Россия духом будет богата
Оптина пустынь – это неразгаданная Тайна любви
У Н.В. Гоголя есть слова, которые отразили его впечатление от посещения
Оптиной Пустыни: «Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне
казалось, беседует всё небесное. Я не расспрашивал, кто из них как
живет: их лица сказывали сами всё. Сами служки поразили светлой
ласковостью Ангелов, лучезарной простотой обхождения; сами работники в
монастыре, сами крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст,
подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание, всё становится
приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше».
Кстати, в один из своих приездов в Оптину Гоголь у ворот обители
встретил девочку, которая подарила ему лукошко с ягодами. Он попытался
расплатиться, но девочка сказала, что со странников деньги не берут!
А преподобный Гавриил, который был послушником в Оптиной, так описал
её атмосферу: «Да, мы чувствовали там себя, как в среде святых, и ходили
со страхом, как по земле святой.... Я присматривался ко всему и видел:
хотя были разные степени, но все они по духу были равны между собою,
никто не был ни больше, ни меньше, а были все - одно, одна душа и одна
воля - в Боге. Источник - Бог, а проводником, объединяющим и
направляющим все силы братства, был старец. И этот Евангельский «квас»
любы Христовой заквашивал все «тесто» их…..»
Очень непросто ответить на вопрос: почему Оптина на целые сто лет, от
основания Предтеченского скита и до разорения во время большевистского
угара, была самым жарким костром, у которого грелась вся Россия? Что
здесь искали Гоголь и Достоевский? Чем мучился у Оптинского порога
Толстой?
Чему училась преподобномученица Елисавета?
Оптина - это неразгаданная Тайна любви. Это - сокровищница
христианского духа. Это - плавильная печь человеческой боли, которая
через покаяние становится радостью и смыслом.
Однажды, стоя на благоухающей террасе, преподобный Нектарий спросил
Сергея Нилуса: «А известно ли Вам, сколько от сотворения мира и до
нынешнего дня было истинных общежитий? Вы лучше не трудитесь думать, я
сам отвечу - три. Первое - в Эдеме, второе — в христианской общине во
дни апостольские, а третье - в Оптиной при наших великих старцах».
На Оптинском дворе толпились дворяне и крестьяне, батраки и купцы,
литераторы и генералы, нищие и фабриканты. «Мрамор и металл - всё
пойдёт!» - говорил преподобный Амвросий о человеческих душах. У
старческих хибарок билось беспокойное сердце России. Под их епитрахилью
плакал о своих грехах русский народ. Они вдохновляли, утешали, поднимали
из грязи, ставили на ноги, помогали не терять надежды! Старцы умели
найти ключ к самой запутавшейся, самой опустившейся, самой выгоревшей
человеческой душе. Какие только не развязывались здесь сложнейшие
житейские узлы! Какие не разрешались тупиковые проблемы! А самое главное
- они заботливо, бережно и нежно приводили человека ко Христу!
Однажды к старцу Варсонофию пришла молодая монахиня.
Узнаёте меня, Батюшка? - спросила она.
Где, матушка, всех упомнить? Нет, не узнаю! - сказал старец.
Вы меня видели в 1905 году, в Москве, в трамвае. Я тогда была
легкомысленной девицей, и Вы обратились ко мне с вопросом: что я читаю? Я
ответила: Горького. Вы тогда схватились за голову, и на меня Ваш жест
произвел сильное впечатление, и я спросила: что же мне читать? Вы
посоветовали мне читать священника Хитрова. А я возразила такими
словами: Вы еще чего доброго скажете мне, чтобы я и в монастырь шла.
«Да, - ответили Вы мне, - идите в монастырь». Я на эти слова только
улыбнулась - до того они мне показались ни с чем несообразными.
Теперь припоминаю, - улыбнулся старец Варсонофий, - а как же ты в монастырь попала?
Когда мы с Вами простились, я почувствовала, что эта встреча
неспроста, глубоко задумалась над ее смыслом. Я купила себе книги
священника Хитрова, стала читать и другие книги. Прошло время. И вот я -
в монастыре.
«И припомнились мне тогда, - говорил старец, рассказывая эту историю, -
слова преподобного Серафима, сказанные им иеромонаху Тимону: «Сей, отче
Тимоне, пшеницу слова Божия, сей её и на камени, и на песце, и при
дорозе, сей её и на тучной земле: всё где-нибудь и прозябнет семя во
славу Божию!»
Старцы сеяли на почве человеческих сердец. Сеяли там, где, казалось, не
было уже ничего святого, светлого, где была только ночь уныния,
безверия и скуки!
«Жить - не тужить» будило всю Россию. «Нужно жить нелицемерно!», «От
ласки у человека бывают совсем другие глазки» - вот, что было их
девизом.
Преподобный Нектарий так о себе смиренно говорил: «Ну, какой я старец?
Как я могу быть наследником прежних старцев? У них благодать была
целыми караваями, а у меня - ломтик... Я всё равно, что пирожок без
начинки».
А старец Варсонофий спрашивал у кого-то:
Ты соты любишь?
-Что?
Соты, соты любишь?
Люблю.
На же тебе «соты», - и давал листочки с поучениями старца Амвросия.
Эти караваи благодати и соты старческих Оптинских молитв и до сего дня
утоляют духовный голод всех притекающих сюда, на берега Божией реки.
Сюда, в благодатную Оптину, протянулись нити сотен тысяч человеческих
сердец!
Миру нужны святые! Мир задыхается без идеала, без веры, без святости.
Человечество мертвой хваткой уцепилось за временное, за земное. Еще
Толстой говорил: «Держись за землю. Одна земля не предаст». Вот оно,
самое страшное - держаться только за землю! А Оптинские старцы
заповедали нам как можно чаще думать о Небесном! Старец Амвросий всегда
напоминал: «Живите на земле так, как колесо вертится, - чуть только
одной точкой коснется оно земли, а остальными - стремится вверх!»
«Кончится вера во Христа, кончится и русский народ!» - говорил великий
пророк Достоевский. Церковь - это не антикварный магазин, где хранятся
запылившиеся обряды. Церковь - это сама Жизнь! Потому, что Глава её -
Христос, Жизнь и податель Жизни! А нам нужно только одно - припасть
душой и сердцем к этому источнику Жизни, к этим благоухающим Оптинским
ракам, к этому неоскудевающему духовному наследию!
Еще будучи молодым семинаристом, однажды, гуляя в лесу, раб Божий
Александр, будущий старец Амвросий, услышал в журчании ручья
таинственные слова: «Хвалите Бога, храните Бога!» Это - самая главная
заповедь для России, для всех нас. Хвалить и хранить Бога! Мы - единая
кровеносная система. Церковь Христова! И самое драгоценное наше
сокровище - это наша вера, Православие!
Преподобный Анатолий Оптинский говорил, что Россия будет небогата, но
духом будет богата. Это буквально сбывается сейчас. В мире, в котором
стремительно исчезают нравственные, духовные начала, Россия остается
христианской страной, которая бережно хранит в своих недрах Евангельские
идеалы.
Давайте будем ценить то, что Господь дает нам! Прибегать чаще в своих
молитвах к преподобным и богоносным Оптинским Старцам. Старцы молятся за
Россию, за весь мир! У престола Божия они молитвенно продолжают борьбу
за человеческую душу. Оптинские старцы - это зажженные свечи любви! Это
покаянная совесть богомольной России!
Давайте будем стараться исполнять еще один их завет. Это те слова,
которые написал в письме своим чадам преподобный Иосиф: «Не отбивайся от
Оптиной!»
По материалам сайта Оптиной Пустыни Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 5
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 69
Рейтинг поста:
А кто по-вашему её организовывал? Кто дал начало христианству?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 874
Рейтинг поста:
Точно также Сергий Радонежкий к церкви тоже не имеет никакого отношения.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
------------------------------------------
я считаю, что это учение ни какого отношения к религии не имеет..
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 685
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Учитывая сколько у нас конфессий - духом не только православным)!