Роспись по телу, или тайская магия
В Таиланде очень распространены магические татуировки, которые носят название сак-янт («сак» переводится как «татуировка», «янт» – «магический символ»). Иногда еще их называют священными татуировками, ассоциируя с буддизмом, но это неправильно. Это традиция, уходящая корнями в шаманизм, поэтому правильнее говорить о них именно как о магических татуировках. Вообще, такие татуировки распространены во многих странах Юго-Восточной Азии, но наибольшую популярность имеют именно в Таиланде.
Забавно, но, несмотря на их распространенность, сак-янты являются именно той частью культурной традиции страны, которая практически всегда остается невидимой для туристов, потому что редко кто приглядывается к татуировкам местного населения, – мало ли кто что рисует на своем теле. А даже если кто и обратит на них внимание и заинтересуется, то языковой барьер все равно сделает понимание практически невозможным. А ведь это очень интересная и самобытная традиция, которая стоит того, чтобы о ней узнать более подробно.
Древнее искусство
Сак-янты появились в те времена, когда Аюттайя была столицей Таиланда. После того как страна стала буддистской, смысловое наполнение татуировок несколько изменилось, причем традиция этих татуировок настолько удачно срослась с буддизмом, что сак-янты даже иногда называют «храмовыми татуировками». Сегодня даже существуют отдельные монастыри, которые славятся своими мастерами сак-янта. Например, монастырь Нонг Кхим в Чианг-Мае. Тем не менее, есть альтернативная версия происхождения сак-янтов, приверженцы которой считают, что это древняя кхмерская традиция. Мотивируют свою точку зрения тем, что многие мастера сак-янта используют кхмерский алфавит для написания текстов татуировок, а не тайский.
Мастерство сак-янт передается от учителя, Аджяна (это слово означает «уважаемый» и применятся по отношению к лицу, который общается с высшими силами), к ученику. Иногда возникает что-то вроде семейных династий, когда учеником становится сын Аджяна, который проходит у отца обучение и посвящение. Женщины мастерами сак-янт быть не могут по определению. При этом все, кто получил татуировку у Аджяна, считаются его учениками.
Дурным тоном считается получение сак-янтов от разных мастеров: все ученики одного учителя считаются духовной семьей, и сменить Аджяна означает изменить своей семье. Янты – магические символы – при этом не обязательно выполняются в виде татуировок. В древнем Таиланде воины даже надевали на себя специальные рубахи, сплошь изукрашенные янтами, защищающими от оружия, когда шли в бой. Сейчас более распространенный вариант – это кусочки бумаги или ткани с нанесенным на них рисунком, их часто можно видеть у водителей автотранспорта на лобовом стекле, иногда янты рисуют прямо на приборной панели или на потолке автомобиля.
Следует отметить, что качество татуировок сильно варьируется. Некоторые настолько ужасны, что напоминают произведения российских татуировщиков, сделанные в местах не столь отдаленных. Другие очень красивы и поражают тонкостью исполнения рисунка. Детальность рисунка зависит не только от мастерства Аджяна, но и от того, каким инструментом делается рисунок. Если он делается бамбуком (это традиционный способ), то татуировка априори будет более грубой, чем стальной иглой – в последнем случае уже можно рассчитывать на филигранность. Цены на работу мастеров сак-янта также очень разнятся. Чем больше фарангов (белых иностранцев) обращается к мастеру, тем цена на его услуги будет выше. За одну и ту же работу цена может разниться от 100 бат до 500 долларов, в зависимости от того, насколько известен мастер.
