Фактчекинг и групповая некритичность
Тот, кто находится в окружении других людей, менее критичен менее
критичен к воспринимаемой информации, чем люди-одиночки. На это
указывают результаты недавних исследований. Согласно им, подопытные
сомневаются в информации и высказываниях новостных текстов значительно
реже, если считают себя частью группы. Это касается и виртуальных
сообществ в социальных сетях. Замеченный феномен может помочь в
объяснении, почему ложные новости так быстро и, казалось бы,
некритически распространяются между интернет-сообществами.
В группе мы ведем себя некритично. Изображение: Gpointstudio / thinkstock
После победы Дональда Тампа фейковые новости и альтернативные факты —
у всех на устах: они свирепствуют в политике, курсируют в Facebook и
играют важную роль для создания общественного мнения в Twitter.
Социальные медиа как мегафон для автора фальшивой информации: здесь она
распространяется особенно быстро.
Но почему? «Мы мало знаем о том, как новая информация
воспринимается в контексте соцсетей, и прежде всего о том, кто ее
проверяет и как», — констатирует Юцзюн Цзунь (Youjung Jun) и его коллеги
из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Как ведут себя люди с
новостями и сплетнями в среде социальных сетей?
В своем исследовании они проверили, как пользователи социальных
медиа оценивают новостные статьи. Для этого они провели четыре
эксперимента с двумя тысячами испытуемых в возрасте примерно 36 лет.
Участники должны были оценить логику заголовка, достоверность источника
или поставить под сомнение высказывания, содержавшиеся в статье. В тесте
испытуемые определяли правильность или ложность фактов, или же
обозначали их такими, которые надо проверить.
Часть участников при чтении и оценке новостей на экране видела
только свое имя (логин). Другие видели, что кроме них в социальной сети,
созданной специально для эксперимента, были активны и другие
пользователи. Это отличие оказалась определяющим, констатировали ученые.
Эксперимент показал: тот, кто находится в окружении близких,
менее склонен проверять информацию и высказывания. Зато одинокие
воспринимают новости более критично. Это заметно и без непосредственного
социального взаимодействия
— когда другие остаются молчаливыми, но их имена присутствуют в
виртуальной среде.
Чем это вызвано? Юцзюн Цзунь с коллегами представила три возможных объяснения.
Во-первых, такое поведение может быть проявлением социальной лени.
Согласно этому социально-психологическому явлению, индивиды в группе,
члены которой работают на общую цель, прилагают меньше усилий, особенно
тогда, когда считают, что их старания в общей массе незаметны. В
экспериментах испытуемые могли полагаться на своих коллег и
предоставлять им возможность осуществить фактчекинг, считает команда.
Во-вторых — это желание соответствовать общественным нормам.
Боязнь спровоцировать лишнее беспокойство или разозлить свое окружение.
«В социальных ситуациях некоторые люди не решаются высказывать свои
сомнения в достоверности утверждений определенного автора или открыто
оспаривать чужое мнение»,
— информируют ученые.
Третье предположение: люди в группе просто менее внимательны, чем
порознь. Это может быть чем-то, что свойственно всем без исключения. В
процессе эволюции мы уверенно чувствовали себя под защитой группы. То,
что объясняет поведение наших предков в саванне, проявляется и в
социальных медиа: в группе внимательность каждого ослабевает. Однако
выяснилось, что испытуемые в группе тщательно проверяют факты, если их
непосредственно перед экспериментом призвать к бдительности.
Результаты экспериментов показали, как люди обращаются с
информацией в групповом контексте и почему ложные новости в социальных
медиа распространяются так быстро.
Автоматизированные алгоритмы или люди-модераторы могли бы быть
институтами фактчекинга, что противостоять распространению фейковых
новостей. Однако гораздо важнее было бы стимулировать у населения
внимательность к текстам и воспитывать критический взгляд. «Мы не можем
постоянно пользоваться усиленным вниманием, и было бы хорошо поставить
под сомнение нашу мудрость в группе»,
— подытожили ученые.
Fact-Checking: Die unkritische Gruppe Источник: psyfactor.org.
Рейтинг публикации:
|