ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Вот такое вот кино
Вот такое вот кино7-01-2017, 08:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Вот такое вот кино
Роман Романюк
2016
Завершающийся Год российского кино обнажил довольно интересную особенность – в 2016 году Санкт-Петербургу больше народной славы и популярности принесли не киноленты «большого метра», а телесериалы и музыкальные клипы Эту очевидность наглядно иллюстрирует тот факт, что прошедший киногод не подарил петербуржцам сколь-либо знаковых киношедевров либо созданных кинематографистами Северной столицы, либо чтобы в них хоть как-то (пусть в виде панорам или декораций) был представлен город на Неве. В какой-то степени исключением из такого тревожного тренда можно считать вышедший в конце ноября в прокат фильм «28 панфиловцев», снятый на «Ленфильме» студией «28 панфиловцев» и режиссерами Андреем Шальопой и Кимом Дружининым с привлечением для сбора средств системы краудфандинга. При этом такие тяжеловесы телеэфира, как ТНТ и СТС, сумели одарить всех россиян каждый по сериалу, довольно смачно описывающему перипетии жизни современных персонажей в антуражах петербургских стен и улиц. На СТС это был сериал «Пушкин», в котором зритель мог наблюдать своеобразный духовно-нравственный рост вора-карманника по прозвищу Пушкин во время его случайного попадания на съемочную площадку фильма о «солнце русской поэзии». Правда, помимо Дворцовой площади (на которой и промышлял изъятием кошельков у простодушных туристов главный герой-рецидивист), значительная часть сюжета проходит в следственном изоляторе «Кресты», что, конечно, раскрывает наш город с весьма необычной стороны. В свою очередь, ТНТ в сериале «Бедные люди» раскрыл опять же душевные томления и терзания обитателей не совсем типичной петербургской коммуналки, главным из которых является интеллектуал-литератор, чья писательская карьера не задалась, и он вынужден ради денег стать «литературным негром» у теледивы Ольги Бузовой, с чего-то решившей издать свои мемуары. Что ж, надо отдать должное и продюсерам, и режиссерам обоих проектов – на фоне прочего телемыла они с большой долей вполне интеллигентного юмора сумели не только раскрыть свои сюжеты, но и напомнить широкой публике о том, как хорош город, в котором те обитают. «Санкт-Петербург – один из ярчайших городов с серьезной аудиторией и с очень большим вкладом в историю телевидения, – говорит руководитель субхолдинга «Газпром-медиа Развлекательное телевидение» и генеральный директор телеканала ТНТ Артур Джанибекян. – Нам необходимо работать с каждым городом, но с Санкт-Петербургом надо работать как минимум так же, как и с Москвой. Действительно, сериал «Бедные люди» стал хорошим примером. Ваш город всецело вовлечен в процесс творчества, и мы безумно благодарны петербуржцам, что они такие талантливые. В линейке наших программ есть петербуржцы, которые очень популярны, так что Санкт-Петербург был, есть и будет в нашем творчестве». Однако безусловным хитом этого года стал, конечно же, клип на песню группы «Ленинград» «В Питере пить!», в этом декабре ставшую «Песней года – 2016» Российской национальной музыкальной премии. Удивительно, но именно эта маленькая музыкальная новелла (признанная, кстати, в ходе прокурорской проверки в итоге «произведением искусства сатирического стиля»), созданная Анной Пармас, раскрыла ее для большинства зрителей как большого режиссера, так остроумно и тонко чувствующего петербуржцев, причем как «коренных», так и «понаехавших». И хотя у Анны в активе и были знаковые творческие вехи – именно она в соавторстве с первым мужем Андреем Балашовым запустила в 1990-х незабвенное телешоу «Осторожно, модерн!» (выписавшее путевку в жизнь нынешней телезвезде Дмитрию Нагиеву), а в творческом тандеме с Авдотьей Смирновой создала два обаятельных фильма «Два дня» и «Кококо», тем не менее, именно после «В Питере пить!» от нее теперь ждут, именно ждут, новых шедевров. Причем как в «большом метре», так и в телеформате. Тут стоит признать, что и во всем мире лавры премий и взоры зрителей все больше уходят к телевизионным сериалам, а широкому экрану с каждым годом приходится чуть ли не с боем отвоевывать не только аудиторию, но подчас и известных актеров, все чаще отдающих предпочтение качественным сериалам. Как с этими вызовами сможет справиться российский и петербургский кинематограф в частности, пока большой вопрос. Честно говоря, подведение итогов Года кино на недавнем V Санкт-Петербургском международном культурном форуме произвело, мягко говоря, унылое впечатление. От выступления главы Комитета по культуре СПб Константина Сухенко веяло отчетами на партхозактиве: «Мы поддержали 26 фильмов на сумму 102 млн рублей. В прошлом году это были 53 млн рублей и девять фильмов. 