» » » Вкратце, некоторые известные определения и факты (Часть 2)

Вкратце, некоторые известные определения и факты (Часть 2)

12-05-2009, 14:22 | Инфо-справка / Общество | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (6 113)

РАБДОМАНТИЯ (греч.) - устаревшее название искусства (и до сих пор необъясненного явления) лозоходства, биолокационного способа гадания, предсказаний с помощью маятника. В словаре Владимира ДАЛЯ буквально разъяснено следующее: "Рабдомантiа - гадание, искание кладовъ, рудъ, ключей, волшебным жезломъ".

РАГНАРЕК ("Смертельная судьба богов") - в старых скандинавских мифах подробное описание последовательных событий, которые приведут к различным стихийным бедствиям, гибели богов и гибели всего человечества. Предвестником этой катастрофы будет, согласно преданиям, смерть молодого бога Бальдра, нарушение прежних родственных связей и кровавая междуусобица, падение морали и нравственности. А закончатся описываемые события тем, что бог Сурт сожжет огнем весь мир, погибнут все люди, спрячутся в роще Ходдмимир только двое - Лив и Ливтрасир, от которых впоследствии и пойдет будущее человечество.

РАДЖА-ЙОГА - в древнеиндийских учениях последовательное достижение единения с Верховным Вселенским Духом путем овладения собственным умом после поражения его духовных врагов. Главные из этих врагов: кама (страсть, вожделение), кродха (гнев, злоба), лобха (жадность), моха (заблуждение), мада (гордыня), матсара (зависть, ревность). Восьмиступенная йога Патанджали указывает царский путь (раджа-марга) к достижению этой цели.

РАДИОАКТИВНОСТЬ (от лат. Radio - "Испускаю лучи", activus - "активно") - самопроизвольные или наведенные превращения нестабильных атомных ядер в ядра других элементов, сопровождающееся испусканием частиц или квантов излучения. Явление представляет значительную опасность для людей. Открытие радиоактивности было сделано в 1896 году французским физиком Беккерелем при исследовании им свойств соединений урана. Впоследствии это свойство было обнаружено у целой группы веществ: актиний, торий и др. Дальнейшие исследования показали, что радиоактивность - это невидимые, не имеющие цвета и запаха излучения, которые испускают некоторые вещества, которые стали называть радиоактивными. Теперь известны следующие виды излучений радиоактивных веществ: АЛЬФА-ЛУЧИ (поток положительно заряженных атомов гелия); БЕТА-ЛУЧИ (поток отрицательно заряженных электронов, скорость которых близка к скорости света и которые обладают большей проникающей способностью, чем альфа-лучи); ГАММА-ЛУЧИ-лучи, подобные рентгеновским, но обладающие еще большей проникающей способностью и представляющие собой электромагнитные волны. Наряду с этими видами различают еще нейтронное, протонное и рентгеновское излучения. Чем опасны эти виды излучения для человека? Тем, что при внешнем воздействии на тело человека, а также при распаде радиоактивных веществ, попавших внутрь человека (с пылевыми частицами воздуха и пищей), они вызывают ионизацию клеток тела и различных органов, резко разлаживая в них механизм физиологических (естественных) процессов. При достаточной дозе поглощенных человеком излучений могут возникнуть лучевая и генетическая болезни. Признаки лучевой болезни зависят от уровня (интенсивности) радиации, продолжительности облучения, физического состояния человека (людей) и др. Так, малые дозы облучения вызывают тошноту и головокружение, а большие--подкожное и внутреннее кровоизлияния, высокую температуру и даже смертельный исход. Различают четыре степени лучевой болезни: легкая при дозе облучения (в рентгенах)--100-200; средняя--200-400; тяжелая--400-600; крайне тяжелая--600 и более. Генетические заболевания проявляются в психических расстройствах, сокращении продолжительности жизни, понижении сопротивляемости инфекциям и др., могут передаваться нескольким последующим поколениям. В нашей стране для измерения мощности излучения приняты: рентген в час (р/ч); рад в час (рад/ч); бэр в час (бэр/ч). БЭР--поглощенная доза любого вида излучения (биологический эквивалент рентгена), вызывающая тот же биологический эффект, что и один рентген излучения. РАД--это внесистемная единица абсорбированной (поглощенной) дозы. Так: 1 р=1 бэр, обе эти величины примерно равны 1 рад. 1 р=100 мр (миллирентген); 1 р=1000000 мкр (микрорентген). В повседневной жизни человек получает следующие виды различных излучений: при просмотре телепередач 1--1,5 ч--1 мкбэр; при перелете самолетом на расстояние 2400 км (при средней скорости авиалайнера)--1 мбэр; при ежегодном фоновом облучении, вызванным существующей на земле естественной радиоактивностью--1 мбэр; на сеансе флюорографии--370 мбэр; при рентгеноскопии желудка (местном)--30 бэр; при ежедневном просмотре телевизионных передач в течение года--500 мбэр. Каждому гражданину следует знать, что средние значения гамма-фона на земной поверхности составляют от 14 до 24 мкр/ч; на различных участках местности они могут меняться, но не должны превышать 50-60 мкр/ч. При обнаружении на каком-либо участке местности дозимитрическими приборами гамма-фона 60 мкр/ч и более необходимо сразу же сообщить об этом органам Госкомсанэпиднадзора и Госатомнадзора России. В настоящее время радиоактивные вещества широко применяются: в энергетике (атомной--АЭС) для получения электричества и тепла, в промышленности (атомной и не атомной), на транспорте (атомные суда и др.), в медицине, науке, военном деле (ядерные и другие виды оружия и технические средства), во многих других областях человеческой деятельности. При этом все большее применение получают не только радиоактивные, но и другие вещества, обладающие искусственной (созданной человеком) радиоактивностью, так называемые радиоактивные изотопы этих веществ или радионуклиды (например, изотопы углерода, кальция, натрия, йода, фосфора, серы и др.). С пользой от применения радиоактивных веществ и материалов существенно возрастает и опасность для здоровья людей (человечества в целом!), и особенно без строгого соблюдения мер безопасности. Радиоактивность может быть обнаружена и измерена специальными техническими приборами (рентгенометрами, радиационными индикаторами, дозиметрами и др.). Радиоактивные вещества распространяются в окружающую среду в виде радиоактивных аэрозолей, радиоактивных вод и т.д. независимо от существующих территориальных, государственных, временных границ. Они опасны не только для ныне живущих, но и для нескольких последующих поколений, так как период полураспада радиоактивного вещества плутония составляет двадцать четыре с половиной тысячи лет(!). Радиоактивные вещества (РВ) попадают в окружающую среду и при разработках радиоактивных руд, из медицинских радиоактивных препаратов, радиоактивных отходов (РАО), образующихся при работах с РВ, а также, и в особенности, при авариях и катастрофах в промышленности (в 1986 г. произошла самая крупная атомная катастрофа на Чернобыльской АЭС), на транспорте (за период "холодной войны" в мировом океане затонули 6 атомных подводных лодок СССР и США с 9-ю атомными реакторами и с 50-ю ядерными боеприпасами на борту), при ядерных взрывах на испытательных полигонах (за этот же период на 35-ти ядерных испытательных полигонах государств-"ядерных держав" было взорвано более 1800 ядерных боеприпасов разной мощности, из них только 25% под землей). На современном этапе существенно возросла и угроза "атомного терроризма". Защита от радиоактивного загрязнения - обеспечение радиационной безопасности населения и защита окружающей среды от попадания радионуклидов в живые организмы и в среду их обитания (атмосферу, гидросферу, почву, растительный мир и т.д.), происходящего в результате распространения РВ, это - ПРОБЛЕМА не только местная, региональная, ведомственная, государственная, национальная, но и МЕЖДУНАРОДНАЯ. Результаты исследований показывают, что обеспечение радиационной безопасности человека и защита окружающей среды могут быть наиболее полно и эффективно решены только с использованием системного подхода. БЕЗОПАСНОСТЬ - качественная характеристика любой деятельности человека. В простых (несложных) организационно-технических системах типа "человек-машина" вопросы безопасности решает и обеспечивает сам человек-оператор, управляющий машиной. В более сложных организационно-технических объектах, состоящих из большого штата специалистов и набора технических средств, создаются системы. Главная цель функционирования таких систем - обеспечить безопасность человека. Когда такого понимания у руководителей любого уровня нет, то создаваемые в соответствии с их решениями системы безопасности в лучшем случае - мало эффективны, в худшем - не отвечают своему назначению. Система обеспечения радиационной безопасности (СОРБ) человека и защиты окружающей среды - большая многоуровневая иерархическая организационно-техническая система. Такие системы характеризуются тем, что первоначально они возникают и начинают формироваться интуитивно в связи с возникшей в них потребностью (развиваются эволюционно!) и только на определенном этапе осуществляется проектирование этих систем в целях совершенствования и повышения их эффективности. СОРБ возникли одновременно с созданием объектов атомной энергетики и атомной промышленности. С расширением этих отраслей хозяйства СОРБ развивались на ведомственном уровне. Но вскоре это уровень (в силу ряда причин) не смог обеспечить радиационную безопасность населения и защиту окружающей среды с требуемой эффективностью. Возникла необходимость в создании специальных государственных органов, обеспечивающих безопасность при использовании атомной энергии разными предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. В декабре 1995 г. - январе 1996 года впервые в нашей стране вступили в действие Федеральный Закон РФ "Об использовании атомной энергии" и Федеральный Закон РФ "О радиационной безопасности населения". Принятые законы: --четко определяют правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии в целях охраны здоровья, жизни людей и охраны среды их обитания. --составляют необходимый законодательный, нормативно-правовой базис, позволяющий обществу активно участвовать и реально влиять на соответствующие органы государственного управления в целях создания подлинной системы обеспечения радиационной безопасности в интересах жизни и здоровья человека. (МИ)

РАДИОЭХО - загадочный и до сих пор необъясненный эффект, обнаруженный и следователями Штермером и Ван дер Полем в 1928 году. Посылаемые в небо радиосигналы возвращались радиоэхом, словно бы какое-то тело отражало их на землю с разной периодичностью. Специалист по проблемам ВЦ (внеземных цивилизаций) Р.Брейсуэлл предположил, что явление происходит из-за инопланетного зонда, тайком обращающегося вокруг нашей планеты. Дальнейшие исследования не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть эту мысль.

"РАДУГА" - 1) Машиностроительное конструкторское бюро (г.Дубна), с н чала 50-х годов занимается созданием преимущественно - противокорабельных крылатых ракет морского и воздушного базирования, а в настоящее время - и высокоточных крылатых ракет большой дальности. Именно ракетами П-15, созданными в МКБ "Р." и запущенными с египетских ракетных катеров, впервые в истории потоплен крупный надводный корабль - израильский эсминец "Эйлат". С конца 1980-х годов "Р." ведет разработку ракетоносителя воздушного старта "Бурлак". 2) Первая серия советских спутников связи, работавших на геостационарной орбите, создана в НПО прикладной механики, г.Красноярск.

РАЙ (от авест. "Счастье, богатство"; Парадиз - от греч. "сад, парк") - в последовательных христианских представлениях место вечного блаженства душ праведников.

РАКЕТОНОСИТЕЛИ - реактивные летательные аппараты, используемые для вывода полезных нагрузок в космическое пространство, т.е. сообщения им скоростей от круговой (7.9 км/с) и выше. Первоначально в качестве РН использовались более или менее модифицированные боевые ракеты, как межконтинентальные (Р-7, Р-36, "Протон", "Атлас", "Титан"), так и средней дальности (Р-12, Р-14, "Тор", "Юпитер", "Редстоун"). Позднее появились РН, специально разработанные имено как космические носители ("Зенит", "Сатурн", "Энергия", "Ариан"). Особенностями РН, в отличии от боевых ракет, является применение криогенных компонентов топлива и значительно менее жесткие эксплуатационные требования. Серьезным фактором, сдерживающим сегодня развитие РН, является стабилизация грузопотока "Земля-орбита" в таких величинах, которые делают ненужными многоразовые РН и РН большой грузоподъемности.

РАКЕТОНОСИТЕЛИ "САТУРН" - семейство американских РН тяжелого и сверхтяжелого класса, созданных в ходе реализации программы "Аполлон". РН тяжелого класса "С.-1", грузоподъемностью 10.2-18.1 т, предназначались для отработки КК "Аполлон" и его элементов на околоземной орбите. Позднее использовались для доставки экипажей на орбитальную станцию "Скайлэб" и запуска по программе "Союз"-"Аполлон". РН сверхтяжелого класса "С.-5" грузоподъемностью до 100 т (139 т с 3-ей ступенью), обеспечивала полет трех человек к Луне и высадку двух из них на поверхность Луны по однопусковой схеме. Позднее использовалась для вывода на околоземную орбиту ОС "Скайлэб", созданной на основе 3-й ступени этой РН. Характерной особенностью РН "С." явилось применение на верхних ступенях кислородно-водородных ракетных двигателей, что, собственно, и позволило обеспечить требуемую для лунной экспедиции энергетику. Представляет интерес применение относительно-низких параметров рабочего процесса (в частности, давления в камере сгорания), что значительно облегчило создание двигателей на большой единичной тяги на высокоэнергетических компонентах (до 680-720 т на керосине и до 200 т на водороде).

РАКЕТОНОСИТЕЛИ "ТИТАН" - семейство американских межконтинентальных баллистических ракет и РН. МБР "Т.-1" и "Т.-2" долгое время являлись самыми мощными в США, однако сняты с вооружения в 1988 г. В качестве РН "Т.-2" выводил на орбиту американские космические корабли "Джемини". На основе "Т.-2", путем установки сначала различных верхних ступеней, а потом с использованием сверхмощных твердотопливных ракетных блоков, создано семейство ракет-носителей "Т.-3" - "Т.-34". Эти РН широко используются в разных космических программах, как научных (например, "Викинг"), так и военных (запуск спутников раннего обнаружения и радиоэлектронной разведки) целях. В 60-х годах предполагалось использовать РН "Т.-3С" для вывода на околоземную орбиту орбитальной станции МОЛ, а ранее - воздушно-космического самолета "Дайна-Сор", однако эти проекты не были реализованы. Как и большинство РН, в "Т." используются преимущественно высококипящие токсичные компоненты топлива, в то же время в качестве верхней ступени нередко используется кислородно-водородный ракетный блок "Центавр".

РАКЕТОНОСИТЕЛИ "ЦИКЛОН" - РН легкого класса (грузоподъемность до 4 т), созданы на базе МБР Р-36 в НПО "Южное" (г. Днепропетровск) путем установки на нее универсального ракетного блока С5М. Несмотря на применение высокотоксичных компонентов топлива (АТ + НДМГ) широко применяется для запуска метеорологических спутников, а так же спутников радиотехнической и морской разведки. Характерными особенностями "Ц." являются "безлюдный" полностью автоматизированный старт и минимальное, менее 2 часов, время предстартовой подготовки. Кроме "Ц." на базе Р-36 были так же созданы РН, использовавшиеся в качестве глобальных ракет и для запуска спутников-перехватчиков.

РАКЕТОНОСИТЕЛИ "ЭНЕРГИЯ" - универсальная ракетно-космическая транспортная система. Создана в НПО "Энергия" в 1976-1987 гг. как составная часть программы многоразового воздушно-космического корабля "Буран", собственное наименование получила при первом полете 15 мая 1987 г. Предполагалось, что в зависимости от численности и типа применяемых унифицированных ракетных блоков 1-й и 2-й ступеней УРКТС сможет выводить на низкую околоземную орбиту от 60 до 200 т (в т.ч. воздушно-космический самолет массой до 100 т), а при использовании только блоков 1-й ступени в составе других РН ("Зенит") - от 12 до 40 т. Для блоков 1-й ступени была создана парашютно-ракетная система спасения, но ее возможности остаются неизвестными. Ракетный блок 2-й ступени (блок "Ц") - первый в СССР ракетный блок с водородными двигателями, дошедший до стадии летных испытаний. Для предотвращения выхода гигантской конструкции (длина около 60 м, диаметр - 7.9 м), применена схема выведения, при которой "полезная нагрузка" выводится на суборбитальную траекторию и "добирает" необходимую скорость своим ходом, после отделения от блока "Ц". Предотвращая загрязнение космоса это по крайней мере в полтора раза уменьшает грузоподъемность.

РАКЕТЫ - 1) машины, аппараты, использующие реактивный способ движения путем отбрасывания массы, запасенной на борту. Долгое время считались (а на сегодня таковыми и являются) единственно-возможным средством перемещения в космическом пространстве; 2) беспилотные реактивные летательные аппараты преимущественно - военного назначения, независимо от типа реактивного двигателя (ракетный, воздушно-реактивный) и режима полета (крылатые, баллистические).

