ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Все, что нужно знать об ЭРА-ГЛОНАСС

Все, что нужно знать об ЭРА-ГЛОНАСС


27-02-2017, 10:00. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Все, что нужно знать об ЭРА-ГЛОНАСС. Первая часть

Вокруг ЭРА-ГЛОНАСС в последнее время ходит много слухов и мифов. Отвечаем на животрепещущие вопросы о работе системы.

ЭРА-ГЛОНАСС окончательно пришла в нашу жизнь. Необратимый процесс запущен, и теперь официально импортировать в Россию автомобиль без системы экстренного реагирования больше невозможно.

На сегодняшний день сертифицировано больше 70 моделей с установленной ЭРА-ГЛОНАСС. По российским дорогам уже ездит больше 266 500 транспортных средств с этими терминалами. Изначально оператор рассчитывал, что к 2025-2027 годам большая часть автомобилей в России будет оборудована системой. Но, скорее всего, с учетом нынешних цифр продаж, более реальные сроки – к 2030 году.

Технология, как и все новое, вызвала массу вопросов у автолюбителей: что, как, зачем… Да и в целом доверия к ЭРА-ГЛОНАСС пока нет. С помощью непосредственно оператора системы постараемся доходчиво объяснить, что к чему.

Как работает?

Предположим, случилось ДТП. Установленный в автомобиле терминал автоматически делает вызов в ЭРА-ГЛОНАСС. Можно сделать это и в ручном режиме, нажав кнопку SOS, и поговорить с оператором. По спутникам определяются точные координаты автомобиля. Эти данные, а также время аварии, скорость и величины ударных перегрузок по сотовой связи передаются в оперативный центр. На это уходит до 20 секунд. Затем отсеиваются ложные вызовы и, в зависимости от ситуации, операторы подключают оперативные службы. А дальше все зависит от того, насколько отлажена в России и в конкретном регионе система 112.

К сожалению, пока люди не привыкли к системе и не осознают в полной мере всю ответственность, поступает очень много ложных вызовов. Например, проверяют работоспособность. Взгляните на статистику: с 1 января 2016 года по 21 февраля 2017 года системой ЭРА-ГЛОНАСС обработано 153 762 вызова. И только 597 случаев потребовали реагирования экстренных служб. В свою очередь, из них 158 вызовов были автоматическими при тяжелых авариях и ДТП средней тяжести, а 439 – в ручном режиме. За прошедший январь лишь 0,77% вызовов оказались истинными.

Причем помощь оказывали не только тем, кто попал в ДТП. Бывали случаи, когда подмогу вызывал владелец автомобиля, застрявшего на проселочной дороге. Или кнопку нажимал свидетель аварии. В январе-феврале зарегистрированы семь вызовов, когда водители замерзали на трассе, а со связью возникали проблемы. Но им помогли.

Что касается разработки и испытаний системы, то каждый автопроизводитель решает задачу по-своему. Есть определенные стандарты безопасности, а в остальном – вопрос индивидуальный.

"У одних может быть единая коробка, внутри которой располагается навигационный приемник, GSM-модем и акселерометр. Кто-то идет по другому пути, у кого есть штатные навигации. В качестве акселерометра используют датчики подушек безопасности. Но в любом случае автомобиль необходимо испытать краш-тестами. Как минимум проводятся три удара: фронтовой, боковой, переворот. Ответственность за работоспособность системы несет автопроизводитель", - объяснил руководитель проекта ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев.

Место установки – тоже по усмотрению компаний. Есть лишь рекомендации по функциональности и эргономике. Звук должен быть слышен из любой точки в салоне, а кнопку можно было бы нажать из водительского сиденья.

Можно отключить?

Теоретически можно. В будущем проверять работоспособность системы будут во время технического осмотра. Планируется, что эта процедура станет обязательной. Также многие, хоть и не все производители заявили, что не забудут про ЭРА-ГЛОНАСС при обслуживании. Но все равно многое зависит от самого водителя. Тем более мы все знаем, как в нашей стране сейчас обстоят дела с техосмотром. Автомобили мало кто осматривает даже при всем желании водителя.

Ответственности же за отключение ЭРА-ГЛОНАСС пока не предусмотрено. Хотя зачем это делать, непонятно. Терминал не наносит вреда, а потенциально может помочь в экстренной ситуации. И не только. О том, какие перспективы открывает система, подробнее расскажем во второй части.

А что, если нет мобильной связи?

Один из самых больных вопросов в отечественных условиях. Штатный терминал без сотовой связи работать не будет. Там, где нет покрытия ни у одного из операторов, передача данных невозможна. Но изначально и не предусматривалась работоспособность системы вне дорог. Будем откровенны, пока и не на всех трассах обеспечена бесперебойная связь. Хотя ситуация постоянно улучшается. Впрочем, у ЭРА-ГЛОНАСС есть выход даже в абсолютно глухих местах.

"Для этих случаев мы предусмотрели опциональный спутниковый модем американской системы Globalstar и российской "Гонец". Если он установлен, данные можно будет передать практически из любой точки России, - рассказал руководитель проекта ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев. - Связано это с регламентом безопасности транспортных средств. Когда проходили обсуждения ГОСТов на устройство, российская сторона предлагала в обязательном порядке включить использование спутниковой связи. Но другие страны Таможенного Союза не поддержали инициативу. В итоге опция так и не стала обязательной составляющей ЭРА-ГЛОНАСС".

Ничто не мешает установить модем самостоятельно. Устройство с установкой обойдется в районе 100 долларов. Правда, пользоваться бесплатно уже не выйдет. На штатном терминале передача данных по сотовой связи идет бесплатно. А за спутниковые данные придется раскошелиться. Причем абонентских платежей нет, а тарификация поминутная. То есть человек платит за конкретный вызов: от 15 центов за передачу одного сообщения.

