ОКО ПЛАНЕТЫ » Экстремальные условия » Тема дня » Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса»
Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса»
Владимир Путин провел заседание президиума
Госсовета «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности
санаторно-курортного комплекса»
Перед началом заседания в ходе рабочей поездки в Алтайский край В.
Путин осмотрел выставку, раскрывающую потенциал санаторно-курортного
комплекса Алтайского края, рассказывающую о масштабных и инвестиционно
емких проектах, реализуемых в регионе. Президенту представили
«Белокуриху-2» – курорт, строительство которого финансируют по
федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации».
Открывая заседание, В. Путин подчеркнул, что «посмотреть на то, что
есть в Сибири, что делается в Сибири, обменяться опытом для всех будет
полезно». Президент отметил, что в стране есть примеры современных
прекрасно оснащенных курортов. Одним из них является Белокуриха. Только
за последнее время сюда привлечено около 6 млрд рублей – миллиард
федеральных средств и пять миллиардов рублей частных инвестиций. Здесь, в
том числе, реализуется и новый перспективный инвестиционный проект
субкластера «Белокуриха-2», включающий и зимний курорт, и санаторную
часть.
Это курорт на три тысячи мест. С развитой инфраструктурой отдыха и
оздоровления, с горнолыжным курортом прямо напротив гостиниц.
Инвестиционный проект «Белокуриха-2» реализуют в рамках федеральной
целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской
Федерации», он получил в 2013 году награду как лучший проект лечебного
курорта на международном научном конгрессе и 66-й сессии Генеральной
ассамблеи Всемирной федерации водолечения и климатолочения. «Проект
хороший, его нужно довести до ума и реализовать. Судя по тому, что
делается для развития инфраструктуры, есть все основания считать, что
проект будет реализован», – констатировал В. Путин.
При этом глава государства подчеркнул, что проблем в
санаторно-курортном комплексе страны еще очень много. Фактором,
сдерживающим развитие этой сферы, является низкий уровень развития
материально-технической базы большинства здравниц, отметил президент.
«Для восстановления и модернизации существующих санаториев потребуется
порядка 37 млрд рублей. Здесь трудно полагаться только на бюджетные
средства, поэтому консолидация финансовых ресурсов, их активный поиск –
одна из самых актуальных задач», – констатировал президент.
Он предложил рассмотреть возможность введения в России курортного
сбора. «С особым вниманием и осторожностью нам нужно обсудить и
предложения ряда руководителей субъектов Российской Федерации о введении
регионального курортного сбора. Да, действительно, он действует в очень
многих странах мира. Его размер, как правило, небольшой. Тем не менее
прошу докладчиков детально и мотивированно обосновать это предложение.
И, конечно, люди должны четко понимать, на что конкретно тратятся
собранные средства, как, кем, каков порядок контроля за этими
расходами», — заявил Путин.
По мнению президента, такой сбор должен быть необременителен для
отдыхающих и идти строго на развитие санаторно-курортной инфраструктуры.
Предполагается, что деньги пойдут на очищение пляжной зоны, введение
дополнительной системы очистки воды и благоустройство набережных.
Президент подчеркнул, что введение сбора не должно приводить к
уменьшению поддержки регионов со стороны Минфина. Глава ведомства Антон
Силуанов заверил, что ведомство «жадничать не будет». По мнению
министра, курортный сбор должен составлять 50–100 руб. «И эти деньги
строго должны идти на развитие курортов, на благо отдыхающих», — добавил
он, отметив, что эта поддержка нашла поддержку в Совете Федерации.
Введение курортного сбора будет опробовано в четырех регионах —
Алтайском крае, Краснодарском крае, Крыму и в Кавказских Минеральных
Водах (Ставрополье).
Президент также поручил правительству в течение полугода подготовить
стратегию развития санаторно-курортного комплекса РФ. Он отметил, что
это должна быть всесторонне продуманная стратегия, которая определяла бы
приоритеты государственного финансирования и порядок привлечения
частных средств в эту сферу. «Пока такого базового документа нет. И
правительство должно приступить к его разработке как можно быстрее и
принять его», – подчеркнул глава государства.
Он добавил также, что нужно завершить и формирование государственного
реестра курортного фонда, обеспечив его постоянную актуализацию. «Нужно
также создать информационные ресурсы для российских и иностранных
граждан о возможностях санаторного лечения в России», - сказал В. Путин.
Также он предложил награждать «звездами» не только гостиницы, но и
российские санатории. «Это поможет людям лучше ориентироваться при
выборе здравницы и станет дополнительным стимулом для собственников и
персонала санаториев постоянно повышать качество своей работы», —
считает глава государства.
В пятницу, 26 августа, в Белокурихе (Алтайский край) Владимир Путин
проводит заседание президиума Государственного совета, на котором
обсуждаются меры по повышению инвестиционной привлекательности
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Основным
докладчиком выступит губернатор Алтайского края Александр Карлин.
Выступая на заседании Путин отметил, что сейчас почти 40%
площадей, предусмотренных для оздоровления населения, в России
не используется. По его словам, это связано с низким уровнем
материально-технической базы большинства здравниц. «К сожалению,
в основном собственности регионов», — цитирует Путина РБК.
Поэтому необходимо создать благоприятную
инвестиционную среду в этой сфере, добавил он. По его словам,
на восстановление и модернизацию существующих российских санаториев
нужно около 37 млрд руб. «Цифра, безусловно, внушительная, и понятно,
что, если с каждым годом ничего не делать, она будет только расти.
Здесь трудно полагаться лишь на бюджетные средства, поэтому консолидация
финансовых ресурсов, их активный поиск — одна из самых актуальных
задач», — отметил он.
Путин также поручил
правительству к марту 2017 года подготовить стратегии развития
санаторно-курортного комплекса России. Эта стратегия должна определять
приоритеты государственного финансирования и порядок привлечения частных
средств в эту сферу, отметил он.
«Пока такого
базового документа нет. И правительство должно приступить к его
разработке как можно быстрее и принять его», — подчеркнул Путин.
Ранее власти Алтайского края сообщали, что президиум Госсовета
планирует рассмотреть условия, способствующие развитию качественных
альтернатив в сфере оздоровительного медицинского туризма в условиях
импортозамещения и возможность введения для санаторно-курортных зон
режимов, аналогичных тем, что действуют в территориях опережающего
развития. В частности, участники Госсовета по туризму предложат создать в
России долгосрочную стратегию развития санаторно-курортного комплекса,
которая, в том числе, поможет привлечь инвесторов в отрасль.
Между тем, пишет ТАСС со ссылкой на материалы, подготовленные к
заседанию Госсовета, общая стоимость ремонта и модернизации
государственных санаториев и пансионатов в России может составить
порядка 37 млрд рублей. Более 80% износа зданий имеют 70 государственных
санаторно-курортных организаций, то есть 18% от общего числа таких
объектов. Общая площадь зданий государственных санаториев, нуждающихся в
ремонте, по данным Государственного реестра курортного фонда РФ,
составляет 743 тыс. 609 кв. м. При этом не используются 45,6% площадей
государственных здравниц.
