СПИРИТИЗМ (от лат. Spiritualis - "Духовный") - течение, связанное с верой в возможность связи с душами умерших людей и характеризующееся собой практикой общения с этими душами. Хотя вера в загробную жизнь, а также приемы общения с духами (например во время камлания шаманов) были известны у всех народов, практика непосредственно спиритизма и присущие ей приемы медиумизма ("Столоверчение") возникла только в середине 19-го веке, однако быстро распространилось в большинстве стран Европы и Америки (в первую очередь - в Западной Европе и США). Наиболее известными спиритами являются известный английский медиум Д.Д.ХЬЮМ, немецкий исследователь парапсихологии Ганс БЕНДЕР и Артур ФОРД Артур, автор книги "Жизнь после жизни". Имя последнего напрямую связано с судьбой легендарного фокусника и эзотерика Гарри ГУДДИНИ, который был известен как непримиримый борец с течением спиритизма. Навязчивой целью Гуддини было желание связаться с духом умершей матери, однако, американские спириты, обещавшие ему такую встречу, на проверку оказывались отпетыми мошейниками. Занимаясь вопросами спиритизма, Гуддини много интересовался тайными эзотерическими знаниями для чего собрал одну из богатейших в мире библиотек книг по магии (более 5200 томов). Сам Гуддини умер в больнице от гнойного аппендицита с серьезным перетонитом, его здоровье было подавлено 21 октября 1926 года в квебекском университете после неудачно продемонстрированной способности выдерживать самые сильные удары. Перед смертью он завещал супруге Бесс Гуддине проверить, сможет ли он сам лично передать весть с того света через спиритов. И вот согласно официальному признанию вдовы, после многочисленных неудачных попыток спиритов принять это сообщение, 8 февраля 1929 спирит Форд получил и пересказал контрольную фразу, загаданную Гуддини ("Розабель, поверь"). Другая знаменитая английская "контактерша" Браун РОЗМАРИ, получившая известность благодаря своим "связям" с умершими музыкальными гениями. В 1970 году она выпустила пластинку, на которой были записаны неизвестные произведения Листа, Шопена, Бетховена, Баха в исполнении знаменитого пианиста Питера Катина. Ноты, согласно надписи на конверте диска, были продиктованы розмари душами этих музыкантов во время спиритических сеансов. Музыка была так похожа по "почерку", что многочисленные эксперты так и не смогли прийти к однозначному выводу: мистификация это, или реальный результат парапсихологической связи с потусторонним миром. Помимо Гуддини множество других исследователей и ученых в разное время скептически относились к искусству спиритов. Среди них - известный эзотерик Елена Петровна БЛАВАТСКАЯ, считавшая занятие некромантией попросту кощунственным, и не менее известный химик Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ, который после детального анализа предмета вопроса тем не менее, пришел к выводу, что что-то непонятное все-же происходит во время спиритических сеансов. Что? Возможно на этот вопрос ответят современные американские исследователи, которые с 1996 года проводят замеры всех известных физических полей вблизи спиритического стола во время сеансов связи с духами. Американская исследовательница спиритизма, физик Де АРЧГРЕЙВ Алиса из Принстонского университета расположила в соседней со столом комнате большой комплекс разнообразных физических приборов, которые вскоре после начала сеанса зарегистрировали сильное возрастание мощности электромагнитных полей, словно бы под спиритическим столом "заработал мощнейший генератор энергии". ["Труд" 19.03.1997, с.6]. Среди российских исследователей спиритизма можно отметить Феликса Петровича ЭЛЬДЕМУРОВА, автора концепции астромагической теории спиритизма, подразумевающей, что спирит ведет диалог с мыслеформами, входящими в его тело. Мнение официальной науки в вопросах спиритизма до последнего времени оставалось однозначным ("не может быть!"), однако в последнее время различные экспериментаторы сходятся во мнении, что хотя достоверно и невозможно пока подтвердить связь с душами умерших, но зато возможно замерить странные изменения энергетических и иных характеристик полей в помещении, где происходят спиритические сеансы. Эзотериков, которые безусловно считают связь с духами вполне вероятной, до сих пор спорят только о нравственной стороне этой процедуры. СПИСОК ШЕЛДОНА - перечень жертв разработчиков космического оружия. Известный американский писатель Сидни Шелдон, работая над документальной основой своей очередной книги, обратил внимание на целую череду загадочных смертей среди английских специалистов, занимавшихся достаточно специфическими проблемами. Первая смерть произошла в октябре 1986 года в Бристоле. Мужчина в элегантном костюме аккуратно привязал конец веревки к дереву, сделал на другом конце петлю, накинул ее на шею и резко рванул свою машину с места. Смерть наступила мгновенно. Полиция, прибывшая на место происшествия, нашла в бумажнике погибшего документы на имя профессора Аршада Шарифа. Газеты написали о самоубийстве. И никого, похоже, не заинтересовал тот странный факт, что профессор Шариф, решивший покончить с собой, зачем-то проехал для этого сто километров от своего дома в Лондоне до Бристоля. Буквально через несколько дней еще один лондонский профессор Вимал Дазибай проделал тот же путь, чтобы броситься вниз головой с Бристольского моста. Настораживающее совпадение, особенно если учесть, что эти ученые работали над одной и той же темой - разрабатывали электронное оружие для английской правительственной программы аналогичной "Звездным войнам" в США. И еще одна любопытная деталь - и Шариф, и Дазибай интересовались НЛО... Вот продолжение "Списка Шелдона": ...Январь 1987 года. Автар Синг-Гида пропал без вести, объявлен умершим. ...Февраль 1987 года. Питер Пиппел задавлен в гараже своей машиной. ...Март 1987 года. Дэвид Сэндс покончил с собой, направив машину на большой скорости в здание кафе. ...Апрель 1987 года. Марк Визнер - повесился. ...Апрель 1987 года. Стюарт Гудинг - убит. ...Апрель 1987 года. Дэвид Гринхалг - упал с моста. ...Апрель 1987 года. Шани Уоренн - утопился. ...Май 1987 года. Майкл Бейкер - погиб в автокатастрофе... Всего, по данным Шелдона, за достаточно короткий промежуток времени в мир иной вслед за Шарифом и Дазибаем последовало более двадцати их коллег. Если точнее - 23 человека. Список неполный, так как он продолжает пополняться. Можно ли считать это простым совпадением? Самая невероятная гипотеза, существующая на этот счет - козни пришельцев, уничтожающих участников секретного проекта по созданию оружия, способного защитить Землю от инопланетной агрессии. Истинная причина, породившая череду смертей из "Списка Шелдона", остается неизвестной. СПОРЫ КАНО - найденное в 1995 году микробиологом из Калифорнийского университета Раулем Кано в кусочке янтаря насекомое, попавшее в смолу около 25 миллионов лет назад. На тельце замурованного насекомого обнаружились и споры бактерий тех далеких времен. Феномен заключается в том, что не смотря на колоссальный срок, который споры провели в янтаре, ученый сумел оживить эти древние микроорганизмы. Они стали расти и размножаться. "Споры Кано", продемонстрировав научному миру невероятную жизнестойкость, служат весомым аргументом сторонников знаменитой теории направленной панспермии, предполагающей, что жизнь была занесена на Землю из Космоса спорами микробов из других звездных систем. Теперь никто уже не может с уверенностью утверждать, что микроорганизмы не способны перенести столь долгое путешествие. СПРИГГАНЫ - в старых английских мифах один из видов эльфов, связанных с гигантскими мегалитическими каменными сооружениями. Считалось, что спригганы охраняют огромные сокровища или древние знания. Внешне они походили на очень низкорослых людей, но иногда выростали до огромных размеров и наводили ужас на местных жителей. СТАЛЬНАЯ ПЕНА - "сверхматериал будущего", который по мнению специалистов, вызовет революцию как в автомобилестроении, так и в других отраслях - например при создании новых самолетов и космических аппаратов. Дело в том, что конструкции из вспененной стали намного превосходят по прочности обычный металл. Ученые из города Бремена уверены, что "стальная пена" найдет самое широкое применение уже в 1999 году. Сейчас бременские металлурги ведут активную работу в этом направлении. Пока же их последнее достижение - пенистый алюминий. Алюминиевый порошок смешивают с титаногидридом, насыпают в форму из жести, соответствующей размерам будущей детали, и нагревают до температуры плавления. При этом выделяющийся из титаногидрида водород вспенивает расплавленный металл. Пористый аллюминий тоже обладает огромной прочностью, а форма из стальной жести еще более усиливает это качество. Так что уже в самом скором времени в продаже могут появиться автомобили из алюминиевой и стальной пены. СТАРАЯ ПОЛТАВКА - возможное аномальное место, небольшой поселок, районный центр в Волгоградской области, рядом с которым местные жители наблюдали НЛО в больших количествах. Пик наблюдений приходится на лето 1987 года, когда большой светящийся шар зависал в стороне Волгоградского водохранилища ежедневно, словно по рассписанию. * * * Проезд до Старой Полтавки: 1) От Волгограда на рейсовом автобусе около 5-6 часов езды. 2) Поездом (направление Саратов-Энгельс-Гурьев) до станции Гмелинка; далее на рейсовом автобусе. СТАРОСТЬ - возрастной период организма, наступающий за зрелостью, сопровождаемый характерными изменениями в органах и системах, снижению приспособительных способностей организма. Причины и механизм старения еще достаточно не изучены, поэтому встречаются работы с толкованием разных причин этого явления. Существует также мнение, что болезни, называемой "старостью", просто не существует, а есть болезнь Альцгеймера. Она и поражает людей среднего возраста. Скрытый период составляет 8-20 лет. Обычно болезнь проявляется ближе к 60 годам, приводя к полной инвалидности или смерти через 8-10 лет. Женщины страдают в несколько раз чаще, чем мужчины. Болезнь состоит в дистрофии коры головного мозга. Первые симптомы: ослабевающая память, нарушения ориентации во времени и пространстве, личностные изменения. Актуальная информация в памяти не задерживается (хорошо сохраняется лишь воспринятая много лет назад). Начинает не хватать слов для определения самых простых ситуаций, путаются мысли, развивается состояние угнетенности - все это признаки усиления болезни, признаки нарушения высших функций мозга. Внешне больной выглядит потерявшимся, растерянным, например, не может подсчитать сдачу в магазине. Больной перестает понимать, что с ним происходит, не узнает близких и себя в зеркале. Конечный этап болезни - это возвращение в состояние... младенца. Больной перестает говорить, ходить, не контролирует физиологических отправлений. От проявлений первых признаков болезни до драматического конца обычно проходит от 5 до 15 лет, если только эту СМЕРТЬ В РАССРОЧКУ не прервет инфаркт, инсульт, иное тяжкое заболевание или несчастный случай. СТИКС ("Ненавистная") - в древнегреческих мифах река в царстве мертвых, охраняемое одноименным божеством. Согласно преданиям, клятва водой Стикс - самая страшная и могущественная из всех клятв, даже боги не в состоянии нарушить этой клятвы, в противном случае они целый год могут пролежать бездыханными и на 9 лет изгоняются с Олимпа. СТИНС-МАУНТИ - старый потухший вулкан в штате Орегона (США). Исследования лавы на его склонах позволили предположить, что природа способна преподнести нам неприятный сюрприз - согласно прогнозам некоторых специалистов уже в самом скором времени привычные нам компасы можно будет выкинуть на помойку, так как магнитные полюса планеты (северный и южный) поменяются местами. Такая "переполюсовка", согласно геофизическим данным, наблюдается примерно каждые 500 тысяч лет. В последний раз она произошла примерно 780 тысяч лет назад. Значит "час икс" уже близок... Согласно господствующей сегодня научной теории смена полюсов происходит из-за изменения направления течения потоков расплавленного железа в верхних слоях земного ядра. Считается, что скорость этих течений примерно 10-30 километров в год. Но не все тут просто и однозначно. Иногда в недрах происходят загадочные процессы многократно ускоряющие потоки магмы. Это показали недавние исследования группы американских и французских геофизиков на склонах Стинс-Маунти. Дело в том, что в лаве есть частицы металлов, которые при остывании приобретают намагниченность, соответствующую направленности магнитного поля Земли на тот момент. Это легко измеряется с помощью приборов. Сенсацию принесли два слоя лавы лежащие друг над другом. Выяснилось, что в период их образования (с разницей в две недели) магнитные полюса Земли сместились на 300 километров. А теперь сравните - всего за прошедший век они сдвинулись на 600 километров. Загадка Стинс-Маунти еще не нашла объяснения. Но она позволяет предположить, что смена полюсов способна произойти скачком. Это неизбежно повлечет за собой серию катастроф, так как все компасы разом выйдут из строя. СТИХОЛЕЧЕНИЕ - нетрадиционный и редкоиспользуемый способ врачевания, основанный на предположении благотворного воздействия стихотворных ритмов на человеческий организм. Стихолечением в частности занимается в городе Уссурийске врач И.