Все, что нужно знать об ЭРА-ГЛОНАСС. Первая часть
Вокруг ЭРА-ГЛОНАСС в последнее время ходит много слухов и мифов. Отвечаем на животрепещущие вопросы о работе системы.
ЭРА-ГЛОНАСС
окончательно пришла в нашу жизнь. Необратимый процесс запущен, и теперь
официально импортировать в Россию автомобиль без системы экстренного
реагирования больше невозможно.
На сегодняшний день
сертифицировано больше 70 моделей с установленной ЭРА-ГЛОНАСС. По
российским дорогам уже ездит больше 266 500 транспортных средств с этими
терминалами. Изначально оператор рассчитывал, что к 2025-2027 годам
большая часть автомобилей в России будет оборудована системой. Но,
скорее всего, с учетом нынешних цифр продаж, более реальные сроки – к
2030 году.
Технология, как и все новое, вызвала массу вопросов у
автолюбителей: что, как, зачем… Да и в целом доверия к ЭРА-ГЛОНАСС пока
нет. С помощью непосредственно оператора системы постараемся доходчиво
объяснить, что к чему.
Как работает?
Предположим, случилось ДТП. Установленный в автомобиле
терминал автоматически делает вызов в ЭРА-ГЛОНАСС. Можно сделать это и в
ручном режиме, нажав кнопку SOS, и поговорить с оператором. По
спутникам определяются точные координаты автомобиля. Эти данные, а также
время аварии, скорость и величины ударных перегрузок по сотовой связи
передаются в оперативный центр. На это уходит до 20 секунд. Затем
отсеиваются ложные вызовы и, в зависимости от ситуации, операторы
подключают оперативные службы. А дальше все зависит от того, насколько
отлажена в России и в конкретном регионе система 112.
К сожалению,
пока люди не привыкли к системе и не осознают в полной мере всю
ответственность, поступает очень много ложных вызовов. Например,
проверяют работоспособность. Взгляните на статистику: с 1 января 2016
года по 21 февраля 2017 года системой ЭРА-ГЛОНАСС обработано 153 762
вызова. И только 597 случаев потребовали реагирования экстренных служб. В
свою очередь, из них 158 вызовов были автоматическими при тяжелых
авариях и ДТП средней тяжести, а 439 – в ручном режиме. За прошедший
январь лишь 0,77% вызовов оказались истинными.
Причем помощь
оказывали не только тем, кто попал в ДТП. Бывали случаи, когда подмогу
вызывал владелец автомобиля, застрявшего на проселочной дороге. Или
кнопку нажимал свидетель аварии. В январе-феврале зарегистрированы семь
вызовов, когда водители замерзали на трассе, а со связью возникали
проблемы. Но им помогли.
Что касается разработки и испытаний
системы, то каждый автопроизводитель решает задачу по-своему. Есть
определенные стандарты безопасности, а в остальном – вопрос
индивидуальный.
"У одних может быть единая коробка, внутри которой
располагается навигационный приемник, GSM-модем и акселерометр. Кто-то
идет по другому пути, у кого есть штатные навигации. В качестве
акселерометра используют датчики подушек безопасности. Но в любом случае
автомобиль необходимо испытать краш-тестами. Как минимум проводятся три
удара: фронтовой, боковой, переворот. Ответственность за
работоспособность системы несет автопроизводитель", - объяснил
руководитель проекта ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев.
Место установки –
тоже по усмотрению компаний. Есть лишь рекомендации по функциональности
и эргономике. Звук должен быть слышен из любой точки в салоне, а кнопку
можно было бы нажать из водительского сиденья.
Можно отключить?
Теоретически
можно. В будущем проверять работоспособность системы будут во время
технического осмотра. Планируется, что эта процедура станет
обязательной. Также многие, хоть и не все производители заявили, что не
забудут про ЭРА-ГЛОНАСС при обслуживании. Но все равно многое зависит от
самого водителя. Тем более мы все знаем, как в нашей стране сейчас
обстоят дела с техосмотром. Автомобили мало кто осматривает даже при
всем желании водителя.
