Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Почему стала возможным трагедия в Крымске. Предварительные выводы и предложения

Почему стала возможным трагедия в Крымске. Предварительные выводы и предложения


25-07-2012, 09:02 | Инфо-справка / Выживание | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 474)

Уважаемый редактор!
Направляю Вам свою статью для возможного опубликования на страницах вверенного Вам издания.
Думается, что публикация данной статьи поможет делу предупреждения ЧС, защите населения и территорий.
С уважением, -
Габричидзе Тамази Георгиевич,
доктор технических наук, генерал-майор запаса,
Министр МЧС – начальник Главного управления
по Удмуртской Республике (в 1994–2008 гг.),
начальник Главного управления МЧС России по
Самарской области (в 2008–2009 гг.)

ПОЧЕМУ СТАЛА ВОЗМОЖНОЙ ТРАГЕДИЯ В КРЫМСКЕ

(ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

Выпадение небывалого количества осадков в течение суток – редкое природное явление, которое влечет катастрофические последствия для населения, проживающего в зоне ЧС. Но в то же время грамотные, четкие, решительные действия руководящего состава позволяют значительно минимизировать последствия катастроф. К примеру, от землетрясений в Армении (декабрь 1988 г.) при магнитуде 6,9 баллов по шкале Рихтера погибло 25 тыс. чел, 31 тыс. получила ранения и 514 тыс. остались без крова. Землетрясение на Юго-востоке Ирана с эпицентром в районе г. Бали, случившееся 26 декабря 2003 года, унесло около 40 тыс. жизней, разрушило 85% городских зданий. С другой стороны, землетрясение силой 7,1 балла, поразившее густонаселенные районы Калифорнии 17 октября 1989 года, имело менее кровавые последствия — 62 чел. убитых, 3757 раненых и 3 тыс. лишившихся жилья (не рассматриваем наводнения в Германии, Польше, Чехии, а так же в Японии, произошедшее на днях, т.к. предупреждение и ликвидация последствий землетрясений более сложный и трудоемкий процесс). Это стало возможным в результате высокого уровня подготовленности к ЧС всех институтов общества и власти, адекватности принимаемых ими мер по предупреждению и защите населения и территорий, в том числе связанных со строительством сейсмоустойчивых зданий.


Действия или бездействие (следствие определит) руководящего состава в звене: опасный объект (водохранилище) — муниципальные образования — край, допустившего массовую гибель людей и огромный материальный ущерб, не является неожиданным для Краснодарского края, где в течение последних десяти лет произошло несколько серьезных наводнений.


Все это свидетельствует о том, что в преддверии Олимпиады в г. Сочи краевая территориальная подсистема предупреждения чрезвычайных ситуаций (как таковая) фактически не существует.


Не секрет, что ликвидация последствий ЧС и оказание действенной практической помощи пострадавшему населению носят эффективный характер там, где решительные и инициативные руководители, где предупредительной работой занимаются на всех уровнях.


С горечью следует констатировать, что эта жизненно важная работа фактически повсеместно отсутствует (или свернута). Счастливое исключение в этом плане составляют всего лишь отдельные субъекты РФ, положительно зарекомендовавшие себя при предупреждении лесных пожаров в 2010 году (республики Башкортостан, Марий Эл, Татарстан и Удмуртия, Ставропольский край, Курская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Оренбургская и Челябинская области).


Что не было сделано в г. Крымске и Крымском районе.


1. Не проведен анализ (прогноз) полученной метеоинформации, не спрогнозированы возможные угрозы катастрофических последствий паводка (наводнения) в звене: опасный объект (водохранилище) и ее дежурно-диспетчерская служба — единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) и Комиссия по чрезвычайным ситуациям и организации пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) муниципального образования — Центр управления в кризисных ситуациях, КЧС и ОПБ края. Необходимо установить наличие в вышеперечисленных структурах программного обеспечения «Паводок», «Лавина», «Облако», «Токси» и др., а также электронных карт в формате 3Д, которые путем ввода соответствующих переменных данных (о количестве осадков в промежуток времени с учетом рельефа местности, о руслах рек, наличии гидротехнических сооружений и др.) выдают необходимые прогнозы и рекомендации (о времени начала и границах затопления, безопасных районах, маршрутах выдвижения и т.д.).

 

2. Неиспользование системы городского информирования и оповещения, располагающей элементами комплекса технических средств оповещения по всем каналам связи для доведения информации, подачи сигналов оповещения до населения и соответствующих должностных лиц с использованием сетей проводного вещания (там, где оно сохранилось), радио, телевидения и Интернета, всех видов сирен, радиовещательных приемников оповещения и средств мобильной связи.
Все это позволяет диспетчеру ЕДДС муниципального образования (или др. органа, уполномоченного главой администрации) по команде главы администрации – председателя КЧС и ОПБ подать сигнал «Внимание всем» путем дистанционного включения сирен, усилителей, проводного вещания, передачи радиосигналов, обеспечить своевременное информирование руководства железнодорожного депо о необходимости подачи гудков тепловозами (электровозами), оповещение ГИБДД о задействовании машин ГИБДД и других спецавтомашин в режиме многократно осуществляемой передачи сигналов оповещения и информации о порядке действий населения при угрозе затопления.

 

3. Случившаяся трагедия может свидетельствовать о крайне слабой обученности руководящего состава в звене: опасный объект — муниципальное образование, край — КЧС и ОПБ всех уровней по действиям в условиях сложной обстановки, связанной с наводнениями (пожарами, ураганами и т.д.). Не исключено, что вышеперечисленные руководители уклонялись от посещения и учебы в рамках учебно-методических занятий и не участвовали в соответствующих учениях, в связи с чем не обладали необходимыми навыками и умениями организации защиты населения и территорий от ЧС.


Ниже предлагаю возможный алгоритм действий главы администрации (председателя КЧС и ОПБ) г. Крымска.


Получив сообщение в 22.00 06.07.2012 г., он обязан был выполнить следующее.


Во-первых, необходимо было уточнить полученную информацию (в течение 5–10 мин) и ее источник, получить у ЦУКСа и председателя КЧС и ОПБ края необходимые рекомендации и указания, связанные с угрозой возникновения катастрофического затопления в городе.
Во-вторых, оценив обстановку, он обязан был в промежутке между 22.20–23.30 поставить задачу муниципальной службе связи и оповещения (дежурному ЕДДС) незамедлительно подать сигнал «Внимание всем» (включением сирен, гудков локомотивов, направлением посыльных в церкви (монастыри, часовни) для организации оповещения с помощью колоколов и т.д.) для привлечения внимания населения города к прослушиванию радиопередач и просмотру теле- и интернетсообщений в течение часа о необходимости забрать с собой документы, запас продовольствия, воды и одежды и немедленно направиться на указанные пункты сбора (в отдельных случаях указываются безопасные места эвакуации) для последующей экстренной эвакуации.


Все это стало бы возможным при проведении предварительных занятий с населением города по действиям по сигналам «Внимание всем» и оповещения.
В-третьих, он обязан был поставить задачу (22.30–22.40) члену КЧС и ОПБ муниципального образования – начальнику службы охраны общественного порядка об оперативном направлении автомашин ГИБДД для патрулирования по городу с целью дублирования информации об угрозе затопления, обеспечения эвакуации и правопорядка, пресечения паники и мародерства.


В-четвертых, ему надлежало направить оперативную группу под руководством одного из членов КЧС и ОПБ в сторону угрожаемых направлений (к железнодорожному и автомобильному мостам) для уточнения степени угрозы затопления и доведения этой информации до главы администрации с целью последующей корректировки действий членов КЧС и ОПБ и маршрутов эвакуации, а также других жизненно важных вопросов.


В-пятых, по возможности (22.20–23.30) он должен был дать указание на сбор остальных членов КЧС и ОПБ в ранее спланированном безопасном месте (в соответствии с «Планом действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, а также террористических актов».

 

После этого ему необходимо было рассмотреть и решить следующие вопросы:


1) уточнить задачи остальным членам КЧС и ОПБ, службам ГО, АСФ;
2) организовать контроль за ходом оповещения и эвакуации населения;
3) организовать взаимодействие с соседними районами, ЦУКСом и председателем КЧС и ОПБ края по всестороннему обеспечению эвакуируемых в безопасные районы.


Данная методика действий успешно отработана и неоднократно использовалась в ходе командно-штабных учений на объектах хранения и уничтожения химического оружия (ОХУХО) в г. Камбарка и н.п. Кизнер (т.к. время подхода зараженного облака в приземном слое атмосферы составляет от 30 минут и более) с привлечением руководящего состава МЧС России, ПУРЦ, Главных управлений МЧС России и председатели КЧС и ОПБ субъектов, располагающих ОХУХО, а также при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Удмуртской Республики в 1997–2008 гг. с участием сил ГО, МВД, ФСБ и АСФ Удмуртии, воинских подразделений МО России.


Таким образом, трагедия в г. Крымске, которая привела к большому количеству погибших и пострадавших, нанесла значительный материальных и морально-психологический ущерб. Она со всей очевидностью свидетельствует о существенных сбоях и недостатках в организации работы по защите населения и территории в условиях угрозы и возникновения ЧС природного характера.

Предложения

1. Необходимо срочно проверить состояние систем связи и оповещения в кратчайшие сроки, привести их в рабочее состояние, а так же провести занятия с рабочим персоналом опасных объектов, населением муниципальных образований всех уровней по выполнению команды «Внимание всем» и сигналам оповещения в зависимости от угрозы опасности (паводок, радиационная, химическая опасность, воздушная тревога и др.)


2. Повысить требовательность по вопросам организации обучения (желательно обучить 100%) руководящего состава в звене: опасный объект – муниципальное образование – субъект (регион).


3. Существующая система связи и оповещения в субъектах требует коренной модернизации. При этом с учетом задач двойного назначения в мирное и военное время ее необходимо провести централизованно под руководством Правительства России с соответствующим финансированием (нужны целевые программы).


4. Необходимо создавать системы безопасности от ЧС природного и техногенного характера на основе комплексной многоступенчатой системы мониторинга. Это, прежде всего, автоматические измерители уровня подъема воды с передачей данных измерений на системы сбора, обработки и выработки предложений по паводковой обстановке на ДДС опасного объекта, ЕДДС муниципального образования и ЦУКС области, края).


5. Наряду с имеющимся средствами мониторинга (гидро-, метео-, радиационного, химического, сейсмического, пожарного и др.) необходимо использовать и мобильные, стационарные лидарные комплексы, которые позволяют определять и прогнозировать метеообстановку (в радиусе 20 км и с вероятностью 95%), прослеживать и отражать дальнейшую трансформацию и перемещение любых веществ в атмосфере (в радиусе до 20 км), в том числе и биологических, а также выявлять пожары.


6. В обязательном порядке надо использовать беспилотные летательные аппараты, которые являются эффективным средством для проведения воздушных разведок в труднодоступных, опасных для жизни местностях. Они позволяют передавать видео- и фотоматериалы в реальном режиме времени на расстоянии до 50 км.


7. Поэтапное создание на опасных объектах, в муниципальных образованиях, субъектах РФ обзорного видеонаблюдения и его сопряжение с локальными ведомственными системами видеонаблюдения. Данная система видеонаблюдения успешно введена в городах Ижевск, Глазов, Воткинск, Можга Удмуртской Республики, что позволяет получать в реальном режиме времени видеоинформацию при угрозе и возникновении ЧС, а также осуществлять контроль адекватности действий должностных лиц в звене: опасный объект (ДДС) – муниципальные образования всех уровней (ЕДДС) – ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту – члены КЧС и ОПБ всех уровней.

Все это в конечном итоге должно повлечь за собой переход от культуры ликвидации последствий ЧС, в которой мы достигли определенных результатов, к культуре их предупреждения, чем пока мы гордиться не можем.


Естественно, что для этого, прежде всего, надо коренным образом изменить подход к оценке деятельности руководящего состава муниципальных образований и регионов, их комиссий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и организации пожарной безопасности, а также МЧС России в центре и на местах. Полагаю, что, в первую очередь, надо спрашивать с соответствующих должностных лиц всех уровней за конкретную работу именно по предупреждению чрезвычайных ситуаций на основе широкого внедрения новых технологий комплексной безопасности, позволяющих избежать или минимизировать гибель людей и причинение невосполнимого урона окружающей природной среде – среде нашего с Вами обитания. При этом нельзя забывать и о необходимости обязательного поощрения активных участников локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера, независимо от их званий и рангов. Именно они во все времена и при всех властях находились и будут находиться на переднем крае борьбы за защиту населения и территорий от разнообразных чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, национальных интересов России и ее жителей независимо от их национальности и вероисповедания.



Литература

Габричидзе Т. Г. Основы комплексной системы безопасности критически важных (потенциально опасных) объектов муниципального и регионального уровней: монография. – Самара: Изд-во Самар.НЦ РАН, 2011. – 391 с.


С уважением, -
Габричидзе Тамази Георгиевич,
доктор технических наук, генерал-майор запаса,
Министр МЧС – начальник Главного управления
по Удмуртской Республике (в 1994–2008 гг.),
начальник Главного управления МЧС России по
Самарской области (в 2008–2009 гг.)



Источник: kp.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map