РАНГХА (Раса) - в древних авестийских и иранских мифах мировая река, край света, странное место, где обитают "безголовые племена" людей. Некоторые исследователи (В.Абаев) считают, что речь в мифах идет о Волге, однако, то, что глубина Рангхи указывается равной "тысяче человеческих ростов" (около 2 км), позволяет приравнивать Рангху и южные течения Индийского океана.

РАКЕТЫ "САТАНА", "SATAN" (а так же SS-18) - западное название советских "тяжелых" межконтинентальных баллистических ракет Р-36МУ, известных так же под официальным названием РС-20. В различных модификациях при стартовой массе до 211 т. может нести от одной до 10 (по некоторым данным - до 16) боевых частей суммарной массой (с головным обтекателем и блоком разведения) до 8800 кг на дальность свыше 10000 км. Двухступенчатая ракета длиной более 34 м и диаметром 3 м создана в начале 70-х годов в НПО "Южное" (г.Днепропетровск) под руководством В.Ф.Уткина как дальнейшее развитие МБР Р-16 и Р-36. Размещалась в высокозащищенных шахтах, в которых хранится в транспортно-пусковом контейнере, старт "минометный". В моноблочном варианте мощность БЧ - 20 Мт ТНТ, при 10 БЧ каждая эквивалентна 500 Кт ТНТ. Число БЧ индивидуального наведения может быть меньше объявленного, в этом случае ракета оборудуется разнообразными средствами прорыва ПРО. Все это дает основания считать Р-36МУ самым мощным оружием, когда-либо созданным человеком. В СССР было развернуто 308 ракет Р-36МУ, в том числе 104 - в Казахстане, остальные - на территории РСФСР [можно указать координаты баз до десятых долей градуса]. После 1991 г. 104 МБР и завод-изготовитель и КБ-разработчик оказались за пределами РФ. Ракеты, оказавшиеся в Казахстане разоружены и убраны со стартовых позиций, остальные должны быть уничтожены по договору СНВ-2. Работы по дальнейшему совершенствованию МБР в НПО "Южное" после 1991 г. полностью прекращены. Существует проект размещения в высокозащищенных шахтных пусковых установках Р-36МУ малогабаритных атомных реакторов для АЭС.

РАКШАСЫ ("Те, кто охраняет", "Те, от кого прячутся") - в древнеиндийских мифах основной класс страшных ночных демонов, преследующих людей. Внешний вид ракшас может быть любым: от полностью похожего на человека или животного до одноглазых или рогатых с несколькими головами. Согласно преданиям, ракшас создал Брахма для охраны "первозданных вод", руководит же ими царь Равана в столице ракшас городе Ланка. Историки склонны считать, что в мифах и преданиях о ракшасах просматриваются реально существовавшие субъекты. Некоторые склонны видеть в них отголоски сведений о некоторых аборигенных народах Древней Индии, однако, явно сверхъестественные способности, приписываемые "охранникам" говорят за то, что в преданиях возможно упоминаются не обычные люди, а противоречивые и непонятные цели (они и охраняют непонятно-что, они и преследуют непонятно-зачем) позволяет найти многие аналогии с действиями современных пришельцев.

РАХУ (Rahu) - в древнеиндийских мифах планета, вызывающая солнечные и лунные затмения (но не сама Луна), а также сын царя дайтьев Викпрачитти. Идентифицировать это небесное тело пока невозможно.

РАЭЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - новое общественное движение, основанное на доверии к контактерской информации всего одного человека. 13 декабря 1973 года в пустынном районе на юге Франции автогонщик и издатель журнала Клод ВОРИЛЬОН стал свидетелем посадки удивительного корабля, из которого вышло человекоподобное существо ростом 1,2 м. Гуманоид, как он сказал, из цивилизации элохимов, дал Клоду новое имя - Раэль ("посланец") и прочитал ему целую лекцию о происхождении Человечества. Посланцы планеты элохимов (они называли ее Элохимией, но предупредили, что это не настоящее название) живут в 9000 млрд.св.лет от Земли и пролетают это расстояние за 2 месяца, двигаясь "со скоростью излучения". Так вот, якобы, именно эти гуманоиды 25 тыс.лет назад клонировали первых людей и дали тем самым начало Человечеству. По их словам, Христос на самом деле - Мессия элохимов. До сих пор их экипажи ведут наблюдения за своими "детьми", время от времени похищают клетки умерших людей для последующего клонирования (таким образом они уже воссоздали более 8 тыс.человек на своей планете [книга "Последнее послание" Лондон; "Свет" 1998, N 8, с.65]. Впоследствии эта встреча и дала начало целому всемирному движению, руководимому К.Ворильоном (Раэлем) и названному Раэльским. Представительства движения есть и в России, одна из полномочных представителей движения - КИСЕЛЕВА Татьяна Константиновна. Одна из главных целей движения - подготовка к контакту с элохимами, которая состоится между 2000 и 2035 годами...

