Дети по-разному относятся к рисованию. Одни рисуют всё подряд и постоянно, другие – очень часто, но что-то определённое (например, только принцесс или исключительно роботов), а третьи рисуют мало, редко и с неохотой. Если ваш ребёнок относится к первым двум группам, то это статья для вас. Если – к третьей, то вам стоит разобраться в причине такого отношения к рисованию, и для вас будет следующая статья под названием «Мой ребёнок не любит рисовать».
Начну с того, что в психологии существует немало рисуночных тестов. Все они относятся к так называемым проективным методам и могут анализироваться и трактоваться только специалистами в области психологии. Для диагностического использования рисунков необходимо строгое соблюдение инструкций и правильно подобранный спектр других вспомогательных методик. Поэтому рисунки, выполненные ребёнком дома не являются диагностически ценными, даже если вы принесете их психологу (разумеется, кроме исключительных случаев, когда ребёнок рисует сцены насилия и т.п.). Поэтому мы не будем сейчас вдаваться в тонкости и сложности рисуночных тестов, а просто рассмотрим некоторые особенности детских рисунков, на которые стоит обратить внимание родителям и при желании обратиться к профессионалу.
1. Нажим на карандаш
а) Если ребёнок нажимает очень сильно (можно сказать с остервенением) на карандаш так, что пальцы белеют от напряжения, то это первый признак эмоционального напряжения и повышенного психомоторного тонуса (смотрите рисунки из п.п. 2 и 4). Обычно такое состояние возникает в результате длительного пребывания в стрессовой ситуации, которую ребенок не в состоянии изменить. Иногда сильный нажим свидетельствует о высокой конфликтности и агрессивности. В случае, когда усиленный нажим сочетается с большим количеством однообразных деталей (например, многочисленные пуговицы) и особо четко подчеркнутым контуром, есть вероятность того, что у ребенка завышен самоконтроль и стремление скрывать от окружающих свои проблемы. Также сильный нажим встречается у детей испытывающих затруднения при переключении с одной деятельности на другую, имеющих склонность к застреванию (зацикливанию) на каких-то переживаниях или действиях.
б) Резко ослабленный нажим является частым признаком астенического и депрессивного состояния. Обычно при таком нажиме, линии не доводятся до конца или представляют собой многочисленные штрихи, другими словами контур состоит из отрывистых линий. Так проявляется бессознательная тенденция к сбережению психической энергии, которой явно не хватает ребенку, испытывающему психическое истощение. Ниже представлен рисунок человека, выполненный очень слабым нажатием на карандаш. Мы видим, что практически отсутствуют детали и рисунок выглядит слишком минималистично (для девочки 6 класса); это ещё раз подтверждает астению (психическое истощение).
2) Штриховка
Множественные штриховые линии, постоянное заштриховывание объектов и деталей могут свидетельствовать о повышенной тревожности и страхах. На рисунке ниже, сильный нажим сочетается с «мощной» штриховкой и большими закрашенными глазами (см. п. 4).
3) Расположение рук, ног у нарисованных людей
Признак экставертности – широко расставленные руки и ноги (открытая поза)
Соответственно, признаком интравертности считаются закрытые позы, когда руки плотно прижаты к туловищу и ноги вместе.
Если руки спрятаны в карманах или за спиной, то здесь уже можно заподозрить проблемы в общении и социальной адаптации.
4) Глаза
Заштрихованные глаза, глаза скрытые черными очками или «пустые» без зрачков и радужки – признак навязчивых страхов (скорее всего многочисленных), которые формируются при повышенном уровне тревоги.На рисунке представлены «пустые глаза».
5) Оружие, кулаки, шипы, клыки и т.п.
Как правило, такие детали говорят о разных типах агрессии, но редко в патологической форме. В этом случае агрессия является следствием неудачно складывающихся отношений со сверстниками, и она вторична. Как видно из рисунка предыдущего пункта, оружие сочетается с «пустыми» глазами и сильным нажимом. Т.е. здесь не столько агрессия, сколько защита и страх.
6) У нарисованных животных ярко выражены зубы, шипы, иголки, когти, клюв и т.п.
Эти признаки, как и в п.6, могут свидетельствовать о повышенном уровне агрессии, либо наоборот, о боязни агрессии (защитная агрессия)
Ещё раз напоминаю, что всё вышеперечисленное можно использовать только для выявления тенденций в рисунках своего ребенка. Даже если Вы увидите параллель между характером рисунков и поведенческими отклонениями не торопитесь ставить «диагнозы». Ни один психолог не делает заключение исходя из данных одного только рисуночного теста. Любая профессиональная диагностика включает в себя разнонаправленные тесты и методы широкого спектра. Только правильно подобранная диагностическая батарея (психологический термин) дает возможность делать достоверные заключения.
Так что, не делайте из мухи слона, не забывайте учитывать возраст ребёнка, но если что-то беспокоит или вызывает вопросы всегда можно найти хорошего специалиста
Важно! Если вы заметили, что у нарисованных людей заштрихованы лица, изображены их внутренние органы, прорисованы половые органы (или сделан акцент на них), с определенной закономерностью отсутствуют части тела или лица (а именно руки, ноги, глаза или рот), или люди всегда нарисованы со спины, то обратиться к специалисту просто необходимо и как можно скорее.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+