Кочнов, который своим больным прописывает, наряду с лекарствами, чтение стихов запорожского поэта Анатолия Рекубрацкого. Каждый вечер медсестра-украинка читает вслух больным, не знающим украинского языка (!), пять стихотворений и больные повторяют их, глядя в текст. Врач утверждает, что эта необычная процедура восстанавливает здоровый сон, улучшает кровообращение, после нее исчезает головная боль. Подтверждают это и сами больные. А обнаружили столь необычное целебное свойство стихов запорожского поэта мама и бабушка И.Кочнова, тоже врачи, живущие в Харькове. Необычность данной ситуации в том, что поэта и журналиста А.Рекубрацкого в Запорожье знают как ярого скептика и "высмеивателя" аномальных явлений. Узнав о неожиданном использовании своих трудов, он не упустил возможность поиронизировать, предложив провести эксперимент, - он попросил запорожских экстрасенсов найти эти 5 "чудотворных" стихотворений в двух его последних книгах. Причем, сам поэт участвовать в эксперименте отказался, мотивируя это тем, что своим поведением может непроизвольно дать подсказку. Книгу передали исследователю аномальных явлений Олегу Проскуре. Он определил силу 46 стихов, помещенных в этих книгах, и оказалось, что 30 из них якобы "имеют повышенное энергетическое поле". А высшие баллы получили именно те стихи, на которые указывали больные и врачи. Кроме того, было найдено еще одно стихотворение, имеющее сильную энергетику. Поставили опыт вторично уже с другим экстрасенсом. На этот раз задание усложнили. Экстрасенс В.Филиппова должна была найти три книги поэта среди других на книжной полке. Сделала она это без труда, хотя сборник "Люди моей памяти" и был спрятан в более объемной книге. В.Филиппова отметила те же шесть стихотворений, не читая их. А что об этом думает сам автор? - Логического объяснения не нахожу, - ответил поэт. - Удивлен также тем, что лучшие баллы получили далеко не лучшие стихи. СТОУНХЕНДЖ - наиболее известное в мире древнее мегалитическое каменное сооружение, находящееся на юго-востоке Англии. О назначении гигантского сооружения до сих пор идут споры, наиболее популярной выглядят гипотезы о древнем атрономическом календаре и даже - о древнем "вычислительном центре".
СТРАШНЫЙ СУД (Суд Яхве) - предсказываемый в христианских преданиях суд Иисуса ХРИСТА во время его "второго пришествия" в "конце времен" (перед концом света) над всеми когда-либо жившими людьми, души и плоть которых должны в этот момент воскреснуть. Приговоров должно быть всего два: вечное блаженство в раю или вечные муки в аду. Предсказание даты Страшного суда, Апокалипсиса напрямую связаны с прогнозированием наступления возможного Конца света, основной причиной которого называется космическая катастрофа ("Солнце и Луна меркнут, звезды спадают с неба, само небо свертывается, как свиток" - Матф. 24, 29, Апокалипсис 6, 12-14. "От престола судьи льется огненная река" Дан. 7, 10). Современные толкователи чаще всего трактуют эти строки как столкновение Земли с кометой или большим астероидом, а описание непосредственно суда последователи теории реинкарнации называют процессом перехода душ умерших на другие планеты вследствие того, что Земля перестает быть подходящей для какой-либо жизни. СТУПНЯ БОГА - гигантский след левой ступни человека древнего происхождения, обнаруженный в начале века в глухом лесистом уголке южноафриканской провинции Трансвааль. Длина отпечатка около 130 сантиметров, ширина 60 сантиметров. Отпечаток настолько отчетлив, что видны даже "гребешки" почвы, выдавившейся между пальцами. Между тем след оставлен на вертикальной гранитной плите. Ученые так и не пришли к выводу что это - игра природы, или реальный отпечаток ноги. Африканцы же верят в божественное происхождение следа и считают это место священным. СУ ДЖОК ТЕРАПИЯ - точечное лечение по акупунктурным точкам на кисти и стопе человека с помощью иголок и природных естественных компонентов. В 1986 году сеульский ученый Пак Чже ВУ обнаружил соответствие человеческого тела кисти (Су) и стопе (Джок) и разработал методику лечения, которую и назвал Су Джок терапией. Безмедикоментозное лечение проводится либо иголочками по 5 методикам, либо магнитами разной величины и формы, либо полынными сигаретами, либо моксами, либо семенами растений гречки и конопли. Обычно по этой методике после излечиванния требуется повторять всю процедуру через 2-3 года. В России этот метод используется с начала 1990-х годов, в частности, в медцентре "Профтест" - с 1993 года. СУАДАМ (тюркс. "водяной человек") - одно из названий водяных существ, якобы обитающих на Каспийском море в Азейбарджане. Сейчас так изредка именуют привидения, встречающиеся на воде или на берегу моря, особенно рядом с Нефтяными камнями возле Баку ["Свет" 1997, N 4, с. 66]. СУБСТАНЦИЯ НИГРА ("Черное вещество") - небольшой участок мозга, именуемый также "центром удовольствия". Выявлен в 1930 году физиологом Дж.Олдсом и у животных, и у человека. Эксперименты показали, что если подопытная крыса получала возможность с помощью электродов стимулировать у себя такой центр, она делала это до 8 тысяч раз в течении часа, получая удовольствие, так сказать, в самом рафинированном, чистом виде. Специалисты опасаются, что развитие современных технологий, способно привести к "электронной наркомании". Ведь уже сейчас существуют устройства, способные стимулировать "субстанцию нигра" без болезненной процедуры вживления электродов, а направленными электромагнитными или ультразвуковыми импульсами. СУД (Усуд, "Судьба") - в старой западной и восточной славянской мифологии божество, руководящее человеческими судьбами с помощью Сречи или Несречи ("Судьбы-доли"). В доме, где судьбой предрешено родиться бедняку Суд рассыпает глиняные черепки, перед младенцем, выбранным судьбой стать богатым он-же рассыпает в качестве предзнаменования золотые монеты. CУДЕНИЦЫ - в древнеславянских мифах "три бессмертные сестры в белом со свечами", определяющие судьбу человека после его рождения обычно в полночь на первый, третий или седьмой день и, якобы, записывающие эту судьбу на лбу новорожденного. Болгары считают, что вначале о судьбе ребенка заводит спор младшая 20-летняя сестра, но окончательный вердикт выносит старшая возрастом 30-35 лет. Сербы же, напротив, в старину считали, что вначале заговаривала старшая, предлагавшая новорожденному смерть, затем средняя говорила об увечиях и физических недостатках, а завершала спор и всегда оказывалась права младшая, описывающая все основные вехи будущей жизненной судьбы. Ближе всего к понятию судениц стоит греческий миф о мойрах, но так или иначе сказания о судьбоносных полубожественных женщинах встречаются у многих народов: римлян ("парки"), немцев ("норны"), прибалтов (Лайма, Карта, Декла) и т.