ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Фактчекинг и групповая некритичность

Фактчекинг и групповая некритичность


12-07-2017, 08:11. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Фактчекинг и групповая некритичность

Тот, кто находится в окружении других людей, менее критичен менее критичен к воспринимаемой информации, чем люди-одиночки. На это указывают результаты недавних исследований. Согласно им, подопытные сомневаются в информации и высказываниях новостных текстов значительно реже, если считают себя частью группы. Это касается и виртуальных сообществ в социальных сетях. Замеченный феномен может помочь в объяснении, почему ложные новости так быстро и, казалось бы, некритически распространяются между интернет-сообществами.

фактчекинг в группе
В группе мы ведем себя некритично. Изображение: Gpointstudio / thinkstock

После победы Дональда Тампа фейковые новости и альтернативные факты — у всех на устах: они свирепствуют в политике, курсируют в Facebook и играют важную роль для создания общественного мнения в Twitter. Социальные медиа как мегафон для автора фальшивой информации: здесь она распространяется особенно быстро.

Но почему? «Мы мало знаем о том, как новая информация воспринимается в контексте соцсетей, и прежде всего о том, кто ее проверяет и как», — констатирует Юцзюн Цзунь (Youjung Jun) и его коллеги из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Как ведут себя люди с новостями и сплетнями в среде социальных сетей?

В своем исследовании они проверили, как пользователи социальных медиа оценивают новостные статьи. Для этого они провели четыре эксперимента с двумя тысячами испытуемых в возрасте примерно 36 лет. Участники должны были оценить логику заголовка, достоверность источника или поставить под сомнение высказывания, содержавшиеся в статье. В тесте испытуемые определяли правильность или ложность фактов, или же обозначали их такими, которые надо проверить.

Часть участников при чтении и оценке новостей на экране видела только свое имя (логин). Другие видели, что кроме них в социальной сети, созданной специально для эксперимента, были активны и другие пользователи. Это отличие оказалась определяющим, констатировали ученые.

Эксперимент показал: тот, кто находится в окружении близких, менее склонен проверять информацию и высказывания. Зато одинокие воспринимают новости более критично. Это заметно и без непосредственного социального взаимодействия — когда другие остаются молчаливыми, но их имена присутствуют в виртуальной среде.

Чем это вызвано? Юцзюн Цзунь с коллегами представила три возможных объяснения.

Во-первых, такое поведение может быть проявлением социальной лени. Согласно этому социально-психологическому явлению, индивиды в группе, члены которой работают на общую цель, прилагают меньше усилий, особенно тогда, когда считают, что их старания в общей массе незаметны. В экспериментах испытуемые могли полагаться на своих коллег и предоставлять им возможность осуществить фактчекинг, считает команда.

Во-вторых — это желание соответствовать общественным нормам. Боязнь спровоцировать лишнее беспокойство или разозлить свое окружение. «В социальных ситуациях некоторые люди не решаются высказывать свои сомнения в достоверности утверждений определенного автора или открыто оспаривать чужое мнение», — информируют ученые.

Третье предположение: люди в группе просто менее внимательны, чем порознь. Это может быть чем-то, что свойственно всем без исключения. В процессе эволюции мы уверенно чувствовали себя под защитой группы. То, что объясняет поведение наших предков в саванне, проявляется и в социальных медиа: в группе внимательность каждого ослабевает. Однако выяснилось, что испытуемые в группе тщательно проверяют факты, если их непосредственно перед экспериментом призвать к бдительности.

Результаты экспериментов показали, как люди обращаются с информацией в групповом контексте и почему ложные новости в социальных медиа распространяются так быстро.

Автоматизированные алгоритмы или люди-модераторы могли бы быть институтами фактчекинга, что противостоять распространению фейковых новостей. Однако гораздо важнее было бы стимулировать у населения внимательность к текстам и воспитывать критический взгляд. «Мы не можем постоянно пользоваться усиленным вниманием, и было бы хорошо поставить под сомнение нашу мудрость в группе», — подытожили ученые.

Fact-Checking: Die unkritische Gruppe


Вернуться назад