Наибольшее число обветшавших санаторно-курортных объектов с высоким
процентом пустующих площадей находится в Башкирии, Кабардино-Балкарии,
Удмуртии, Чечне, в Красноярском крае, а также в Московской, Брянской,
Воронежской и Тульской областях. В Крыму зафиксирован крайне высокий
уровень износа основных государственных санаторных фондов - на 70-90%,
говорится в материалах заседания.
Санаторно-курортный комплекс России характеризуется низкой
инвестиционной привлекательностью при высоких потребностях в капитальных
затратах, тогда как мультипликативный эффект от вложений в развитие
российских здравниц с учетом задействования смежных сегментов экономики -
транспорт, строительство, культура, новые рабочие места, медицина -
может доходить до 5-7 рублей на каждый инвестированный рубль. При этом
доходы российского бизнеса в этой сфере могут возрасти по меньшей мере
на 13% при росте числа поездок на 8,5 млн, говорится в документе.
По данным Международного конгресса оздоровительного туризма, Россия
входит в двадцатку стран по уровню услуг в этой сфере и в десятку стран
по потенциалу развития СПА-услуг. Для привлечения необходимых инвестиций
следует сфокусироваться на демонстрации экономических преимуществ
вложений в развитие инфраструктуры санаторно-курортного комплекса РФ,
указывают авторы доклада.
Проблема всего санаторно-курортного комплекса в том, полагает Виталий
Багаманов, управляющий директор «БКС Ультима», что долгие годы в это
направление никто не инвестировал. До сих пор считается, что хорошей
отдачи от таких инвестиций нельзя получить. Это, конечно, ошибка. С
другой стороны, стоимость такого лечения и оздоровления кажется
завышенной, учитывая состояние комплекса, где часто изношены фонды, не
хватает специалистов, оборудования и т.д. В последние годы ситуация
улучшается, но этого явно недостаточно.
При этом спрос на санаторно-курортное лечение и оздоровление мог бы
быть значительно больше при привлекательном соотношении сервиса, цен и
условий. Поэтому путевка в хороший санаторий стоит весьма недешево, и,
как правило, на них высокий спрос. В докладе отмечается высокий
мультипликативный эффект на уровне 5-7 руб. на каждый инвестированный
рубль. Скорее всего, ожидает Багаманов, эти прогнозы близки к
реальности.
Возможно, считает эксперт, выходом станет использование схем по типу
государственно-частного партнерства, когда частные инвесторы вкладывают в
модернизацию и восстановление, а затем получают часть дохода, используя
объекты, находящиеся под государственным контролем.
С санаторно-курортным обслуживанием ситуация действительно выглядит
весьма и весьма плачевно, считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенк.
Проект по созданию туристических ОЭЗ, скорее всего, уже в ближайшее
время будет пересмотрен, а часть таких зон будет ликвидировано просто в
силу того, что никакого интереса ни у бизнеса, ни у потенциальных
туристов они не вызывают, со времени подписания закона об их создании
более-менее успешно развиваются лишь ОЭЗ "Архыз" и ОЭЗ "Бирюзовая
Катунь" в остальном дело ограничилось привычными котлованами, в которые
были зарыты бюджетные и частные средства.
Эксперт напоминает, что изначально планировалось создать ОЭЗ на всей
территории Росси от Калининградской области до Бурятии и от Алтайского
края до Северного Кавказа, на эти цели планировалось выделить порядка
44,5 млрд рублей из федерального бюджета и более 300 из региональных, не
считая средств частных инвесторов. Однако ударивший кризис резко снизил
возможности государства и свел на нет желание инвесторов вкладываться в
достаточно рискованные проекты. Более того крайне неудачный прецедент с
упраздненным российским Лас-Вегасом Азов Сити, чьи резиденты теперь
вынуждены судиться с государством, сильно остудил интерес частного
капитала к таким претенциозным проектам.
Так вот, продолжает Кирилл Яковенко, на сегодняшний день
санаторно-курортное лечение и отдых по большому счету остается вотчиной
государства и крупнейших компаний. Успешнее всего развиваются так
называемые "ведомственные" санатории принадлежащие госкорпорациям,
госбанкам и крупным промышленным и добывающим компаниям. Ежегодно на
развитие санаторно-курортной инфраструктуры эти компании выделяют
миллиарды рублей, но для массового туризма они либо малодоступны либо
недоступны вовсе, поскольку обслуживают сотрудников учреждения
собственника. Большая же часть санаториев, находящихся в государственной
собственности, живет за счет обслуживания льготных категорий населения и
живет за счет федерального и муниципальных бюджетов, а потому в
условиях жесткой экономии бюджетных средств по большей части находится в
состоянии упадка. В большинстве регионов уровень износа зданий и
инфраструктуры санаторно-курортных комплексов достигает 80-90%, уже не
говоря об использовании морально и физически устаревшего оборудования.
Отдыхать и лечиться в таких санаториях отваживаются лишь льготники за
государственный счет, туристов, привыкших к турецким гостиницам и
шведским столам, сюда попросту невозможно заманить при условии, что
стоимость отдыха окажется в два-три раза выше, чем цена путевки в
Анталию или на Кипр.
По мнению Яковенко, единственным выходом из сложившейся ситуации
является революционный подход к развитию отрасли. В частности можно было
бы провести приватизацию туристской инфраструктуры при условии
предоставления новыми собственниками квот на льготное обслуживание
инвалидов, пенсионеров и других социально незащищенных слоев населения.
Опять же стоит обратить внимание на полученный горький опыт - необходимо
создавать ОЭЗ не там, где хочется, а там, где есть спрос. Нет никакого
смысла строить гостиницы в степи, если спрос на отдых в голой степи без
водоемов отсутствует. Сейчас высоким спросом пользуются горнолыжные
курорты, при том, что в России горнолыжных курортов очень мало, а мест,
подходящих для их создания более чем достаточно. Собственно, вывести
отрасль из сложившейся ситуации и привлекать частные инвестиции можно
только следуя за спросом.
Рейтинг публикации:
0
Комментарий от редакции:
Заседание президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов
В ходе
рабочей поездки в Алтайский край Владимир Путин провёл заседание
президиума Государственного совета «О мерах по повышению
инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса
в Российской Федерации».
12:00
Алтайский край, Белокуриха
Вступительное слово на заседании президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов
Основной доклад подготовлен руководителем рабочей группы, губернатором
Алтайского края Александром
Карлиным, содокладчики – Министр здравоохранения Вероника Скворцова
и Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.
Перед началом заседания президиума Госсовета глава государства осмотрел
с вертолёта курортный комплекс
«Белокуриха» и ознакомился с планами по развитию нового
курортного кластера «Белокуриха-2». Президенту также рассказали
о фармацевтических возможностях алтайской промышленности и новых
технологиях, применяемых в медицине.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Вижу, что здесь собрались руководители многих регионов, которые сами могут
похвастаться своими возможностями с точки зрения курортного дела; под
возможностями имею в виду прежде всего природную составляющую.
Мы сейчас поговорим обо всех проблемах, обо всех вопросах, которые есть
в этой сфере. Но, думаю, посмотреть на то, что есть в Сибири,
что делается в Сибири, – для всех будет полезно обменяться опытом
и выработать на федеральном уровне шаги, необходимые для развития
санаторно-курортного дела, а именно об этом мы сегодня
и поговорим.
Вы знаете, я был здесь в первый раз в начале 2000-х,
в 2003-м, вода была, радон никуда не делся, хотя дебет сокращается,
поэтому будет развиваться второй кластер, «Белокуриха-2», но всё, что касается материальной базы, находилось,
мягко говоря, в совершенно убитом состоянии, всё
было на уровне 30-х, в лучшем случае 50-х годов, так всё и сохранялось.
За последние годы, конечно, и внешне, и содержательно очень
многое здесь изменилось, безусловно, в лучшую сторону. Но проблем
в этой сфере ещё очень-очень много. Мы
летом прошлого года определили меры по развитию внутреннего и так
называемого въездного туризма, а сегодня, как я уже сказал, поговорим
об инвестиционной привлекательности отечественного санаторно-курортного
комплекса. Оба эти направления, безусловно, пересекаются,
но и дополняют друг друга. Полагаю, что многие решения
по туризму вполне применимы и к санаторно-курортному комплексу.
Исторически он развивался в нашей стране как неотъемлемая часть всей
системы здравоохранения. Сегодня по‑прежнему высока его роль в лечении
самых разнообразных заболеваний, их профилактике, реабилитации больных
и в целом в сохранении здоровья граждан России, их трудоспособности
и активной жизни.
Для справки: регулярное оздоровление в санаторных условиях позволяет
увеличить продолжительность жизни людей от 3 до 15 лет. Больные,
прошедшие санаторный этап реабилитации, в большинстве случаев возвращаются
к труду. У них в два, а то и в три раза
снижается временная и стойкая нетрудоспособность…
Необходимость развития курортов не исчерпывается их медико-социальной
значимостью. Санатории расположены по всей стране, и для многих
городов, районов и даже регионов они могут стать основой для роста
экономики, совершенствования транспортной инфраструктуры, сервисных услуг.
Сейчас, кстати говоря, у нас действует 1875 санаторно-курортных
организаций.
Уникальная природа, эффективные методики лечения на наших современных
курортах – это колоссальная база для повышения их конкурентоспособности,
для того, чтобы они были востребованы и российскими гражданами,
и зарубежными гостями. Так же, как у нас развивается въездной туризм,
безусловно, может и должна развиваться та сфера деятельности, о которой
мы сейчас говорим. В данном случае имею в виду привлечение зарубежных
гостей, имею в виду, что природные условия в России часто являются
абсолютно уникальными, без всякого преувеличения.
Однако развитие в этой сфере сдерживается низким уровнем материально-технической
базы большинства здравниц. По этой причине сейчас не используется
почти 46 процентов площадей государственных санаториев. Вы представляете, 46
процентов площадей – мы почти половину не используем. К сожалению,
в основном это собственность регионов.
По оценкам, для восстановления и модернизации существующих
санаториев потребуется порядка 37 миллиардов рублей. Цифры, безусловно,
внушительные, и понятно, что с каждым годом, если ничего
не делать, они будут только расти. Здесь трудно полагаться лишь
на бюджетные средства, поэтому консолидация финансовых ресурсов, их
активный поиск – одна из самых актуальных задач.
Примеры современных, прекрасно оснащённых курортов в России, конечно,
есть. Для их развития активно привлекаются частные инвестиции. Среди них
алтайская Белокуриха, где мы находимся. За последнее время только пять
миллиардов привлечено сюда: один миллиард федеральных средств и пять
миллиардов частных инвестиций.
Здесь в том числе реализуется и новый перспективный инвестиционный
проект субкластера «Белокуриха-2». Здесь будет и зимний курорт,
и санаторная часть на три тысячи мест с развитой инфраструктурой
отдыха и оздоровления, с горнолыжным курортом прямо напротив
гостиниц.
Инвестиционный проект «Белокуриха-2» реализуется в рамках Федеральной
целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации» и, сейчас Александр Богданович [Карлин]
рассказывал, получил в 2013 году награду как лучший проект лечебного
курорта на Международном научном конгрессе и 66-й сессии Генеральной
ассамблеи Всемирной федерации водолечения и климатолечения. Проект
хороший, нужно только довести его до ума и реализовать.
Судя по тому, что делается, по развитию инфраструктуры (надеюсь,
вам Александр Богданович показал, как дороги строятся здесь), есть все основания
считать, что проект будет реализован, фактически основные элементы
инфраструктуры уже созданы.
Очевидно, что нам нужна полноценная, всесторонне продуманная стратегия
развития санаторно-курортного комплекса страны, которая определяла бы
приоритеты государственного финансирования и порядок привлечения частных
средств в эту сферу.
Пока такого базового документа нет, и Правительство должно приступить
к его разработке как можно быстрее и принять его
на первоначальном уровне не позже мая. Думаю, что за полгода
точно можно сделать. Прошу вас в марте эту работу завершить.
Одновременно нужно завершить и формирование государственного реестра
курортного фонда и обеспечить его постоянную актуализацию. Нужно также
создать открытые информационные ресурсы для российских и иностранных
граждан о возможности санаторного лечения в России.
Считаю, нужно разработать и чёткие
критерии для введения системы категорий для санаториев по аналогии
с так называемыми звёздами
у гостиниц. Это поможет людям лучше ориентироваться при выборе здравницы
и станет дополнительным стимулом для собственников и персонала
санаториев постоянно повышать качество своей работы.
Одна из ключевых задач – создание благоприятной инвестсреды
в курортных территориях. Так, принципиальным вопросом для бизнеса являются
обозначения охранных границ курортов и постановка их на кадастровый учёт. Такие режимы предусмотрены
законодательством, в том числе для сохранения рекреационного потенциала
курортов, однако далеко не всегда соблюдаются.
С особым вниманием (хочу, извините за тавтологию, обратить
на это ваше внимание) и осторожностью нам нужно обсудить
и предложения ряда руководителей субъектов Российской Федерации
о введении регионального курортного сбора. Да, действительно, он действует
в очень многих странах мира. Его размер, как правило, небольшой. Тем
не менее прошу докладчиков детально и мотивированно обосновать это
предложение. И конечно, люди должны чётко
понимать – на что конкретно тратятся собранные средства, как, кем,
каков порядок контроля за этими расходами.
Важная тема – приоритетность господдержки проектов, которые нацелены
на решение задач развития курортов и туризма. Кроме того, необходимо
наделить Федеральное агентство по туризму полномочиями по продвижению
услуг санаторно-курортного комплекса России на внутренних и мировых
туристических рынках.
И наконец, о сигналах, которые поступают в последнее время
из ряда регионов, из ряда субъектов: речь о резком повышении
платы за пользование земельными участками.
Уважаемые коллеги! Ясно, что субъекты Федерации пытаются найти таким образом
способы пополнить свои бюджеты, ничего зазорного здесь нет, понятно. Однако
накручивание платежей за землю в погоне за быстрой выгодой,
сиюминутной, можно сказать, выгодой, может негативно сказаться
на перспективах развития ваших территорий.
Прежде всего на их инвестиционной привлекательности, в том числе
и в курортных зонах. Комментировать, наверное, не нужно. Если
слишком дорого платить придётся
потенциальному инвестору, так он просто не придёт
к вам, если задрали плату за землю. Прошу руководителей регионов, где
уже приняты подобные меры, ещё раз тщательно
всё проанализировать, взвесить все «за»
и «против», посмотреть на долгосрочные последствия таких решений.
Уважаемые коллеги! В заключение хотел бы особо подчеркнуть, что,
создавая условия для бизнеса, для притока частных инвестиций, мы не должны
забывать о главном: санаторно-курортный комплекс призван эффективно
работать на сохранение и укрепление здоровья граждан России
и его услуги должны быть доступны для людей с самыми разными
доходами.
Давайте обсудим все вопросы, которые представляют интерес для развития
санаторно-курортного комплекса.
Слово нашему хозяину – Александру Богдановичу Карлину. Пожалуйста.
А.Карлин: Глубокоуважаемый Владимир
Владимирович! Уважаемые коллеги!
Обсуждение стратегически важных для
развития санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации вопросов повышения инвестиционной
привлекательности на площадке города-курорта федерального значения Белокуриха является для нас, жителей Алтайского края, добрым
сигналом. Это и оценка уже проделанной
значительной работы, и задел для успешной
реализации наших весьма амбициозных планов и проектов ближайшего будущего.
Санаторно-курортное
лечение,
как Вы уже отметили, Владимир Владимирович, в России существует более
200 лет и имеет сложившуюся, весомую
репутацию и у нас в стране, и в мире. В современных
условиях возможность высокоэффективного лечения на отечественных
курортах
является доступной альтернативой выездному
лечебно-оздоровительному туризму и способствует развитию въездного
туризма, в том числе и медицинского. При
этом дополнительными мультипликативными
выгодами развития инфраструктуры санаторно-курортного комплекса является
активизация многих экономических процессов. Мы это видим на примере
нашего региона на транспорте, в финансовой, социальной сферах,
индустриальном и сельхозпроизводстве: повышение внимания
к градостроительству и природоохранной политике, рост туристической
и имиджевой привлекательности
страны и в конечном счёте изменение позиций нашего государства
на мировом
туристическом рынке.
Возможности
России как страны привлекательной для
медицинского туризма пока недостаточно, на наш взгляд, используются,
и этот пробел мог быть
заполнен опережающим развитием инновационных технологий
санаторно-курортного
лечения и медицинской реабилитации, которые
так востребованы сегодня в мире. Текущее
состояние материально-технической базы санаторно-курортных организаций,
недостатки в системе управления, недостаточная экономическая
доступность услуг для значительной части российских граждан и малая
информированность жителей других стран
о возможностях здравниц России существенно уменьшают привлекательность
этой сферы для инвесторов и не позволяют пока получить всю возможную
отдачу
от развития этого важного актива. Очевидно, что
инвестпривлекательность санаторно-курортной
отрасли не может сводиться только к содействию в реализации
инвестиционных
проектов, должны быть в целом созданы условия
для комфортной, понятной и прозрачной деятельности отрасли при условии
неукоснительного соблюдения требований
законодательства России.
В первую очередь необходимо реализовать меры по совершенствованию
системы государственного управления и долгосрочного
планирования в санаторно-курортном комплексе, созданию инструментов
комплексного социально-экономического развития курорта.
С этой целью и мы в рабочей группе, Владимир Владимирович, это предложение
разделяем, по созданию государственной стратегии развития санаторно-курортного комплекса и созданию механизма
эффективной межведомственной координации при
реализации мероприятий по сохранению и развитию курортов
лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов.
Совершенствование
санаторно-курортного комплекса, повышение его инвестиционной привлекательности
невозможно без реализации мер по сохранению
природного и рекреационного потенциала территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей, а также
рациональному использованию и воспроизводству природных лечебных ресурсов.
В течение
последних десятилетий
накоплен комплекс проблем, повлёкших повышение экологической,
антропогенной и техногенной нагрузки на курорты. Эти проблемы вызваны
как несовершенством законодательства, так и тем, что существующие нормы
ведения хозяйственной
деятельности в границе зон округов санитарной охраны курортов
обеспечиваются не в полной мере.
В связи с этим, по мнению рабочей группы, необходимо в первую
очередь провести ревизию и актуализировать все нормативно-правовые акты, определяющие статус и устанавливающие границы
курортов федерального, регионального и местного значений с внесением в Государственный кадастр
недвижимости сведений о границах их зон
округов санитарной, горно-санитарной охраны.
В целях снижения техногенной и антропогенной нагрузки на курортные территории нужно
сделать акцент на проведение комплексного и долгосрочного территориального
планирования, препятствующего росту
вышеуказанных негативных факторов, с одной стороны, и обеспечивающего
сохранение курортного облика городов и сбалансированное развитие инженерной инфраструктуры.
В нашем
регионе комплексному развитию
вопросов курортной и инженерной инфраструктуры
в Белокурихе в последние годы способствовало применение кластерного
подхода, что Вы отметили, Владимир Владимирович, к развитию этой сферы
деятельности. И мы
предусмотрели такой подход в нашей
региональной программе развития туризма в Алтайском крае
на 2016–2020 годы. И этот же подход реализован в Федеральной
целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской
Федерации на 2011–2018 годы».
Администрацией
края в прошлом году принято решение о создании вокруг Белокурихи, в том числе на территории двух прилегающих сельских
районов, природного парка регионального значения общей площадью около 40 тысяч гектаров, играющего роль
экологического пояса безопасности нашего
курорта. Источник финансирования таких мероприятий
может быть также сформирован через введение на первом этапе механизма
курортного сбора на пилотных территориях.