д. ["Мифологический словарь" - М.,"Сов.энциклопедия", 1990]. СУЙ-СИН ("Планета времени") - в древнекитайских мифах планета времени, задающая многие важные жизненные циклы (в первую очередь 12-летние), охраняемая божеством времени (см. "Тай-суй"). Под именем Суй-син в Китае всегда называли планету Юпитер с аналогичным периодом обращения вокруг Солнца. CУКХАВАТИ ("Счастливая страна") - в древней буддийской мифологии очень удаленное от нас "на мириады миров" место, поле будды Амитабхи. Согласно преданиям, все жители Сукхавати рождаются из лотоса, они живут "беспрерывно много" и счастливо в состоянии счастливой нирваны. CУЛТИ-КЕПЕ - в старых мифах чувашей божество, способное определить человеку его дальнейшую судьбу. В настоящее время это имя практически забыто и встречается изредка только в сказках. СФАЙРОИРИДОЛОГИЯ (от древнегреч. "Небеса" и "глаз") - новое направление в медицине, способ диагностики и лечения основанный на учитывании универсальных констант: карты звездного неба и радужной оболочки человеческого глаза, представляющие собой проекцию рефлексогенных зон органов и систем. Одним из родоначальиков направления является исследователь А.В.Белов, работающий в центре "Бимед" НТЦ "ВЕНТ" при Институте медико-психологических проблем ["МН" 1997, N 21/22, с.4]. В июне 1997 года в С-Петербурге он сделал доклад на тему "Сфайроиридология - новое направление в медицине" и заявил, что уже разработан метод, позволяющий использовать карту звездного неба для коррекции здоровья благодаря существованию "обратной связи". СФЕРА ДАЙСОНА - проект поселения в космосе, детально обоснованный и просчитанный в 1960 году известным английским физиком-теоретиком Ф.Дайсоном. Анализируя темпы развития земной цивилизации, он пришел к выводу, что непрекращающийся рост человечества неизбежно вытеснит его за пределы Земли (см. "Биг Джамп"). Как альтернативу, Дайсон предложил... взорвать несколько планет, и из полученного материала соорудить вокруг Солнца гигантскую сферу на внутренней поверхности которой и расселить людей. Еще один вариант предложила Принстонская группа физиков под руководством О'Нейла. Эти ученые разработали на уровне технического проектирования космическую станцию на которой можно разместить примерно 10 тысяч человек. Срок строительства при сегодняшних возможностях составляет примерно 15-20 лет. Эта же исследовательская группа утверждает, что при наблюдаемом сегодня приросте населения, уже через 250 лет возникнет потребность в подобных станциях на... 10 миллиардов человек. Скопление этих сооружений в космосе будет составлять все ту же сферу, оптимальные параметры которой рассчитал Дайсон. СФИНКС - в греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Согласно древним преданиям, Сфинкс - особь женского рода. Она любила загадывать загадки проходившим мимо, и тех, кто не мог дать правильного ответа, безжалостно убивала. Сегодня большинством людей слово "сфинкс" употребляется в мужском роде (он). Но ассоциативная связка "сфикс-загадка" сохраняется прочно. СФИНКС (БОЛЬШОЙ) - грандиозная скульптура (высота более 20 метров, длина 57 метров), расположенная в Египте в комплексе пирамид Гиза. По мнению некоторых исследователей это и одна из самых древних и самых загадочных статуй. Сегодня Большой Сфинкс "болен". Время и люди не пощадили его. Особенно постарались люди. Один из правителей Египта приказал отбить нос у каменного изваяния. В начале восемнадцатого века другой самодур из наполеоновского войска обстрелял лицо скульптуры из пушек, другие солдаты палили в глаза Сфинкса из ружей. Английские лорды отбили гигантскую каменную бороду и увезли в Британский музей... В наши дни в поры статуи проникает едкий дым каирских и хелуанских заводов. Разьедают камни выхлопы автомобильных моторов. В летнюю ночь 1988 года от шеи Сфинкса откололся и с грохотом упал вниз большой каменный кусок - когда его взвесили, ужаснулись - он потянул на 350 килограммов. После этого забили тревогу египетские ученые и правительство, забеспокоились эксперты ЮНЕСКО. Рядом с памятником установили походную лабораторию с различными анализаторами и мощной ЭВМ. На своеобразный консилиум собрались специалисты из Египта, Германии, США, Японии, Франции. Начали работу с того, что ультразвуковыми излучателями просканировали поврежденую голову. Внутри проявились опасные трещины. Мнение специалистов было таково: за ХХ век Сфинкс был поврежден больше, чем за предыдущие 4000 лет. Для спасения скульптуры нужны сотни миллионов долларов. Сделав такое заключение, члены консилиума разьехались. Деньги добыть так и не смогли. Египтяне принялись реставрировать статую своими силами. Большие трещины заделали, укрепили пьедестал, нашли и поставили на место отвалившиеся фрагменты. От англичан потребовали немедленно вернуть бороду и поставить ее на место, чтобы укрепить 900-тонную голову Сфинкса. Аварийное состояние и начавшийся ремонт древней скульптуры вызвали новый интерес науки к загадкам Сфинкса. Наиболее любопытные исследования провели японские ученые. Токийские археологи во главе с профессором С.Иошимура просветили эхолокаторами статую сфинкса и ее окрестности. И пришли к выводу - камни скульптуры древнее блоков пирамид. Оговоримся, специалисты имели в виду не геологический возраст породы, из которой сделан "лев с человеческим лицом", а возраст самой скульптуры, то есть время обработки камня. Затем токийские ученые выдали вторую сенсацию: электронная аппаратура показала под левой лапой каменного изваяния узкий тоннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена (кстати, существование этого хода было предсказано одним из советских исследователей). Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше проследить его пока оказалось невозможно, но профессор Иошимура пообещал создать новое устройство, специально для исследования этого подземного хода. Еще одна загадка, связанная с Большим Сфинксом - на основании статуи обнаружены следы эррозии от большого потока воды. В связи с этим ученые предположили сперва, что когда-то Нил был шире и обтекал скалу из которой вырублен Сфинкс. Но гидрологи, проведя дополнительные исследования, пришли к выводу: "Скорее всего тут следы не Нила, так как поток воды шел с севера на юг (против течения реки), а... библейского потопа!" После анализов и консультаций с геофизиками была названа и вероятная дата события - 8.000 лет до нашей эры. Английские специалисты, повторив анализ, отодвинули эту дату до 12.000 лет вглубь веков, и отметили, что следы водной эррозии приходятся и на обработанную часть скалы, на которой зиждется Сфинкс. Значит он стоял там еще до потопа? А французские археологи подметили: датировка египетского потопа совпадает с датой гибели легендарной Атлантиды по Платону... Все это позволяет предполагать,что статуя Сфинкса много древнее стоящих рядом пирамид и тайна происхождения этой фигуры уходит еще в допотопные времена.
