На земном шаре люди давно уже провели условную линию, которую можно назвать начальной или линией отсчета, а чаще ее называют нулевым меридианом. Отсюда как бы встает солнце, отсюда, от первого часового пояса, идет по планете день.
Край, где проходит эта утренняя линия, — Дальний Восток.
Дальний Восток издавна манил российских землепроходцев. Измерив не одну тысячу горизонтов, они дошли до последнего, уже недоступного. Здесь был «край» земли, и здесь, в огромном море, рождалось солнце.
Отгороженный горными заборами, край земли казался очень суровым, щедрым на бури и скупым на урожай.
Облик Дальнего Востока веками был неизменен — до тех пор пока край не стал частью большого советского хозяйства. Началось освоение его трех миллионов квадратных километров. Шел кропотливый, дотошный, непрерывный учет дальневосточных богатств. Дальний Восток стал краем новостроек — вырастали новые города, заводы, рудники, нефтевышки.
Сегодня среди дальневосточников есть люди, пожалуй, всех специальностей, какие только существуют на свете. Но все они к тому же долгое время совмещали профессии шахтеров, рыбаков, строителей, звероводов с профессией исследователей.
Недавно окончила работу, обобщив многолетний труд, Амурская комплексная экспедиция Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР. Подведены итоги многочисленных морских экспедиций Тихоокеанского научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО). Широко развернулся осмотр дальневосточных «подземелий» геологами.
Опыт гигантского народнохозяйственного строительства в условиях Дальнего Востока и тщательно проведенная, «глубинная» разведка его богатств позволяют по-новому, с более полной «нагрузкой» использовать природные ресурсы Дальнего Востока. Дальний Восток вносит свою — и немалую — лепту в создание материально-технической базы коммунизма.
Начнем подсчет дальневосточных богатств с солнечной «колыбели». Солнце встает из моря. Это не просто метафора. Вернее, в ней, помимо поэтического, есть и научный смысл. И заключен он в том, что море является главным хранилищем солнечных даров, концентрирует большую часть достающейся земле солнечной энергии.
Надежные пути к морским кладовым уже разысканы нами на Дальнем Востоке. Сейчас в дальневосточном морском промысле появляется много нового: новые объекты лова, новые районы лова, новые способы лова.
У рыбаков Дальнего Востока большие планы, высокие обязательства. Откуда у них берется уверенность в будущем улове?
Еще не так давно случай почти единовластно распоряжался сетями. Наука, встав у руля рыболовецкого судна, вывела его из зыби слепого поиска. Рыболовство становится производством.
Посмотрите, как расширяется фронт поиска рыбы на Тихом океане.
До сих пор рыбу вылавливали только из верхнего слоя воды. Как-то привычно было думать, что всякая морская живность тянется к солнцу, небу.
Исследования советских ихтиологов и океанологов показали, что наиболее густо населен слой от 300 до 1 000 метров. Сюда будут забрасываться глубоководные тралы и ловушки, которыми сейчас оснащаются наши сейнеры.
Обветренное, опаленное морозом лицо, веселый блеск глаз. Молодой дальневосточник геолог Анатолий Макиенко... Тысячи юношей и девушек едут на Дальний Восток, чтобы разведывать его богатства, возводить города, поднимать целину — строить будущее края.
Фото К.Толстикова
Из дальневосточных портов в знойные южные моря за тунцом, макрелью, скумбрией, меч-рыбой в скором времени отправятся флотилии крупнотоннажных океанских судов. Это будут огромные суда-заводы, суда-подвозчики горючего, суда-ловцы... Новые районы лова уже хорошо разведаны.
Появился и быстро оправдал себя ночной способ ловли на электросвет. Пока что так ловят сайру, но специалисты полагают, что электричество сможет быть «приманкой» для многих других пород рыб.
Еще не так давно список добываемых рыб был во много раз короче списка, в который ихтиологи занесли возможные промысловые породы. Теперь осваивается активный промысловый лов самой разнообразной морской «живности»: морского ерша, мойвы, угольной рыбы.
Но не только рыбой интересуются научные сотрудники ТИНРО и промысловики. Из обихода постепенно исчезает понятие «рыбная промышленность» и возникает новый термин — морская промышленность. Конечно, рыба останется главным продуктом, добываемым в море. Но уже сейчас мы собираем сотни центнеров морской капусты, анфельции, мидий, гребешков, трепангов — продуктов, сегодня еще малопривычных для большинства людей, но, несомненно, завоюющих авторитет, так как они исключительно богаты самыми ценными для человека веществами. Со временем дальневосточные моря станут огромнейшей нивой, где подводные комбайны будут собирать богатые урожаи.
На наших глазах меняется морское хозяйство.
Край, растянувшийся по меридиану на три с лишним тысячи километров, имеет право на крайности. Однако диапазон климатических зон Дальнего Востока не так широк, как бы хотелось. На юге Дальнего Востока — в Приморье, Хабаровском крае, на Сахалине, Курилах холоднее, чем на тех же широтах в Европе. Эта климатическая несправедливость обернулась, однако, не одними минусами, но и плюсами. Несоответствие широты и средней температуры привело к своеобразному природному компромиссу: на Дальнем Востоке уживаются рядом представители растительного и животного царства разных эпох и разных зон.
