Что за ассоциации у обывателя возникают при слове «Карелия»? Карельский фронт, карельские сосны… Но у заядлого туриста, особенно у сторонника активного отдыха, возникнет еще одна ассоциация – Рускеальский провал, за последнее время ставший визитной карточкой Северного Приладожья, а в туристических кругах и всей Карелии.
Однако, тысячи туристов устремляются в эти места только за тем, чтобы насладиться навеки затихшим умиротворенным в глубине северной природы мраморным карьером и, вдохновленные прекрасными видами и пейзажами каньона, уезжают. Лишь немногие пускаются в дальнейший путь, чтобы достичь красивых и не менее интересных мест. А ведь именно к этой категории и относится Рускеальский провал, для посещения которого придется не только запастись соответствующим снаряжением, но и хорошей фотокамерой, а лучше еще и коньками.
Рускеальские мраморные каменоломни расположены в 25 км к северу от города Сортавала, на высоком берегу порожистой реки Тохмайоки («бешеной, дурной»), вблизи старинного поселка Рускеала. Название поселка, вероятно, произошло от местного названия реки Тохмайоки — Русколка (от карельского «ruskea» — коричневый, рыжий, красный), в которой вода всегда коричневая, темно-рыжая из-за растворенных в ней соединений железа. Железом богаты и здешние рыжевато-коричневые почвы. В давние времена недалеко от Рускеала, в местечке Ханки даже добывали железную руду — охру.
Деревня Рускеала под таким названием упоминается только с начала XVIII века, а до этого времени она называлась иначе — Руйсселькя (Руйсселя).
В 1632 году шведы, захватившие Корельский уезд, построили в деревне Руйсселькя, на горе Конткасенмяки, небольшую лютеранскую церковь, приписанную к приходу Китее. Примерно в середине XVII на берегу реки Русколки шведы стали добывать мрамор для производства строительной извести.
После окончания Северной войны новая граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеала, так что старые шведские каменоломни оказались на русской территории. Рускеальские земли император Петр I подарил князю, будущему фельдмаршалу Александру Борисовичу Бутурлину. В 1727 году образовался самостоятельный Рускеальский церковный приход. В 1732 году в Руйсселькя, на месте старой кирхи, возле кладбища, была построена новая церковь, в которой имелась церковная кафедра, выполненная из огромного цельного дерева. Рускеала стала почтовой станцией на пути из Сердоболя в Китее.
С приходом к власти Екатерины II в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. Камень искали и в Выборгской губернии, в том числе, в районе Сердоболя и Рускеала. В августе 1765 года в Рускеала для осмотра залежей мрамора из Санкт-Петербурга приехал подмастерье каменных дел Андрей Пилюгин. Его помощником был сердобольский пастор Самуил Алопеус, который по роду своей службы много ездил по приходам, попутно собирая информацию о месторождениях различных камней. Самуил Алопеус жил в Сердоболе с 1755 по 1794 годы. До этого он работал учителем иностранных языков в Выборге, затем служил священником в Санкт-Петербурге. С. Алопеус с юности полюбил минералы и в течение всего своего служения церкви интересовался возможностью их применения на благо России. Совершая поездки к прихожанам, пастор собирал ценные сведения о природе, хозяйстве и населении края, которые он впоследствии обобщил в своей книге.
9 августа 1766 года в Рускеала началась опытная добыча мрамора, которая показала хорошие перспективы месторождения. В сентябре 1767 года в Рускеала из столицы приехали горные инспекторы — гвардии капитан Кожин и полковник Иван Васильевич Зверев. Они осмотрели месторождение и составили отчет о проделанной работе. В итоге, 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеала для строительства Исаакиевского собора. На берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями — так возник рабочий поселок Рускеала.
С 1769 года Рускеальские мраморные ломки были переданы в ведение Комиссии по строительству Исаакиевского собора. Горными работами поначалу руководили итальянские мастера. Основная добыча мрамора велась на горе Белой, названной так по цвету слагающего ее мрамора светло-серой, голубовато-серой окраски, с тонкими белыми и серыми прожилками. Мрамор в Рускеала с 1769 по 1840-е годы добывали буровзрывным способом. Вначале рабочие вдоль подошвы уступа карьера и по краям размеченного блока проходили широкие и глубокие рвы. Для этого они использовали буры, которыми вручную, ударяя по ним молотами, сверлили в мраморе отверстия. Эти скважины затем забивали порохом и подрывали. Чтобы окончательно оторвать камень от скалы, также бурили скважины с тыльной стороны блока, и их тоже подрывали. Тогда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера. Затем к работе приступали каменотесы, которые придавали блокам нужную форму. После этого камни грузили на крепкие сани, в них впрягалось несколько десятков лошадей, которые по снегу тащили столь великий груз до деревни Хелюля. Там камни оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы.
В 1770-1780-е годы рускеальские мраморы широко применялись архитектором Антонио Ринальди для украшения Мраморного дворца, Исаакиевского собора (в Санкт-Петербурге), триумфальных колонн во славу русского оружия и графов Орловых (в Царском Селе и Гатчине). Примечательно, что в конце XVIII-начале XIX века земли Рускеала принадлежали графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.
Поскольку сразу же за мраморными ломками проходила граница со Швецией, в 1788 году на горе Конткасенмяки была сооружена небольшая русская пограничная батарея, фрагменты которой сохранились до сих пор. Во время очередной русско-шведской войны, в мае 1789 года финско-шведский отряд под командованием майора Ханса Грипенберга пытался прорваться к Сердоболю, но был остановлен огнем русской батареи, и дальше Рускеала пройти не смог. В 1939 году в память об этом сражении финны установили недалеко от моста через Русколку мраморный обелиск, не сохранившийся до нашего времени.
В 1790-е годы, когда Рускеальские каменоломни практически бездействовали, здешний мрамор архитектор В. Бренна использовал для украшения Михайловского замка, памятника Петру I, обелиска «Румянцева победам» в столице и павильона «Орла» в Гатчине.
С 1803 года Рускеальские мраморные каменоломни оказались в ведении Комиссии по строительству Казанского собора, и здесь вновь началась добыча камня. Для облицовки мозаичных полов Казанского собора архитектор Андрей Воронихин использовал два сорта рускеальских мраморов: «белогорский» — белый и светло-серый, который ранее применялся А. Ринальди, и «зеленогорский» — светло-серый с зелеными разводами и полосами, выламываемый на горе Зеленой.
С 1819 года в Рускеала возобновилась добыча мрамора для украшения нового Исаакиевского собора, который целых 40 лет строился по проекту архитектора Огюста Рикару Монферрана. Тогда в «Главном» карьере Рускеальского месторождения работало от 250 до 700 человек — бурильщиков, взрывников, каменотесов, мастеров, приехавших из разных регионов России. О. Монферран дважды приезжал на Рускеальские каменоломни — в 1820 и 1821 годах.
В 1830-1840-е годы рускеальский мрамор шел не только для украшения Исаакиевского собора и других сооружений столицы, но и для изготовления предметов прикладного искусства — ваз, подсвечников, каминов, тумб, столешниц, памятников, автором многих из которых был сам О. Монферран. Для этого использовали уже три разновидности мрамора, особенно темно-серую с зелеными полосами, которая выламывалась в карьерах горы Зеленой.
В 1820-е годы рускеальский мрамор понемногу стали использовать для производства строительной извести. Первый известковый завод в Рускеала, принадлежавший Санкт-Петербургскому государственному университету, работал до 1826 года.
После передачи Выборгской губернии в состав автономного Великого Княжества Финляндского в 1811 году в Рускеала стало расти число финнов-лютеран. В 1834 году они построили на старом месте, в центре разросшейся деревни Рускеала, новую кирху, проект которой выполнил известный архитектор Карл Энгель. Эта церковь не сохранилась до наших дней, но теперь рядом с ней построена новая церковь с гостиницей на первом этаже.
С 1854 года Рускеальские мраморные ломки, оказавшиеся без госзаказов, стали приходить в запустение. Но уже в 1870-е годы здесь вновь загремели взрывы. Отныне мрамор понадобился для производства строительной и технологической извести. В 1895 году в Отраккала, недалеко от каменоломен, финны построили новый известковый завод, который был модернизирован в 1937 году. Его шахтные полугазовые печи давали 30-35 тонн извести в сутки.
С 1898 по 1939 годы Рускеальское месторождение интенсивно разрабатывалось на известь, декоративную крошку, щебень и облицовочные блоки акционерным обществом «Рускеала мрамор». В это время добыча мрамора велась комбинированным способом — карьерами, шахтами и штольнями, в 6 горизонтов, три из которых были подземными. При добыче мрамора применялся буровзрывной способ, который позволял получать дробленную горную массу. В результате работ размеры карьеров достигли 200-450 м в длину, 50 — 120 м в ширину и 30-60 м в глубину. Общая длина подземных тоннелей (штолен и штреков), пронизывающих мраморную толщу, составила несколько километров, а глубина трех шахт — по 40-55 м. По мере углубления и расширения «Главного» карьера Рускеальского месторождения часть подземных тоннелей была уничтожена, но часть сохранилась в виде причудливых «пещер» и «гротов».
На втором горизонте (отметка +105-106 м над уровнем Балтийского моря) в 1930-е годы до ствола шахты No 2 были пройдены две встречные штольни, одна из которых (большая) служила для транспортировки пустых вагонеток, а друга (меньшая) — для передвижения рабочих.
Подошва третьего горизонта (+93-94 м) сейчас находится чуть выше уровня воды в карьере. Подземные выработки этого горизонта имели вид штолен, пробитых в северо-западном борту карьера. При расширении карьера часть этих выработок исчезла. До сих пор сохранились транспортная штольня с двумя устьями и один небольшой грот. Штольня средним сечением 2х2 м идет в северо-западном направлении, постепенно отклоняясь к западу, и в 90 м от устья соединяется с другой, поперечной, штольней, выход которой на поверхность сейчас завален. Общая длина подземного тоннеля составляет около 180 м. До войны вторая штольня, пройденная из соседнего карьера с юго-запада на северо-восток, выходила в 120 м от поверхности в сложную систему огромных подземных выработок так называемого «Рускеальского провала», подошва которых расположена на уровне четвертого горизонта (+ 81-82 м). В 1930-е годы тонкая кровля над тоннелями обрушилась, и образовалось большое отверстие — провал, давшее название всему здешнему подземному комплексу.
Поначалу подземные выработки третьего и четвертого горизонтов проходились отдельно друг от друга, но затем их объединили вместе — так образовались эти грандиозные подземные мраморные залы с мощными колоннами-целиками высотой до 16-20 м. Грунтовые воды лишь на 2/3 затопили подземелья, так, что здесь летом можно плавать на лодках, а зимой кататься на коньках. Подземные выработки четвертого горизонта раньше занимали значительно большую площадь, но были частично уничтожены при расширении «Главного» карьера. Их остатки до сих пор прослеживаются к востоку от «Рускеальского провала» в виде широких затопленных тоннелей, разделенных целиками и одного транспортного штрека, соединявшего между собой шахты No 2 и No 1. Следы этих выработок — полузатопленные гроты — заметны в северном борту карьера. Всего на четвертом горизонте было добыто более 40 тысяч кубометров мрамора для производства извести и щебня.
Подземные выработки пятого горизонта (+69-70 м) до расширения карьера занимали значительную площадь — (40-100)х350 м. Они имели необычайно большие размеры в плане и разделялись мощными целиками. Ширина подземных тоннелей достигала 20-40 м, при высоте кровли 3-10 м. На этом горизонте всего было добыто более 80 тыс. кубометров мрамора.
Шестой горизонт (+55 м), расположенный ниже подошвы «Главного» карьера, стали отрабатывать только в конце 1930-х годов через специально устроенную для этого наклонную шахту No 3. Подземные выработки этого горизонта имеют очень маленькие размеры.
В 1900-1930-е годы по дну всех подземных тоннелей третьего, четвертого, пятого и шестого горизонтов были уложены узкоколейные железные дороги, по которым вывозили в карьер и к стволам шахт вагонетки с кусками мрамора. Железные дороги также были и в самом карьере. Далее груженные мрамором вагонетки поднимали на поверхность с помощью подъемных механизмов либо со дна карьера, либо по стволам шахт.
После войны, с осени 1944 года, началось восстановление Рускеальского известкового завода и мраморных карьеров. Старый «Главный» карьер, с оперяющими его подземными выработками, решили не трогать, и вода быстро заполнила его большую часть. Так образовалось красивое «Мраморное озеро», которое впоследствии стало основой Рускеальского горного парка.
С 1947 года вновь был запущен Рускеальский мраморно-известковый завод, который проработал до начала 1990-х годов. В 1950-1970-е годы производственным объединением «Карелстройматериалы» на Рускеальском месторождении были заложены новые карьеры, в которых буровзрывным способом продолжилась добыча мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня разных фракций. С 1974 по 1986 годы на одном из карьеров Рускеала добывали мраморные блоки, используя для этого станки канатного пиления, созданные в Италии. Так образовался «Итальянский» карьер с ровными, как бы полированными уступами, на которых запечатлен причудливый рисунок мрамора, образовавшегося из морских осадков по соседству с вулканом два миллиарда лет назад. Здешний камень применялся для украшения различных сооружений в разных городах Советского Союза, в т.ч. и в Ленинграде — на станциях метро «Приморская» и «Ладожская».
Разработка мрамора Рускеальского месторождения на участке «Рускеала-1» закончилась в конце 1980-х годов, но она продолжалась еще некоторое время акционерным обществом «Рускеальский мрамор» на соседнем участке «Рускеала-2» в Отраккала. Лишь в начале 2000-х годов на заброшенном «Итальянском» карьере новые владельцы пытались брать мраморные блоки на памятники и для реставрационных целей.
В мае 2005 года в Рускеала на базе памятника истории горного дела — «Главного» карьера с остатками шахт и штолен — фирма ООО «Колмас Плюс» организовала Рускеальский горный парк. По периметру карьера-озера длиной до 1.5 км проложена удобная тропа, освещаемая в темное время суток. В самых красивых местах, над уступами карьера высотой 20-25 м сделаны смотровые площадки с ограждениями. Во время экскурсии можно побывать внутри штольни верхнего подземного горизонта и пройти по мосту через глубокий шахтный колодец. Профессиональный экскурсовод расскажет о славной истории мраморных карьеров, об использовании рускеальского мрамора в архитектуре и строительстве. Любители водных прогулок могут покататься на лодках по «Мраморному озеру» с бирюзово-аквамариновой водой, и даже заглянуть в загадочные «гроты» полузатопленных подземелий искусственного каньона. Значительные глубины и прозрачность воды «Мраморного озера» позволяют дайверам совершать свои смелые путешествия по бесконечным лабиринтам затопленных каменоломен.
В недрах Белой горы сохранились загадочные подземные полости — просторные «залы» с высокими мраморными колоннами, уходящими в глубины подземного озера «Рускеальского провала». Тишина каменного мира нарушается шумом пещерного водопада. Зимой вода замерзает и в пещерах — штреках вырастают изо льда причудливые сталагмиты и сталактиты, похожие на сказочные фигурки зверей и людей. В скором времени сюда можно будет попасть через широкое отверстие техногенного провала, или же по длинным тоннелям бывших штреков, начинающихся от «Мраморного озера». Сейчас разработкой такого спелеологического маршрута занимаются специалисты Комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества.
На сегодняшний день Рускеальский горный парк является одним из самых популярных в России туристических объектов, который ежегодно посещают сотни тысяч туристов.
На территории Рускеальского горного парка проводятся различные анимационные программы с участием Владычицы Белогорья, гномов, эльфов и троллей, организуются Фаер-Шоу и Лазерное шоу, ежегодные Новогодние праздники. Неповторимая красота «Мраморного озера» и «Мраморного каньона» запечатлена в фильмах «Темный мир», «Золотой капкан», «Шаман».
Высокие, неприступные уступы бывшего «Главного» карьера — «Мраморного каньона», сложенные мрамором цвета белых ночей, с белыми и серыми полосками, как само северное небо, с редкими зеленоватыми всполохами, похожими на полярное сияние, лабиринты «пещер» и «гротов», никого не оставят равнодушным. Кто хоть однажды побывал в Рускеала, захочет приехать сюда еще не один раз.
Будет очень жаль, если уникальный техногенно-природный комплекс Рускеала, созданный природой и человеком, будет уничтожен в процессе горных работ, которые пытаются возродить нынешние владельцы Рускеальского мраморного месторождения. В границы горного отвода, где возможны взрывные работы, могут попасть участки недр, расположенные вблизи «Рускеальского провала», что непременно вызовет обрушение неповторимых подземных выработок, а значит «поставит крест» на развитии всего горного парка. Соседство с горным предприятием внесет определенную нервозность в работу известного не только в Карелии, но и во всей России туристического комплекса. Нельзя допустить, чтобы популярнейший в стране горный парк Рускеала прекратил или хотя бы приостановил свою работу. Слава Богу, в нашем обществе достаточно много людей, понимающих, что у рускеальских мраморных карьеров теперь иная миссия — просвещение и экологическое воспитание населения.
В то же время, не исключается возможность продолжения добычи рускеальского мрамора для реставрации памятников и украшения новых сооружений, но без нанесения какого-либо вреда действующему горному парку. Для этого в пределах месторождения имеется несколько небольших участков недр с хорошими запасами качественного облицовочного сырья. Но разрабатывать здешний мрамор для производства строительной извести, с использованием взрывной технологии в непосредственной близости от крупного туристического объекта и республиканского памятника истории горного дела, ни в коем случае нельзя. Надеюсь, что удивительная красота «Мраморного каньона» все же примирит владельцев Горного парка Рускеала и горнопромышленников и поможет им найти компромисс в данном вопросе.
Размеры провала впечатляют еще до того времени, когда вы опуститесь вниз – это дыра в земле двадцать на тридцать метров, а до уровня воды – двенадцать метров. Во избежание несчастных случаев, по периметру провала выставлено невысокое ограждение, но оно не в состоянии остановить тех, кто решил полюбоваться этим совместным творением природы и человеческих рук изнутри.
Температурный режим внутри провала уникален и, благодаря ему, в некоторых местах лед не тает даже летом. В это время года туда можно спуститься при наличии надувной лодки и водолазного снаряжения, зимой же спуск разрешен для всех желающих, потребуется лишь минимум снаряжения. Однако, если вы готовы заплатить 1000 рублей (с человека), то вам помогут спуститься вообще без ничего, а часть собранных денег пойдет на развитие парка.
Спустившись вниз, туристы попадают в обширный зал округлой формы, который по периметру составляет примерно 500 метров – это центр выработки, от которого отходят несколько сухих штолен, через более или менее продолжительное расстояние заканчивающиеся непроходимыми завалами. Неподготовленного туриста ждет легкий шок – в этом зале весь лед покрыт царапинами от коньков и это вовсе неудивительно – многие туристы, да и просто местные жители, приезжают сюда как раз для того, чтобы покататься на коньках. За легким шоком, как правило, следует сожаление – об оставленных дома коньках.
Время от времени по штольням и центральному залу разносится гул – это трескается лед. Никакой опасности это явление не несет. Но у неподготовленного туриста мурашки по спине побежать могут. Лед в провале очень толст и чист – в некоторых местах можно приглядеться и увидеть скальные стены выработки, уходящие вниз на много метров.
В боковых штольнях существенно теплее, чем в главной выработке. Поэтому нелишним будет захватить с собой салфетки для объектива, чтобы протирать его от осевшего конденсата. Вторым нелишним действием будет посмотреть на потолок штолен – скапливающийся там конденсат замерзает и порой образует причудливые узоры.
Завалы в боковых штольнях выглядят непроходимыми, но отчаянные спелеологи давно доказали, что это не так. Впрочем, без проводника, специального снаряжения и опыта даже просто «за завал и обратно» соваться не стоит – одно неудачное движение и неудачливый турист рискует остаться там навсегда. В глубине же проходов иногда придется ползти по ледяной воде в кромешной темноте и повстречаться с другими неприятностями подземного путешествия. Лучше вплотную заняться фотографированием вырезанных руками людей изо льда фигур и созданных природой причудливых статуй сталактитов и сталагмитов – впечатлений хватит надолго!
https://www.youtube.com/embed/JyyY3AxX-Eg?wmode=opaque&wmode=opaque
https://www.youtube.com/embed/lzFKb8EYEmE?wmode=opaque&wmode=opaque
источники текста http://www.ladoga-park.ru/ — И. Борисов
http://scorpionesss.ru/
http://novostiua.net/photo/30306-ruskealskiy-proval-chudo-prirody.html