Эти предложения, Владимир
Владимирович, мы очень тщательно обсуждали на рабочей группе, было много доводов и «за», были и определённого
рода опасения. Мы учли, что соответствующий проект уже разрабатывается Правительством Российской
Федерации. При этом, на наш взгляд, этот проект
должен носить рамочный характер и должен предусмотреть только возможность введения такого сбора по решению законодательных
органов субъектов Российской Федерации.
В.Путин: Но мы же с вами понимаем, как только
это будет сделано – сразу везде будет введено. Да,
Сергей Валерьевич?
А.Карлин: Владимир Владимирович, а мы не будем спешить, я Вас уверяю, мы очень
осторожно к этому подойдём, потому что все
мы понимаем, что этот сбор в конце концов,
так скажем, окажется в составе соответствующего ценника…
В.Путин: Вениамин Иванович тоже считает, что
надо вводить?
В.Кондратьев: Сегодня у нас в данный момент около 12 миллионов туристов уже прошло, но адекватное
поступление в бюджет не наступает. Здесь в любом случае или фискально надо
усиливать все, что сегодня обеспечивает этот
огромнейший поток, или понимать…
В.Путин: То есть Вы – «за»?
В.Кондратьев: Это же вся инфраструктура, конечно, «за». Я поддерживаю коллегу, у нас с ним общие
сегодня задачи, поэтому мы не можем порознь.
В.Путин: Аккуратно, понимаете? Когда такой
поток – 12 миллионов.
В.Владимиров: 12 миллионов уже, да. Ещё сезон, ещё месяц.
В.Путин: Когда
такой поток, конечно, каждая копеечка будет
отражаться на бюджете. Поэтому если это делать, то делать очень аккуратно, не задирая.
В.Владимиров: Не заметно для отдыхающих, не заметно.
Если даже 100 рублей для них, а в рамках такого потока… Это инфраструктура, которая может в разы
подняться для их же потом обслуживания.
В.Путин: Как
Минфин на это смотрит? Деньги должны быть?
А.Силуанов: На самом деле мы считаем, что вполне возможно вводить курортный сбор,
должен быть приемлемый для отдыхающих, я тоже
считаю, что это 50–100 рублей, и главное, что эти деньги должны идти
на развитие курортов, то есть это как раз во благо отдыхающих и будет.
Кстати, и Совет Федерации поддерживает эту идею, неоднократно ставился
вопрос.
В.Путин: Только
чтобы не получилось так, что вы сократите
поддержку по другим направлениям.
А.Силуанов: Здесь жадничать не будем, Владимир Владимирович.
В.Путин: Нет, правда. Серьёзно. Потому что если
Минфин будет считать, что они разбогатели за счёт
этого сбора, значит, там что‑то можно сократить,
но тогда они эти деньги просто направят на другие цели, вот и всё. А мы‑то говорим о развитии именно инфраструктуры
туризма и в данном случае
санаторно-курортного лечения, отдыха. Надо
подумать над этим как следует.
Извините, Александр Богданович.
А.Карлин: Спасибо,
Владимир Владимирович.
Мы как раз разделяем позицию Антона
Германовича в том, что средства, которые
будут консолидироваться по этому механизму,
однозначно должны использоваться на цели, прямо
оговорённые в законодательных
актах федерального уровня в первую очередь. И тогда этот сбор будет понятен для тех, кто, в конце концов,
будет его платить. И люди должны ощутить результаты консолидации этих ресурсов
и их правильного целевого использования.
И как бы в продолжение Вашей мысли,
Владимир Владимирович, у меня содержится
тезис моей справки.
В.Путин: Нет, это Ваши мысли, не мои. (Смех.)Сами придумали сборы и говорят: Ваша мысль. Это Ваша мысль.
А.Карлин: О статусе федеральных курортов, которые в настоящее время, выполняя задачи и профилактики, и восстановления здоровья
населения в общенациональном масштабе,
фактически не имеют ни преференций, в том числе налоговых, ни специальной
финансовой поддержки для развития за счёт средств федерального бюджета. Появление таких
стимулов на территории федеральных курортов,
на наш взгляд, способствовало бы привлечению инвесторов к строительству новых объектов санаторно-курортной
сферы и совершенствованию соответствующей инфраструктуры.
В настоящее время расходы, связанные с развитием и поддержанием инженерной инфраструктуры
городов-курортов, а также повышенными
требованиями к благоустройству курортных территорий, ложатся дополнительным
бременем на бюджеты этих территорий. Однако
при имеющемся уровне доходов муниципалитетов
обеспечить соответствующие расходы без помощи федерального и регионального бюджетов невозможно. Здесь, на наш взгляд,
возможно использовать механизм государственно-частного
партнёрства, о чём я Вам докладывал, Владимир Владимирович.
В частности,
на территории Белокурихи по решению представителей бизнеса в самом
широком смысле этого слова, не только
санаторного, но и гостиничного бизнеса, бизнеса, который оказывает
досуговые услуги, торгового бизнеса, создана организация, которая
консолидирует добровольные
взносы предпринимательского сообщества. И эти
взносы под контролем созданного ими же
коллегиального контрольного органа используются
для обустройства территории курорта, для решения общих
дел, которые идут на пользу тех, кто получает
лечение на курорте.
В этом
году в этот коллективный фонд
будет консолидировано в общей сложности около
40 миллионов рублей, 35 миллионов уже освоено,
и результаты, что называется, налицо. И я должен
сказать, что каких‑то жалоб и обращений от бизнеса мы в государственных
структурах не получили, потому что бизнес имеет полную свободу
в контроле за целевым использованием этих ресурсов. Если
будет поэтапно, в первую очередь в пилотных регионах,
вводиться так называемый курортный сбор, мы
будем предлагать, чтобы подобные механизмы контроля
обязательно сопутствовали этому инструментарию.
Мы прекрасно понимаем, что повышение конкурентоспособности
отечественного санаторно-курортного комплекса невозможно без развития научного и кадрового потенциала. Постоянная
интеграция научных исследований в области
санаторно-курортного лечения и профилактическое здравоохранение на объектах
санаторно-курортного комплекса позволит не только повысить качество и эффективность
санаторно-курортного лечения, но и привлечь
новых потребителей услуг.
Кроме того, необходимо реализовывать
меры по совершенствованию системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов с медицинским
и не медицинским образованием с целью
повышения их информированности о возможностях и профилях отечественных здравниц
и санаторно-курортной сферы.
В этой связи должен доложить, что в рамках реализации такого подхода нашим
регионом заключено соглашение о стратегическом партнёрстве с Федеральным
медико-биологическим агентством, с Владимиром
Викторовичем. И создан здесь, на площадке в Белокурихе, Алтайский
научно-исследовательский институт природных
ресурсов и курортной медицины. Деятельность этой организации направлена на исследование природных
лечебных факторов и факторов создания высокоэффективных
диагностических, лечебных и профилактических технологий, а также внедрение новых технологий медицинской
реабилитации, основанных на применении
местных природных лечебных факторов и ресурсов.