Парадоксы дальневосточной тайги — не просто отрада любителей чудес, в них немалый экономический потенциал Дальнего Востока. Сегодня здешний лес используется в основном так же, как и в других районах страны, — с лесосек он идет на бондарные и мебельные фабрики, домостроительные и целлюлозно-бумажные комбинаты. Это направление лесного хозяйства будет развиваться и дальше — новый крупнейший в стране центр деревообрабатывающей промышленности строится сейчас в Амурске. Великолепным современным предприятием обещает стать мебельная фабрика в районе Артема. Она одна даст в год мебели на десять миллионов рублей. Дальневосточники думают и о более эффективном использовании уникальных, именно уникальных даров здешней тайги. Уже сейчас дальневосточники занимаются разведением и выращиванием ценных лесных пород — уникалов. Вот далеко не полный список уникалов Дальнего Востока: амурский бархат — редчайший пробконос, корень жизни — женьшень, и элиутерокк, его младший, еще более талантливый собрат, лимонник, «ягода пяти вкусов», обладающий исключительными тонизирующими свойствами, наконец, богатая витаминами актинидия, названная Мичуриным «ягодой будущего».
Все это сегодняшние дикоросы и культурные растения будущего. Их ожидает славная судьба пшеницы, картофеля, кукурузы, яблони. Сделаны первые шаги по «приручению» дикорастущих. В пяти лесхозах созданы насаждения бархата, на среднем Имане возникло промысловое хозяйство, специально занимающееся дикорастущими. У села Варваровки создан совхоз «Женьшень», занимающийся, кстати, выращиванием и других ценных диких растений.
Необычайно интересные работы проведены на Горнотаежной станции Дальневосточного филиала АН СССР. Издавна человек, обитавший в здешних краях, роптал на горы. Что посеешь на склонах?
Ученые-дальневосточники решили справиться с этой «горной болезнью». Многолетние опыты и наблюдения убедили в полной пригодности склонов для растениеводства. Больше того, горный рельеф поможет по-новому организовать лесное хозяйство. Ведь любая гора — это комплекс разных растительных и климатических зон. На сравнительно небольшом пространстве, по мнению ученых, можно совместить культуры, которые обычно не уживаются рядом, объединить лесоводство и садоводство.
* * *
Дальневосточные хребты — это участок горного кольца, окружающего Тихий океан. Они словно стенки гигантской чаши, в которой плещется Тихий океан. В недрах же гор еще не стерлась память о времени, когда природа ковала эту чашу, когда в разрывы земной коры устремлялась раскаленная лава, неся с собой и олово, и свинец, и золото, — да что перечислять, почти все металлы менделеевской таблицы. Не случайно инженер Гарин, герой фантастической повести Алексея Толстого, именно здесь направил луч своего гиперболоида в толщу земной коры.
Кроме руд, на Дальнем Востоке добывают и уголь и термальную воду. И перечень вновь открытых богатств пополняется непрерывно. Совсем недавно у деревни Кокшаровки был обнаружен чудесный минерал вермикулит. При нагревании он увеличивается в объеме раз в двадцать, сохраняя при этом все свои качества, в том числе теплопроводность. Вермикулит — незаменимый строительный материал.
Среди замечательных открытий, сделанных дальневосточными геологами, есть и такие, до которых пока не доходят руки, вернее — дороги. Не всегда выгодно начинать крупную стройку вдали от обжитых мест.
Но советские люди быстро обживают тайгу. Свое тридцатилетие отпраздновал в прошлом году Комсомольск. Многие горожане хорошо помнят, каких усилий стоило добраться до стройплощадки, как давила, как сжимала своим кольцом тайга новорожденный город. Сегодня Комсомольск — главный опорный пункт дальнейшего наступления на тайгу. Уже проложена отсюда трасса в горы Мяочана, в край, казавшийся неприступным. Здесь, в долине реки Холдоми, геолог Олег Кабаков обнаружил месторождение олова.
Строительство рудника было включено в семилетний план, его поручили комсомольцам. Юный город в долине Холдоми — один из красивейших на земле. Так считают сами строители. В этом не надо убеждать и приезжих. Город у стройки аккуратен, наряден, подтянут, как молодой солдат, и всегда светится улыбкой. Недаром он назван Солнечным.
* * *
Дальневосточная земля — одно из главных богатств края. Хлеб, мясо и молоко Приамурья, картофель Сахалина плюс овощи, соя и рис Приморья — надежная сельскохозяйственная база края. В решении основных сельскохозяйственных задач дальневосточники идут тем же путем, что и все труженики сельского хозяйства страны, — они взяли курс на рост урожайности, передовую агротехнику, комплексную механизацию. Значительно поднята северная граница овощеводства и животноводства. Зеленым кольцом совхозов окружен Магадан. Первые птицефермы появились в Корякском национальном округе. Рыболовецкий колхоз «Ударник» построил у себя инкубатор для выращивания цыплят. Опыт «Ударника» переняли другие колхозы округа.
И, конечно, огромное богатство края — это массивы целинных земель. Местные почвы, не знавшие плуга, веками копили плодородие. И не случайно в лучших хозяйствах, осваивающих эти земли, снимают рекордные урожаи риса, сои, кукурузы, овощей. Здесь земля щедро платит за труд.
Край светлого утра Советской страны — Дальний Восток — кипит работой. Богатства природы края становятся богатством советских людей.
Е. Александров
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 784
Рейтинг поста: