«Будьте счастливы сами – тогда и у ребенка жизнь сложится»
Как прочитать десять книг по воспитанию и не сойти с ума?
Какие фразы нельзя произносить? Можно ли сэкономить на учебе в школе?
Как убедиться, что я люблю своего ребенка и все у нас будет отлично?
Главный редактор популярного ресурса об образовании «Мел» Никита
Белоголовцев предлагает свои ответы.
К концу учебного года у родителей накапливаются вопросы по поводу
учебы ребенка. Кого спросить? Учительницу, директора, родительский
комитет? Но их ответы зачастую формальны и не всегда нас устраивают...
Несколько молодых людей, недавних учеников и студентов, создали сайт
«Мел», который рассказывает родителям о школе интересно, честно и
весело.
Psychologies:
Сайту полтора года, а ежемесячная аудитория уже больше миллиона, вы
стали партнером Московского салона образования. Вы теперь специалист по
школе? И я могу вам как эксперту задать любой вопрос?
Никита Белоголовцев:
Вы можете мне задать вопрос как многодетной матери с детьми от 7 до
17 лет, которая фанатично интересуется спортом, именно так меня
определяют интернет-алгоритмы. На самом же деле у меня двое еще
маленьких детей, но я – да, прошел уже базовый курс погружения в мир
российского образования.
И насколько интересен этот мир?
Сложный, неоднозначный, местами захватывающий! Не так, конечно, как
игра моей любимой баскетбольной команды, но тоже вполне драматичный.
Прежде всего в уровне родительской тревоги. Этот уровень серьезно
отличается от переживаний наших отцов и матерей, или наших бабушек в
роли родителей. Иногда он просто зашкаливает. Жизнь изменилась
психологически и экономически, скорости другие, модели поведения другие.
Я уже не говорю про технологии. Родители боятся не успеть внедрить
что-то в своих детей, опоздать с выбором профессии, не соответствовать
образу успешной семьи. А образовательные технологии меняются медленно.
Или поверхностно. Школа очень консервативна.
Ваш сайт для современных родителей. Какие они?
Это поколение, которое привыкло жить в комфорте: автомобиль в кредит,
путешествия пару раз в год, мобильный банк под рукой. Это с одной
стороны. С другой – лучшие кинокритики им разъясняют все про авторское
кино, лучшие рестораторы – про еду, продвинутые психологи – про
либидо...
Мы достигли определенного уровня жизни, выработали свой стиль,
обзавелись ориентирами, знаем, где и что нам авторитетно и дружелюбно
прокомментируют. И тут – бац, дети идут в школу. А про школу спросить
буквально не у кого. Никто сегодняшним родителям весело, иронично,
интересно и конструктивно (как они уже привыкли) про школу не
рассказывает. Только пугают. К тому же предыдущий опыт не работает:
ничего из того, чем пользовались наши родители – ни в качестве стимула,
ни в качестве ресурса, – сегодня для образования практически не годится.
В распоряжении пытливого родителя слишком много информации, и довольно противоречивой. Матери растеряны
На все эти трудности накладывается еще и эпоха масштабных
преобразований. Ввели ЕГЭ – и знакомый алгоритм «учеба – выпускной –
вступительный – вуз» мгновенно сбился! Начали объединять школы –
всеобщая паника. И это только то, что на поверхности. Теперь родитель,
как та сороконожка, начинает сомневаться в элементарном: дитя принесло
двойку – наказывать или нет? В школе 10 кружков – в какой пойти, не
промахнувшись? Но еще важнее понять – менять ли вообще родительские
стратегии, во что, грубо говоря, вкладываться? Для ответов на такие
вопросы мы и создали «Мел».
Больше всего просмотров на вашем сайте у публикаций, ориентированных
на социальный успех, – как вырастить лидера, заниматься ли ранним
развитием ребенка...
Да, родительское тщеславие тут рулит! Но влияют и социальные
стереотипы, связанные с культом конкуренции, и материнский страх чего-то
недодать.
Вы считаете, что сегодня родители настолько беспомощны, что им не обойтись без навигатора в вопросах школьного образования?
Сегодня в распоряжении пытливого родителя слишком много информации, и
довольно противоречивой. И слишком мало живого разговора на волнующие
его темы. Матери растеряны: тут одни рейтинги школ, там другие, кто-то
берет репетиторов, кто-то нет, в одной школе атмосфера творческая, в
другой – жесткая рабочая… При этом все дети с гаджетами, в социальных
сетях, в мире, который многим родителям неведом, и их жизнь там
контролировать не очень получается.
В то же время еще недавно трудно было себе представить, чтобы
родители требовали сменить классного руководителя, чтобы детей забирали
за три дня до каникул и «возвращали» на пять дней позже... Родители
выглядят вполне активной, чтоб не сказать агрессивной, силой, настоящие
«заказчики образовательных услуг».
Раньше регламент жизни был другим, меньше возможностей для маневра с
каникулами, меньше соблазнов, ну и авторитет учителя был, конечно, выше.
Сегодня взгляды на многое изменились, но представление о «заказчиках
образовательных услуг» – это все-таки миф. Потому что родители ничего не
могут заказать и практически ни на что не в состоянии повлиять. Да по
большому счету им недосуг разбираться в образовательных стандартах, в
том, нужен ли единый для всех учебник истории или пусть будут разные, –
учитель выберет.
ТРИ СОВЕТА РОДИТЕЛЯМ НЕУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ ОТ НИКИТЫ БЕЛОГОЛОВЦЕВА
- Помните, что успеваемость никому ничего не гарантирует. Успех
– понятие не универсальное. Для кого-то это карьера, для кого-то
деньги, для кого-то семейное счастье. Что будет ценно для вашего
ребенка, неизвестно. Так что не страдайте раньше времени!
