократ — 396—314 гг., родом из Халкедона, был учеником Платона; после Спевсиппа стоял во главе Академии.
17. Imperium. В древнейшую эпоху совокупность прав царя. В эпоху республики полнота власти высших магистратов (консулов и преторов), ограниченная коллегиальностью и годичным сроком, а в пределах померия (сакральная городская черта города Рима) также и интерцессией плебейских трибунов и правом провокации (апелляция к народу), которым обладал римский гражданин. Империй слагался из права авспиций (см. прим. 11 к кн. II), набора войска и командования им, созыва куриатских комиций, права принуждения и наказания и юрисдикции. Различался imperium domi, т.е. власть в пределах померия, и imperium militiae, т.е. вся полнота власти вне померия — в Италии и в провинциях — как в мирное, так и в военное время. Магистрату, уже облеченному гражданской властью (potestas), империй предоставлялся изданием особого куриатского закона (lex curiata de imperio). Магистрат, обладающий империем, не имел права вступать в пределы померия. В I в. единый империй сохранился только у наместников провинций: он не был ограничен ни интерцессией, ни правом провокации и часто продолжался больше года. Под imperium maius разумели верховное командование с особыми полномочиями.
18. Ius publicum — совокупность правовых норм, определяющих взаимоотношения между государством и гражданином, а также и между гражданами, когда эти взаимоотношения имеют значение для государства в целом.
19. Энний, «Анналы», фрагм. 600 Мюллер. Квинт Энний (239—169), автор исторической хроники «Анналы» и ряда трагедий и комедий, ввел в римскую поэзию гексаметр, заменив им старинный сатурнический стих. Энний был связан дружескими отношениями с Корнелиями Сципионами. См. Цицерон, «Речь в защиту Архия», 22; «Об ораторе», II, 276; Гораций, Послания, II, I, 50.
20. В § 4 приводятся возражения эпикурейцев. О самопожертвовании см. Цицерон, «Тускуланские беседы», I, 116.
21. Мильтиад, греческий стратег V века, одержал победу над персами под Марафоном в 490 г. После неудачной экспедиции против Пароса был обвинен афинянами в том, что дал себя подкупить, присужден к штрафу в 500 талантов и заключен в тюрьму, не будучи в состоянии его заплатить. См. Цицерон, «Речь в защиту Сентия», 141; Корнелий Непот, «Жизнь Мильтиада», VII, 5—6.
22. Фемистокл участвовал в победе над персами в морском бою под Саламином; был изгнан из Афин в 471 г. и умер в Магнесии в 461 г. См. Цицерон, «Речь в защиту Архия» 20; «Речь в защиту Сестия», 141; «Речь в защиту Скавра», 3; «Письма к Аттику», VII, 11, 3 (303); IX, 10, 3 (364). «Варварская страна» — всякая страна, населенная не греками и не римлянами.
23. Марк Фурий Камилл — военный трибун с консульской властью, в начале IV в. завоевал Вейи и одержал победу над вольсками; обвиненный в утайке военной добычи, он в 391 г. удалился в изгнание и был возвращен в Рим в 390 г., во время нашествия галлов. См. Ливий, VII, 1.
24. Гай Сервилий Структ Агала — помощник диктатора Луция Квинкция Цинцинната (середина V в.), убил римского всадника Спурия Мелия, обвиненного в стремлении к единовластию; Агала также был обвинен в таком же стремлении. См. Цицерон, речи: «I речь против Катилины», 3; «О доме», 86; 101; «В защиту Сестия», 143; «В защиту Милона», 8; «II филиппика», 26.
25. Публий Корнелий Сципион Насика Серапион — консул 138 г., считался виновником гибели Тиберия Гракха (133 г.).
26. Публий Попилий Ленат — консул 132 г., противник Гракхов, был изгнан в 123 г. по предложению Гая Гракха. См. Цицерон, речи: «В сенате по возвращении из изгнания», 37 сл.; «К квиритам по возвращении из изгнания», 6, 9, 11; «О доме», 82, 87.
27. Луций Опимий — консул 121 г., противник Гая Гракха, в 115 г. был главой посольства, отправленного для переговоров с Югуртой; в 110 г. он был обвинен в получении взятки от Югурты и осужден на изгнание. См. Цицерон, речи: «К квиритам по возвращении из изгнания», 11; «В защиту Сестия», 140; «Против Писона», 95; «В защиту Планция», 69; «Брут», 128.
28. Квинт Цецилий Метелл Нумидийский — консул 129 г., победитель Югурты, добровольно удалился в изгнание, отказавшись дать клятву в соблюдении земельного закона Луция Апулея Сатурнина. См. Цицерон, речи: «В сенате по возвращении из изгнания», 25; «О доме», 22; «В защиту Сестия», 37, 101; «Письма к Аттику», I, 16, 4 (22).