Во второй части мы расскажем об отличиях ЭРА-ГЛОНАСС от других подобных систем, а также о перспективных сервисах, основанных на ней.

Алексей Дмитриев

 

Все, что нужно знать об ЭРА-ГЛОНАСС. Вторая часть

Продолжаем объяснять нюансы работы ЭРА-ГЛОНАСС. Почему систему не стоит бояться? И как она поможет водителям в будущем?

В первой части большого материала об ЭРА-ГЛОНАСС мы рассказали, по какому принципу работает технология, как устанавливается терминал и как происходит вызов в случае ДТП. Теперь расскажем, какие перспективы открывает система в будущем и чем она лучше других.

В чем отличия ЭРА-ГЛОНАСС от аналогов?

Системы экстренного реагирования, подобные ЭРА-ГЛОНАСС, разрабатываются и в других странах. В частности, в Европейском союзе с апреля 2018 года обязательными станут аналогичные терминалы eCall. Но уже сейчас обе системы согласованы друг с другом.

"На уровне стандартов протоколов передачи данных – полная гармонизация. Если автомобиль, оснащенный ЭРА-ГЛОНАСС, попадет в аварию в ЕС, информация будет передана в местную систему реагирования. И обратная ситуация – координаты автомобиля с eCall в случае ДТП попадут в наш контакт-центр. В будущем запланирована глубокая интеграция. Испытания в лабораториях eCall будут засчитываться у нас. И наоборот", - подчеркивает руководитель проекта ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев.

Когда это произойдет, в Россию можно будет спокойно ввезти автомобили из Европы с системой eCall. Правда, пока их еще очень мало. Да и изменения в Техрегламенте – вопрос не завтрашнего дня.

В АО "ГЛОНАСС" отмечают, что наша разработка имеет расширенный функционал по сравнению с европейской. Так, например, информация о ДТП передается с помощью СМС. Отправка сообщения требует минимальных возможностей сети. И даже когда голосовое соединение невозможно, вероятность передачи СМС еще есть. А это особенно актуально для России. Второе отличие – режим обратного звонка.

Вообще, со странами-соседями сейчас идет активная работа, проводятся трансграничные испытания. Этот вопрос очень важно решить, так как рядом с границей система может пройти регистрацию в любой из доступных сетей, в том числе зарубежной.

За нами установят слежку? Будут всех штрафовать?

Не установят и не будут. Такие функции не предусмотрены, да и технически невозможны. "Терминал находится в спящем режиме, никакого слежения нет – микрофон, динамики и GSM-модем выключены. Работает только навигационный приемник. Все остальное активируется либо при нажатии на кнопку, либо в момент удара. Позвонить на терминал или как-то получить информацию о нем невозможно", - объясняет Михаил Кораблев.

К тому же, как можно беспокоиться в 21 веке о тотальной слежке с помощью ЭРА-ГЛОНАСС, когда давным-давно у всех в кармане сотовые телефоны? Если бы терминал работал постоянно, автомобильные аккумуляторы просто не выдерживали бы такую нагрузку.

С возможными штрафами за нарушения ПДД вопрос еще более сложный. Терминал в таком случае должен был бы проходить поверку как средство измерения, чего, конечно, не будет. Поэтому о передаче данных в ГИБДД с ваших терминалов ЭРА-ГЛОНАСС можно не беспокоиться.

Для чего еще пригодится ЭРА-ГЛОНАСС?

В перспективе планируется очень серьезно расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС, ведь на основе системы можно реализовать множество услуг.

"Например, когда человек застрял на трассе, ему могут привезти аккумулятор, запасное колесо, вызвать эвакуатор… Предусмотрен консьерж-сервис, чтобы заказать отель, найти сервис, заправку. Все услуги будут, конечно, оказаны на добровольной основе и уже за деньги. Прежде всего, появится возможность вызвать техническую помощь на дороге", - делится планами руководитель проекта ЭРА-ГЛОНАСС.

Михаил Кораблев отметил, что система оплаты будет гибкой: "Запланировано два режима. Первый – человек не подписан на сервис, но может в один неприятный момент обратиться за услугой по разовому тарифу. Второй – подписка на целый год. Она будет в любом случае не дороже, чем у других компаний на рынке, например, "Цезарь Сателлит".

Конечно, у ЭРА-ГЛОНАСС также огромный потенциал в страховом законодательстве. Причем уже в этом году с помощью системы водители смогут оформлять легкие ДТП по европротоколу без лишних проблем. Подробнее читайте здесь.

Кроме того, не так давно АО "ГЛОНАСС" подписало соглашение с компанией "Навител" о создании глобальной системы мониторинга. Впрочем, пока рано говорить о некоем всероссийском сервисе с пробками. Пока стоят другие цели. "Основное направление – это единая среда передачи данных в интересах в первую очередь Ространснадзора. И главное назначение – масштабный мониторинг маршрутизированного транспорта: школьных автобусов, грузоперевозок и так далее. Сервис пробок возможен, но такой задачи не стояло", - рассказал Михаил Кораблев.

А что с подержанными иномарками? Импорт закрыт?

Пока, по большому счету, да. На данный момент, чтобы получить сертификат на автомобиль, впервые ввезенный в Россию, необходимо не просто установить ЭРА-ГЛОНАСС, но и провести три краш-теста. Это касается и подержанных машин. Но, как рассказал Михаил Кораблев, скорее всего, власти дадут "зеленый свет" иномаркам в случае частного штучного ввоза по облегченному варианту. Терминал по-прежнему будет нужен, но, по крайней мере, разбивать ничего не придется


Вернуться назад