Про настоящие внедорожники в условиях Чукотки
Один из пользователей развлекательного портала
поделился внушающим гидом по транспорту в тяжелых условиях Чукотки.
Далее рассказ от Журнала за рулем : «Здравствуйте, расскажу вам не о "Гелендвагенах”, а о настоящих
работягах, которым приходится возить геологов по просторам Чукотки, где
никогда не ступала нога приличного человека. Про личный опыт и
вездеходы, с которыми пришлось поработать».
Итак, от простого к сложному. Уазик. Тут без комментариев, все понятно.
Обычные внедорожники там порой бесполезны. На фото
Анадырский залив в торосах. Из-за них делики, уазики и прочие не могут
добраться из аэропорта в поселок (6 км). Городской поджопник, так
сказать.
Сотый крузак в стоке. Прекрасно тонет в только что
оттаявшей вечной мерзлоте и болоте. Пригоден для небольших поездок в
пределах поселка и туда, где есть грунтовые дороги. Зимой их стараются
не глушить, так и оставляют заведенными на всю ночь, иначе дизель на
морозе не завести без подогрева.
Подготовленный внедорожник. В данном случае «Тойота
Сурф». Ну или «Форранер». Тут есть и лифт подвески, и кузова, лебедка.
Но все равно на таком в этих краях далеко не уехать, разве что по
зимникам. Можно уже прокатиться на охоту и рыбалку, но не более чем
впятером.
Самоделки. Вот такое конструируют местные ребята от безысходности. Переходный вариант эволюции внедорожника к «Трэколу».
«Трэкол». Хороший вездеход. Плавает, но ехать в нем
тряско, летаешь до потолка. Хорошо едет по снегу, грязи, болоту, но в
крутые горки не взбирается при полной нагрузке, мотор слабоват. Из-за
больших колес часто лопаются диски и полуоси на кренах. При спущенных
шинах резко повышается проходимость, но от этого сильно портится
боковина покрышки и в ней появляются микротрещины. Колеса начинают
травить, да так, что автоподкачка не успевает их накачивать.
Вот этот везет уже восемь человек и имеет большую
надежность по причине того, что может передвигаться без двух колес. Не
любит, когда его перегружают — стеклопластиковый корпус отрывает в
местах крепления к раме. При сильном порыве штормового ветра может
развернуть и даже опрокинуть по причине малой массы (2,2 тонны). Лебедка
— вещь бесполезная, так как в тундре практически не к чему цепляться.
У 6-колесного «Трэкола», если отключить в раздатке
один из мостов, есть вероятность, что порвет кардан при нагрузке на
бездорожье. На фото механик-водитель как раз занят его заменой.
С повышением грузоподъемности техника становится серьезнее и тяжелее.
«Урал». Машина серьезная, грузоподъемная, но и она в умелых руках может застрять.
Водитель ехал по дороге и решил сократить через тундру, но влетел в заболоченный участок. Вот итог.
На его счастье мимо проезжала банда геологов на МТЛБ и вытащила его.
«Метла». Она же МТЛБ. Рабочая лошадка, по совокупности
ТТХ наиболее удачный вездеход. И проходима, и плавает, и взбирается в
крутые подъемы. Везет семь человек и более. Кушает прилично, от 20 до
100 литров на сотню, смотря как и где ехать. Везет 2,5 тонны груза. На
ней можно ехать на 500 км, но в паре или тройке. Такой путь может занять
неделю.
Минусы «метлы». Спереди на заводе ставят лебедку, вот
как раз там, где находятся ноздри вот у этого милого поросенка внизу.
Вообще, гениальное техническое решение. Лопнувший трос летит прямо в
лобовуху и в водителя, и поэтому мы демонтировали все эти дурные лебедки
за ненадобностью так, чтобы и возможности воспользоваться ей не было.
Хорошо форсирует реки, но может и утонуть, если
предварительно не закупорить сливные кингстоны, как это произошло на
фото. Хорошо, на подмогу приехала вторая и успела вытащить.
А вот столько снега выпадает на Чукотке, так, для примера вам.
Бульдозеры. Хорошие проходимцы. Лезут в горы, гребут
снег, топчут дороги, таскают на санях-волокушах контейнеры и цистерны с
топливом, балки. Маленькие бульдозеры с широкими гусеницами считаются
болотоходами, но и они тонут в линзах солифлюкции мерзлоты на склонах, а
в болотах и подавно. Вытащить бегемота из болота весьма непросто, но
возможно. В карьере такой болотоход бесполезен — на скальных камнях он с
трудом разворачивается на широкой гуске.
Трелевочник. Хорошо лезет в горы, но имеет узкие
гусеницы и потому тонет. Но имеет хорошее передаточное число и на
твердом грунте может таскать тяжелое навесное оборудование. На фото
бульдозер вытаскивает трелевочник.
Тяжелая техника, хоть и имеет привод на все колеса,
продавливает накатанный зимник из-за своей массы в 40 тонн (а груженая и
вовсе 65-70 т) и может передвигаться в пределах карьера и грунтовых
дорог, на крайняк — по мерзлому грунту. Этот считается взрывоопасным ко
всему прочему.
«Лось». Проходимый, надежный, но, зараза, дорогой и сложный в ремонте. И много груза на нем не увезти.
«Бобр». Он же бешеная табуретка, гоняет по снегу лучше гоночной «Феррари», но очень маленький.
Вездеход ГАЗ. Неплохая вещь, но послабее МТЛБ и менее грузоподъемен, также плавает.
Снегоход. Создан больше для баловства, чем для
серьезной работы. Но местные на нем ездят за 200-300 км, цепляя сзади
сани и набиваясь в них по 5-10 человек. Нужно очень тепло одеваться.
Опасная техника, если шибко гонять. Для охоты — самое то!
Тяжелые бульдозеры тоже хорошие проходимцы, но все же
они предназначены для работы в карьере и потому оснащены узкой
гусеницей. Только будучи обутыми в нее, они смогут развернуться на
скальном грунте на месте и потому плохо перемещаются вне дороги карьера.
Напоследок фото старого автобуса.
Нет идеальной
техники, есть лишь наиболее подходящая под определенные задачи и
условия. На свете много еще отличных вездеходов — «Четра», «Витязь» и
многие-многие другие, и все они по-своему хороши. Мне же довелось
встретиться с этими.
А еще дорогу преодолевает не самый мощный и
подготовленный вездеход, а самый умный и опытный водитель при помощи
умения и мозгов.
источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|