Ответственности же за отключение
ЭРА-ГЛОНАСС пока не предусмотрено. Хотя зачем это делать, непонятно.
Терминал не наносит вреда, а потенциально может помочь в экстренной
ситуации. И не только. О том, какие перспективы открывает система,
подробнее расскажем во второй части.
А что, если нет мобильной связи?
Один
из самых больных вопросов в отечественных условиях. Штатный терминал
без сотовой связи работать не будет. Там, где нет покрытия ни у одного
из операторов, передача данных невозможна. Но изначально и не
предусматривалась работоспособность системы вне дорог. Будем откровенны,
пока и не на всех трассах обеспечена бесперебойная связь. Хотя ситуация
постоянно улучшается. Впрочем, у ЭРА-ГЛОНАСС есть выход даже в
абсолютно глухих местах.
"Для этих случаев мы предусмотрели
опциональный спутниковый модем американской системы Globalstar и
российской "Гонец". Если он установлен, данные можно будет передать
практически из любой точки России, - рассказал руководитель проекта
ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев. - Связано это с регламентом безопасности
транспортных средств. Когда проходили обсуждения ГОСТов на устройство,
российская сторона предлагала в обязательном порядке включить
использование спутниковой связи. Но другие страны Таможенного Союза не
поддержали инициативу. В итоге опция так и не стала обязательной
составляющей ЭРА-ГЛОНАСС".
Ничто не мешает установить модем
самостоятельно. Устройство с установкой обойдется в районе 100 долларов.
Правда, пользоваться бесплатно уже не выйдет. На штатном терминале
передача данных по сотовой связи идет бесплатно. А за спутниковые данные
придется раскошелиться. Причем абонентских платежей нет, а тарификация
поминутная. То есть человек платит за конкретный вызов: от 15 центов за
передачу одного сообщения.
Во второй части мы расскажем об
отличиях ЭРА-ГЛОНАСС от других подобных систем, а также о перспективных
сервисах, основанных на ней.
Алексей Дмитриев
Все, что нужно знать об ЭРА-ГЛОНАСС. Вторая часть
Продолжаем объяснять нюансы работы ЭРА-ГЛОНАСС. Почему систему не стоит бояться? И как она поможет водителям в будущем?
В
первой части большого материала об ЭРА-ГЛОНАСС мы рассказали, по какому
принципу работает технология, как устанавливается терминал и как
происходит вызов в случае ДТП. Теперь расскажем, какие перспективы
открывает система в будущем и чем она лучше других.
В чем отличия ЭРА-ГЛОНАСС от аналогов?
Системы
экстренного реагирования, подобные ЭРА-ГЛОНАСС, разрабатываются и в
других странах. В частности, в Европейском союзе с апреля 2018 года
обязательными станут аналогичные терминалы eCall. Но уже сейчас обе
системы согласованы друг с другом.
"На уровне стандартов
протоколов передачи данных – полная гармонизация. Если автомобиль,
оснащенный ЭРА-ГЛОНАСС, попадет в аварию в ЕС, информация будет передана
в местную систему реагирования. И обратная ситуация – координаты
автомобиля с eCall в случае ДТП попадут в наш контакт-центр. В будущем
запланирована глубокая интеграция. Испытания в лабораториях eCall будут
засчитываться у нас. И наоборот", - подчеркивает руководитель проекта
ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев.
Когда это произойдет, в Россию можно
будет спокойно ввезти автомобили из Европы с системой eCall. Правда,
пока их еще очень мало. Да и изменения в Техрегламенте – вопрос не
завтрашнего дня.
В АО "ГЛОНАСС" отмечают, что наша разработка
имеет расширенный функционал по сравнению с европейской. Так, например,
информация о ДТП передается с помощью СМС. Отправка сообщения требует
минимальных возможностей сети. И даже когда голосовое соединение
невозможно, вероятность передачи СМС еще есть. А это особенно актуально
для России. Второе отличие – режим обратного звонка.
