Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Тайна древних библиотек

Тайна древних библиотек


28-03-2012, 12:49 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 881)

Максим Грек.

(Осужденный на бессмертие.)

«Не судите, да не судимы будете»

Библейская мудрость.

Максим Грек

Эта статья является данью памяти иноку Максиму Греку, имя которого стало славой России.

После смерти  царя Иоанна Третьего  Васильевича и царицы Софьи, привезенные в Москву Софьей Палеолог  бесценные константинопольские книги,   по-прежнему  валялись  в сундуках без дела, постепенно приходили в негодность и ветшали. Сокровища, вобравшие в себя всю мудрость веков, немотствовали,  ведь  большинство из книг так и не сумели  перевести  на русский язык.  А дело было неотложное, особой  государственной важности и поэтому  сразу же  после вступления на престол,  Василий Третий      занялся  приведением в порядок книг либереи, для чего в первую очередь, требовалось решить вопрос об их переводе.

Надо сказать, что у московских царей в сокровищницах  и ранее  хранилось  много греческих книг, подаренных   им в разное время и разными людьми.  Царь знал, что книги хранились в небрежении, и долгое время  оставались невостребованными и ненужными, из-за отсутствия людей, которые могли бы их прочитать и перевести на  славянский язык.  Еще больше  пополнила коллекцию  редких книг Софья Палеолог, греческая царевна и жена великого князя Иоанна Третьего Васильевича.   Однако  пока  никто не знал им  настоящую цену, и   царь понимал, что это было  нерадение в государственном деле, ибо среди них было много духовных книг, хранивших тайну «истинных знаний».

Поэтому в 1515 году по приказу Василия Третьего были  снаряжены  многие  посольства, с просьбой прислать «искусных в языках» ученых-богословов.  Со своей просьбой царь приказал обратиться в знаменитые  православные монастыри Константинополя, Болгарии, Македонии, в Салоники, а также и на святую гору Афон.

Подкрепляя свои покорные просьбы убедительными богатыми дарами, он велел пригласить толмачей на Русскую землю для перевода духовных и иных книг на  русский язык, обещая свободное проживание, обхождение и хорошую плату за добросовестную работу.

Путем великих трудов, искусных в языках иноков удалось найти.

На просьбу московского царя откликнулись старцы со святой Афонской горы, и то, только вследствие того, что у России, благодаря царевне Софьи, сложились особо доверительные отношения с греческими монастырями.

Избранные старцами двое иноков были знающие и в языках и в богословии, но один из них, по имени Савва, был стар летами и слаб здоровьем.

А потому на Русь был вынужден отправиться только один Максим, который, по существующей легенде, после падения Константинополя, являлся в Ватопедском монастыре Афона, главным хранителем  спасенных от турок греческих книг.

Немалую роль в том, что Россия смогла заполучить столь искусного в языках и книгах инока, сыграло и то обстоятельство, что афонские старцы хорошо понимали, насколько бесценными являются книги, которыми обладали русские цари. Ведь если верить легенде, которая сопутствовала гибели Константинополя, Софья привезла в дар своему супругу все самое ценное из царской библиотеки Византии.

Правда, следует оговориться, что часть этой «либереи», по-видимому, все-таки осталась в папской библиотеке Ватикана. А также все копии, которые сделали папские переписчики с остальных книг. Ведь папская библиотека уже в то время имела один из самых богатых книжных фондов, а католическая церковь, претендуя на роль единственной мировой религии, делала все возможное, чтобы аккумулировать и монополизировать в своих книжных хранилищах, все тайны мировой истории, и особенно тщательно сохраняемую тайну «конца света».

Максим Грек прибыл в Москву в 1518 году. Приняли его ласково с подобающей честью, определили на жительство в Чудов монастырь, расположенный на территории Кремля и назначили достойное содержание.  И вскоре он приступил к своим обязанностям.

Максим Грек был учеником неистового монаха, флорентийца Савонаролы, известного тем, что бесстрашно и прилюдно изобличал самого Папу Римского Александра Шестого Борджиа, одного из самых сластолюбивых и развратных руководителей католической Церкви. Глубоко возмущенный алчностью и блудом высшего руководства католической Церкви, Савонарола гласно заявлял, что под руководством  Папы Александра Шестого католическая «церковь-блудница перед всем миром обнажила свое безобразие, так что зловоние ее достигло небес».

А ведь знал монах, что за это его подвергнут нечеловеческим пыткам, повесят и сожгут, и все равно обличал. И учеников своих учил бесстрашно обличать пороки. Савонарола принял мученическую смерть в мае 1498 на городской площади Флоренции, не отрекшись от своих слов и не поступившись своей совестью.

Максим Грек оказался достойным учеником своего учителя. Он принял монашеский постриг в 1502 году, в доминиканском монастыре святого Марка во Флоренции, где прежде настоятелем был Савонарола. Но видя разврат и пороки, поразившие служителей католической церкви, и желая настоящей святости, он уезжает на Святую Афонскую гору, где в 1505 году постригается в Ватопедском монастыре и принимает православное имя Максим. Десять лет он трудился здесь, переписывая древние книги, и изучая православие.

Он не знал, что судьба готовила ему страшные испытания и бессмертие, после того, как вытребованный московским великим князем Василием Третьим, он покинет стены Ватопедского монастыря и отправится в далекую Московию.

Рассказывают, что когда Василий Третий, показал Максиму Греку свою библиотеку, тот, ознакомившись с книгами, восхищенно воскликнул: «Государь, вся Греция не имеет ныне такого богатства, ни Италия, где латинский фанатизм обратил в пепел многие творения наших богословов, спасенные единоземцами от варваров магометовых». (см. В.С. Иконников, «Максим Грек» Киев, 1865 г., вып. 1, стр. 107.)

На первых порах Максиму отрядили трех помощников из числа местных монахов и попросили сделать перевод Толковой Псалтири и Триори, над которыми он трудился с марта 1518 года по август 1519 года. Одновременно, или чуть позже, Максим сделал и полную опись библиотеки московских царей, в том числе и книг привезенных царевной Софьей. (см. И.М. Снегирев «Памятники московской древности» М. 1842-1845 стр. 178.). Перевод Толковой Псалтири был одобрен Василием Третьим и митрополитом московским Варлаамом, за что Максим Грек был обласкан и награжден.

Окончив работу, Максим стал проситься обратно на Афон, чтобы донести правду о русском государе: «Скажу моим единоземцам, что мир еще имеет царя христианского, сильного и великого,  который, если будет угодно Всевышнему, сможет освободить нас от тиранства неверных».

Однако под надуманным предлогом, царь не захотел освободить борзо сноровистого в языках инока из своей страны, и в последующие годы принуждал исполнять все новые и новые переводы греческих книг из своей библиотеки.

Но по другой версии, истинную причину отказа, открыл Максиму в тайной беседе, позже казненный за государственную измену, боярин Иван Берсень: «Не уйти тебе от нас. Мнение есть, что человек ты разумный, и если уж сюда пришел, то сведал многие наши секреты, и можешь рассказать все там, в других странах».

Примерно, то же самое, звучит и в версии В.С. Иконникова. На просьбу отпустить его обратно на Афон, ему недвусмысленно отвечали: «Держим на тебя мненья, пришел еси сюда, а человек еси разумный, а ты здесь увидал наши добрая и лихая, тебе там пришед, все сказывати». (см. В.С. Иконников «Максим Грек», Киев, вып. 1 стр. 109.).

Проще говоря, духовная и светская власти опасались утечки секретной информации к турецкому султану. Но давайте уточним, о какой секретной информации может идти речь. Полагаю, что усиленно занимаясь  литературным трудом, переводами и исправлением церковных книг Максим Грек поневоле оказался в центре тайны книг привезенных царевной Софьей Палеолог.

Хотя историки свидетельствуют, что он видел и многое неустройство в событиях российской и столичной жизни и по примеру своего учителя Сованаролы, начал протестовать против жестокостей,  существовавших на Руси порядков, о чем свидетельствуют и сохранившиеся до наших дней книги Максима Грека.

Это отмечает и Н.М. Карамзин: «Любя вступаться за гонимых, он тайно принимал их у себя в келье и слушал иногда речи, оскорбительные для Государя и Митрополита».

