ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Будьте счастливы сами – тогда и у ребенка жизнь сложится
Будьте счастливы сами – тогда и у ребенка жизнь сложится27-04-2017, 08:14. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
«Будьте счастливы сами – тогда и у ребенка жизнь сложится»Как прочитать десять книг по воспитанию и не сойти с ума? Какие фразы нельзя произносить? Можно ли сэкономить на учебе в школе? Как убедиться, что я люблю своего ребенка и все у нас будет отлично? Главный редактор популярного ресурса об образовании «Мел» Никита Белоголовцев предлагает свои ответы.
К концу учебного года у родителей накапливаются вопросы по поводу учебы ребенка. Кого спросить? Учительницу, директора, родительский комитет? Но их ответы зачастую формальны и не всегда нас устраивают... Несколько молодых людей, недавних учеников и студентов, создали сайт «Мел», который рассказывает родителям о школе интересно, честно и весело. Psychologies:
Сайту полтора года, а ежемесячная аудитория уже больше миллиона, вы стали партнером Московского салона образования. Вы теперь специалист по школе? И я могу вам как эксперту задать любой вопрос? Никита Белоголовцев:
Вы можете мне задать вопрос как многодетной матери с детьми от 7 до 17 лет, которая фанатично интересуется спортом, именно так меня определяют интернет-алгоритмы. На самом же деле у меня двое еще маленьких детей, но я – да, прошел уже базовый курс погружения в мир российского образования. И насколько интересен этот мир? Сложный, неоднозначный, местами захватывающий! Не так, конечно, как игра моей любимой баскетбольной команды, но тоже вполне драматичный. В чем его драматизм? Прежде всего в уровне родительской тревоги. Этот уровень серьезно отличается от переживаний наших отцов и матерей, или наших бабушек в роли родителей. Иногда он просто зашкаливает. Жизнь изменилась психологически и экономически, скорости другие, модели поведения другие. Я уже не говорю про технологии. Родители боятся не успеть внедрить что-то в своих детей, опоздать с выбором профессии, не соответствовать образу успешной семьи. А образовательные технологии меняются медленно. Или поверхностно. Школа очень консервативна. Ваш сайт для современных родителей. Какие они? Это поколение, которое привыкло жить в комфорте: автомобиль в кредит, путешествия пару раз в год, мобильный банк под рукой. Это с одной стороны. С другой – лучшие кинокритики им разъясняют все про авторское кино, лучшие рестораторы – про еду, продвинутые психологи – про либидо... Мы достигли определенного уровня жизни, выработали свой стиль, обзавелись ориентирами, знаем, где и что нам авторитетно и дружелюбно прокомментируют. И тут – бац, дети идут в школу. А про школу спросить буквально не у кого. Никто сегодняшним родителям весело, иронично, интересно и конструктивно (как они уже привыкли) про школу не рассказывает. Только пугают. К тому же предыдущий опыт не работает: ничего из того, чем пользовались наши родители – ни в качестве стимула, ни в качестве ресурса, – сегодня для образования практически не годится.
На все эти трудности накладывается еще и эпоха масштабных преобразований. Ввели ЕГЭ – и знакомый алгоритм «учеба – выпускной – вступительный – вуз» мгновенно сбился! Начали объединять школы – всеобщая паника. И это только то, что на поверхности. Теперь родитель, как та сороконожка, начинает сомневаться в элементарном: дитя принесло двойку – наказывать или нет? В школе 10 кружков – в какой пойти, не промахнувшись? Но еще важнее понять – менять ли вообще родительские стратегии, во что, грубо говоря, вкладываться? Для ответов на такие вопросы мы и создали «Мел». Больше всего просмотров на вашем сайте у публикаций, ориентированных на социальный успех, – как вырастить лидера, заниматься ли ранним развитием ребенка... Да, родительское тщеславие тут рулит! Но влияют и социальные стереотипы, связанные с культом конкуренции, и материнский страх чего-то недодать. Вы считаете, что сегодня родители настолько беспомощны, что им не обойтись без навигатора в вопросах школьного образования? Сегодня в распоряжении пытливого родителя слишком много информации, и довольно противоречивой. И слишком мало живого разговора на волнующие его темы. Матери растеряны: тут одни рейтинги школ, там другие, кто-то берет репетиторов, кто-то нет, в одной школе атмосфера творческая, в другой – жесткая рабочая… При этом все дети с гаджетами, в социальных сетях, в мире, который многим родителям неведом, и их жизнь там контролировать не очень получается. В то же время еще недавно трудно было себе представить, чтобы родители требовали сменить классного руководителя, чтобы детей забирали за три дня до каникул и «возвращали» на пять дней позже... Родители выглядят вполне активной, чтоб не сказать агрессивной, силой, настоящие «заказчики образовательных услуг». Раньше регламент жизни был другим, меньше возможностей для маневра с каникулами, меньше соблазнов, ну и авторитет учителя был, конечно, выше. Сегодня взгляды на многое изменились, но представление о «заказчиках образовательных услуг» – это все-таки миф. Потому что родители ничего не могут заказать и практически ни на что не в состоянии повлиять. Да по большому счету им недосуг разбираться в образовательных стандартах, в том, нужен ли единый для всех учебник истории или пусть будут разные, – учитель выберет. ТРИ СОВЕТА РОДИТЕЛЯМ НЕУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ ОТ НИКИТЫ БЕЛОГОЛОВЦЕВА
