Завершающийся Год российского кино обнажил
довольно интересную особенность – в 2016 году Санкт-Петербургу больше
народной славы и популярности принесли не киноленты «большого метра», а
телесериалы и музыкальные клипы
Эту очевидность наглядно иллюстрирует тот факт, что прошедший
киногод не подарил петербуржцам сколь-либо знаковых киношедевров либо
созданных кинематографистами Северной столицы, либо чтобы в них хоть
как-то (пусть в виде панорам или декораций) был представлен город на
Неве. В какой-то степени исключением из такого тревожного тренда можно
считать вышедший в конце ноября в прокат фильм «28 панфиловцев», снятый
на «Ленфильме» студией «28 панфиловцев» и режиссерами Андреем Шальопой и
Кимом Дружининым с привлечением для сбора средств системы
краудфандинга.
При этом такие тяжеловесы телеэфира, как ТНТ и СТС, сумели одарить
всех россиян каждый по сериалу, довольно смачно описывающему перипетии
жизни современных персонажей в антуражах петербургских стен и улиц. На
СТС это был сериал «Пушкин», в котором зритель мог наблюдать
своеобразный духовно-нравственный рост вора-карманника по прозвищу
Пушкин во время его случайного попадания на съемочную площадку фильма о
«солнце русской поэзии». Правда, помимо Дворцовой площади (на которой и
промышлял изъятием кошельков у простодушных туристов главный
герой-рецидивист), значительная часть сюжета проходит в следственном
изоляторе «Кресты», что, конечно, раскрывает наш город с весьма
необычной стороны.
В свою очередь, ТНТ в сериале «Бедные люди» раскрыл опять же душевные
томления и терзания обитателей не совсем типичной петербургской
коммуналки, главным из которых является интеллектуал-литератор, чья
писательская карьера не задалась, и он вынужден ради денег стать
«литературным негром» у теледивы Ольги Бузовой, с чего-то решившей
издать свои мемуары.
Что ж, надо отдать должное и продюсерам, и режиссерам обоих проектов –
на фоне прочего телемыла они с большой долей вполне интеллигентного
юмора сумели не только раскрыть свои сюжеты, но и напомнить широкой
публике о том, как хорош город, в котором те обитают.
«Санкт-Петербург – один из ярчайших городов с серьезной аудиторией и с
очень большим вкладом в историю телевидения, – говорит руководитель
субхолдинга «Газпром-медиа Развлекательное телевидение» и генеральный
директор телеканала ТНТ Артур Джанибекян. – Нам необходимо работать с
каждым городом, но с Санкт-Петербургом надо работать как минимум так же,
как и с Москвой. Действительно, сериал «Бедные люди» стал хорошим
примером. Ваш город всецело вовлечен в процесс творчества, и мы безумно
благодарны петербуржцам, что они такие талантливые. В линейке наших
программ есть петербуржцы, которые очень популярны, так что
Санкт-Петербург был, есть и будет в нашем творчестве».
Однако безусловным хитом этого года стал, конечно же, клип на песню
группы «Ленинград» «В Питере пить!», в этом декабре ставшую «Песней года
– 2016» Российской национальной музыкальной премии. Удивительно, но
именно эта маленькая музыкальная новелла (признанная, кстати, в ходе
прокурорской проверки в итоге «произведением искусства сатирического
стиля»), созданная Анной Пармас, раскрыла ее для большинства зрителей
как большого режиссера, так остроумно и тонко чувствующего петербуржцев,
причем как «коренных», так и «понаехавших». И хотя у Анны в активе и
были знаковые творческие вехи – именно она в соавторстве с первым мужем
Андреем Балашовым запустила в 1990-х незабвенное телешоу «Осторожно,
модерн!» (выписавшее путевку в жизнь нынешней телезвезде Дмитрию
Нагиеву), а в творческом тандеме с Авдотьей Смирновой создала два
обаятельных фильма «Два дня» и «Кококо», тем не менее, именно после «В
Питере пить!» от нее теперь ждут, именно ждут, новых шедевров. Причем
как в «большом метре», так и в телеформате.
Тут стоит признать, что и во всем мире лавры премий и взоры зрителей
все больше уходят к телевизионным сериалам, а широкому экрану с каждым
годом приходится чуть ли не с боем отвоевывать не только аудиторию, но
подчас и известных актеров, все чаще отдающих предпочтение качественным
сериалам. Как с этими вызовами сможет справиться российский и
петербургский кинематограф в частности, пока большой вопрос.
Честно говоря, подведение итогов Года кино на недавнем V
Санкт-Петербургском международном культурном форуме произвело, мягко
говоря, унылое впечатление. От выступления главы Комитета по культуре
СПб Константина Сухенко веяло отчетами на партхозактиве: «Мы поддержали
26 фильмов на сумму 102 млн рублей. В прошлом году это были 53 млн
рублей и девять фильмов. 20 кинофестивалей в Санкт-Петербурге позволяют
представить всю палитру отечественного кинематографа». Также он заявил,
что город гордится стартом проекта «Петербургская синематека», но в
ответ от самих кинематографистов услышал весьма нелицеприятные эмоции по
поводу такой «гордости». Дело в том, что, по словам Федора Бондарчука,
синематека до сих пор не получила собственного здания в городе. «Здесь
наполняемость залов на синематечных показах – около 34%, против 13% по
России. Большая часть аудитории при этом становится постоянной – зрители
26-30 лет, более 40 лет и студенты», – отметил режиссер.
Еще более жестко высказался продюсер Сергей Сельянов, назвавший
ситуацию с Петербургской синематекой «позором», подчеркнув, что если
город не заинтересовался ее судьбой в Год российского кино, то уже не
заинтересуется никогда. При этом, по словам Сельянова, именно в Год кино
обозначились новые проблемы в отечественном кинематографе, связанные
прежде всего с экономическим кризисом. Зрители стали ходить в кино более
«прицельно», из-за чего широко рекламируемые американские блокбастеры и
мультфильмы стали собирать больше денег, а фильмы меньшего бюджета,
включая иностранные, на треть меньше. В 2016 году только фильм «Экипаж» и
мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк» имели сборы, сравнимые с
американскими.
«Каждый шажочек американского кино сопровождается продвижением в СМИ,
в то время как нам говорят в прессе: если уж мы напишем, что начали
съемки, то не ждите репортажа с премьеры. Сегодня весь годовой бюджет
нашего кино равен бюджету примерно одного американского фильма. Если в
СССР государство на наши деньги выделяло на кинематограф 66 млрд рублей,
то сейчас выделяется 5 млрд. Нужны ли какие-то комментарии?» –
резюмировал продюсер.
«Кино сейчас не зарабатывает деньги, – делится своим мнением
генеральный продюсер телеканала ТНТ Александр Дулерайн. – Если кто-то из
наших товарищей, сопродюсеров, очень хочет сделать фильм, то он, как
правило, никогда не бывает убыточным. Но это занимает столько сил, что с
экономической точки зрения практический смысл этого действа теряется.
Это столько усилий, столько времени. Я считаю, что телевидение – это
место, где участники забега зарабатывают деньги, а кино – место, где
участники забега денег не зарабатывают».
Говоря о том, чему сейчас отдает предпочтение телезритель,
телепродюсер отмечает, что на его канале, конечно, идут и голливудские
фильмы, однако больший успех приносит тот контент, который производит
сам канал.
«При этом мы не ориентируемся на какие-то форматы. Дело не в том,
формат это или неформат, людям интересна их жизнь. Когда вы
рассказываете в сериале или фильме, что имеет отношение к их жизни, то
они будут это смотреть. А если хорошо сделаете, то сделают это еще с
большим удовольствием. Самое главное – это должно быть про них. В этом и
есть искусство продюсера. Мы стараемся сделать хорошо и качественно.
Когда ты делаешь плохо, просто по- тому, что не умеешь, тогда со
временем ты перестаешь этим заниматься. Одна из причин, может, что
думаешь, что и так смотрят. Успех зависит от того, насколько то, что ты
делаешь, попадает в зрителя. Автор сидит в той же лодке, что и зритель,
только направляя парус.
Если направляет правильно, то зритель смотрит в экран, как в зеркало,
не отрываясь. Если лицо перестает отражаться, то аудитория нажимает
кнопку и переключает», – резюмирует Александр Дулерайн.
В этом контексте, в отличие от телевидения, похоже, большое кино пока
с большим трудом находит общий язык с аудиторией. Но хочется верить,
что этот период все же пройдет, и баланс между интересом к теле- и
киноэкрану восстановится. Также есть надежда, что и на том, и на другом
экране Санкт-Петербург будет появляться чаще как колыбель новых
режиссеров и продюсеров. И, конечно, как «кинотелегерой», привлекая при
этом к себе внимание и как туристический, и как производственный
киноцентр, повышая тем самым свой статус культурной столицы.
Санкт-Петербург