В программировании электронно-вычислительных машин (в информатике, то есть) количество информации измеряется битами.
Бит – это минимальная единица информации, которая может иметь лишь два значения: 0 или 1 (ничего или всё, выключено или включено). Чем большее количество битов используется для описания того или иного процесса, тем больше информации мы о нём имеем.
Но меня больше всего интересует информация в естественнонаучном, а не в инженерном смысле. А единицей информации в биологическом смысле является ген.
Ген – это минимальная единица наследственной информации.
Можем ли мы сказать, что количество наследственной информации измеряется в генах? И если да, то что из себя представляет этот ген? Очевидно, что это более сложная структура в отличие от бита, который может принимать только два значения.
При слове ген многие представляют себе участок ДНК – длинной цепочки органической молекулы, которая якобы является носительницей наследственной информации. Эта модель, предложенная в 60-х годах прошлого века Уотсоном совместно с Криком и Уилкинсом, настолько прочно сидит в сознании современных биологов и обывателей, что очень трудно стереть этот образ и напомнить всем, что это всего лишь МОДЕЛЬ, принятая для удобства объяснения статистических закономерностей в генетике.
Так же как когда-то атомная модель строения вещества или клеточная модель строения организма двойная спираль стала устойчивым образом, подменившим собой реальное понимание физической реальности и механизмов её функционирования.
Конечно, теоретические модели необходимы в науке, и многие из них хорошо работают, позволяя формулировать задачи и делать статистические расчеты, но нельзя допускать, чтобы эти модели формировали наше мировоззрение, искажая непосредственное восприятие реальности.
Возьмем, к примеру, молекулярную модель газа, которая используется в термодинамике. Она позволяет производить математические расчеты и описывать энергетические процессы, но если вы всерьез считаете, что газ – это множество шариков, летающих в пустоте и бьющихся друг об друга, то это уже диагноз.
И когда мы говорим об информации в природе, то очень трудно объяснить, что это такое, и придумать модель, которая наглядно демонстрировала бы этот феномен. Но это есть то, чем постоянно и естественным образом оперирует наше сознание. Это сама сущность живого сознания. И, наверное, вне сознания говорить об информации нет смысла.
Но вернемся к понятию гена. На самом деле мы не можем сказать, что из себя представляет ген, и какова его материальная структура. И мы можем только предполагать, как происходит кодирование информации в живых организмах. Более того, мы даже не можем утверждать, что информация эта целиком и полностью хранится ВНУТРИ нашего организма, а не обусловлена внешними влияниями и структурами.
Разумно было бы предположить, что ген – это некое условие, связывающее внутреннюю структуру с внешними условиями.
Такое определение не привязано к материальной структуре, а является чисто информационным, алгоритмическим понятием. В этом его минус, с одной стороны, но большой плюс – с другой. Оно не ограничивает наше представление о живом организме как об отдельной материальной структуре, существующей независимо от внешнего мира, и неизвестно как появившейся в нём. Оно позволяет видеть мир целостно как единый алгоритм саморазвития, со множеством уровней и форм существования.
С точки зрения такого определения совокупность генов живого организма представляет собой некую программу саморазвития, определяющую как внутреннюю структуру организма, так и его функцию в окружающем мире. И эта программа способна совершенствоваться, способствуя созданию наиболее гармоничных экосистем, наиболее эффективных и разумных отношений между организмами.
Было бы ошибкой в таком случае считать, что гены могут передаваться только от родителей к детям, или только половым способом. Без сомнения, гены способны передаваться информационно как некий процесс самоорганизации, сонастройки организмов, осознающих свою принадлежность к единой системе. И под геном мы можем понимать не только часть молекулы, но и всякую устойчивую структуру любого масштаба, в том числе живой организм или космическую структуру, оказывающую влияние на развитие системы.