По наколкам Джоли…
Свою популярность на Западе сак-янты получили после того, как такую татуировку в 2004 году сделала себе Анжелина Джоли. Хотя, наверное, правильнее сказать, что именно тогда Запад вообще узнал о существовании подобных татуировок. До этого о них имели представление только сильно интересующиеся Таиландом и его культурой люди, а таких, скажем честно, немного. Джоли дважды приезжала к Аджяну Ну за татуировками. В первый раз она сделала на левом плече татуировку, которая называется «ха тэо», что в переводе с тайского означает «пять линий». Это действительно пять вертикальных строчек с текстом заклинания на удачу. Вскоре она приехала за еще одной – это было большое изображение тигра, которое ей сделали на пояснице. Аджян Ну после этого приобрел мировую известность, а цены за его услуги взлетели до небес. Кстати, амулеты от этого мастера продаются в сети 7-Eleven, и если тайцы видят на теле иностранцев сак-янты, первый вопрос, который они задают, не Аджян ли Ну делал татуировку. Отрицательный ответ всегда очень удивляет.
Желающие сделать сак-янт приходят в специальную мастерскую, иногда это место выглядит очень экзотично. Например, Аджян Коб из Аюттайи, древней столицы Таиланда, находящейся в 90 километрах к северу от Бангкока, до последнего времени принимал посетителей в хижине на сваях, построенной на озере. Она не имела стен – только крышу, сквозь щели на полу можно было наблюдать, как внизу плещется вода. Татуировки делаются в порядке живой очереди, остальные сидят на полу и ждут, когда придет их черед. Некоторые в процессе ожидания передумывают. Некоторые приходят с друзьями в качестве группы поддержки. Иногда приезжают целыми семьями, чтобы сделать татуировку ребенку. В этом случае, как правило, татуировка делается бесцветной. Вообще, церемонии у разных Аджянов также отличаются. Так, некоторые из них в обязательном порядке проводят церемонию подношения божествам перед нанесением татуировки – например, так делает Аджян Анек из Паттайи. Другие же подобные церемонии проводят только в случае нанесения специальных янтов, которые должны давать особую магическую силу и защиту.
Магическая технология
Рисунок, как правило, предварительно не наносится, но если требуется изобразить прямые линии, то наносится разметка, которой татуировщик и следует. Но это действительно чудо – наблюдать, как под руками татуировщика появляется сложный рисунок. Никакого наркоза не применяется, в том числе и потому, что процесс достаточно безболезненный. Неприятные ощущения возникают разве что, когда тату набивают непосредственно на позвоночнике, но опять же не больно, а именно неприятно. Дезинфекция инструментов тоже в большинстве случаев самая примитивная – спирт и обжигание иглы на огне, поэтому некоторые, приезжая делать тату, привозят собственный инструмент.
После нанесения татуировки Аджян читает заклинание. В принципе, если нужна только красивая картинка, а не магическая поддержка, то этап с чтением заклинания можно пропустить. Какого-либо специального ухода эти татуировки не требуют и заживают очень быстро, в отличие от сделанных в обычных тату-салонах. Сак-янты делаются черными или красными чернилами (в одном рисунке могут использоваться оба цвета), а могут быть и бесцветными, невидимыми. В последнем случае татуировка делается маслом, и после того как покраснения от иглы спадут, о ее существовании будет знать только ее владелец. Считается, что независимо от того, видимая татуировка или нет, магическая сила ее не уменьшается и не увеличивается. С другой стороны, те, кто делает себе невидимые татуировки, считают, что это дает им дополнительную защиту, так как никто не догадывается о дополнительном магическом покровительстве высших сил. Так как татуировки магические, они не наносятся на тело ниже пояса.
Защита и удача
Сыа Ку (Suea Koo) – татуировка, изображающая двух тигров-близнецов. Два тигра олицетворяют собой «амнай» (amnaj) – власть над людьми, этот сак-янт весьма популярен среди военнослужащих и руководящих полицейских чинов.
Рисунки сак-янтов самые разнообразные – от строчек с текстом заклинаний до изображений животных и магических существ. От миниатюрных, которые мастер набивает за 10 минут, до больших, на которые уходит по несколько часов работы.
