У нас во рту живут миллионы бактерий. Питаясь, они выделяют кислоту, которая разъедает зубную эмаль. Поэтому так важно регулярно чистить зубы. Всё это вы, вероятно, знаете из рекламы зубных паст, зубных щёток и стоматологических клиник. Но вот о чём такая реклама часто умалчивает: кроме вредных бактерий, есть и полезные. Например, Lactobacillus paracasei, которую можно найти в кефире. Известно, что она подавляет развитие Streptococcus mutans — одного из главных «разъедателей» эмали. Однако эксперименты с противостоянием этих двух бактерий до сих пор ставились лишь на животных.

Кристин Ланг (Christine Lang) из биотехнологической фирмы OrganoBalance в Берлине (Германия) вместе с коллегами решила проверить, будет ли Lactobacillus paracasei защищать человеческий рот от вредных микробов. Сначала исследователи выяснили, как много вредных S. mutans содержится в слюне у шестидесяти добровольцев, а потом дали им мятные конфеты с L. рaracasei, которых перед этим убили нагреванием. Каждый испытуемый съедал по нескольку конфет в течение дня, а потом ещё одну — перед повторным анализом слюны.

Молочнокислые бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но, видимо, ещё и защищают от кариеса. (Фото Dr. Stanley Flegler.)

Как пишут исследователи в Probiotics and Antimicrobial Proteins, у тех, кто ел конфеты с бактериями, пусть даже и убитыми, количество вредных S. mutans падало. (Стоит подчеркнуть, что опыт был организован таким образом, чтобы учёные до получения конечных результатов сами не знали, кому из добровольцев — евших конфету с бактериями или без — принадлежат пробы слюны.)

По словам авторов работы, поверхность молочнокислых L. рaracasei содержит особые сахара, связывающие S. mutans и не дающие им прикрепиться к поверхности зубов. Образующиеся конгломераты бактерий могут либо отправиться далее по пищеварительным путям, либо покинуть ротовую полость как-то иначе: в любом случае связанные S. mutans уже не причинят вреда.

Это, разумеется, открывает новые перспективы в профилактике кариеса и, возможно, других заболеваний ротовой полости. Такими бактериями можно начинить не только конфеты, но и, например, зубную пасту. Но сначала исследователям предстоит подтвердить свои результаты в более длительном и обширном эксперименте, который должен продлиться хотя бы пару лет и в котором поучаствуют куда больше подопытных. И если его результаты окажутся положительными, вот тогда можно будет с полной уверенностью заявлять, что молочнокислые бактерии действительно защищают наши зубы от кариеса.

Подготовлено по материалам ScienceNOW. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.