Всякий древний город имеет душу и сердце, которые создают его
своеобычный образ и характер, связывая воедино в исторической
непрерывности прошлое, настоящее и будущее. Душой и сердцем тысячелетней
Казани является Казанский кремль — уникальный комплексный памятник
природы и ландшафта, градостроительства и архитектуры, археологии,
истории и культуры.
Казанский Кремль подобен многотомной книге. Каменные
страницы последних томов этой книги мы можем увидеть и прочитать, а
более древние тома скрыты от нашего взора под толщей земли.
Казанский Кремль — один из красивейших архитектурных
ансамблей России. Его стены и башни помнят ещё булгарских князей, воинов
Чингисхана, ханов Золотой Орды, русских царей. Уже издали, с просторов
Волги, виден на фоне неба затейливый силуэт древней казанской цитадели,
раскинувшейся на обрывистом берегу Казанки. Именно сюда пришли в том
далёком XII столетии булгарские строители, именно здесь, на высоком
утёсе у слияния Казан-су и Булака, заложили небольшую, но мощную
каменную крепость. Она была разрушена в конце XIV столетия ордынцами и
спустя несколько десятилетий восстановлена новыми казанскими правителями
— чингизидами Улуг-Мухаммедом и Махмутеком.
Находки же уводят нас
ещё дальше в глубь веков: в девятое или десятое столетие, в поселение
салтово-маяцкой культуры, находившееся здесь же, на этом холме. Уже
тогда здесь процветала международная торговля.
Кремль — гордость столицы Татарстана. Это единственная
в мире живущая татарская крепость, и сегодня служащая центром
государственности, а также самый южный образец псковского стиля в
России. В камне его сооружений мы найдём следы всех эпох, труды многих
поколений зодчих, напластования столетий. Глубоко под землёй лежат
сегодня древние рвы и валы, остатки деревянных стен древнейшей Казани,
пережившей новый расцвет в XV–XVI веках, когда у руля управления
государством встали ханы распадавшейся Золотой Орды. Татарская столица,
раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, была одним из красивейших
городов Поволжья, а Керман (так называлась тогда крепость) — её
неприступным оплотом. Это было мощное сооружение, надёжно защищённое
высокими стенами, башнями, со многими рубежами обороны. Здесь
размещались правительство и религиозные лидеры государства, а в северной
части возвышался Арк (Ханская цитадель) с площадью перед ним.
Окружённый несколькими рядами каменных стен на разных
уровнях, Арк как бы парил над всей Казанью, красотою своих башен и
минаретов олицетворяя власть ханов, религии ислама. Высокий
трёхкупольный дворец, возвышавшийся на крутом мысу Казан-су, был окружён
многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками.
Недалеко от него стояла Ханская мечеть, где были похоронены казанские
правители, окружённая монументальными мавзолеями знати, другие
величественные здания. Перед Арком, на обширной площади, стояла
великолепная многобашенная мечеть-медресе Кул-Шариф, настолько
поразившая воображение русского царя Ивана Грозного, что по его
повелению на центральной площади Москвы в честь завоевания Казани был
возведён храм Василия Блаженного, повторивший образ этой мечети. Так
гласит легенда.
С приходом русских прежний градостроительный замысел,
когда-то гениально осуществлённый безвестными булгарскими зодчими,
сохранился почти в неизменности и получил дальнейшее развитие, но уже в
новых формах. Крепость Казан, возведённая в XII–XVI веках булгарскими
зодчими, представляла собою хорошо укреплённое сооружение, на первых
порах в почти неизменном виде ставшее основой русского кремля. Русский
кремль почти точно повторил татарскую крепость, а его стены лишь слегка
отошли от прежних на его южной границе. Псковские мастера полностью
сохранили всю фортификационную схему казанского Кермана и лишь заменили
его деревянные стены на кирпичные и переделали часть башен. Сохранилось
местоположение дворца правителя и священных зданий, главных проездных
ворот с расходящимися от них дорогами-улицами. Главные мечети цитадели
оказались переделанными в церкви: наиболее грандиозная из них,
увенчивавшая силуэт цитадели, заместилась Троицкой церковью (сегодня на
этом месте возвышается воссоздаваемая мечеть Кул-Шариф), мечеть Нур-Али
стала Гарнизонной церковью. Ханская мечеть была разрушена и в XVIII веке
замещена Дворцовой церковью.