Санаторно-курортная
сфера,
занимая пограничное положение между здравоохранением и туризмом, имеет
перспективы для интеграции возможностей и преимуществ
высокотехнологичной медицины (она сегодня у нас в регионе, равно как
и во многих других
регионах России, активно развивается), а также нашей фармацевтики
и биофармацевтики. У нас
такой кластер в Алтайском крае создан первым в стране. И деятельность
и того, и другого также
способствует развитию медицинского туризма у нас в регионе.
Для
создания
комфортных условий для инвесторов, по мнению рабочей группы,
необходимо реализовать меры в следующих
направлениях. Первое – активизировать работу по улучшению
инвестиционного климата на территории курортов в рамках
соответствующих мероприятий, проводимых на территории страны в целом.
В этом направлении главную роль
играют региональные и муниципальные власти, мы это понимаем, отвечающие
за внедрение стандартов повышения
инвестпривлекательности. Но наряду с этим
необходимо организовать мониторинг и обеспечить доступность информации
о состоянии и динамике изменения инвестклимата на территории курортов.
Здесь должен быть особый измеритель и особый учёт этого
климата.
Учитывая, что на законодательном
уровне в целом сформированы необходимые
инструменты поддержки инвестдеятельности, на наш взгляд, следует обеспечить
активное их использование и применение на инвестпривлекательных курортных территориях.
В частности, по мнению рабочей группы, на федеральном уровне целесообразно провести работу по созданию в пилотном
режиме территорий опережающего социально-экономического
развития на курортах, имеющих наибольший инвестпотенциал в развитии санаторно-курортного комплекса с применением
соответствующих льгот и преференций. Думается,
что приоритет должен принадлежать здесь курортам федерального значения.
Кроме того, необходимо активизировать
работу по использованию инфраструктурной
поддержки проектов в санаторно-курортном комплексе по механизмам,
предусмотренным в рамках Федеральной целевой
программы развития внутреннего и въездного туризма, о которой я уже упоминал. И она зарекомендовала себя как
эффективный инструмент развития санаторно-курортных
кластеров в России.
Хотел бы
здесь сказать слова благодарности и Министру культуры, и руководителю
Федерального агентства по туризму. Мы ощущаем Ваше личное внимание
к нашему
проекту и поддержку, и мы сегодня видим, как при
согласованной работе федерального уровня
власти, регионов и муниципалитетов на самом деле достигаются ощутимые
результаты в этой важнейшей сфере.
На наш взгляд, следует также расширить применение механизма субсидирования
процентной ставки по привлекаемым на реализацию соответствующих инвестпроектов кредитам
именно в санаторно-курортной сфере. Сегодня этот механизм применяется только по проектам, реализуемым в составе
кластеров, но, на наш взгляд, необходимо с этой меры государственной поддержки выходить за пределы кластеров.
Безусловно, важнейшим фактором
доступности курортов для населения, соответственно, привлекательности для инвесторов, является стоимость
внутрироссийских перелётов и железнодорожных
перевозок.
Владимир Владимирович, я не буду
здесь подробно на этой тематике останавливаться, она у нас и в прошлом году активно обсуждалась, она
также актуальна и для санаторно-курортной
сферы. Мы надеемся, что с повышением
бюджетных возможностей Правительство всё же
положительно откликнется на наши просьбы в этом отношении. Министерство транспорта нас
уже понимает, Владимир Владимирович, вопрос только в источниках этих ресурсов.
Хотел бы поблагодарить членов рабочей
группы, созданной для подготовки к проведению
заседания президиума Госсовета, многих
экспертов, которые активно участвовали в её
работе, и специалистов отрасли. Мы действительно
работали дружно и заинтересованно, Владимир Владимирович. И те предложения,
которые я озвучиваю и прозвучат сегодня из уст моих коллег по рабочей группе,
действительно плод нашей совместной, согласованной работы.
Полагаю,
что
решение этих вопросов как раз и сможет оказать существенное влияние
на повышение инвестиционной привлекательности санаторно-курортного
комплекса в России, и укрепит позиции лечебно-оздоровительного
туризма как приоритетной отрасли экономики и социальной сферы во многих
субъектах Российской Федерации.
Владимир Владимирович, я не могу не выразить от имени жителей Алтайского края и Белокурихи (Вы, собственно, настроение людей
сегодня уже почувствовали сами) слова признательности
и благодарности за те решения, которые Вы в своё
время, как Вы определили этот период, приняли
и по инфраструктурному развитию региона в целом, в первую очередь строительство транспортных магистралей и газификацию
региона. И эти решения как раз привели к возрождению Белокурихи, и она сегодня получила такое лицо, которое она имеет,
это достойный курорт мирового уровня, это
признано уже европейскими экспертами и представителями мировых
организаций.
Поэтому большое спасибо, Владимир
Владимирович. Заверяю Вас, что те средства,
которые предполагаются к выделению на дальнейшее
развитие Белокурихи по проекту «Белокуриха-2»,
будут использованы рачительно, по‑хозяйски, и мы получим эффекты не ниже тех,
которые мы получили на площадке классической
«Белокурихи».
Владимир Владимирович, доклад окончен.
В.Путин: Спасибо.
Газификация
и электрификация этого участка, когда она
фактически началась?
А.Карлин: Газ в Белокуриху, Владимир
Владимирович, пришёл в 2007 году. Мы плохое не держим же в памяти, так
устроена она у нас, ведь просто банально люди в номерах мёрзли
зимой, не хватало тепла. Сегодня все санатории имеют суперсовременную водную составляющую.
В составе
ЗАО «Курорт Белокуриха»
работает объект, это не мои оценки, я не большой специалист
по зарубежным курортам, потому что их просто плохо знаю, говорят, что
Баден-Баден немножко погрубее
выглядит, чем наш водный комплекс в Белокурихе. И таких несколько здесь
на площадке.
И это стало возможным только после того, как сюда пришёл
газ, а с ним тепло и гарантированное
электроснабжение города.
А дорога –
это задача, которую Вы мне поставили в своё
время.
В.Путин: Я помню, да.
А.Карлин: На курорт по колдобинам не ездят.
В.Путин: А сколько
вы получили федеральных средств в рамках программы
въездного и внутреннего туризма?
А.Карлин: Сегодня мы уже реализовали на проект
«Белокуриха-2» порядка полутора миллиардов рублей.
Да, Олег Петрович?
А.Карлин: Он всегда побольше считает, а я немножко поменьше. Но в целом всё соответствует, Владимир Владимирович.
Но уже на этом этапе, на раннем этапе, соотношение государственных инвестиций и частных как бы пока в пользу государственных,
но уже, по оценкам Олега Петровича, мы
получили порядка одного миллиарда частных инвестиций, которые уже работают на площадках «Белокурихи-2». И Владимир
Ростиславович, который смотрел эти площадки,
тоже подтверждает, что это на самом деле так.
