Тысячи российских туристов пострадали от действий туроператора Ted
Travel, отправлявшего своих клиентов на самое популярное направление
текущего сезона – в Турцию. Туроператор объясняет свой финансовый крах
распространившимся в Турции вирусом. Однако реальные причины, скорее
всего, совсем в другом.
Почти 4 тыс. человек пострадали
от приостановки деятельности туроператора Ted Travel. 755 туристов
сейчас находятся в турецкой Анталье, и еще около 3 тыс. клиентов
оказались с выкупленными турами, которые уже не дадут им право на отдых.
Об уходе с рынка туркомпания объявила накануне. По неофициальной информации «Интерфакса», туроператор задолжал турецкому принимающему партнеру, компании Jazz Travel, не менее 1 млн долларов.
Клиентов
агентства, которые отдыхают сейчас в Турции, уже начали выселять из
гостиниц. «На телефоны экстренной связи генконсульства и посольства
по этому поводу поступают десятки жалоб и претензий», – говорится
в сообщении посольства России в Анкаре в «Фейсбуке».
Часть туристов вынуждены самостоятельно оплачивать свое проживание в
отелях в ожидании, когда их выведут обратно в Россию. Между тем оплатой
перевозки и проживания в гостинице до выезда из Турции клиентам
приостановившего деятельность туроператора должна заниматься ассоциация
«Турпомощь».
Глава Ростуризма Олег Сафонов пообещал, что 680
туристов, у которых на руках имеются обратные билеты на самолет, смогут
вернуться в Россию в течение ближайших четырех дней. Их привезла в
Турцию авиакомпания «Якутия», и эта же авиакомпания вернет их на родину.
Первый рейс из Турции планируется в субботу, 26 августа.
В
Ростуризме отметили, что решается вопрос о том, как помочь обратившейся в
организацию авиакомпании «Якутия» с желанием вернуть также остальных 75
человек. По словам главы ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко,
принято решение, что крупные туроператоры – члены ассоциации «вывезут
этих туристов на своих свободных креслах в даты, которые обозначены
у них в договорах».
Те
же, кто купил туры Ted Travel, но еще не успел улететь на отдых, уже не
смогут отдохнуть по этим путевкам. Для возмещения ущерба им надо
обратиться с соответствующим заявлением в страховые компании «Якорь» и
«Инвестстрах», где деятельность обанкротившегося туроператора была
застрахована на сумму 50 млн рублей, отметили в Ростуризме. Однако
страховой суммы вряд ли хватит, чтобы компенсировать полностью расходы
всем не улетевшим 3,5 тыс. человек. На каждого выходит чуть более 14
тыс. рублей.
Банкротством туркомпаний в последние годы никого не
удивить. Однако если в прошлые годы они уходили с падающего рынка, когда
для туристов закрывались Египет и Турция, то текущее банкротство
произошло на растущем туристическом рынке. Турпоток после открытия
турецких курортов сразу стал быстро расти.
Сам туроператор Ted
Travel называет причиной ухода с рынка снижение спроса на отдых в
Турцию, связанное с распространением там вируса Коксаки. Как раз недавно
Роспотребнадзор выступил с заявлением о росте числа заболевших в Турции
энтеровирусными инфекциями россиян, что якобы спровоцировало спад
спроса на это направление аж на 30%.
Между тем в Ассоциации
туроператоров России (АТОР) считают, что реальной причиной стал демпинг –
продажа туров по ценам ниже среднерыночных. По данным АТОР, туроператор
вышел на рынок только в прошлом году и начал работу на самых
конкурентных направлениях – на Кипре, в Греции, а с 2017 года и в
Турции. «При этом новый игрок сразу заявил цены значительно ниже, чем у
других туроператоров. То, что другие участники рынка называли демпингом,
в компании объясняли знакомствами и гибкостью. Многие туристы выбирали
туры Ted Travel именно по причине низкой цены», – сообщает АТОР.
Что
же произошло с туркомпанией на самом деле? Один из участников
туристического рынка полагает, что руководители компании совершили ряд
ошибок в управлении финансовыми потоками, которые и привели к гибели
фирмы.
«Туризм – неустойчивый с точки зрения финансов бизнес с
очень низкой доходностью. Поэтому требуется жесткое управление
финансами. Причины банкротств туроператоров, которые были и в 2014 году и
периодически случаются по сей день (летом еще несколько мелких
туроператоров ушли), – это ошибочное прогнозирование спроса плюс
финансовые неурядицы, например с перевозчиками. И все – денег у
туркомпании нет», – рассказывает один из участников турбизнеса.
По
его предположению, проблемы в Ted Travel начались в июне, когда
авиакомпания «ВИМ-Авиа» переоценила свои возможности и отправляющимся в
Турцию россиянам пришлось срочно пересаживаться на других перевозчиков.
Ted Travel стала возить туристов рейсами авиакомпании «Якутия».
«Когда
это делается в спешке, то авиаперевозчики могут навязать туроператорам
очень невыгодные цены. Туристам продали билеты на «ВИМ-Авиа», условно,
по 200 долларов туда-обратно, а потом их пришлось купить у «Якутии»,
например, за 350 долларов и заплатить из своего кармана, чтобы люди
улетели. Часть денег, судя по всему, застряла у «ВИМ-Авиа», – говорит
собеседник. Речь могла идти о «зависании» нескольких сотен миллионов
рублей.
У Ted Travel оказалось недостаточно
свободных денежных запасов (в том числе из-за низких цен на туры), чтобы
покрыть эти внезапные потери. Поэтому деньги на новые авиабилеты стали
браться из текущих операционных средств,
то
есть у клиентов, которые еще только покупали туры, предполагает
собеседник. Таким образом могла образоваться финансовая пирамида, когда
новый прибывший оплачивал расходы предыдущего. И выйти из нее
туроператор уже не смог.
Небольшое колебание спроса на турецкое
направление стало лишь последней каплей. Большинство туристов уже
съездили в Турцию и отдохнули (в июле рост спроса на 50%), сезон
подходит к концу, турпоток превысит показатели 2015 года. А текущие
изменения спроса – не более чем небольшие колебания. Но этого оказалось
достаточно, чтобы обанкротить одну туркомпанию – потому что у нее уже
были проблемы до этого.
«Собственный капитал туроператоров, как
правило, ничтожно мал по отношению к их финансовым оборотам. Когда
туркомпания с оборотом в миллиарды рублей имеет собственный капитал в
100 тыс. рублей – это обычная ситуация. Поэтому любая финансовая ошибка
тут же выбивает собственный капитал и выводит компанию в убыток», –
говорит участник туррынка. Проблема была в менеджменте туркомпании,
который не смог построить план на случай меньшего притока новых
туристов, предполагает шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев.
Что
делать в таких случаях туристам? Полностью обезопасить себя от
неожиданно возникших у туроператора проблем, к сожалению, нереально.
«Можно рекомендовать иметь дело только с самыми крупными операторами,
пусть даже у них будет чуть повыше стоимость тура. Но
проблема с финансами может возникнуть у любого оператора. Ведь,
покупая тур, мы не видим его финансовую отчетность и не знаем текущее
положение дел. Поэтому лучше всего бронировать перелет и отель
самостоятельно,
– говорит Пушкарев. – Как
человек, который много и с удовольствием путешествует, могу уверить, что
трудозатрат и нервов это потребует значительно меньше, чем общение с
любой туркомпанией. И ты будешь знать, что твои деньги точно нигде не
зависли, что компания не оплатила твоими деньгами бронь для
какого-нибудь другого клиента».