Соглядатаи доносили царю о каждом шаге и слове Максима, с кем и какую хулу говорил он о царе и митрополите Данииле, с которым у него к тому же, сразу сложились недоброжелательные отношения. Можно полагать, что это обстоятельство и сыграло решающее значение для последующих трагических событий в судьбе самого Максима Грека (Триволиса).

И чуть позже, митрополит Даниил, игумен Волоколамского монастыря выдвинул против Максима Грека тяжкие обвинения.

Повод был следующий. Трижды митрополит, не владевший греческим языком, просил перевести ему для богослужебных надобностей книгу епископа Кирского, Феодорита, написанную на греческом языке, и трижды получил твердый отказ с пояснением, что эта книга не предназначена для народа.

По-видимому, это объясняется тем, что при отъезде с Афона, Максим имел на этот счет твердые инструкции.  

Это вызвало озлобление игумена и его стараниями Максима отдали под суд собора, которым он был обвинен в искажении священных текстов при переводе, и его осудили «аки хульника и священных писаний тлителя».

Я уже неоднократно писал о том, что искажение исторических книг переводчиками, для устранения противоречий с религиозными канонами, было обычной практикой во всех монастырях, в том числе и монастырях Афона.

И, по-видимому, Максим просто выполнял данные ему в Афоне строгие инструкции. Но государь и духовенство хотели иметь «истинные неискаженные знания» содержащиеся в привезенных книгах.

В придачу надвинулась и другая беда.

После двадцати лет брака с Соломонией Сабуровой, у царя Василия так и не было детей и царь, желая наследника, решил жениться на молодой полячке Елене Глинской. Максим осуждая поведение  царя, написал по этому поводу трактат: «Слово к оставляющим жен своих без вины законныя».

Это переполнило чашу терпения царя, и было достаточным основанием для того, чтобы на Соборе рассмотреть дело о действительных и мнимых ересях и винах Максима Грека.

На Соборе припомнили Максиму Греку, что без возражения слушал крамольные слова знатного боярина Ивана Берсеня о митрополите Данииле: «Нет у нас митрополита; это простой чернец. От него не услышишь никакого поучительного слова, да и не печалуется он ни о ком»… Поставили в укор и то, что  Максим активно поддерживал «нестяжателей» в споре с иосифлянами, и в своих статьях резко осуждал стяжателей в рясах, какими бы благими намерениями они не прикрывались.

Надо сказать, что как раз в 1503 году состоялся церковный собор, который разбирал спор между этими двумя направлениями в монашестве Руси, известными под названием «стяжателей» (иосифлян) и «нестяжателей».

Во главе «нестяжателей» стоял святой старец Нил Сорский, основавший свой скит вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, на реке Соре. Побывавший во многих святых местах, в Палестине, Константинополе, на Афоне, он вместе с другим подвижником, старцем Вассианом Косым, выступал за полный отказ Церкви от всех земных благ. Он считал, что владение любыми  богатствами, в том числе и земельными наделами, противоречит всем принципам христианского вероучения, и подрывает нравственные устои Церкви.

На Соборе Нил Сорский, полностью основываясь на догмах христианства, выступал за то, чтобы у монастырей сел не было, а монахи содержали бы себя сами, возделывая землю, занимаясь рукоделием, или прося милостыню.

Однако почти весь Собор восстал против святых старцев. И главным противником был игумен Волоколамского Успенского монастыря Иосиф Волоцкий, который говорил: «Аще у монастырей сел не будет, како честному и благородному человеку постричися? И аще не будет честных старцев, отколе взять на митрополию или архиепископа или епископа, и на всякия честныя власти?»

По этой, уважительной, чисто русской причине, Собор отказался поддержать «нестяжателей», а их поддержка Максимом Греком, теперь ставилась ему в вину.

Кроме того Максима обвинили в неправильном переводе отдельных мест из старинных книг, что действительно имело место.

Поэтому монаха обвинили в том, что он умышленно, исказил Священное писание и предъявили обвинение в ереси. Это была тяжкая вина, а потому его отправили в Иосифо-Волоколамский монастырь, где условия содержания были чрезвычайно тяжелыми. «Богопротивного и мерзостного и лукавомудрого инока Максима Грека» предписывалось держать «внутри монастыря  с великой крепостью и  множайшим опасением. И заключену ему бытии  в некоей келии молчательне… да не беседует ни с кем же, ни с церковными, ни с простыми …  в молчании сидети и каяться в своем безумии».