29. Бегство из Италии после неудачи в борьбе против Суллы. Гай Марий, бывший родом из Арпина, как и Цицерон, был консулом в 107, 104—100 и 86 гг.; победитель кимвров и тевтонов. Цицерон часто говорит о Марии как о «спасителе отечества»; см. речи: «В сенате по возвращении из изгнания», 38; «К квиритам по возвращении из изгнания», 7, 9 сл.; «В защиту Сестия», 37 сл., 116; «Против Писона», 43; «В защиту Милона», 8 сл., 83.
30. Имеются в виду жертвы сулланских проскрипций 82 г.
31. Цицерон имеет в виду свое консульство 63 г. (подавление движения Катилины) и свое изгнание в 58 г. Из числа друзей Цицерона эпикурейцами были Тит Помпоний Аттик и Марк Марий; см. Цицерон, «Письма к близким», VII, 1 (127).
32. В последний день консульства Цицерона (29 декабря 63 г.) трибун Квинт Цецилий Метелл Непот не позволил ему обратиться к народу с речью. См. Цицерон, «Речь против Писона», 6; письма: «К близким», V, 2, 7 (14); «К Аттику», I, 16, 5 (22).
33. Оптиматы («честные люди») высоко оценили действия консула Цицерона, направленные на подавление движения Катилины: Луций Аврелий Котта предложил устроить благодарственные молебствия богам; Луций Геллий признал его заслужившим «гражданский венок», которым награждали за спасение жизни римского гражданина; Квинт Лутаций Катул провозгласил его «отцом отечества». См. Цицерон, речи: «III речь против Катилины», 15; «Против Писона», 6. См. ниже, прим. 125.
34. Ср. Цицерон, «Брут», 305—319; «Об ораторе», I, 2.
35. Ср. Цицерон, «III речь против Катилины», 1.
36. Цицерон употребляет слово «родина» в двояком значении: 1) место рождения и 2) отечество — как понятие юридическое; ср. «О законах», II, 5;, «Об обязанностях», I, 53.
37. Ср. Платон, «Критон», 51 А—С. Весь § 8 направлен против политического абсентеизма эпикурейцев.
38. Ср. Платон, «Государство», I, 347 C.
39. Ср. Лукреций, «О природе вещей», V, 1117 слл.
40. Имеется в виду борьба с движением Катилины.
41. Ср. Цицерон, «II речь о земельном законе», 1 сл.; «Письма к Аттику», II, 3, 4 (29).
42. Фалес Милетский, Солон Афинский, Биант Приенский, Питтак Митиленский, Клеобул Линдский, Периандр Коринфский, Хилон Спартанский. См. Цицерон, «Об ораторе», III, 137.
43. Обращение к брату Квинту, вместе с которым Цицерон ездил в 79—77 гг. в Грецию. По-видимому, диалог был обращен к Квинту Цицерону.
44. Гай Семпроний Тудитан и Маний Аквилий были консулами в 129 г. Латинские празднества ежегодно справлялись на Альбанской горе в честь Юпитера Лациара, покровителя Латинского союза, вначале под главенством Альбы-Лонги, а впоследствии Рима: ночное жертвоприношение с закланием белого быка. Они продолжались три дня; в 129 г. они были в январе-феврале. См. Лукан, «Фарсалия», 1, 550; V, 402.
45. Ср. Платон, «Критон», 1. Цицерон в точности повторяет начало этого диалога.
46. Имеются в виду потрясения в государстве, связанные с земельной реформой Тиберия Гракха.
47. Так называемые парелии. Если в воздухе носятся мелкие призматические кристаллы льда, то вокруг солнца бывают видны круги и проходящие через солнце вертикальные или горизонтальные полосы, которые в пересечении с окружающим солнце кругом дают усиленное освещенное пятно, называемое ложным солнцем. Обычно таких солнц наблюдаются два, но если одно из них закрыто тучей или находится ниже горизонта, то видно только одно ложное солнце. Такое явление наблюдалось в 129 г. Впоследствии его сочли предвестником смерти Сципиона Эмилиана. См. Цицерон, «О природе богов», II, 14; «О предвидении», I, 97. (И.В.).
48. Панэтий Родосский (род. около 172 г.) — философ-стоик, друг Сципиона Эмилиана и Лелия, наставник Гая Фанния, Квинта Муция Сцеволы Авгура, Публия Рутилия Руфа и Квинта Элия Туберона; автор сочинений по астрономии и философии, в частностях трактата «Об обязанностях», послужившего образцом для одноименного диалога Цицерона. См. Цицерон, «Письма к Аттику», XVI, 11, 4 (799).
49. См. Ксенофонт, «Меморабилии», I, 1, 11 сл.; IV, 7, 2 слл. Ср. Цицерон, «Брут», 31; «Тускуланские беседы», V, 10.
50. Пифагор Самосский (вторая половина VI в.) родился на Самосе в эпоху правления тиранна Поликрата, союзника египетского фараона Амасиса. Самос был крупным центром инженерного искусства того времени (водопровод Евпалина и другие постройки). Благодаря связям с Египтом Пифагор мог познакомиться с основными интервалами (терция и квинта) струнных инструментов, а также и с архитектурой и скульптурой Египта; в последних давались числовые отношения размеров различных деталей здания (или частей тела), выраженных в некоторых единицах (модулях). Установив длину модуля по заданной совокупности отношений между частями, можно полностью восстановить соответствующее здание или фигуру. Таким образом, числа (у Пифагора целые) являлись «природой всех вещей»; в отличие от иранийцев, обращавших внимание на «материю», Пифагор интересовался «формой», выражая ее численными отношениями. Отсюда родился математический атомизм Пифагора. Переехавши из Самоса в Италию, Пифагор основал тайное общество, вступление в которое требовало значительной предварительной подготовки. Нельзя, конечно, считать Пифагора родоначальником мышления в математике, но очень существенно, что он обучал не столько различным теоремам геометрии, сколько умению их доказывать; на это указывает очень большое количество связанных с ним педагогических высказываний, сохранившихся у Ямвлиха («Жизнь Пифагора»). Очень трудно определить, какие математические теоремы были открыты Пифагором, если таковые существовали вообще (так называемая теорема Пифагора была известна вавилонянам за полторы тысячи лет до Пифагора), так как Пифагору приписывались все математические открытия, сделанные его учениками. После разгрома пифагорейских общин в южной Италии пифагорейцы разбрелись по всему греческому миру; оставшиеся влились в Академию Платона. (И.В.)
51. Архит Тарентский (около 400 г.) — был государственным деятелем, полководцем, математиком и механиком. Ему принадлежит решение задачи об удвоении куба и первая книга по механике. Тимей Локрийский был пифагорейцем. В его честь Платон назвал один из своих диалогов. Филолай известен своей космологической теорией, по которой Земля и «противоземлие» (антихтон) вращались вокруг центрального огня. (И.В.)
52. Дома римляне носили сандалии, вне дома — башмаки особого покроя, укреплявшиеся ремнями; патриции — башмаки красного цвета, сенаторы — черного. Выходя из дому, римляне надевали поверх туники (рубашки) тогу; см. ниже, прим. 98. Сципион оделся, уступая требованиям этикета. Ср. Цицерон. «Речи против Верреса», (II) V, 86.
53. Портик (галерея) для прогулок, называвшийся также и ambulatio, был принадлежностью римского загородного дома. Ср. Цицерон, «Письма к брату Квинту», III, 1, 1 (145).
54. По Виллиеву закону 180 г. (lex Villia annalis), магистратуры предоставлялись только после военной службы с промежутком в три года между каждой из них: квестура в возрасте не менее 27 лет, эдилитет — 30, претура — 33, консулат — 36. По Корнелиеву закону 81 г. (закон Суллы, lex Cornelia de magistratibus), квестура — не ранее 29-летнего возраста, претура (после обязательного 10-летнего промежутка) по достижении 39, консулат — 42 лет; второй консулат — только через 10 лет после первого. Избрание в указанном возрасте называлось избранием в «свой год» (suo anno). Бывший консул назывался консуляром (vir consularis), бывший претор — преторием, бывший эдил — эдилицием, бывший квестор — квесторием, бывший трибун — трибуницием. В 132 г. был издан Пинариев закон о магистратурах, положения его нам неизвестны; см. Цицерон, «Об ораторе», II, 261.
55. Представление, что мир (для Цицерона с вселенной отождествляется римская держава) есть общее жилище богов и людей, соответствует учению пифагорейцев. Ср. Цицерон, «Об обязанностях», I, 153; «О законах», I, 61.
56. Интердикт — приказ претора, предписывавший или запрещавший то или иное действие. Далее в виде шутки приводится преторская формула насчет владения имуществом. Ср. Цицерон, «Речь по делу Цецины», 23, 36, 40, 55, 59.
57. Публий Муций Сцевола — консул 133 г., верховный понтифик, юрист, противник насильственных мер против Тиберия Гракха. См. Цицерон, «О законах», II, 47; «Об ораторе», I, 240, 242.