- Пользуйтесь возможностью выбирать. Брать репетитора, менять школу, даже менять страну, если от этого зависит то, что мы называем успеваемостью.
- Общайтесь с ребенком просто так, не про уроки,
чтобы увидеть: не стоит от него добиваться четверки по физике, а вот
способность интересно рассказать историю нужно поддержать и развить, не
забывая порадоваться этому таланту вместе.
Тогда в чем их главная проблема?
«Неужели я плохая мать?» И все силы, нервы, а главное, ресурсы
уходят, чтобы подавить чувство вины. Изначально задачей сайта было
уберечь родителей от чудовищных трат во имя ребенка. Мы даже не
представляли, какие деньги тратятся бессмысленно. Вот мы и взяли на себя
смелость прояснить картину мира, показать, на чем можно сэкономить, а
чем, наоборот, не следует пренебрегать.
Например, многие родители уверены, что лучший репетитор – заслуженный
(и дорогой) профессор вуза. А на самом деле при подготовке к ЕГЭ
зачастую более полезен вчерашний выпускник, который только что сам сдал
этот экзамен. Или распространенное «если со мной бойко по-английски
разговаривает, ЕГЭ уж точно сдаст». А это, оказывается, никакая не
гарантия.
Еще один миф, создающий почву для конфликтов: «Школа – второй дом, учительница – вторая мать».
Учитель сам – заложник бюрократических требований, которыми
перегружена его работа. У него к системе вопросов не меньше, чем у
родителей, – но именно к нему они в конце концов идут. К директору не
подступишься, родительские форумы – сплошная истерика. Остается
последнее звено – учитель. Вот он в итоге и отвечает за сокращение часов
по литературе, сбои в расписании, бесконечный сбор денег – и дальше по
списку. Поскольку его, учителя, личное мнение, даже самое прогрессивное,
никого не волнует, ему проще оперировать цитатами из постановлений и
циркуляров.
Многие родители уверены, что лучший репетитор – заслуженный (и
дорогой) профессор вуза. Но при подготовке к ЕГЭ зачастую полезнее
вчерашний выпускник
В итоге созрел кризис коммуникации: никто никому ничего не может
сказать нормальным языком. Отношения учителя с учениками в такой
ситуации, полагаю, не самые открытые.
То есть родителям нечего и мечтать о взаимном доверии участников учебного процесса?
Как раз наоборот, мы доказываем, что это возможно, если в каких-то
коллизиях попробовать разобраться самим. Например, узнать о такой форме
школьного самоуправления, как родительский совет, и получить реальный
инструмент участия в школьной жизни. Это позволяет, например, снять с
повестки дня вопрос неудобного графика каникул или неправильного места
факультатива в расписании и не искать виноватых.
Но главная ваша задача в том, чтобы защитить родителей от издержек образовательной системы?
Да, мы в любом конфликте принимаем сторону родителей. Учитель,
накричавший на ученика, лишается в нашей системе координат презумпции
невиновности. Ведь у учителей есть профессиональное сообщество,
директор, который за них отвечает, а у родителей кто? Между тем школа –
это прекрасные, может быть, лучшие годы человека, и если поставить
реальные цели – то можно словить настоящий кайф (по себе знаю!),
превратить 11 лет в совместное семейное творчество, найти
единомышленников, открыть такие ресурсы, в том числе и в себе, о которых
родители не подозревали!
Вы представляете разные точки зрения, а делать выбор по-прежнему должен родитель?
Конечно, должен. Но это выбор между здравыми подходами, каждый из
которых он может соотнести со своим опытом, семейными традициями,
интуицией, в конце концов. И успокоиться – можно поступить так, а можно
иначе, и это не страшно, мир не перевернется. Чтобы обеспечить такой
эффект публикаций, мы показываем авторский текст двум-трем экспертам.
Если у них нет категорических возражений, то публикуем. Это первый
принцип.
Я бы категорически запретил родителям фразу: «Мы выросли, и ничего». Она оправдывает любое бездействие и равнодушие
Второй принцип – не давать прямых установок. Заставить родителей
размышлять, несмотря на то что они рассчитывают на конкретные указания:
«что делать, если сын не ест в школе», по пунктам, пожалуйста. Мы
добиваемся, чтобы между отчаянием, негодованием и растерянностью у
взрослых прорастало собственное мнение, развернутое в сторону ребенка, а
не в сторону стереотипов.
Мы и сами учимся. Тем более, наши читатели не дремлют, особенно когда
речь о половом воспитании. «Вот вы склоняете к тому, что розовая
ледянка для мальчика – это нормально, гендерные стереотипы критикуете. И
тут же даете 12 фильмов, которые надо посмотреть мальчикам, и 12 –
девочкам. Это как понимать?» Действительно, надо быть последовательными,
думаем мы…
Допустим, прямых указаний нет – да, наверное, и быть не может. А что бы вы категорически запретили родителям?
Две фразы. Первая: «Мы выросли, и ничего». Она оправдывает любое
бездействие и равнодушие. Многие считают, что советская школа вырастила
невероятно образованных людей, они и в Гарварде преподают, и электроны в
коллайдерах разгоняют. А то, что эти же люди дружно пошли в МММ, как-то
забывают.
А вторая фраза: «Я знаю, как сделать его счастливым». Потому что, по
моим наблюдениям, именно с нее начинается родительское безумие.
Какая еще может быль цель у родителей, если не счастье детей?
Быть счастливыми самим – тогда, думаю, и у ребенка все сложится. Ну, это моя теория.
источник
Рейтинг публикации:
|