20 кинофестивалей в Санкт-Петербурге позволяют представить всю палитру отечественного кинематографа». Также он заявил, что город гордится стартом проекта «Петербургская синематека», но в ответ от самих кинематографистов услышал весьма нелицеприятные эмоции по поводу такой «гордости». Дело в том, что, по словам Федора Бондарчука, синематека до сих пор не получила собственного здания в городе. «Здесь наполняемость залов на синематечных показах – около 34%, против 13% по России. Большая часть аудитории при этом становится постоянной – зрители 26-30 лет, более 40 лет и студенты», – отметил режиссер. Продюсер Сергей Сельянов: «Сегодня весь годовой бюджет нашего кино равен бюджету примерно одного американского фильма»
ФОТО: архив «эксперт с-з» Еще более жестко высказался продюсер Сергей Сельянов, назвавший ситуацию с Петербургской синематекой «позором», подчеркнув, что если город не заинтересовался ее судьбой в Год российского кино, то уже не заинтересуется никогда. При этом, по словам Сельянова, именно в Год кино обозначились новые проблемы в отечественном кинематографе, связанные прежде всего с экономическим кризисом. Зрители стали ходить в кино более «прицельно», из-за чего широко рекламируемые американские блокбастеры и мультфильмы стали собирать больше денег, а фильмы меньшего бюджета, включая иностранные, на треть меньше. В 2016 году только фильм «Экипаж» и мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк» имели сборы, сравнимые с американскими. «Каждый шажочек американского кино сопровождается продвижением в СМИ, в то время как нам говорят в прессе: если уж мы напишем, что начали съемки, то не ждите репортажа с премьеры. Сегодня весь годовой бюджет нашего кино равен бюджету примерно одного американского фильма. Если в СССР государство на наши деньги выделяло на кинематограф 66 млрд рублей, то сейчас выделяется 5 млрд. Нужны ли какие-то комментарии?» – резюмировал продюсер. Режиссер Анна Пармас, своим клипом «В Питере
пить!» смогла в 2016 году привлечь к Санкт-Петер- бургу больше внимания,
чем большое кино
ФОТО: архив «эксперт с-з» «Кино сейчас не зарабатывает деньги, – делится своим мнением генеральный продюсер телеканала ТНТ Александр Дулерайн. – Если кто-то из наших товарищей, сопродюсеров, очень хочет сделать фильм, то он, как правило, никогда не бывает убыточным. Но это занимает столько сил, что с экономической точки зрения практический смысл этого действа теряется. Это столько усилий, столько времени. Я считаю, что телевидение – это место, где участники забега зарабатывают деньги, а кино – место, где участники забега денег не зарабатывают». Говоря о том, чему сейчас отдает предпочтение телезритель, телепродюсер отмечает, что на его канале, конечно, идут и голливудские фильмы, однако больший успех приносит тот контент, который производит сам канал. «При этом мы не ориентируемся на какие-то форматы. Дело не в том, формат это или неформат, людям интересна их жизнь. Когда вы рассказываете в сериале или фильме, что имеет отношение к их жизни, то они будут это смотреть. А если хорошо сделаете, то сделают это еще с большим удовольствием. Самое главное – это должно быть про них. В этом и есть искусство продюсера. Мы стараемся сделать хорошо и качественно. Когда ты делаешь плохо, просто по- тому, что не умеешь, тогда со временем ты перестаешь этим заниматься. Одна из причин, может, что думаешь, что и так смотрят. Успех зависит от того, насколько то, что ты делаешь, попадает в зрителя. Автор сидит в той же лодке, что и зритель, только направляя парус. Если направляет правильно, то зритель смотрит в экран, как в зеркало, не отрываясь. Если лицо перестает отражаться, то аудитория нажимает кнопку и переключает», – резюмирует Александр Дулерайн. В этом контексте, в отличие от телевидения, похоже, большое кино пока с большим трудом находит общий язык с аудиторией. Но хочется верить, что этот период все же пройдет, и баланс между интересом к теле- и киноэкрану восстановится. Также есть надежда, что и на том, и на другом экране Санкт-Петербург будет появляться чаще как колыбель новых режиссеров и продюсеров. И, конечно, как «кинотелегерой», привлекая при этом к себе внимание и как туристический, и как производственный киноцентр, повышая тем самым свой статус культурной столицы. Санкт-Петербург Вернуться назад |