58. Гай Сульпиций Галл — астроном и политический деятель; претор в 169 г., легат Луция Эмилия Павла во время завоевания им Македонии (см. ниже, § 23), консул в 166 г. вместе с Марком Клавдием Марцеллом. См. Цицерон, «О старости», 49; «Брут», 78.
59. Архимед — 287—212 гг., знаменитый сиракузский механик и математик, военный инженер царя Гиерона, ученик математика и астронома Конона; написал ряд сочинений, в которых определил площади и объем различных фигур и тел, дал построение длины окружности при помощи «архимедовой спирали», а также вычислил значение числа π (пи) — отношения окружности к диаметру. В механике ввел понятие о центре тяжести, определил положение последнего для ряда фигур и тел и установил закон равновесия плавающих тел. Под конец жизни занимался астрономией, определял размеры мира («Псаммит») и построил астрономическую сферу, воспроизводившую движение небесных тел. Архимед был активным защитником Сиракуз против римлян; при взятии последними Сиракуз в 212 г. был убит. (И.В.)
Во время своей квестуры в Сицилии Цицерон разыскал могилу Архимеда. См. Цицерон, «Речи против Верреса», (II) IV, 131; «Тускуланские беседы», I, 63; V, 63 слл.; Овидий, «Фасты», VI, 277; Плутарх, «Марцелл», 19.
60. Храм, построенный Марком Клавдием Марцеллом за Капенскими воротами Рима по обету, данному перед сражением под Кластидием в 222 г. Храм имел два отделения — божества Чести и божества Доблести. См. Ливий, XXIX, 11; Плутарх, «Марцелл», 20.
61. Фалес Милетский — (около 624—548), один из «семи мудрецов» Греции; занимался философией, математикой и астрономией (см. ниже, § 25); считал началом всего воду.
62. Евдокс Книдский — (около 350 г.), знаменитый греческий математик; дал определение отношений несоизмеримых величин и метод «исчерпывания» для определения площадей и объемов; автор кинематической модели движения планет при помощи комбинаций концентрических сфер (сложение вращений вокруг пересекающихся осей). (И.В.)
63. Арат — 315—240, член кружка македонского царя Антигона Гоната, затем придворный поэт сирийского царя Антиоха I, автор астрономической поэмы «Феномены», излагающей астрономические теории Евдокса. Эту поэму Цицерон перевел в молодости; до нас дошли отрывки его перевода. См. ниже, § 56; «О законах», II, 7; «Об ораторе», I, 69; Макробий, «Сатурналии», I, 18, 15. (И.В.)
64. Известные в то время планеты Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.
65. Мета — три составленных вместе конических столба, находившиеся на каждом из концов продольной стенки или насыпи, перегораживавшей беговую дорожку римского цирка. Здесь коническая тень, падавшая на луну во время ее затмения (при движении солнца вокруг земли, по геоцентрической теории). См. Плиний, «Естественная история», II, 10, 47.
66. Луций Эмилий Павел Македонский — консул 182 и 168 гг., отец Сципиона Эмилиана; разбил македонского царя Персея под Пидной в 168 г. и покорил Македонию.
67. Имеется в виду Пелопоннесская война (431—404).
68. Перикл — 493—429 гг., был главой демократической партии в Афинах. Упоминаемое здесь затмение солнца произошло в 431 г. См. Плутарх, «Перикл», 35.
69. Анаксагор Клазоменский — (около 510—426 гг.) афинский философ; занимался квадратурой круга, автор теории гомойомер, в которой утверждалась возможность бесконечной делимости тела, причем получающиеся сколь угодно малые части имели ту же природу, что и первоначальное тело. Анаксагор первым открыл причину затмений солнца и луны. (И.В.)
70. Энний, «Анналы», фрагм. 166 Уормингтон. Цицерон следует датировке Полибия, согласно которой Рим был основан в 750 г. Таким образом, 350 г. по основании Рима соответствует 400 г. до н.э. Ноны — седьмое число месяцев марта, мая, квинктилия (июль) и октября и пятое число остальных месяцев. Энний допустил ошибку: упоминаемое им затмение солнца произошло 21 июня 400 г.
71. Верховный понтифик вел летопись о важнейших событиях, в частности консульствах. В 131 г. понтифик Публий Муций Сцевола переработал имевшиеся записи и выпустил их в 80 книгах под названием “Annales maximi”. См. Цицерон, «Об ораторе», II, 52.
72. 7 июля 708 г. Ср. ниже, II, 17; Ливий, I, 16; Плутарх, «Ромул», 27.
73. Квиритами (populus Romanus Quiritium) первоначально назывались мужчины-патриции, способные носить оружие, не военные. О квиритском праве см. выше, прим. 15.
