Экскурсионно-туристический комплекс "Снежная деревня" сегодня - что-то вроде музея ледяного изобразительного искусства, памятник человеческой изобретательности и фантазии. Ее создатель, Владимир Комягин - и архитектор, и PR-менеджер, и арт-директор, а для приезжающей на экскурсии малышни - по совместительству еще и Дед Мороз.
КИРОВСК (Мурманская область) — 24 дек, Анастасия Яконюк.Мурманская снежная деревня уютно устроилась у подножия Хибинского массива, который защищает ее от северных ветров. На фоне величественных гор она кажется небольшим сугробом, но изнутри — поражает своими размерами и бесконечными лабиринтами комнат и залов. Словом, мечта Снежной королевы. И в этом зимнем королевстве есть, где разгуляться: 2014 квадратных метра - зафиксированный российский рекорд. Этой зимой деревня получила официальную прописку в Книге рекордов России.
Дворец родом из детства
Владимир Комягин — автор идеи, архитектор, строитель, скульптор, экскурсовод, PR-менеджер, арт-директор и еще иногда Дед Мороз для приезжающей издалека малышни. Свою, в общем-то, детскую идею (ну, кто забавы ради не лепил в детстве снеговиков и не возводил снежных крепостей!) построить Снежную деревню он начал реализовывать пять лет назад.
В снежной деревне горит олимпийский огонь и висит табло с оценками
"Да смеялись надо мной все. Многие не верили, что получится. А мне всегда хотелось сделать что-то необычное. Нет, не прославиться, но завить о себе как о личности", — вспоминает он.
Говорит, сколько лет жил в Кировске, занимался зимними видами спорта — сноуборд, горные лыжи, но долгое время не понимал, что главное богатство Хибин — буквально под ногами.
Зима 2008-го выдалась аномально снежной, и Владимир решил не упускать шанс.
"Когда мы начали строить, меня спрашивали, а что мы строим? Я говорил — да черт его знает! Вот, помните, в детстве ходы рыли в снегу? Что-то вроде этого", — рассказывает хозяин деревни.
Правда, технологию Комягин выбрал немного другую — снежная масса набивается в специальные формы, спрессовывается, а потом вынимается — совсем не так легко, как детские куличики. Эти каркасы Владимиру и его друзьям приходилось потом не раз усовершенствовать. Первая деревня была по площади около 500 квадратных метров.
Тогда, по соблазнительному примеру своих западных коллег, Владимир решил организовать под снежным куполом гостиницу. Однако, если в соседней Норвегии туристы готовы были платить втридорога, чтобы переночевать на ледяном ложе, места в его отеле пустовали. Тогда концепция турпроекта поменялась.
Музей ледяного искусства
Экскурсионно-туристический комплекс "Снежная деревня" сегодня — что-то вроде музея ледяного изобразительного искусства, памятник человеческой изобретательности и фантазии. Экспонаты здесь существуют в единственном экземпляре, одна беда — недолговечны.
Возводить деревню Владимир с друзьями начинают в ноябре, когда снежный покров уже устоялся. Правда, погода не раз проверяла строителей на прочность — то морозы ударят, то оттепель не по расписанию. Правда, главный строительный материал здесь все же — искусственный снег.
"Натуральный снег — материал капризный. Он, когда устоится, становится серым. Белизну сохраняет только искусственный. Кроме того, искусственный — прочнее", — поясняет Владимир.
Какой бы ни была погода снаружи, внутри всегда постоянная температура — около —5, так что в лютые морозы посетители стараются подольше задержаться под снежными сводами — погреться.
Изнутри кажется, что ты стоишь в центре снежной полусферы, потому особо впечатлительные посетители часто интересуются безопасностью возведенных конструкций — не обвалится ли свод.
"Здесь заложен принцип строительства арочных мостов — они считаются самыми прочными", — терпеливо объясняет Владимир.
Установить рекорд он и его снежная бригада теперь могут не только по площади строительства, но и по скорости — в этом году постройки выросли на 2014 квадратных метрах (на самом деле, на 2300 метров — строили с запасом) всего за две недели. Еще неделя ушла на отделочные работы.
"Мы пригласили около 20 скульпторов из разных городов России. В этом году выбрали тему — грядущие Олимпийские игры, все здесь сделано в этом стиле: около 15 олимпийских видов спорта нашли свое отражение в залах деревни", — рассказывает организатор проекта.
Переходя из зала в зал, посетители оказываются на катке, хоккейном корте, площадке для керлинга, бобслейной трассе. В центре комплекса есть снежный бар, ледяной пьедестал, где любой посетитель может сфотографироваться на память.
В каждой комнате — особая подсветка: разноцветные лампочки заливают светом стены с искусно вырубленными барельефами.
