Звонок раздался поздно вечером, когда Людмила Алексеевна уже ложилась спать. Собеседник представился сотрудником службы безопасности банка, где женщина хранила свои сбережения. Он сообщил, что произведена подозрительная попытка снятия средств с ее банковского счета. Банк заблокировал счет, и теперь либо клиентка подтвердит операцию, и деньги будут списаны, либо банк пришлет в смс специальный код, который она должна сообщить собеседнику, чтобы сохранить свои деньги и дальше пользоваться картой.
Людмила Алексеевна решительно опровергла какие-либо операции от своего имени. Не забыла взглянуть и на экран телефона - там высвечивался знакомый номер банка. Получив смс с кодом, она продиктовала его собеседнику. А утром оказалось, что с ее счета списаны все деньги. Женщину поразил не только сам факт кражи, но и то, что она своими глазами видела на экране телефона знакомый банковский номер, к которому и отнеслась с полным доверием.
Подобные случаи в последнее время происходят все чаще, подтвердила начальник Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Банка России Надежда Иванова. Мошенники стали с помощью интернет телефонии подменять свои номера телефонов номерами банков. И так входят в доверие даже к тем, кто хорошо знает, что кому попало данные карт сообщать нельзя.
Чаще всего, как и в случае с Людмилой Алексеевной, выдают себя за сотрудников службы безопасности банка. И обращаются к собеседнику по имени и отчеству, знают фамилию и даже некоторые цифры номера карты, срок ее действия. Эти сведения мошенники, как правило, получают из открытых источников, например, из соцсетей, через фишинговые сайты, из баз данных интернет-магазинов. Обычно аферисты звонят ночью или утром, когда сонному человеку сложнее сориентироваться. Говорят быстро, уверенно, используют профессиональный сленг, торопят с ответом, иногда даже запугивают.
Знайте, если ваш банк на самом деле обнаружил несанкционированную операцию, он имеет право приостановить ее на два дня. Поэтому настоящий сотрудник банка не будет торопить и пугать потерей денег. Как и требовать от вас данные карты, коды из смс. Если вам звонят якобы из банка, следует прервать разговор и перезвонить в кредитную организацию по официальному номеру, указанному в договоре с банком или на оборотной стороне карты. Набирать номер необходимо вручную, а не перезванивать в ответ по номеру, который высветился на экране телефона. Так вы гарантированно не попадете на линию к злоумышленникам.
Не сообщайте в телефонном разговоре или в смс личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из смс и ПИН-коды.
Если же мошенник назвал настоящие реквизиты вашей карты, прося их подтвердить, то есть уже владеет частью конфиденциальной информации, необходимой для списания денег со счета, то лучше всего обратиться в банк с заявлением о перевыпуске карты.