74. Nexum. В широком смысле — соглашение между римскими гражданами, заключавшееся при свидетелях с совершением символических действий и произнесением установленной формулы (манципация). В тесном смысле — акт ссуды или займа, причем должник обязывался, в случае неуплаты в срок, признать себя осужденным (damnas) и предоставить себя в распоряжение заимодавца; он становился nexus и, по закону, сохраняя гражданские права, фактически был на положении раба и должен был отработать свой долг, чтобы освободиться (nexi liberatio); в древнейшие времена он мог быть продан в рабство «за Тибр» и даже казнен; nexum было запрещено Петелиевым-Папириевым законом (около 236 г.).
75. Ср. Платон, «Государство», I, 347 B.
76. Публий Корнелий Сципион Африканский Старший — о нем, по-видимому, писал Катон Старший в своем историческом сочинении «Начала» (Origines). См. Цицерон. «Речь в защиту Планция», 66.
77. Сиракузский тиранн Дионисий Старший — 406—367 гг.; ср. кн. III, 43.
78. См. Цицерон, «Письма к Аттику», I, 18, 1 (24).
79. Понятие апатии стоиков.
80. Четыре характерные черты «мудрости» стоиков. Ср. Гораций, Послания, I, I, 106 сл.:
Словом, мудрец — одного лишь Юпитера ниже: богат он, Волен, в почете, красив; наконец, он и царь над царями. |
(Перевод Н.С. Гинцбурга) |
81. Ср. Цицерон, «О дружбе», 27; «О пределах добра и зла», III, 29.
82. Секст Элий Пет Кат — консул 198 г., юрист и оратор. См. Цицерон, «Письма к близким», VII, 22 (762); «Об ораторе», I, 198; III, 133; «Тускуланские беседы», I, 18; «Брут», 78; Энний, «Анналы», фрагм. 326 Уормингтон.
83. О Сульпиции Галле см. выше, § 21 сл.
84. Энний, «Ифигения», фрагм. 249 сл. Уормингтон; Овидий, «Фасты», V, 111 слл. Многие созвездия носили имена животных. Ахилл насмехается здесь над пророчеством Калханта.
85. Марк Пакувий (220—130), «Антиопа». Трагический поэт Пакувий принадлежал к кружку Сципиона Эмилиана. Ср. Цицерон, «Об ораторе», II, 155.
86. Энний, «Неоптолем», фрагм. 400 Уормингтон. Ср. Цицерон, «Тускуланские беседы», II, 1; «Об ораторе», II, 156; Вергилий, «Энеида», II, 491; Авл Геллий, V, 15, 9; 16, 5.
87. Туберон, племянник Сципиона Эмилиана; см. выше, § 14 сл., «Речь в защиту Мурены», 75 сл. Патрицианский Элиев род делился на ветви: Тубероны, Петы, Галлы, Ламии. Элии, как и Юлии, вели свой род от богов. [Род Элиев был плебейским. Так, один из представителей рода Элиев Туберонов был народным трибуном в 194 г. до н.э. (Ливий, XXXIV, 53, 1). — Прим. О. Любимовой.]
88. Тиберий Гракх был плебейским трибуном в 133 г. Воображаемая дата диалога «О государстве» — 129 г. (год смерти Сципиона Эмилиана).
89. Брат консула 133 г. Публия Муция Сцеволы, усыновленный Публием Лицинием Крассом и получивший имя Публия Лициния Красса Муциана; консул 131 г. Его считали одним из авторов земельного закона Тиберия Гракха. См. Цицерон, «Брут», 98.
90. Аппий Клавдий Пульхр — тесть Тиберия Гракха, консул 143 г. и цензор 137 г., поддерживал Тиберия Гракха и был противником Сципиона Эмилиана.
91. Квинт Цецилий Метелл Македонский — консул 143 г.
92. Лелий говорит о Сципионе Эмилиане. Подчеркивается, что государство нуждается в выдающейся личности, которая могла бы бороться с Гракхами.
93. Союзниками (socii) назывались городские общины Италии, заключившие с Римом союзный договор (foedus), который обязывал их предоставлять Риму войска. Договор этот мог быть равным (f. aequum) или неравным (f. iniquum). В первом случае союзники юридически были суверенными, во втором они признавали над собой величество римского народа (maiestas populi Romani) и теряли свою самостоятельность. В особом положении были городские общины Лация, т.е. ближайшие и древнейшие союзники Рима (prisci Latini, древние латиняне); при переселении в Рим их члены пользовались всеми гражданскими правами. Из числа этих общин, после их последнего восстания против Рима в 340 г., сохранили самостоятельность лишь немногие — их члены сохранили только право вступать в браки с римлянами (ius conubii) и право вести с ними торговлю (ius commercii), — а остальные были превращены в муниципии, т.е. общины с ограниченными гражданскими правами (civitas sine suffragio). Союзники и латиняне получили полные права римского гражданства только в 90 г. на основании Юлиева закона, изданного по окончании Союзнической войны.
94. Имеется в виду комиссия по проведению земельной реформы Тиберия Гракха.
95. Имеется в виду concordia ordinum — согласие и сотрудничество между сословиями сенаторов и римских всадников, Цицерон считал такое согласие основой римской государственности. Ср. выше, § 31. См. «Речь против Писона», 7; «Письма к Аттику», I, 14, 4 (20); 17, 10 (23); 18, 3 и 7 (24).
96. Полибий (около 210—125) — грек, привезенный в Рим в 168 г. в качестве заложника; учитель сыновей Луция Эмилия Павла; сопровождал Сципиона Эмилиана во время пунической и нумантинской войн и принадлежал к его кругу; написал «Всеобщую историю» в 40 книгах; сторонник смешанной формы государственного устройства. О Панэтии см. выше, прим. 48.
97. Сципион считает себя продолжателем политических традиций Корнелиев Сципионов и Эмилиев. Ср. Цицерон, «Об обязанностях», I, 116.
98. Т.е. римского гражданина. Тога — шерстяная верхняя одежда римских граждан: мужчин и детей. Кусок ткани овальной формы, который по определенным правилам обертывали вокруг тела. Курульные (старшие) магистраты носили тогу с пурпурной каймой (toga praetexta), как и мальчики. На 16-м году жизни мальчик сменял детскую тогу на белую (t. virilis, t. libera, t. pura), после чего его записывали в члены трибы. Выбеленную мелом тогу (t. candida) носили лица, добивавшиеся магистратур («кандидаты»). Слово togatus означало: 1) римский гражданин, 2) магистрат, не применяющий военной силы.
99. Ср. Цицерон, «Речь в защиту Сестия», 91 слл.; Лукреций, V, 922—1455.
100. Est …res publica res populi. “Res” как юридический термин — предмет, используемый человеком. В историческую эпоху термин “res publica” означал имущество, находящееся в общем, всенародном пользовании; таким образом, римское государство было предметом, используемым гражданской общиной (civitas Romana), идентичной греческому полису. Populus представляется юридическим лицом.
101. Взгляд Полибия (VI, 5, 4).
102. Ср. Аристотель, «Политика», I 1253a: человек по своей природе существо общественное.
103. Три формы государственного устройства подробно рассмотрены Полибием (VI, 3 сл.) и Платоном, «Государство», VIII.
104. Кир Старший — 600—529 гг. См. Ксенофонт, «Воспитание Кира»; Геродот, «История», I, 46 слл. См. Цицерон, «Письма к Квинту», III, 1, 8 (145).
105. Патронат и клиентела — в древнейшую эпоху отношения между патрицием и зависевшими от него людьми, возможно, из покоренного населения: патрон покровительствовал и помогал клиенту; клиенты поддерживали патрона при соискании магистратур и пр. Впоследствии отношения между влиятельным лицом и его вольноотпущенниками или городской общиной, между бывшим наместником провинции и ее населением; они были преемственными. — Массилия (ныне Марсель) — колония фокидян, основанная около 600 г.; во II в. прибегала к помощи Рима во время войн; поэтому Эмилиан и говорит о клиентах. См. Цицерон, речи: «В защиту Фонтея», 3; «В защиту Флакка», 63.
106. Ареопаг — высший государственный совет Афин; вначале он был составлен из аристократов, занимавших в прошлом должность архонтов. В середине V в. за ареопагом была сохранена только судебная власть по делам об убийстве.
107. Фаларид — тиранн Агригента (570—554), приказавший изготовить полого медного быка, в котором заживо сжигали людей. См. Цицерон, «Речь против Верреса», (II) IV, 73; «Письма к Аттику», VII, 20, 2 (317); Овидий, «Метаморфозы», I, 653.
108. Правление Тридцати тираннов (404—403).
109. Имеется в виду учение о круговороте государственных форм. См. вводную статью С.Л. Утченко, стр. 163 и 169. Ср. ниже, II, 45; «Речь в защиту Планция», 93; «Письма к Аттику», II, 9, 1 (36); 21, 2 (48); «О предвидении», II, 6.
110. Ср. Платон, «Государство», VIII, 543 A — 545 С.
111. Ср. Цицерон, «О законах», III, 31; «Письма к близким», I, 9, 12 (159); Платон, «Законы», IV, 711 С; Ксенофонт, «Воспитание Кира», VIII, 8, 3.