СФИНКС МАРСИАНСКИЙ - загадочное образование на поверхности Марса, напоминающее лицо Сфинкса. Это странное изображение было передано на Землю в 1979 году американской исследовательской станцией "Викинг". Анализ фотографий показал, что на снимке не игра теней, а реальный обьект. Его высота достигает около 0,5 километра, размеры от подбородка до верхней части лба 1,5 километра, ширина лица 1,3 километра. Споры на тему "искусственньое или естественное?" ни к чему пока не привели. Кстати, на Ацидалийской равнине (см.) на некотором расстоянии от Сфинкса позже обнаружились обьекты, напоминающие пирамиды. Все это послужило поводом для возникновения целого ряда версий о существовании связи между египетскими строениями и гипотетической марсианской цивилизации... В 1998 году при повторном фотографировании этого же района Марса на снимках изображение сфинкса уже отсутствовало... СЫЗРАНСКИЙ КРАТЕР - небольшой кратер неизвестного происхождения с возвышением посредине, находящийся неподалеку от города Сызрань, Самарская области. На этом возвышении, по рассказам многочисленных бывавших здесь людей, ощущается неведомое воздействие, якобы приносящее бодрость. Вокруг этого сакрального места растут гигантские деревья, наблюдается временами появление каких-то огоньков, вертикальных "прожекторных лучей", призрачных фигур и других аномальных явлений. Комплексных исследований этого места до сих пор проведено не было. СЫМИН ("Повелевающий судьбой") - в древних даосских и древнекитайских мифах божество, непосредственно управляющее человеческими жизнями. Даосы считали, что предопределяющий судьбу в зависимости от поступков Сымин живет непосредственно в теле человека в "таинственной палате". Одновременно, этим же именем называлась небесная звезда, способная подарить долголетие человеку. СЮР - в старой якутской мифологии сверхъестественная жизненная энергия, человеческая воля, составляет вместе с "кут" психическую сущность индивидуума. Потеря сюра и кута неминуемо ведет к смерти. Среди современных понятий к сюру наиболее близко понятие "экстрасенсорные способности человека". УАКА - в старых мифах народа кечуа дух или любой заколдованный, заговоренный или святой предмет, обладающий сверхъестественной силой. Разъяснение природы этой силы, связи между силой и предметами, более точная трактовка этого термина затруднены из-за некачественных и недостаточно подробных переводов. УАРАС - аномальная зона, район в Западных Кольдильерах (Перу), где согласно данным перуанских уфологов, очень часто наблюдаются появления НЛО. Так например, летом 1996 года ужасную панику среди перуанских пастухов вызвало появление и приземление с ужасным грохотом и резким похолоданием окружающего воздуха сразу 2 тарелкообразных аппарата, из одного из которых вышло 2 большеголовых человекоподобных существа, которые брали пробы в местном ручье. [Сообщение ИТАР-ТАСС от 24.08.1996]. Полее поздние сообщения о проявлениях АЯ в этом районе были не столь подробны. УАЦАМОНГА (Нартамонга, Амонга, "Указательница") - в старых осетинских нартских легендах волшебная четырехугольная чаша-"индикатор", присутствующая обычно на пирах, неиссякаемая и постоянно наполняющаяся вкуснейшими напитками. Чаша "Указательница" хранилась в доме Алагата, где обычно совершаются пиры нартов, и использовалась для проверки правдивости воинов: если кто-либо из пирующих говорил правду о своих ратных подвигах, волшебная чаша сама поднималась к его губам, если хвастался - оставалась на месте. На одном из пиров Уацамонга поднялась лишь ко рту Батрадза, после того как он рассказал о сражении с небесными силами, в котором убил 7 дауагов, ээдов, а также сына владыки хлебов Хоралдара Бурхор-али. Затем по велению Батрадза чаша с хлебной брагой, поднялась к губам Хамыца, но когда он захотел хлебнуть, на поверхность всплыли и устремились в его рот ящерицы, змеи и лягушки. Согласно балкарскому варианту древней легенды, на послевоенных пирах уже перед каждым нартом стоял бочонок, наполовину наполненным хмелем. Если подвиги, которыми похвалялся очередной нарт, были верны, близлежащий бочонок трижды переливался через край. У древних скифов свойствами Уацамонги обладал волшебный золотой кубок, упавший с неба, Из него могли пить только те, кто в праведном бою убил врага. УБАР - легендарный и удивительный по своей истории затерянный город, погибший от неведомой катастрофы. Упоминавшийся поначалу только анонимными авторами "Сказок 1001 ночи", Убар всегда считался литературной выдумкой, но в 1990 году археологи из США обнаружили в песках Омана странные развалины многочисленных башен, построенных 4500 лет назад. Снимки из космоса, на которых в песках видны древние караванные пути, показали, что все они сходятся к этому месту. Ученые предполагают, что это и есть легендарный Убар. Древний город действительно погиб во время природного катаклизма. Оказывается, что скорей всего он был построен над огромной карстовой пустотой, которая однажды провалилась. УГЛЕРОДНАЯ ЖИЗНЬ - гипотетическая форма существования высокоорганизованной материи, основой которой является способность атомов углерода образовывать полимерные молекулярные цепочки. Образовывающиеся на основе углеродных (углеводных) полимеров сложные химические комплексы (включающие также азот, водород, серу), называемые белковыми молекулами, приобретают ряд новых свойств, в частности, способны сохранять свою сложную внутреннюю структуру при внешних воздействиях. Энергетической основой углеродной жизни являются реакции окисления углерода и углеводных соединений кислородом. Химическая активность белковых молекул возможна только в водных растворах, что ограничивает внешние физические условия углеродной жизни условиями существования жидкой воды. УЗЗА (Ал-Узза, "Всемогущая") - в древнеарабских мифах могущественная богиня планеты Венера, одна из дочерей Аллаха и Аллат. УИЦРАОР - согласно описаниям философа Даниила АНДРЕЕВА, якобы существующий демон великодержавной государственности, могущественное, разумное и в тоже время хищное существо, обитающее в одном из иноматериальных слоев планетарного космоса. Это неведомое нам пока существо играет двойственную роль, как плохую (великодержавие), так и хорошую (подъем национального сознания). Поведение Уицраора описано в книге Д.Андреева "Роза мира". "УЛИСС" - автоматический космический аппарат, зонд, пролетевший над южным полюсом Солнца. Данные, которые передал этот аппарат на Землю, озадачили ученых. Во-первых, выяснилось, что Солнечная система мчится через галактику со скоростью 95 тысяч километров в час - это много быстрее, чем считалось ранее. Во-вторых, оказалось, что магнитное поле вблизи полюса Солнца ведет себя не так, как предписывает теория. Согласно ей магнитные линии там должны быть параллельны, а они, как оказалось, завинчиваются по спирали. Эти странности не нашли пока объяснения. УИТБИ, Whitby - возможное аномальное место, английское аббатство, известное большим количеством наблюдавшихся очевидцами привидений. Именно здесь находится замок, печально знаменитый тем, что его мрачные стены вдохновили писателя Брэма СТОКЕРА на написание книги "Лорл Дракула". Появление в замке привидений отмечается и по сей день, в чем, например, уверен управляющий аббатством Лэсли СТЭИНТОРП, который однажды утром лично видел в просвете окна в замке силуэт полупрозрачного привидения. Местные жители также в один голос утверждают, что помимо замка призраки также облюбовали местное кладбище, а также монастырь, в стену которого когда-то замуровали нарушившую обет монахиню, которая имела неосторожность полюбить заезжего рыцаря.
УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ - "самая странная улыбка в мире", одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины "Джоконда (Мона Лиза)" носит чисто индивидуальный характер. Споры вокруг происхождения главного персонажа картины, о ее красоте, о смысле ускользающей улыбки не закончены до сих пор. Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном - взгляд красивой девушки и ее улыбка действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счет чего - объяснения пока нет. Итак, если вам доведется быть в Париже, зайдите в Лувр - в эту сокровищницу мирового искусства. И не забудьте зайти в зал, где выставлена, наверное, самая знаменитая картина мира - шедевр великого флорентийца, титана Возрождения Леонардо да Винчи. Только было бы неплохо, если вы с "Джокондой" не были бы наедине. Был случай, когда у картины надолго задержалась русская туристка вечером, когда музей закрывался. Посетителей в зале не было - можно без помех попытаться проникнуть в замысел автора. Через минуту ей стало не по себе, а затем и вообще возникла тоска и стало страшно. По-видимому у нее начиналось проявление синдрома Стендаля, когда люди внезапно падают в обморок перед некоторыми произведениями искусства, особенно перед творениями великих флорентийцев. Впервые такое случилось с самим Стендалем, а к настоящему времени подобных случаев зарегистрировано несколько сотен. Туристку избавило от обморока то, что она прервала контакт с картиной и поспешила на выход. Только на улице успокоилась, но тяжелое впечатление сохранялось долго... Леонардо да Винчи, хотя ему исполнился 61 год, был полон физических и творческих сил, когда его призвал в Рим Джулиано Медичи - брат и ближайший соратник папы Римского Льва Х для написания портрета своей возлюбленной синьоры Пачифики Брандано. Пачифика - вдова испанского дворянина имела мягкий и веселый нрав, была хорошо образована и являлась украшением любой компании. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, свидетельством чему явился их сын Ипполито. В папском дворце для Леонардо была оборудована прекрасная мастерская с подвижными столами, с рассеянным светом. Во время сеанса играла музыка, пели певцы, шуты читали стихи - и все это для того, чтобы Пачифика сохраняла постоянное выражение лица. Картина писалась долго, она поражала зрителя необыкновенной тщательностью отделки всех деталей, особенно лица и глаз. Пачифика на картине была как живая, что изумляло зрителей. Правда у некоторых нередко возникало чувство страха, им казалось, что вместо женщины на картине может возникнуть чудовище, какая-нибудь морская сирена, а то и еще что-нибудь похуже. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Именно эта загадочная улыбка останавливает, завораживает, тревожит и зовет проницательного зрителя, как бы вынуждая его вступить в телепатическую связь с изображением. Кстати, подобная улыбка была присуща самому Леонардо. Об этом свидетельствует картина его учителя Вероккио "Товия с рыбой", при написании которой моделью архангела Михаила послужил Леонардо. Да и в статуе Давида учитель несомненно воспроизвел облик своего ученика с его характерным насмешливым выражением лица. Может быть, это обстоятельство позволило в наше время предположить, что моделью для "Джоконды" явился сам автор, т.е. картина - его автопортрет в женском одеянии. Компьютерное сравнение картины с известным автопортретом красным карандашом, хранящимся в Турине, не опровергло это предположение. Определенное сходство действительно имеется, но этого совершенно недостаточно для каких-то дальнейших выводов. Кстати, Леонардо говорил, что многие живописцы, кого бы ни изображали, портретируют самих себя. Хотя это утверждение было укором другим, но оно вполне могло в определенной мере коснуться и его самого. Некоторые собственные черты живописца могли объединиться с чертами модели, тем более, что он заканчивал работу над портретом в ее отсутствие. Скорее всего именно это и заметил компьютер. Непростой сложилась судьба Пачифики. Ее брак с испанским дворянином был недолгим - муж скоро умер. Джулиано Медичи не захотел взять в жены свою любовницу, а вскоре после женитьбы на другой умер от чахотки. Сын Пачифики от Джулиано скончался молодым, будучи отравленным. Да и здоровье самого Леонардо за время работы над портретом пришло в полное расстройство. Судьба людей, приближающихся к Пачифике, оказалась трагической, подобно бабочке, летящей к огню. Видно она обладала силой притягивать к себе мужчин и, увы, забирать их энергию и жизнь. Вполне возможно, что ее прозвище было Джоконда, что означает Играющая. И она действительно играла людьми, их судьбами. Но игра с таким хрупким предметом всегда кончается одинаково - предмет разбивается. И гениальность автора знаменитого портрета заключалась не только в точном воспроизведении физического облика своей модели, но в необыкновенной по достоверности передаче ее роковой сущности. Джулиано Медичи, желавший укрепить связь с французским королевским семейством, женился на принцессе Филиберте Савойской. Но в составе свиты вместо Леонардо в Савойю отправился его ученик Чезаре да Сесто. Для того, чтобы не огорчать невесту изображением недавней возлюбленной, Леонардо был оставлен в Риме, продолжая вносить изменения в картину, с точки зрения любого стороннего наблюдателя являющейся совершенно законченной. Но какая-то сила заставляет его продолжать работу, хотя на него нередко накатывается усталость и апатия, ранее никогда ему незнакомые. Правая рука его трясется все сильнее и сильнее. Хотя он с детства был левшой и часто попадал из-за этого под насмешки, связанные с суеверием, что левой рукой водит сатана или нечистая сила, работать ему было все трудней и трудней. Кстати, особенностью Леонардо был особый вид его письма - справа налево, причем буквы писались зеркально отраженными. То ли так ему было удобно писать левой рукой, то ли свои записи он таким образом укрывал от чужого взгляда. Мог он писать и обычным способом, применяя его иногда среди своего текста для окончательного запутывания любопытных. Леонардо часто развлекался причудливыми забавами. Когда однажды садовник поймал ящерицу странного вида, Леонардо на нее нацепил сделанные из кожи других ящериц крылья, наполненные ртутью, а также рога и бороду. Когда ящерица двигалась, то крылья ее трепетали. Это вызывало ужас у зрителей, которые пускались наутек. В молодости, получив заказ на роспись щита, в одной из комнат Леонардо сотворил жуткое чудище, составленное из множества хамелионов, ящериц, змей, летучих мышей и прочих тварей. Чудище, как живое, выползало из расселины скалы, устроенной в комнате, брызжа ядом из пасти, огнем из глаз, дымом из ноздрей. Выбрав нужный ракурс, он изобразил это чудище на щите. Нужно было иметь очень крепкие нервы, чтобы остаться неподвижным около щита. Изучая анатомию людей и животных, Леонардо как-то собрал полный скелет лошади и с помощью длинных веревок мог приводить его в движение, пугая своих помощников. А бараньи кишки он научился так очищать и утоньшать, что они помещались на ладони. Скрытым в другой комнате мехом его помощник надувал эти кишки так, что вся комната ими заполнялась, прижимая изумленных гостей к стенам. Другое чудище Леонардо - механический лев. На встрече французского короля Франциска I с папой римским Львом Х в знак примирения папа передал королю драгоценный подарок - самого Леонардо. Гениальность мастера была скоро продемонстрирована. Лев, переступающий лапами и издающий рыканье, подошел к королю. Грудь льва раскрылась и оттуда выпали белые лилии - символ королевской власти. Это представление вызвало безмерное восхищение короля и всех присутствующих. Такие забавы для Леонардо имели большой смысл. На них он оттачивал свою идею - целью произведения искусства является способность поразить зрителя, заставив отшатнуться в ужасе, или заворожить. Многие его творения будят сильные эмоции, потрясают и волнуют людей. Это продолжается более четырех веков, полной мерой относясь к последнему его крупному детищу - к "Джоконде"... Перед отъездом из Рима во Францию Леонардо посетил умирающего от чахотки Джулиано Медичи, вернувшегося скоро после свадьбы на родину. Джулиано оставил портрет Пачифики художнику, продавшего в конце концов портрет французскому королю за крупную сумму. Может быть Джулиано чувствовал страшную силу картины, а может быть он хотел скомпенсировать Леонардо утрату здоровья и старческое разрушение, настигшее его неожиданно, подобно тому, как погибали сами Медичи. "Медичи меня создали и разрушили" - заметил в дневнике Леонардо, сокрушаясь по поводу резко ухудшившегося здоровья. Но не Медичи, я полагаю, явились причиной разрушения мастера, а синьора Пачифика, роковые качества которой наложили отпечаток на его дальнейшую жизнь. Этому способствовало само общение с ней, а затем - ее живописное воплощение, произведенное Леонардо... На службе французского короля Леонардо проектировал пышные празднества, новый дворец для короля, канал, но все это было совсем не того уровня, что раньше. За год до смерти он написал завещание. Прежде такой энергичный, Леонардо сильно сдал. Непривычным для человека, в молодости спокойно гнущего рукой подковы, было постоянное чувство усталости. Еще недавно он писал, пытаясь разными словами выразить одну мысль: "Скорее лишиться движения, чем устать. Скорее смерть, чем усталость. Я не устаю, принося пользу. Все труды неспособны утомить меня." Неправда ли, очень похоже на современную аутогенную тренировку? Теперь его состояние близко к тому, что в наше время характеризуется синдромом хронической усталости. Он неделями не встает с постели, правая рука окончательно перестала ему повиноваться. Такое состояние не могло продолжаться долго и в возрасте 67 лет титан Возрождения угас. Так Пачифика явилась и причиной создания необыкновенного творения, и причиной быстрого угасания великого ученого и инженера, архитектора и художника... Гоголь в повести "Портрет" упоминает портрет Леонардо да Винчи, над которым великий мастер трудился несколько лет и все еще считал неоконченным, хотя его современники почитали эту картину за совершеннейшее и окончательнейшее произведение искусства. Нет никаких сомнений, что Гоголь имеет в виду знаменитую "Джоконду", хотя и не называет ее. Но в связи с чем понадобилось Гоголю вспоминать Леонардо да Винчи? Напомню, что действие повести начинается с того, что молодой бедный художник Чартков на последние деньги покупает выбранный им из старья портрет старика в азиатском костюме, глаза которого не только были тщательно отработаны, но и странным образом казались живыми, оставляя у смотрящего на портрет неприятное, странное чувство. Так вот, придя домой, отмыв купленный портрет от грязи и повесив его на стену, Чартков пытается понять причину возникновения странного чувства. Именно в это время он вспоминает о "Джоконде", как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения. Нельзя не процитировать ход дальнейших рассуждений Чарткова под впечатлением портрета старика: "Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслаждения, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое-то болезненное, томительное чувство... Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же та самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он также был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает чего-то, если нет на небе солнца." И еще о пугающем портрете: "Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы." Напомним, что под влиянием этой картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. Ему казалось, что старик выходит из картины, садится к нему на постель и считает золотые монеты, и вдруг... на следующий день мечта Чарткова разбогатеть материализовалась - из рамы портрета старика выпал сверток монет, тот самый, что привиделся ему во сне. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам. Вдохновение уже не казалось ему необходимым условием творчества, гораздо важнее представлялась ему аккуратность. Утрата таланта привела к зависти по отношению к талантливым художникам, к озлоблению на весь мир, а в итоге - к потере богатства и к ужасной смерти. Он понял, что необыкновенный портрет, купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Оказалось, что замечательному художнику-самоучке заказал этот портрет ростовщик, которого многие считали дьяволом из-за того, что судьба всех людей, бравших у него деньги взаем, была ужасной. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Ростовщик, чувствуя близкую смерть, заказал портрет для того, чтобы сверхъестественной силой продолжать жить в этом портрете. Художник, желая попробовать себя в изображении дьявола, согласился, но чем ближе он приближался своим портретом к натуре, тем сильнее в нем возникала тягость, тревога. Глаза портрета "вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую." Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, "что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет, и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти". Может быть Гоголь разгадал роковую сущность "Джоконды" и свою догадку закодировал повестью "Портрет", боясь быть непонятым современниками? Теперь можно сказать, что ростовщик Гоголя и Пачифика Леонардо в определенном смысле одно лицо. Несколько веков женский портрет руки Леонардо да Винчи, хранящийся в Лувре, считался изображением 25-летней Лизы - жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. До сих пор во многих альбомах и справочниках портрет имеет двойное название - "Джоконда. Мона Лиза." Но это ошибка и в ней виноват известный средневековый художник и писатель Джорджо Вазари, составивший жизнеописание многих великих художников и скульпторов Возрождения. Именно авторитет Вазари затмил вдовью траурную вуаль на голове изображенной женщины (Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), да и не дал возможность поставить вопрос: если это мона Лиза, то почему при живом заказчике портрет остался у живописца? И только ХХ век прекратил этот гипноз. А.Вентури в 1925 году предположил, что на портрете изображена герцогиня Констанца д'Авалос - вдова Федериго дель Бальцо, другая любовница Джулиано Медичи. Основанием этой гипотезы является сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. Других подтверждений у этой версии нет. И наконец в 1957 году К.Педретти выдвинул версию Пачифики Брандано. Именно эта версия вызвала новый прилив в исследованиях наследия великого флорентийца. Именно эта версия мне представляется самой верной, так как она подтверждается не только документами, но и сутью дополнительных обстоятельств, о которых говорилось выше. Проницательный читатель может спросить: а что же мона Лиза, был ли написан ее портрет и, если да, то где находится сейчас? Ее портрет действительно был написан и по версиям М.Гуковского и Н.Нариньяни находится сейчас в Петербурге в "Эрмитаже". Картина "Коломбина" с изображением молодой и красивой женщины в костюме Флоры вполне соответствует описанию Вазари. И ничего рокового в этой картине не наблюдается. По-видимому именно она единственная имеет все основания называться "Джоконда. Мона Лиза". ХХ век - век огромных достижений в области парапсихологии. Известный нейропсихиатр Ш.Карагулла в результате многих и надежных исследований в США, Канаде, Англии установила, что некоторые люди имеют уменьшенный по сравнению с остальными объем ауры и могут являться поглотителем жизненной энергии своих близких, вызывая их недомогания. Сейчас такие люди часто называются энергетическими вампирами. Это явление подтверждено и другими исследователями. Утечка жизненной энергии на начальном этапе вызывает у жертвы энергетической агрессии апатию, ослабление иммунитета, а затем ведет к тяжелым нарушениям здоровья. Так вот, очень похоже на то, что Пачифика являлась именно таким человеком, поглотителем жизненной энергии других людей - энергетическим вампиром или, как сказал бы Гоголь, излучала мертвенный свет. Именно поэтому ее необычайно реалистический портрет, подобно живой Пачифике, поглощает жизнь, излучает зло и не исцеляет, а повреждает душу зрителей до сих пор. При кратковременном контакте человека с подобными картинами может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном - синдрома хронической усталости. Здесь, в этой картине сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в совершенно естественных позах, это и знаменитое "сфумато" - рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и совершенное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. И, наконец, самое главное - верная передача нематериальной, точнее - тонкоматериальной сути объекта живописи. Своим необыкновенным талантом Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжающуюся до наших дней, жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. И это творение, подобно творению Франкенштейна, погубило и пережило своего создателя. Луврская "Джоконда" может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то может быть нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник? Думаю, что это бы явилось актом преступления против человечества. Тем более, что картин с подобным воздействием на человека в мире немало. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции "Джоконды" и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите. В повести Гоголя злополучный портрет исчез таинственным образом тогда, когда его тайна была публично раскрыта. Не удивляйтесь, если узнаете, что в скором времени и "Джоконда" непостижимо исчезнет из Лувра. Она уже исчезала оттуда в 1911 году, будучи похищенной, но тогда была найдена и вновь возвращена на место.
Источник: Гергардт Иван.
Рейтинг публикации:
|