В.Путин: Хорошо, спасибо.
Скворцова Вероника Игоревна – Министр
здравоохранения.
Уважаемый
Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Как уже было сказано,
санаторно-курортная сфера является важным
разделом системы здравоохранения – оказания профилактической, лечебной, реабилитационной медицинской помощи,
основанной на использовании природных лечебных
ресурсов. И по потенциалу природных лечебных ресурсов, их разнообразию
аналогов тому, что мы имеем в нашей стране, в мире нет.
Санаторно-курортные
организации имеют статус лечебно-профилактических и функционируют на основании лицензий на осуществление медицинской
деятельности, что является ключевым отличием
их от организации отдыха и немедицинского туризма. В соответствии с действующим законодательством
координирующая роль в организации санаторно-курортного дела возложена на Минздрав, включая вопросы
нормативно-правового регулирования,
классификации природных лечебных ресурсов и государственных экспертиз,
подтверждения лечебных свойств, организации
санаторно-курортной помощи лечебной, контроля
за качеством и безопасностью этой помощи, ведения государственного реестра
курортного фонда, а также обеспечения и развития кадрового и научного потенциала.
За последние
годы в санаторно-курортной сфере произошло много
изменений, которые в целом отражают контекст социально-экономических
изменений как в стране, так и в здравоохранении. Мы провели актуализацию
государственного реестра курортного фонда, которая показала, как уже
было отмечено, что общее количество
санаторно-курортных организаций составляет 1875,
при этом 33 процента – это государственные и муниципальные организации,
67 процентов – уже сейчас частные и негосударственные, иные медицинские
организации. За последние три года общее
количество мест в этих организациях увеличилось на 10 процентов – до 448
тысяч.
Привлекательность
санаторно-курортного
комплекса во многом определяется качеством
оказания санаторно-курортной помощи. В условиях
развития организаций разной формы собственности явилось необходимым
обновить нормативно-правовую базу на основе единых принципов
и требований работы
этих медицинских организаций. В этой связи
были разработаны и приняты единые порядки организации
медицинской реабилитации санаторно-курортного лечения, перечни
медицинских показаний и противопоказаний
для санаторно-курортного лечения, внесены
изменения в порядок направления граждан на лечение в федеральные
санаторно-курортные организации, которые
предусматривают для отдельных категорий граждан возможность
бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
С 2012 года
в рамках утверждённой
государственной программы развития здравоохранения и соответствующих
территориальных программ реализуются мероприятия по развитию медицинской
реабилитации санаторно-курортного
лечения, целью которых является увеличение роста
обеспеченности нуждающихся пациентов в санаторно-курортной помощи более
чем в два раза и повышение качества
санаторно-курортной помощи.
Для
этого в 2013 году Минздравом введён новый комплекс Российского научного
центра курортологии и медицинской реабилитации, на который возложены
функции головного учреждения в данной сфере. На его базе сформированы
центральные лаборатории и организации
проведения экспертиз лечебных природных
ресурсов, а также разработки подходов к их сохранению, медицинский
научно-образовательный
санаторно-курортный кластер, объединяющий филиальную
сеть в наиболее значимых курортных регионах, в том числе в Алтайском
крае и в регионах от Калининградской области до Камчатского края,
с целью интеграции и развития общей методологии санаторно-курортной
помощи научного и образовательного потенциала, а также
обеспечения и внедрения инноваций в клиническую практику.
Начиная с 2013 года совместно с экспертным сообществом проведено мероприятие
по повышению структурной эффективности работы подведомственных федеральных
санаторно-курортных организаций, в том числе путём открытия новых направлений лечения и реабилитации и реорганизации 39
процентов федеральных санаториев путём создания реабилитационных подразделений
ведущих федеральных научно-практических
центров, а также передача ряда санаториев (11 процентов) с федерального на региональный уровень. Это
позволило улучшить работу койки в федеральных
санаториях. Сейчас это уже наросло до норматива
310–315 дней в году, за исключением противотуберкулёзных
санаториев, где койка работает до 290 дней в году.
Объём санаторно-курортных услуг за последние три года нарос на 20 процентов, а с 2000 года – на 34 процента.
По данным Российской ассоциации медицинского туризма,
количество россиян, которые воспользовались оздоровительными программами на территории страны, существенно увеличилось,
за 2015 год – вдвое по сравнению с 2014 годом, и ожидается ежегодный прирост не менее 10 процентов.
Развился
и въездной
медицинский туризм. За прошлый год он увеличился на 21 процент,
за первое полугодие 2016 года – на 35
процентов, в том числе на 12 процентов в санаторно-курортных
учреждениях. Вместе с тем проведённая по Вашему поручению, Владимир
Владимирович,
инвентаризация государственных и муниципальных санаториев выявила
негативные факторы, сдерживающие развитие санаторно-курортного комплекса
и его
конкурентность на международном рынке, прежде всего
это износ материально-технической базы и моральное устаревание; 18
процентов государственных
санаторно-курортных организаций имеют износ,
превышающий 80 процентов. Реконструкция и модернизация требуют вклада
в один объект от 85 до 200 миллионов рублей. В этой связи мы,
безусловно,
горячо поддерживаем необходимость стимулирования
частных инвестиций в развитие санаторно-курортной сферы как в условиях
государственно-частного партнёрства, прежде
всего на основе концессионных соглашений, так и иных, предусмотренных
законодательством, механизмов.
При этом, осознавая всю значимость
привлечения частных ресурсов, важно
подчеркнуть, что ряду санаторно-курортных учреждений должны оставить государственный статус. Прежде
всего это касается организаций, оказывающих
помощь больным с социально значимыми заболеваниями – туберкулёз,
психоневрология, а также организаций,
обладающих уникальными для всей страны лечебными
природными ресурсами. Это позволит сохранить в том числе гарантированное государством бесплатное
санаторно-курортное лечение социально незащищённым
категориям граждан: детям-сиротам, детям,
попавшим в трудную жизненную ситуацию,
гражданам, профессия которых связана с особым риском для здоровья и жизни, а также пострадавшим в результате стихийных
бедствий, техногенных катастроф и так далее.
Для дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности
санаторно-курортного комплекса необходимо принятие дополнительных мер, о которых уже в своём
докладе от рабочей нашей совместной группы
говорил Александр Богданович. Мы всецело поддерживаем необходимость разработки межведомственной и долгосрочной
стратегии развития санаторно-курортной помощи в России. Комплексные программы территориального планирования,
которые, с одной стороны, препятствовали бы
избыточному росту нагрузки экологической, техногенной
и антропогенной на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов, но, с другой стороны, позволили бы эти
местности гармонизированно развивать с помощью новых
инженерных, транспортных, социальных инфраструктур.