112. Имеется в виду ambitus (буквально — обход по очереди), действия кандидата с целью расположить избирателей в его пользу; допустимым считалось обратиться к гражданину по имени и взять его за руку; недопустим был подкуп в любой форме, считавшийся преступлением (crimen de ambitu). Для борьбы с подкупом был издан ряд законов: Корнелиев закон карал запретом занимать магистратуры в течение 10 лет; Кальпурниев-Ацилиев закон 67 г. — штрафом и полным запретом занимать магистратуры; Туллиев закон 63 г. запрещал денежное вознаграждение, зрелища для народа и угощение народа по трибам и карал 10-летним изгнанием. См. ниже, § 51; речи: «В защиту Суллы»; «В защиту Планция»; «Письма к Аттику», IV, 15, 7 (142); Квинт Цицерон, «Наставление по соисканию консульства».
113. Римский сенат.
114. Iudices delecti. Судьи, для слушания данного дела отобранные городским претором (praetor urbanus) из общего списка судей (album iudicum, iudices selecti).
115. Под римским владычеством Родос пользовался некоторой автономией. В 167 г., после битвы под Пидной, сенат решил начать против Родоса войну ввиду его недружественного поведения во время войны с Македонией. Против этого выступил Катон Цензорий. См. Авл Геллий, VI, 3, 15.
116. Сципион говорит об Афинах своего времени. Впоследствии Афины оказались на стороне Митридата VI Евпатора, были взяты Суллой в 88 г. и утратили свою автономию.
117. Сципион приводит мнение сторонников демократии.
118. Ср. Саллюстий, «Катилина», 10, 4; «Югурта», 5, 2.
119. Речь идет о народе как источнике права. См. выше, § 39 и прим. 100.
120. Ср. Саллюстий, «Катилина», 6—13; «Югурта», 41 сл.; Послания к Цезарю, II, 7.
121. Энний, «Тиест», фрагм. 303 Мюллер. Ср. Цицерон, «Об обязанностях», I, 26.
122. В историческую эпоху под термином lex понимали писаный закон. Ср. Цицерон, «О законах», I 18; Юстиниан, «Институции», II, 1, 11.
123. Царем (rех) называли Юпитера; см. ниже, § 56. — Тираннией называлась сложившаяся в VI—IV вв. форма правления в греческом полисе, возникавшая после захвата власти лицом, часто принадлежавшем к знати, но опиравшимся на народ и действовавшим от его имени. При некоторых тираннах полисы достигли расцвета. Впоследствии тиранния стала предметом ненависти народных масс. Цицерон в большинстве случаев придает понятию «тиранн» отрицательное значение. См. «Об обязанностях», III, 19, 32, 82; письма: «К Аттику», XIV, 14, 4 (720); «К близким», XII, 1, 2 (724); Вергилий, «Энеида», IV, 320.
124. В Спарте царская власть была наследственной, в Риме, согласно традиции, — выборной.
125. Optimus. Частая у Цицерона игра слов; optimus (наилучший, «честнейший») — оптимат.
126. «Случайность» — избрание правителей по жребию (Афины). Частое у древних сравнение государства с кораблем. См. выше, прим. 13.
127. Ср. Цицерон, «Речь в защиту Сестия», 96 слл.
128. Имеется в виду подкуп избирателей.
129. Ср. Цицерон, «О законах», III, 28 слл.
130. Ср. Цицерон, «Об обязанностях», I, 50; II, 78. «Почет» (см. ниже) — избрание в консулы.
131. Об Арате см. прим. 63. Обращаться к Зевсу, начиная речь, — античная традиция. Ср. Цицерон, «О законах», II, 7; Вергилий, «Сельские поэмы», III, 60; Феокрит, «Идиллии», XVII, 1.
132. Ср. Цицерон, «О природе богов», II, 4; Гомер, «Илиада», I, 527 сл.; Вергилий, «Энеида», IX, 105; X, 2, 115.
133. Варварами греки называли всех не греков, а римляне — всех не греков и не римлян.
134. Согласно традиции, цари были изгнаны из Рима в 509 г.; диалог отнесен к 129 г.
135. Царь Тарквиний Гордый.
136. Царь Сервий Туллий.
137. Ср. Цицерон, «Тускуланские беседы», IV, 78. Об Архите см. выше, § 16.
138. Familia rustica — рабы, находящиеся в усадьбе, в сельской местности, в отличие от familia urbana — рабов, находящихся в городском доме, в Риме.
139. Ср. выше, §§ 2 и 51.
140. Имеется в виду Марк Фурий Камилл. См. выше, § 6; Ливий, V, 32.