Татуировки делятся, можно сказать, на два класса. Первые являются защитными, вторые приносят удачу в бизнесе и/или в любовных делах. Конечно, на самом деле видов татуировок больше, но, в конечном счете, все сводится именно к защите или удаче. Еще считается, что изображение зверей приводит к тому, что ты начинаешь обладать качествами этого животного плюс можешь входить в измененные состояния сознания. Лично я в жизни такого не встречала, но набившая на пояснице сак-янт в виде тигра Анжелина Джоли довольно убедительно воплотилась в мультяшную тигрицу из «Кунг-Фу Панда». Возможно, татуировка ей в этом помогала?..
Зная консервативность тайского общества, лично я была поражена тем, как много тайских девушек делает себе сак-янты. Во все мои визиты к Аджяну обязательно присутствовала стайка подружек, пришедших за тату. Причем это явно были не барные девушки, чьи тела часто украшены тату, в том числе и декоративными рисунками, нет. Обычные девчонки, какие стоят на кассах в супермаркетах. Я спросила у нашей тайской няни: как же так, все-таки татуировки не очень одобряются тайской культурой. Ответ был такой: «Мадам, понимаете, татуировки же делаются в таких местах тела, где никто посторонний их увидеть не может. А после свадьбы уже будет неважно, что муж увидит, потому что дело сделано».
Запреты и ограничения
Янт Черн Тонг (Chern Tong), изображающая предводителя обезьян Ханумана в сцене битвы из эпоса Рамакиен, хватающего летящие в него стрелы и бросающего их назад во врагов. Часто наносится на плечо или лопатку и является очень популярной среди бойцов муай тай, которые считают, что татуировка усиливает мощь ударов, наделяет бойца ловкостью обезьяны и способностью уворачиваться от ударов, помогает обладателю придумывать различные трюки и хитрости в бою с многочисленными противниками. Изображение Ханумана также очень популярно среди государственных служащих, хотя им и запрещено наносить татуировки. Тем не менее, многие наносят сак-янт с помощью специальных освященных бесцветных красок.
Нужно понимать, однако, что магическая татуировка – это не только рисунок на коже, это еще и особые правила поведения. Наиболее строгие правила необходимо соблюдать, если ты делаешь татуировку в монастыре. Правила включают в себя массу условий и ограничений, и, если честно, не очень понятно, как им можно следовать в современной жизни. Например, запрещено пересекать мост с односторонним движением. Ну и как это правило соблюсти, если ты едешь на междугородном автобусе?
Ограничения касаются не только поведения, но и рациона питания. Так, монастырские правила накладывают запрет на употребление в пищу овощей семейства кабачковых. При этом монах никогда не будет делать татуировку женщине – им запрещено прикасаться к представительницам прекрасного пола, поэтому дамы могут сделать сак-янты только у мастеров-мирян.
В то же время правила/ограничения мирских мастеров сак-янта сильно варьируются. У некоторых Аджянов они совсем простые, из серии «старайтесь быть хорошими людьми». Другие требуют неукоснительного соблюдения пяти обетов, которые принимают буддисты-миряне: не употреблять алкоголь, не отнимать жизнь, не обманывать, не воровать, не заниматься сексом с чужими мужьями/женами, плюс еще целый ряд ограничений. Кстати, правило не отнимания жизни не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Это не только прямой запрет на убийство, в том числе и на охоту и рыбалку. Тем, кто принял данный обет, например, нельзя заказывать в ресторане еще живую рыбу, чтобы ее приготовили для него.
Строгость запрета на алкоголь варьируется от мастера к мастеру. Владение монастырской татуировкой подразумевает полный отказ от него – в этом случае алкоголь нельзя употреблять даже в лекарствах, особенно если есть его безалкогольный аналог: то есть валерьянку в каплях нельзя, а в таблетках можно. Другие мастера ограничиваются более «гуманным» требованием не употреблять алкоголь в дозах, приводящих к опьянению.