Хотела бы
ещё раз подчеркнуть важность ревизии
части действующих нормативных актов, которые определяют статус и границы
округов санитарной охраны, в том числе потому, что появились абсолютно
новые
эффективные инженерные технологии, позволяющие сузить зоны первой,
второй и так далее категорий. Важно закрепить обязательность включения
в государственный реестр курортного фонда сведений о всех частных и иных
негосударственных
санаторно-курортных организациях и сформировать
на базе государственного реестра единую открытую базу данных, которой
смогут
воспользоваться все заинтересованные лица и организации.
В заключение
хотелось бы отметить, что, конечно, успешное развитие санаторно-курортного комплекса
является важнейшим фактором, позитивно
влияющим на здоровье и социальное благополучие населения, а вместе с тем на развивающуюся очень эффективную, экономически
эффективную отрасль внутреннего и въездного туризма, повышающим престиж и привлекательность страны.
В.Путин: Спасибо
большое.
Кузнецов Лев Владимирович – Министр по делам Северного Кавказа.
Л.Кузнецов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
В своих выступлениях Александр Богданович и Вероника Игоревна уже большинство
вопросов осветили, поэтому остановлюсь только
на тех вкраплениях, которые требуют, может быть, более детального уточнения и обсуждения.
Ещё
раз,
Владимир Владимирович, хочу сказать, что, действительно, с точки зрения
Минздрава сегодня проделана большая работа по созданию новых
регламентов, правил,
регулирующих работу санаторно-курортных
учреждений, созданию информационной базы по тому перечню услуг,
стандартов,
качеству, которые они должны обеспечивать. Но правильно говорил
Александр Богданович, что санаторно-курортный
комплекс – это не только сами лечебные учреждения,
это и курортные территории, на которых расположены эти объекты.
Поэтому
для нас ключевая задача – это
как раз гармонизировать развитие этих двух
компонентов. При этом обратив особое внимание на то, что Вы
подчёркивали, Владимир Владимирович, в выступлении, и сейчас прозвучало,
что с точки зрения
природно-лечебных факторов нам конкурентов
нет. Но с точки зрения уровня сервиса, качества инфраструктуры,
степени благоустройства наших курортных территорий,
муниципалитетов, к сожалению, мы в последнее
время эту конкуренцию проигрываем, и поэтому туристы часто предпочитают
курорты за пределами нашего государства. Поэтому акцент нужно, конечно,
сделать именно в развитие, в привлечение инвестиций, в две эти
компоненты – это в первую очередь в сохранение, развитие курортных
территорий.
И здесь уже, как говорили, мы должны,
с одной стороны, учитывать, что большинство
курортных территорий – это муниципалитеты, в которых живут люди, и поэтому есть те же общие задачи по развитию
муниципалитета. Но всё‑таки у них есть
специфика и определённые
ограничения, и здесь очень важно ещё раз
проанализировать законодательство, которое
определяет требования к землепользованию, застройке городов и территорий курортов, благоустройству,
архитектурно-планировочным организациям. Это
в том числе и задание, которое мы ставим по вводу нового жилья, потому что
понимаем, что здесь как раз, может быть, не нужно
количество, а очень важно качество и здоровый
баланс.
Второе –
обязательно нужно, по нашей
оценке, восстановить вопрос по экологической
экспертизе объектов, которые предполагаются к реконструкции
и строительству в курортной зоне. Такие требования до 2014 года были,
так же, как это было
установлено для особо охраняемых природных территорий.
После законодательство это отменило. Но, по оценке всей рабочей группы,
именно в курортной зоне, мы не говорим в целом, муниципалитет, чтобы
не создавать дополнительных сложностей, ухудшать инвестклимат и все
остальные
бюрократические процедуры, но именно в курортной зоне, где находятся
ключевые природно-лечебные факторы, всё‑таки
экологическая экспертиза крайне необходима.
Много
говорилось об охранных зонах, и акцент делался на границе, но мы имеем
проблему,
что, часто установив границы, само
законодательство не соблюдается, происходит всё
равно незаконная застройка,
легализация через судебные решения. Часто после актуализации границ
у нас попадают те объекты, которые в соответствии с законодательством
находиться не могут. Поэтому очень важно здесь также проработать
и создать
систему, останавливающую незаконное
строительство, и, с другой стороны, найти цивилизованные формы, которые
позволили бы те объекты, которые не соответствуют
требованиям законодательства, не ущемляя
интересов собственников, в правовом режиме всё‑таки
найти механизм их перемещения или адаптации к этим жёстким требованиям.
Владимир
Владимирович, уже большая
была дискуссия по курортному сбору, поэтому я
акцент делать не буду. Хочу сказать, что мы как раз как Министерство
вместе со Ставропольским краем отвечаем за его разработку.
Ещё раз только подчеркну, что мы создаём
именно предельные размеры, как предполагаем, установить,
обязательно льготные категории определить, на которые
курортный сбор не распространяется, и механизмы
администрирования, ключевым из которых является именно специальный
целевой
фонд, так же, как по примеру Дорожного фонда,
закрытым перечнем направлений, по которым эти денежные средства можно
расходовать. Уже принимать или не принимать – это, конечно, территория,
и мы
считаем, что есть как раз четыре пилотных территории, это Кавказские
Минеральные Воды (Ставропольский край), Крым,
Алтайский край и Краснодарский край, где мы предлагаем все нюансы
в пилотном режиме отрегулировать и потом уже принимать решение:
распространять
эту практику, или её корректировать, или от неё отказываться.
Второй
важный вопрос, Владимир
Владимирович, это, как мы говорили, привлечение инвестиций. Александр
Богданович сказал, что мы предлагаем распространить
режим ТОР на специальные территории именно
санаторно-курортного комплекса. И здесь предлагаем, так как это сегодня
только действует для Дальнего Востока и моногородов, вместе
с Минэкономразвития проработать
порядок и принципы. Единственное исключение, учитывая всё‑таки
сегодня состояние федерального бюджета, Пенсионного
фонда, мы считаем, что необходимо отказаться от льгот
по страховым взносам всё‑таки. Мы считаем,
что те другие налоговые преференции, которые в рамках
этого режима существуют, они достаточны, и в то же время распространение
этого
режима не создаст нам сложностей по тем
социально значимым расходным статьям бюджета
и внебюджетных фондов, которые сегодня
решаются на уровне Правительства Российской Федерации.
Очень
важно
ещё, мы понимаем, что курорт – это всё‑таки ограниченная территория,
и ключевая задача, с одной стороны,
стимулировать эффективных инвесторов и собственников, с другой стороны,
всё‑таки и здесь, в Белокурихе, мы имеем примеры нерадивых инвесторов
или тех, кто в спекулятивных целях захватил
участки и, соответственно, ждёт, когда
вырастет цена. Поэтому мы также в рамках
рабочей группы предлагаем разработать, и такие механизмы есть,
стимулирующего налогообложения, которые
позволяли б
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+