С молчаливого согласия Василия Третьего, в 1525 году Максим Грек на шесть лет он был заключен в темницу Волоколамского монастыря, где подвергался великим «озлоблениям и томлениям», в самых жестоких условиях содержания. Ему было вменено «никого ничему не учить, ничего не писать и не сочинять, не посылать и не получать посланий», а для наблюдения за исполнением, к нему были приставлены старцы, следившие за каждым его шагом. (см. И.Я Стеллецкий, «Мертвые книги в московском тайнике», М., изд. «Московский рабочий» 1993 г. стр. 93).

То есть ему было запрещено все, ради чего он и прибыл в Москву.

А в 1531 году был созван новый Собор, который не только подтвердил все его прежние вины, но и воздвиг новые. Косвенные данные позволяют полагать, что Максим Грек в заключении нашел возможность нарушить запреты строгого содержания и сделал попытку найти защиту у турецкого султана.

Именно поэтому, «по вновь открывшимся обстоятельствам», в 1531 году Максим Грек был вызван на новый соборный суд, который обвинил его в государственной измене, связях с турецким послом Скиндером, и объявил агентом турецкого султана. Ведь Афон, в это время и это чрезвычайно важно для нашего рассказа, находился под властью султана.

Все это я рассказываю только для того, чтобы показать, какой ценой оберегались тайны «истинных знаний», легшие в основу религиозных вероучений.

После чего его отправили в заключение в Тверской Отрочь монастырь. Перенося жестокие физические страдания, в своем заключении он создал удивительный канон Утешителю Святому Духу (Параклиту), который до сих пор читают в храмах, в день Сошествия Святого Духа: «Помилуй мя, Владыко Параклите, Боже, помилуй мя, освяти мою душу и тело, просвети ум и разум, очисти совесть душевную от всякой скверны, нечистых помыслов, умышлений лукавых и разумений хульных, и от всякого превозношения, гордости же и кичения, высокоумия же и дерзости, и сатанинского шатания, и от фарисейского лицемерия … и даруй искреннее покаяние, сокрушение сердца моего и смиренномудрие, кротость же и тихость, и всякое христианское благовеинство, разум же и художество духовное со всяким благоразумием, благодарением и терпением совершенным…».

Наверное, чтобы не сойти с ума, для собственного утешения, создал он себе молитву, поддерживавшую его в трудные минуты: «Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа о том, что страдаешь без правды от рук тех, от которых следовало бы тебе принять все блага, так как ты питала их духовную трапезою, исполненною Святого Духа, то есть толкованием боговдохновенных песнопений Давидовых, которые и перевел с Греческого на Русский язык; а поэтому благодари своего Владыку и прославляй Его, что сподобил тебя в нынешнем житии временными (минувшими)скорбями заплатить с прибылью весь долг…».

После смерти Василия Третьего в 1533 году, Максим напишет исповедание и вновь попросит отпустить его на Святую Афонскую гору.

Однако даже после низложения его заклятого врага митрополита Даниила, никто не мог облегчить его участь. Царь Иоанн Четвертый был еще слишком мал, а другие не обладали необходимыми полномочиями для решения его судьбы. Пришедший на смену Даниилу митрополит Иоасаф отписал ему: «Целуем узы твои, как единаго от святых, но ничего не можем сделать в твое облегчение». Много лет просидел он в Иосифо-Волоколамском монастыре, затем в Тверском Отрочем, и освобожден был только вступившем на престол Иоанном Четвертым, как безвинный страдалец. Прошло время и  благодаря данному обету, монастырь, где доживал свои дни Максим Грек, посетил Иоанн Грозный. Вот как обстоятельства этого дела излагают легенды.

Рассказывают, что во время приступа жесточайшей болезни, когда царь Иоанн Четвертый метался в сильнейшей горячке, ближайшее окружение стало настаивать, чтобы он составил духовную грамоту, повелев в ней, кого оставит своим преемником.

Надо сказать, что не убоялся смерти царь, и самостоятельно составил завещание, объявив своим наследником малолетнего сына Димитрия.