Тогда в чем их главная проблема? «Неужели я плохая мать?» И все силы, нервы, а главное, ресурсы уходят, чтобы подавить чувство вины. Изначально задачей сайта было уберечь родителей от чудовищных трат во имя ребенка. Мы даже не представляли, какие деньги тратятся бессмысленно. Вот мы и взяли на себя смелость прояснить картину мира, показать, на чем можно сэкономить, а чем, наоборот, не следует пренебрегать. Например, многие родители уверены, что лучший репетитор – заслуженный (и дорогой) профессор вуза. А на самом деле при подготовке к ЕГЭ зачастую более полезен вчерашний выпускник, который только что сам сдал этот экзамен. Или распространенное «если со мной бойко по-английски разговаривает, ЕГЭ уж точно сдаст». А это, оказывается, никакая не гарантия. Еще один миф, создающий почву для конфликтов: «Школа – второй дом, учительница – вторая мать». Учитель сам – заложник бюрократических требований, которыми перегружена его работа. У него к системе вопросов не меньше, чем у родителей, – но именно к нему они в конце концов идут. К директору не подступишься, родительские форумы – сплошная истерика. Остается последнее звено – учитель. Вот он в итоге и отвечает за сокращение часов по литературе, сбои в расписании, бесконечный сбор денег – и дальше по списку. Поскольку его, учителя, личное мнение, даже самое прогрессивное, никого не волнует, ему проще оперировать цитатами из постановлений и циркуляров.
В итоге созрел кризис коммуникации: никто никому ничего не может сказать нормальным языком. Отношения учителя с учениками в такой ситуации, полагаю, не самые открытые. То есть родителям нечего и мечтать о взаимном доверии участников учебного процесса? Как раз наоборот, мы доказываем, что это возможно, если в каких-то коллизиях попробовать разобраться самим. Например, узнать о такой форме школьного самоуправления, как родительский совет, и получить реальный инструмент участия в школьной жизни. Это позволяет, например, снять с повестки дня вопрос неудобного графика каникул или неправильного места факультатива в расписании и не искать виноватых. Но главная ваша задача в том, чтобы защитить родителей от издержек образовательной системы? Да, мы в любом конфликте принимаем сторону родителей. Учитель, накричавший на ученика, лишается в нашей системе координат презумпции невиновности. Ведь у учителей есть профессиональное сообщество, директор, который за них отвечает, а у родителей кто? Между тем школа – это прекрасные, может быть, лучшие годы человека, и если поставить реальные цели – то можно словить настоящий кайф (по себе знаю!), превратить 11 лет в совместное семейное творчество, найти единомышленников, открыть такие ресурсы, в том числе и в себе, о которых родители не подозревали! Вы представляете разные точки зрения, а делать выбор по-прежнему должен родитель? Конечно, должен. Но это выбор между здравыми подходами, каждый из которых он может соотнести со своим опытом, семейными традициями, интуицией, в конце концов. И успокоиться – можно поступить так, а можно иначе, и это не страшно, мир не перевернется. Чтобы обеспечить такой эффект публикаций, мы показываем авторский текст двум-трем экспертам. Если у них нет категорических возражений, то публикуем. Это первый принцип.
Второй принцип – не давать прямых установок. Заставить родителей размышлять, несмотря на то что они рассчитывают на конкретные указания: «что делать, если сын не ест в школе», по пунктам, пожалуйста. Мы добиваемся, чтобы между отчаянием, негодованием и растерянностью у взрослых прорастало собственное мнение, развернутое в сторону ребенка, а не в сторону стереотипов.
Мы и сами учимся. Тем более, наши читатели не дремлют, особенно когда речь о половом воспитании. «Вот вы склоняете к тому, что розовая ледянка для мальчика – это нормально, гендерные стереотипы критикуете. И тут же даете 12 фильмов, которые надо посмотреть мальчикам, и 12 – девочкам. Это как понимать?» Действительно, надо быть последовательными, думаем мы… Допустим, прямых указаний нет – да, наверное, и быть не может. А что бы вы категорически запретили родителям? Две фразы. Первая: «Мы выросли, и ничего». Она оправдывает любое бездействие и равнодушие. Многие считают, что советская школа вырастила невероятно образованных людей, они и в Гарварде преподают, и электроны в коллайдерах разгоняют. А то, что эти же люди дружно пошли в МММ, как-то забывают. А вторая фраза: «Я знаю, как сделать его счастливым». Потому что, по моим наблюдениям, именно с нее начинается родительское безумие. Какая еще может быль цель у родителей, если не счастье детей? Быть счастливыми самим – тогда, думаю, и у ребенка все сложится. Ну, это моя теория. Вернуться назад |