Казанский Кремль слыл одним из наиболее неприступных в
средневековой Руси, вобрав в себя достижения градостроительного
искусства татарских, русских и, возможно, западноевропейских зодчих. Он
накрыл собою овеянную славой старую татарскую крепость, которая
выдержала к тому времени не одну неприятельскую осаду и из-под стен
которой не раз с позором уходили войска русского царя, пока он не
воспользовался услугами предателей внутри самого казанского государства.
Изначальный замысел проступает и сегодня сквозь псковские формы и
барокко, ранний и поздний классицизм кремлёвских сооружений.
В настоящее время Казанский Кремль представляет собой
частично отреставрированную средневековую крепость, внутреннее
пространство которой имеет регулярную планировку и застройку XVIII–XIX
веков. Главными архитектурными памятниками Кремля являются, кроме самой
крепости, Благовещенский собор (XVI–XIX века), башня Сююмбике (первая
половина XVIII века, согласно легенде, — минарет Ханской мечети),
реставрируемая церковь Николы Ратного (XVI–XIX века), Присутственные
места (XVIII–XIX века), Губернаторский дворец (середина XIX века) и
другие.
Спасские ворота Кремля находятся на месте главных
северных ворот татарской крепости. Башня была возведена во второй
половине XVI века псковскими мастерами Иваном Ширяем и Постником
Яковлевым — строителем знаменитого храма Василия Блаженного в Москве —
самого яркого воспоминания зодчего об архитектуре Казани.
Надстроенная в XVIII веке, Спасская башня воспроизвела
в своём образе черты древнего булгарского архитектурного стиля. С
севера к башне примыкает надвратная Спасская церковь в характерных
формах псковского зодчества XVI века. Это самый древний музей в Казани:
издавна здесь экспонировались реликвии 1552 года — знамёна, пушки и ядра
русской армии. Западная часть укреплений Кремля сохранила черты
дорусского времени: древняя Тюменская башня, оставшаяся ещё от татарских
ханов, называется сегодня Преображенской; другая — Ханская (Северная)
башня — недавно вскрыта археологами на склоне берега Казанки. Их
архитектура родственна архитектуре сооружений крымских и турецких
крепостей XV–XVI веков.
Деревянный шатёр башни Тюмен с дозорной вышкой также
сохранил черты татарской крепостной архитектуры. Возможно, к тому же
времени относятся остатки Пятигранной и внутренняя часть Нуралиевой
(Тайницкой) башен. Отсюда шёл подземный ход к роднику, снабжавшему водой
Ханский Двор. Он был взорван русскими в 1552 году, что ускорило падение
города. Название башни, происходящее от слова «тайна», сохраняет
воспоминание о тайном ходе к роднику. Проездные ворота сохраняют древние
черты: конструкции сводов, полотнищ, опускающихся решёток. Другие башни
были выстроены уже русскими на месте татарских. Крепостные стены
сочетают в себе черты псковского оборонного зодчества и «ломбардского»
стиля. Существует гипотеза, что в оформлении зубцов закрепились
воспоминания об укреплениях Ханского Двора, выстроенного в XV веке с
помощью итальянских зодчих — тех же, что строили Московский Кремль.
Пушечный двор — производственный комплекс XVII–XVIII
веков — расположился на месте древнего арсенала Ханского Двора.
Юнкерское училище — памятник русского классицизма первой половины XIX
века — связано с именами многих известных военачальников России.
Присутственные места — здание губернской
администрации. Появились во второй половине XVIII века. После ряда
реконструкций их фасады обрели черты русского классицизма и более
поздних течений.
Башня Сююмбике обозначила в начале XVIII века центр
государственной власти губернии. В её архитектуре воплотился образ
Царства Казанского, в прошлом увенчанный двуглавым орлом — символом
русского господства.
Дворец губернатора спроектировал в 1846 году
архитектор Константин Тон, автор Большого Кремлёвского дворца и храма
Христа Спасителя в Москве. Архитектура казанского дворца родственна
архитектуре московского как по псевдовизантийскому стилю, так и по
композиции.
Благовещенский собор заложен 2 октября 1552 года. Его
архитектор — Постник Яковлев, автор знаменитого собора Василия
Блаженного на Красной площади в Москве. Собор является самым южным
образцом средневековой русской архитектуры псковского стиля и
символически сочетает в себе черты псковской, московской и татарской
архитектурных традиций. Интерьеры здания богато расписаны. В древней его
части ещё сохраняются остатки фресок XVI века, более поздние датируются
XIX веком. До начала XX века собор украшала оригинальная по своей
архитектуре колокольня, возможно, перестроенная в XVII веке из древней
булгарской оборонительной башни на рву Тазик.
Казанский Кремль вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой культуры.
Текст: Н.Н. Непомнящий, 100 великих сокровищ России
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+