141. Согласно традиции, это были Луций Брут и Коллатин; последний вскоре вернулся к частной жизни, и на его место был избран Публий Валерий Публикола (Попликола). Эти магистраты вначале назывались преторами, т.е. идущими впереди (войска), — от глагола praeire; впоследствии — консулами.
142. Fasces — связки прутьев, принадлежность ликторов, почетной охраны магистратов с империем; вне пределов померия в эти связки втыкались секиры. При диктаторе было 24 ликтора, при консуле — 12, при преторе — 2 в Риме и 6 в провинции. Ликторы приводили в исполнение наказания, а в провинции также и смертную казнь. См. ниже, кн. II, 53; Ливий, II, 7. Связки были опущены перед народом в знак признания его верховной власти.
143. Согласно традиции, провокация к народу (апелляция со стороны гражданина, осужденного на смерть) восходит к правлению царя Тулла Гостилия: случай с победителем Горацием, убившим свою сестру за то, что она оплакивала смерть своего жениха Куриация, врага Рима. Традиция знала три Валериевых закона о провокации — 509, 445 и 300 гг. Исторически достоверен только последний из них, приписывавшийся Публию Валерию Попликоле (прим. 141). См. ниже, кн. II, 53 слл.; речи: «Об ответах гаруспиков», 16; «В защиту Милона», 7; Ливий, I, 26; X, 9.
144. Известно пять случаев такого «ухода» плебса из Рима, в связи с его борьбой за свои права: в 494 и 449 гг.: на Авентинский холм, в 445 г. на Яникул, в 342 и 287 гг.
145. Апелляция — жалоба на действия магистрата, обращенная к равному или к высшему магистрату.
146. Скорее всего имеются в виду чрезвычайные полномочия, которые сенат предоставлял консулам в случае крайней опасности для государства, вынося особое постановление, так называемое senatus-consultum ultimum или s.-c. de re publica defendenda по формуле: Videant consules, ne quid detrimenti res publica capiat (Да примут консулы меры, дабы государство не понесло ущерба). Оно давало консулам право казнить римского гражданина без формального суда. Впервые оно было принято в 121 г. для борьбы с движением Гая Гракха, затем в 100 г. для борьбы против Сатурнина, в 77 г. против Лепида, в 63 г. против Катилины, затем в 62, 52, 49, 48 и 40 гг.
147. Имеется в виду диктатор, которого назначают. См. Ливий, II, 18.
148. Лелий и Сципион Эмилиан входили в состав коллегии авгуров. См. ниже, кн. II, 26 и прим. 11 и 26.
149. Энний, «Анналы», фрагм. 117 слл. Уормингтон.
150. Энний, «Анналы», фрагм. 119 Уормингтон.
151. Царь Тарквиний Гордый.
152. Ср. выше, § 44 сл.
153. Ср. Цицерон, «Речь в защиту Сестия», 96: расширенное толкование понятия «оптиматы».
154. Ср. Платон, «Государство», VIII, 562 C — 563 E. Цицерон дает сокращенный пересказ.
155. См. Цицерон, речи: «В защиту Суллы», 21; «Против Ватиния», 23.
156. Термин, относящийся к боям гладиаторов.
157. Ср. Цицерон, «Об обязанностях», II, 43, 72 слл., 85.
158. Писистрат — афинский тиранн (прим. 123), пришедший к власти в 560 г., изгнанный после 5 лет правления, возвратившийся в 545 г. и бывший у власти до своей смерти (527 г.). См. Плутарх, «Солон», 30; Аристотель, «Политика», V, 9, 23.
159. Ср. Аристотель, «Политика», II, 3, 10.
160. Ср. выше, § 52 сл., «Речь в защиту Сестия», 98 слл., «Письма к близким», I, 4, 7 слл. (97).
161. Эмилии и Корнелии Сципионы.
162. Взятие Карфагена в 146 г. и Нуманции в 133 г. Ср. Цицерон, «Речь в защиту Мурены», 28, 78; «О дружбе», 11.
163. Отрывок из Гая Луцилия (II в.); см. Плиний, «Естеств. история», предисловие, 7. Манилий — участник диалога. Гай Персий был образованным человеком того времени. Марк Юний Конг Гракхан был историком и интересовался римскими древностями. См. Цицерон, «Речь в защиту Планция», 58; «Брут», 99; «Об ораторе», I, 256; II, 25. Смысл отрывка: автор предназначает свой труд для широкого круга читателей.
164. Ср. выше, § 4 слл.
165. Этот фрагмент можно было бы отнести к концу § 44.
Источник: ancientrome.ru.
Рейтинг публикации:
|