Казалось бы, построил конструкцию из снега — и живи спокойно до весны, пока таять не начнет. Но снежная деревня требует ежедневного кропотливого ухода, поясняет Владимир. Во-первых, туристы не могут удержаться, чтобы не потрогать все экспонаты, не погладить ледяные скульптуры. И хотя один из главных принципов строительства — "антивандальность" — произведения снежного искусства все равно страдают.
Но главная проблема — в теплые дни и при большом скоплении посетителей полы начинают покрываться ледяной коркой. За ночь нужно успеть вручную ее счистить, чтобы деревня не превратилась в каток.
Как делать деньги из снега
Друзья считают Комягина авантюристом — первые годы он упорно возводил свою деревню, несмотря на то, что расходы нарастали, как снежный ком, а доходы таяли и утекали, словно снег под весенним солнышком. Он не переставал писать заявки на гранты, субсидии и прочие виды помощи начинающим предпринимателям. Но денег либо не давали вовсе, либо давали смехотворно мало, больше времени уходило на отчеты.
Несколько лет назад Комягин познакомился и даже подружился со своим финским коллегой — они оба начали строительство снежных сооружений в один год. Оказалось, у них много общих забот и проблем. Только решали они их по-разному.
"Я пытался за собственные деньги все делать, зарабатывал, где можно, а потом вкладывал в сезонный бизнес. А он просто написал бизнес-проект, получил сумасшедшие деньги, огромный участок, построил помещение — кафе, сауну, сразу все красиво. И проценты у него настолько низкие, что он не напрягается, работает и потихоньку отдает", — рассказывает Владимир.
По его словам, первоначальная идея сделать ставку на приезжих туристов (рядом — крупный горнолыжный комплекс) себя не оправдала.
"Я тратил уйму денег на рекламу — даже на ски-пассах размещал логотип деревни. Просчитался — горнолыжники приезжают на несколько дней, им бы накататься вдоволь, а времени на осмотр достопримечательностей нет", — объясняет Владимир.
Сегодня главные посетители деревни — жители Мурманской области. Много приезжает школьных экскурсионных групп. Раз в год в деревне проходит фестиваль ледовых скульптур "Бешеная пила", когда самые искусные мастера со всей России соревнуются в создании произведений на время. И тогда в деревне собираются сотни зрителей.
И все же в Снежной деревне, как и в любой другой, "неделя год кормит": новогодние каникулы приносят почти половину всей выручки за сезон.
Лед свадебного дворца и пламень любви
Когда все в деревне уже готово и сезон открыт, Владимир приступает к строительству самого романтического здания — ледяного дворца бракосочетаний. С каждым годом он пользуется все большим спросом у молодоженов, хотя в первый год затея казалась слишком рискованной.
"Мы ЗАГС построили просто бутафорский — для фотосессий. А я в каком-то интервью возьми да и скажи "ради красного словца", мол, ждем первую пару, все готово. И вот звонят мне столичные телевизионщики — когда свадьба? Мне уже врать неудобно было, пришлось искать пару", — смеется Владимир.
Но "найти пару" оказалось сложнее, чем построить дворец. Сначала Владимир на свою сторону привлек директора обычного ЗАГСа, получил доступ к телефонам всех, кто подал заявления, и начал их планомерно обзванивать и уговаривать сыграть свадьбу, в сущности, в большом и красивом холодильнике.
"Никто не соглашался! Ну, ни в какую! А с телевидения все звонят, торопят — когда уже? И тут ко мне приятель заехал и посетовал, мол, дочь и ее парень все никак не поженятся — решиться не могут. Ну, девушку мы быстро уговорили, а потом пришлось "обрабатывать" жениха и родителей новобрачных. Еле уговорили!", — вспоминает Комягин.
Свадьба тогда получилась красивая. Вот только столичные телевизионщики так и не приехали.
С тех пор ледяной дворец строят уже третий год. В этот раз первая церемония состоится раньше обычного — в День всех влюбленных — 14 февраля. Уж слишком настойчивы и нетерпеливы оказались молодожены.
Спрос на впечатления
Гуляя по снежным хоромам, Владимир не перестает мечтать — возводит в голове все новые замки, придумывает необычные конструкции. В ближайшее время хочет открыть айс-бар на горнолыжном комплексе. Он обязательно попробует еще раз построить снежный отель — ведь когда-то остынет спрос на жаркие страны и север станет популярным.
"По статистике, две трети населения планеты не видели снега. А мы богаты — нужно только правильно этим распорядиться", — говорит хозяин деревни.
Комягин понимает: сегодня он торгует самым ходовым туристическим продуктом — впечатлениями. А на них спрос будет всегда.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+