Непростое украшение
Однако даже если вы выяснили все правила Аджяна до момента нанесения татуировки и решили, что сможете их выполнять, то нет никакой гарантии, что после чтения заклинания мастер не придумает новое ограничение, предназначенное специально для вас! Я была свидетелем, как однажды после церемонии Аджян стал зачитывать дополнительные ограничения человеку, только что получившему тату. Считается, что несоблюдение правил грозит тем, что все, что татуировка принесла, она отнимет. Кстати, одним из правил сак-янта является прямой и однозначный запрет на то, чтобы говорить, что татуировка дает ее обладателю какие-то сверхъестественные силы и возможности. Вообще, мастера подчеркивают, что обладание янтом не делает тебя автоматически хорошей или плохой персоной, сак-янты вообще выше этих категорий. Однако обладатель такой татуировки должен постоянно над собой работать и самосовершенствоваться, для того чтобы янт начал приносить плоды. Кстати, иногда Аджяны отказываются делать татуировки, если видят зло в человеке и подозревают, что сила янта будет использована на неблагие дела и поступки.
Так что, татуировки сак-янт, совсем как в песне про обручальное кольцо, – это не простое украшение. И вряд ли их стоит делать, повинуясь сиюминутному порыву заполучить «такую же клевую татушку, как у звезды». В их силу можно верить, можно не верить, но если вы решили сделать сак-янт, надо быть готовым к тому, что, возможно, ваша жизнь после этого может сильно поменяться. И, возможно, совсем не в том направлении, о котором вам мечталось. Дело в том, что янты (как считается) исполняют наши самые глубинные истинные желания, а не те, которые роятся на поверхности нашего сознания.
Кстати:
Перевод текста кхмерского заклинания, которое красуется на левой лопатке Анжелины Джоли: Пусть враги бегут от тебя. Если обретешь богатство, пусть оно будет с тобой всегда. Пусть твоя красота не поблекнет. Куда бы ты ни отправилась, Пусть многие последуют за тобой, служа и защищая тебя.
Трудности перевода:
Имейте в виду, что Аджяны не говорят по-английски и уж тем более по-русски. Поэтому во избежание недоразумений лучше подучить перед визитом тайский язык или хотя бы взять с собой толмача-тайца. А то вдруг закажете небольшой рисунок «ха тэу» на удачу, а получите в подарок изображение курицы во всю спину со строжайшими запретами кушать мясо, летать на самолетах и купаться в бассейне.
Ват Банг Пра:
Каждый год в Таиланде тысячи людей приезжают на фестиваль Wat Bang Phra Tattoo Festival, чтобы отдать дань уважения Будде и монахам местного храма – мастерам магических татуировок. Во время фестиваля обладатели тату впадают в транс и начинают демонстрировать свои специальные возможности, в том числе перевоплощаться в своих священных духов-животных.
Нужно отметить, что запреты/ограничения для обладателей сак-янтов из храма Банг Пра – одни из наиболее суровых. Вот только некоторые из них: – нельзя употреблять в пищу любые овощи семейства тыквенных; – нельзя пригибаться под бельевой веревкой или нависающей частью здания; – нельзя пригибаться под банановым деревом сорта тхаани (это предупреждение считается довольно важным); – нельзя допускать, чтобы мужчину касалась юбка или блузка женщины (особенно в менструальный период); – нельзя позволять женщине лежать или сидеть выше вас.
Автор: Елена Саяпина (внизу – фото автора и ее сак-янт на спине)
Фестиваль магических татуировок
Ежегодно в первую субботу марта в 50 километрах к западу от Бангкока проходит фестиваль магических татуировок сак-янт. Сак-янт – волшебная роспись по телу, дающая владельцу защиту от зла, наделяющая его силой и удачей. По крайней мере, в это верят обладатели подобных татуировок, приезжающие из года в год в храм Банг Пра, где проходит фестиваль. Кто-то прибывает сюда, чтобы заполучить свой первый священный рисунок, а кто-то хочет пополнить имеющиеся узоры новыми элементами или подзарядить их.