Вообще, со
странами-соседями сейчас идет активная работа, проводятся трансграничные
испытания. Этот вопрос очень важно решить, так как рядом с границей
система может пройти регистрацию в любой из доступных сетей, в том числе
зарубежной.
За нами установят слежку? Будут всех штрафовать?
Не
установят и не будут. Такие функции не предусмотрены, да и технически
невозможны. "Терминал находится в спящем режиме, никакого слежения нет –
микрофон, динамики и GSM-модем выключены. Работает только навигационный
приемник. Все остальное активируется либо при нажатии на кнопку, либо в
момент удара. Позвонить на терминал или как-то получить информацию о
нем невозможно", - объясняет Михаил Кораблев.
К тому же, как можно
беспокоиться в 21 веке о тотальной слежке с помощью ЭРА-ГЛОНАСС, когда
давным-давно у всех в кармане сотовые телефоны? Если бы терминал работал
постоянно, автомобильные аккумуляторы просто не выдерживали бы такую
нагрузку.
С возможными штрафами за нарушения ПДД вопрос еще более
сложный. Терминал в таком случае должен был бы проходить поверку как
средство измерения, чего, конечно, не будет. Поэтому о передаче данных в
ГИБДД с ваших терминалов ЭРА-ГЛОНАСС можно не беспокоиться.
Для чего еще пригодится ЭРА-ГЛОНАСС?
В
перспективе планируется очень серьезно расширить функционал
ЭРА-ГЛОНАСС, ведь на основе системы можно реализовать множество услуг.
"Например,
когда человек застрял на трассе, ему могут привезти аккумулятор,
запасное колесо, вызвать эвакуатор… Предусмотрен консьерж-сервис, чтобы
заказать отель, найти сервис, заправку. Все услуги будут, конечно,
оказаны на добровольной основе и уже за деньги. Прежде всего, появится
возможность вызвать техническую помощь на дороге", - делится планами
руководитель проекта ЭРА-ГЛОНАСС.
Михаил Кораблев отметил, что
система оплаты будет гибкой: "Запланировано два режима. Первый – человек
не подписан на сервис, но может в один неприятный момент обратиться за
услугой по разовому тарифу. Второй – подписка на целый год. Она будет в
любом случае не дороже, чем у других компаний на рынке, например,
"Цезарь Сателлит".
Конечно, у ЭРА-ГЛОНАСС также огромный потенциал
в страховом законодательстве. Причем уже в этом году с помощью системы
водители смогут оформлять легкие ДТП по европротоколу без лишних
проблем. Подробнее читайте здесь.
Кроме того, не так давно АО
"ГЛОНАСС" подписало соглашение с компанией "Навител" о создании
глобальной системы мониторинга. Впрочем, пока рано говорить о некоем
всероссийском сервисе с пробками. Пока стоят другие цели. "Основное
направление – это единая среда передачи данных в интересах в первую
очередь Ространснадзора. И главное назначение – масштабный мониторинг
маршрутизированного транспорта: школьных автобусов, грузоперевозок и так
далее. Сервис пробок возможен, но такой задачи не стояло", - рассказал
Михаил Кораблев.
А что с подержанными иномарками? Импорт закрыт?
Пока,
по большому счету, да. На данный момент, чтобы получить сертификат на
автомобиль, впервые ввезенный в Россию, необходимо не просто установить
ЭРА-ГЛОНАСС, но и провести три краш-теста. Это касается и подержанных
машин. Но, как рассказал Михаил Кораблев, скорее всего, власти дадут
"зеленый свет" иномаркам в случае частного штучного ввоза по
облегченному варианту. Терминал по-прежнему будет нужен, но, по крайней
мере, разбивать ничего не придется Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 285
Рейтинг поста: