Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Телеграм канал Z-Операция Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Дуг Энгельбарт и интерфейсы

Дуг Энгельбарт и интерфейсы


21-07-2010, 08:48 | Инфо-справка / Наука | разместил: Князь | комментариев: (0) | просмотров: (6 240)

Первая в мире компьютерная мышьСпроси у кого, кто придумал паровоз, и, как правило, получишь пусть и неправильный, но ответ. А вот на вопрос, кто придумал компьютерную мышь, у большинства собеседников как-то даже вариантов ответа не находится. Между тем, часто ли мы сталкиваемся сегодня с паровозами? А с компьютерными мышами - круглосуточно. В общем, народ должен знать своих героев. Для начала - о собственно первой мышке.

Вот она, на картинке в начале записи. Деревянная такая, прекрасная. Её создал Дуглас Энгельбарт (Douglas C. Engelbart) в 1963 году. Снизу из этого манипулятора выступали два колеса, вращавшиеся в перпендикулярных друг другу плоскостях. Оба контачили с датчиками движения. Одно отвечало за перемещение курсора по оси X, другое, соответственно, по оси Y. Сверху на корпусе была одна кнопка. Сзади торчал провод-хвостик, из-за чего, собственно, манипулятор и прозвали мышкой. Но почему Энгельбарту вообще пришло в голову изобрести мышь?  

Дело в том, что Дуг вообще очень сильно интересовался интерфейсами. Ещё в 1948 году он, работая в лаборатории, занимавшейся разработкой радаров ПВО, обратил внимание на то, что операторы получают от радаров необработанный сигнал. То есть, смотрят непосредственно на экран радара, видят там развёртку, видят движущиеся точки засечённых объектов и на глаз определяют, через какие координаты эти объекты движутся. «Чёрт побери, - подумал Дуг, - У нас же есть вычислительные машины. Почему бы не пропускать сигнал через них и не выдавать операторам уже готовые координаты вместе с определяемыми характеристиками вражеских самолётов?» «Дорогой Дуг, - сказали ему коллеги, - окстись, неужели ты думаешь, что оператор радарной установки быстрее расшифрует перфоленту, чем на глаз или с помощью линейки определит координаты прямо на радаре? Пусть координаты на этой ленте будут точнее, но пока он их прочтёт, враг давно уже будет бомбить статую Свободы». Да, товарищи читатели, в те времена самым передовым интерфейсом «человек-компьютер» была перфолента, использовавшая телеграфный код Бодо. «Нет проблем. - Немедленно сориентировался Энгельбарт. - Приделаем к компьютеру дисплей, на который информация будет выводиться нормальными человеческими цифрами и буквами». Ну, если вам приходилось в эпоху, когда интуитивно понятный графический интерфейс только начал захватывать экраны мониторов немногочисленных ещё тогда в России компьютеров, общаться с гиками, вы, наверное, помните, как реагировали многие из них на этот процесс. «Место иконок - в церкви, - говорили они, - а для работы с компьютером достаточно командной строки». Так и сидели до упора в чистом досе или в линуксе без иксов. Потом, конечно, сдались. Мораль басни понятна: гики всех времён в изрядной доле своей на органическом уровне не принимали даже идеи гуманистических интерфейсов. В общем, идея приделать к компьютерам мониторы была встречена… никак. Ну потому что бред, любому гику понятно. Достаточно перфоленты. Так и долбались, как привыкли, ещё лет десять. Потом всё-таки пересели за мониторы, никуда не делись. Дуг к тому времени уже заведовал собственной лабораторией в Стэнфорде и продолжал заниматься интерфейсами. «Монитор, на который информация выводится в виде человеческих букв, цифр и графиков, - думал он, - это хорошо. Но как было бы хорошо непосредственно указывать компьютеру, какое именно слово меня в данный момент интересует, и побуждать его что-то делать в связи с этим». В общем, нужен был манипулятор-указатель для интерактивной работы. На тот момент в мире уже существовали джойстики, световые перья и даже трекбол.

Первый в мире трекбол изобрели для Канадского королевского флота Том Крэнстон, Фрэд Лонгстафф и Кеньён Тейлор в 1952 году. Выглядело устройство так:

Первый в мире трекбол

Шар, между прочим, - бильярдный. Управлялась этой штукой устанавливаемая на боевых кораблях вычислительная система DATAR. С графическим, заметьте, интерфейсом.

В общем, Дуглас Энгельбарт и его команда рассмотрели имевшиеся на то время манипуляторы, ни один их не устроил - и они изобрели мышь. Официальная демонстрация состоялась аж через несколько лет после появления первого рабочего экземпляра. На представляемой широкому кругу коллег мыши было уже три кнопки. Дуглас хотел, чтобы их было пять (по одной под каждый палец), но больше трёх просто не удалось разместить.

Клавиатура с энгельбартовой мышью (справа)

На сайте Стэнфорда есть стоминутное видео (на выбор - 35 коротких клипов или один длинный фильм) с презентацией релиза первой в мире мышки. Представляет устройство сам Дуглас Энгельбарт. Посмотрите. Вот, на всякий случай, копия на гугл-видео:

Это легендарная презентация. Эпохальная. Там, в этом демо, есть всё: интерактивная работа с текстом, иерархические списки, метаязык, тегирование, гиперссылки и джампинг по ним, графика. Это, на минуточку, 1968 год. Вот на таком компьютере происходит:

Рабочая станция времён изобретения первой мышки

И это только терминал. Основная часть компьютера, наверное, стоит в соседней комнате и, вероятно, выглядит как пара внушительных шкафов во всю стену.

Обратите, кстати, внимание на устройство, которое Дуг показывает в клипе № 13. Вот такое:

Аккордная клавиатура Энгельбарта

Это - аккордная клавиатура (chorded keyboard). Она предназначена для набора текста. Быстрого набора. Дугласу показалось, что тратить время на перенос пальца с клавиши на клавишу на обычной клавиатуре - ужасно расточительно. И он придумал клавиатуру, при работе с которой пальцы вообще не отрываются от клавиш. Пять букв на ней набираются нажатиями одиночных клавиш, остальные - их сочетаниями. Ну, на видео по ссылке всё понятно. Сочетания надо заучить. Сегодня, возможно, это кажется несколько слишком. Но для людей, ежедневно читавших перфоленты и программировавших в нулях и единицах, эта задача была сущим пустяком. Сочетая работу аккордной клавиатуры и трёхкнопочной мыши, можно добиться отличной скорости взаимодействия с машиной. Большого распространения аккордная клавиатура, правда, не получила. По понятным причинам: абсолютное большинство пользователей сочетания ctrl-c/ctrl-v не в состоянии запомнить. Однако людей слишком много, а потому своя группа поклонников наберётся на что угодно. Так что, аккордные компьютерные клавиатуры применялись и продолжают применяться по сей день не только самим Дугом Энгельбартом. Вот, например, карманный текстовый процессор Microwriter MW4, выпускавшийся в США с 1980 по 1985 год:

Карманный текстовый процессор Microwriter MW4

На нём аккордовая клавиатура. Шестиклавишная: большому пальцу отданы две кнопки.

Одна из современных аккордниц - CyKey:

Аккордовая клавиатура для однорукого набора CyKey

По три кнопки под большой палец и мизинец.

Ещё одно современное воплощение - GKOS. Вот она лежит рядом со спичками:

Беспроводная аккордовая клавиатура GKOS

Вот так с её помощью можно набирать текст:

А вот английская раскладка для GKOS:

Английская раскладка для GKOS

То есть, каждая из букв G, K, O, S и W повешена на сочетание двух клавиш. Запомнить легко: название клавиатуры и W, потому что Wireless, беспроводная. Существсвует ли под неё русская раскладка, представления не имею.

Ну, наконец, недавно разработанный молодым дизайнером Эриком Кэмпбеллом (Erik Campbell) новый облик классической Энгельбартовой пятипальцевой клавиатуры:

Пятипальцевая клавиатура Дуга Энгельбарта в дизайне Эрика Кэмпбелла

Пятипальцевая клавиатура Дуга Энгельбарта в дизайне Эрика Кэмпбелла

На такую форму чувака вдохновили выброшенные на берег медузы.

А это сам Дуг Энгельбарт:

Дуг Энгельбарт

Ему 85 лет, он работает над проблемой улучшения гипертекстовой структуры интернета. Потому что, конечно, то, что мы сегодня называем гипертекстом, - это не гипертекст, а фигня. Система, представленная Дугом в 1968-м, умела едва ли не больше.

Автор: Денис Яцутко


Источник: Хреновина.нет.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map