Для меня в теме магических тату всегда было что-то завораживающее, но в то же время внушающее недоверие и легкую иронию. С одной стороны, нанесение на тело сак-янтов – древняя традиция, сопряженная с рядом ритуалов, правил и запретов. В то же время такие тату в Таиланде вы можете наблюдать повсеместно. При этом, вероятно, вы разглядите знакомые мотивы тайной росписи вовсе не на телах военных, полицейских и криминальных элементов, среди которых они наиболее распространены в силу своих защитных свойств. Гораздо проще увидеть характерный рисунок на плече симпатичной молоденькой тайской девушки или водителя тук-тука. А в последнее время все чаще и на телах живущих в Таиланде иностранцев (в том числе и россиян!) или просто туристов.
Средства массовой информации и глобальная всемирная сеть способствуют популяризации магических тату. В современном мире осталось так мало места для чуда и мистики. Поэтому реющая на горизонте вероятность получения помощи по жизни от неких таинственных сил увеличивает интерес к сак-янтам. Из года в год все больше и больше фотографов, журналистов и просто любопытных приезжают на фестиваль в храм Банг Пра, тем более вход открыт для всех желающих. Вот и я решила попасть туда, чтобы поискать ответы хоть на часть интересующих меня вопросов.
22.10
Итак, пятничный вечер, в компании двух фотографов-соотечественников мы едем в такси из Бангкока в направлении храма Банг Пра. Водитель довольно смутно понимает, куда это мы собрались на ночь глядя. Хорошо, что всемогущий Интернет с его картами выведет вас к любому таинственному объекту! Всего то и нужно, что обладать магическими GPS-координатами.
Фестиваль должен начаться утром следующего дня, но всю ночь накануне монахи будут бить татуировки толпе желающих, пришедших в храм заранее, так что в поисках любопытного стоит выдвинуть в дорогу с вечера.
23:00
Мы на месте. Торжественно, несмотря на жару, на входе в храм напяливаю кофту с длинным рукавом – святое место как-никак. Я немного проголодалась, но беспокойства по этому поводу не испытываю. Ведь, как говорят, где тайцы, там еда. В подтверждение этой аксиомы на входе нас встречает продуктовая мини-ярмарка: шашлычки, напитки, даже свежий кофе.
На большой территории монастыря довольно пусто, основная масса уже прибывших сгрудилась у большого полотняного экрана, на котором прокручивают какой-то фильм. Позже я прочитала в отчетах, что это был ужастик. Что же, вполне в духе мероприятия. Кинопроектор старый, бобины меняются вручную. Звук врублен так громко, что впору оглохнуть. Фильм прерывается на рекламную паузу – по экрану бегут девушки в купальниках. «Святое место, говорите? Да ну вас!» – решаю я и стягиваю жаркую кофту.
23:30
Перекусив, мы начинаем осмотр местности. Еда, еда, сувенирные футболки с защитными узорами, повторяющими рисунки сак-янтов. На территории храма множество статуй и фигурок святых, но самая значительная – огромная золоченая статуя бывшего настоятеля монастыря, уважаемого монаха Luang Phor Pern. Именно к ней утром, когда начнется действо, устремятся обладатели защитных тату, впавшие в ритуальный транс. А пока же статуя просто загадочно улыбается в темноте.
23.45
В очередной наш бесцельный рейд по территории монастыря к нам подходит местный «помогала». Хотим ли мы посмотреть, как делают тату? Спрашиваешь! Веди нас, друг.
По пути помощник предлагает купить за небольшие деньги защитный амулет. Отказываемся. Амулеты в Таиланде по своей популярности, вероятно, даже превосходят защитные тату. Многие обладатели татуировок, приезжающие на фестиваль, увешаны этими довольно увесистыми аксессуарами, как новогодние елки игрушками.
Об амулетах можно говорить долго. Говорят, чтобы купить толковый, нужно быть экспертом. Насколько крепка вера в них их обладателей, можно понять, попросту просматривая тайские газеты. Мне запомнился один пример: тайцы, оказавшиеся на судне, захваченном сомалийскими пиратами, были спасены. Когда освобожденных заложников наконец предоставили в распоряжение жадных до эмоций репортеров, был сделан прекрасный кадр: все спасенные тайцы, как один, вынув из-за пазухи свои амулеты, уткнули их прямо в объектив камеры.
23:55
Погрустневший после нашего отказа хелпер не нарушил обещания, довел нас до места, где набивались тату, и скрылся в ночной тьме. Обычное здание, обычная терраса на уровне второго этажа, на ней и на ведущих к ней ступенях сидит и ждет своей очереди молчаливая толпа. В конце террасы монах осуществляет священное действо, нанося татуировку.
Дальше пришлось проявить немного нахальства, и мы взобрались на террасу с обратной стороны от перил. Да простят нас присутствующие, ведь только оттуда можно было как следует разглядеть, что происходит, и сделать фотографии. Фотографы защелкали затворами камер, а мне пришлось отдуваться по части светской беседы. На жуткой смеси английского и тайского, краснея, я объяснила монаху, откуда, собственно говоря, взялись такие странные фаранги. Кто бы мог подумать, что, не прерывая процесс нанесения тату, он проявит вполне человеческое любопытство.
00:30
Позже участники действа почти перестали обращать на нас внимание. Вновь прибывающие люди здоровались с мастером, набивающим тату. Уважительное обращение «Аджан», склоненные головы, затем долгое ожидание своей очереди. Каждый желающий сделать татуировку приносит мастеру подарки: деньги, цветы, благовония и… пачку сигарет. Почему монахи так любят сигареты, осталось для меня загадкой.
01:30
Пока мастер набивает рисунок, помощники, друзья и родственники татуируемого оттягивают кожу на участке, предназначенном для будущей тату. Узор наносится стальной спицей короткими четкими движениями. Чернила изготавливаются самим мастером. Говорят, что в среднем на одно тату приходится примерно 3.000 ударов. Предварительно делается разметка в виде сетки, а для сложных рисунков (к примеру, для популярного тигра) используется трафарет. Когда татуировка закончена, монах благословляет ее прочтением мантр, чтобы наполнить рисунок силой. Во время этой процедуры в ночной тишине иногда внезапно раздается утробное рычание коленопреклоненного татуированного. Краткий миг суеты – и вот уже друзья впавшего в транс обладателя тату приводят его в чувство.
02:50
Во время осмотра других помещений в храме, где наносятся тату, стало понятно, что отношение к чужакам везде разное. Кое-где в комнатах обстановка такова, что неприлично даже шептаться. Кое-где не разрешили снимать, и порою я ловила на себе слегка враждебные взгляды, хотя просто тихо стояла в углу. Женщин среди татуированных немного, ведут они себя как пришибленные, в толпе почти незаметны. Как я поняла, не каждый монах согласится набить татуировку женщине, а если это и делается, он должен избегать соприкосновения с ее кожей, используя полотенце или перчатку.
04:00
В одной из комнат мы немного разговорились с аудиторией, и большинство присутствующих по очереди показали нам свои исчерченные узорами спины. Тысячи и тысячи ударов железной иглы. В другой комнате татуировщик был совсем юный и все рисунки наносил по трафаретам. Ожидающая публика рассматривала альбом со возможными мотивами, и все это немного напоминало салон красоты.
05:00
Раннее утро, мы все еще не спим. Мои надежды использовать по назначению припасенный в дорогу спальник тают, хотя в монастыре и предусмотрены спартанские места для отдыха. Но мы боимся пропустить что-нибудь интересное. Монахи и все присутствующие тоже сильно устали. С нами уже никто не болтает, разговоры вокруг тоже смолкают. Между тем, очереди за тату удлиняются. А на площади перед статуей настоятеля начинает рассаживаться народ.
06:40
Светает. На улице проходит раздача бесплатной острой лапши. Аппетита нет, но перец чили отлично бодрит – лучше, чем кофе.
Официальное начало церемонии в 9:39 утра – наиболее благоприятное по всем показателям время. Но еще за пару часов практически вся площадь заполнена сидящими людьми. Понемногу из толпы начинают подниматься обладатели татуировок. Один, двое, трое. Кто-то медленно, в режиме зомби. Кто-то быстро, с ревом и криком. Все они стремятся к сцене, на которой размещена статуя настоятеля. У сцены бегущих, идущих и ползущих отлавливают волонтеры. Выводу из транса способствует растирание мочек ушей. Постепенно в рядах толпы образуются коридоры, по которым люди бегут к сцене. Впрочем, это не мешает многим из них пробираться сквозь толпу по неустановленной траектории, спотыкаясь о спины сидящих.
07:35
Многочисленные фотографы и видеооператоры сконцентрировались у сцены, ловя удачный кадр да и, чего там греха таить, слегка мешая происходящему. Бамс! – штатив с камерой полетел на землю. Хлоп! – кто-то из папарацци получил мощный пинок в спину. Самое неприятное чувство возникает, когда в какой-то момент количество поднимающихся из толпы «зомби» вдруг возрастает в геометрической пропорции. Пять, десять, двадцать. А что, если они все сейчас… Панически осматриваю пути отступления. Сомневаюсь, что смогу растереть мочки ушей паре бегущих на меня с перекошенными лицами взрослых мужчин. Впрочем, надо отметить работу отважных волонтеров: серьезно на фестивале никто не пострадал, разве что пара дюжин зазевавшихся отделались неприятными, но безвредными тычками.
08:20
Считается, что, впадая в транс, некоторые из участников фестиваля, могут приобретать черты изображенных на их телах животных – к примеру, тигра или обезьяны. Если внимательно посмотреть на позы и движения бегущих к сцене, определенное сходство действительно улавливается. На площади был с десяток фарангов с нанесенными на тело сак-янтами, но ни один из них не бежал к сцене, что сильно удивило моих спутников. Почему так происходит, мне неведомо. Вероятно, не все тайны открываются иностранцам, даже нанесшим на тело священный узор. Хотя я видела, как впал в транс один из гостей праздника, прибывший из Кореи или Японии. Этих ребят в одинаковых футболках привез на мероприятие большой туристический автобус.
9:39
На сцену поднимаются монахи, и начинается молитва. Если в течение предыдущих часов зрители на площади следили за происходящим со спокойными, а порой равнодушными или даже улыбающимися лицами, как на просмотре легкого кинофильма, то теперь ситуация кардинально меняется. Несмотря на утомительную жару и палящее солнце, сотни людей, много часов ожидавшие этого момента, повторяют слова молитвы с полной отдачей происходящему.
10:00
Когда чтение мантр заканчивается, неожиданно для нас начинается дикая толкучка. Вся площадь устремляется к сцене, откуда разгоряченную толпу поливают из шлангов освященной водой. Панически боясь подобных ситуаций, проскребаюсь к выходу. Встав под зонтик в долгожданную благословенную тень, наблюдаем счастливые лица вытекающих с площади людей.
10:30
Фестиваль закончен, и нас ожидает утомительная обратная дорога. Такси поймать невозможно, так что нам приходится битый час трястись стоя в местном автобусе. 24 часа на ногах. Когда я наконец добираюсь до кондиционированного бангкокского скайтрейна, сознание начинает понемногу отключаться. Под мерное жужжание рекламы в вагоне засыпаю и вспоминаю самые яркие моменты прошедших суток. Например, такой: только что предлагавший нам набить магические тату монах протягивает мне яблоко. Ох, знал бы он, как все это символично, если рассматривать ситуацию с точки зрения христианства! Яблоко-то я взяла, а вот от татуировки отказалась. Может, зря?..
Автор: Юлия Бурсак Источник: Журнал Азия.
Рейтинг публикации:
|