Но много нового и нелицеприятного открылось царю о своих ближних боярах и родных, когда он, находясь между жизнью и смертью, но в здравом уме и твердой памяти, слушал, как у изголовья умирающего, но еще живого государя, началась циничная грызня за власть.

Не стесняясь умирающего царя, бояре делили власть, и, распаляясь в перепалке, не стеснялись хватать друг друга за бороды.

Однако велик и всемогущ оказался Господь и многотысячная хвала возносилась его милости. Государь поправился, но только тогда, когда дал обет посетить дальний Кирилло-Белозерский монастырь и одарить щедрыми милостями православные монастыри, обещая пожертвовать им богатую утварь, деньги и бесценные греческие книги.

Но говорят, именно с того времени и стал безудержно гневливым царь, поняв меру лести и лицемерия приближенных к нему бояр.

Божьей милостью окреп государь, но не забыл данного обета. И теплыми весенними майскими днями 1553 года, отправился он с царицей Анастасией и новорожденным сыном Димитрием в Сергиево-Троицкий монастырь, чтобы помолиться у гроба Сергия Радонежского, великого святого и заступника всей святой православной Руси.

Также говорят, что после совершения всех обрядов, захотел он встретиться и получить благословение только от старца Максима Грека, который еще при родителе Иоанна, прибыл в Русскую землю со священной Афонской горы.

Много к тому времени пережил в Московии Максим Грек и был он уже на пороге своей старости. Видел он и славу, и ласку родителя Иоаннова, Василия Третьего и его опалу.

Неожиданно для государя Максим отказал в своем благословении, сказав, что непристойно великому государю, как простому смертному, с царицей и новорожденным сыном скитаться по дальним монастырям.

Царь возразил, что исполнить данный обет богоугодное дело. Но Максим Грек ответствовал царю, и сказал воистину вещее слово, что Бог вездесущ и весь мир исполнен его благодати, и изъявить ревностное служение Господу, царю пристойно только на престоле.

Он выговорил государю, что после покорения Казани погибло много православных христиан и остались их бедствующие сироты и вдовы, не имеющие средств к пропитанию.

И долг царя позаботиться о них, что будет делом более угодным Богу. Но не послушал царь убеленного сединами Максима Грека.

И тогда как к последней надежде, обратился Максим Грек к духовнику царя отцу Андрею, и его приближенным, князьям Адашеву и Курбскому, чтобы отсоветовали царю, ибо не выдержит новорожденный младенец тягот трудного пути и умрет в дороге. И многое великое неустройство будет от этого позже на Руси.

Но упрям был царь и самодержавна воля его.

Существует стойкое поверье, что ничто и никогда не может изменить сделанного пророчества. Исполнилось и вещее пророчество Максима Грека, ибо, как пишет князь Курбский, «не доезжаючи монастыря Кириллова, еще Шексною плывучи, сын его умре».

Согласно летописям, в 1551 году по распоряжению Ивана Грозного с Максима Грека сняли опалу, и разрешили ему проживать в Троице - Сергиевом монастыре, где он и умер 21 января 1556 года.

Но из России его так и не выпустят. Слишком большими тайнами, легшими в основу христианского вероучения, и почерпнутыми из книг привезенных Софьей Палеолог, овладел Максим Грек на Руси. Тайной, которой владели даже не все цари и первосвященники.

Он немало сделал для укрепления православного христианства на Руси.

Перевел Толковую Греческую Псалтирь и другие «боговдохновенные» книги, исправил многое, что было искажено прежними переписчиками в рукописных религиозных текстах.

Но соприкоснувшись с главной тайной христианского вероучения, он автоматически сделался «невыездным».

И когда он выразил желание, непременно уехать из России, его объявили еретиком и даже «врагом и изменником Российского Государства».

Но даже несправедливо осужденный и проведший двадцать шесть лет в заточении, он не возненавидел православную Русь и ее святыни. Незадолго до смерти он написал: «И я от всего сердца моего верю, что святые Русские Чудотворцы, по дарованию, данному им свыше,  воссияли как светила, озаряющие землю Русскую, и я ублажаю и поклоняюся им, как Угодникам Божиим». Память Максима Грека отмечают совместно с праздником Максима Исповедника. Поклонитесь и вы ему.

 



Источник: kometa-vozmezdie.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится10



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map