РЕАКТИВНЫЙ СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ - движение, напрямую реализующее закон сохранения импульса (произведение массы тела на скорость движения центра масс есть величина постоянная). При отбрасывании от тела некой массы, тело начинает двигаться в противоположную сторону, со скоростью, во столько раз меньшей (большей) скорости отброшенной массы, во сколько раз та меньше (больше) массы тела. Сопротивление внешней среды вносит в эту картину некоторые коррективы, но ситуации принципиально не меняет. Возможен несколько усложненный процесс, когда предварительно происходит забор некоторой массы вещества (рабочего тела) из внешней среды, затем сообщение ему какой-то энергии (скорости), а затем - отбрасывание. Так работают воздушно-реактивные двигатели и водометные движители.

РЕКА КОНГО - центральноафриканская река, в которой, возможно, обитают чудовищного вида животные, напоминающие древних больших ящеров. Местные жители считают, что в топких конголезких болотах и в джунглях Анголы обитают "Мкуу-мбемба" ("Призраки смерти"), хищники, превышающие размером самых крупных бегемотов.

РЕКА ПАХРА - небольшая река южнее Москвы, на берегах которой располагается несколько сильнейших аномальных зон. Известный физик и исследователь аномальных явлений Борис АРТОМОНОВ неоднократно рассказывал о совместной с А.Каравайкиным экспедиции на это место. В одной из аномальных зон на реке возле Подольска, они сумели ночью сфотографировать летающие светящиеся шары. По сведениям других исследователей, вблизи берега Пахры находятся также места посадок НЛО, однако, комплексного изучения этих мест не проводилось. * * * Проезд до Пахры: Рейсовым автобусом или электричкой от Москвы до Подольска; затем пешком или на машине вдоль реки. Желательно с проводником. .

РЕКА ПЕЙНТ - водоем в центре штата Мичиган (США), где в 1922 году несколькими очевидцами наблюдалось огромное животное со змееподобной шеей и большой головой. Странное существо, напоминающее по форме реликтового ящера, было темного цвета и имело 6 бугристых наростов на спине. Согласно наблюдению, животное удалилось по реке на север в сторону Великих озер. [Айвен Сандерсон "Твари", Общество по изучению тайн и загадок Земли, М., 1991, с.30-31].

РЕКА ТЕРИБЕРКА - река, впадающая в Баренцево море на севере Кольского полуострова, в низовьях которой, согласно поверьям местных жителей и рассказам немногих очевидцев, живет странное чудовище. В 1994 году это утверждение инженер-гидрограф Виктор ПРИВАЛИХИН из города Североморска подкрепил кадрами киносъемки и собственными рисунками. [г."Полярная правда" 1994, 21 декабря]. Конечно, после того, как вместо ожидаемого "Динозавра", выброшенного морем на берег полуострова Рыбачий в начале ноября 1994 года, ученые обнаружили там лишь гигантского кашалота ("сенсацию" тогда показывали по каналу НТВ), сообщение о новом чуде вызвало улыбку у ученых, скептиков и маловеров. Но люди всегда живут ожиданием чуда. Так или иначе, но В.Привалихин готов поделиться с любознательными специалистами не только своими наблюдениями, но и снимками, сделанными на месте события. [Сообщение ИТАР-ТАСС от 21.12.1994]. Других достоверных случаев наблюдения "териберской сестры Несси" после 1994 года пока не поступало.

РЕКА ШУЯ - загадочная река в Карелии, обычно вытекающая из озера Суоярви. По непонятным причинам она что более десяти раз в году меняет направление течения. Предполагается, что всему виной деятельность подземных ключей, которые питают озеро. Когда напор в них ослабевает и уровень озера опускается, река приобретает обратное течение. Однако некоторые специалисты не исключают и наличие гравитационной аномалии. * * * Проезд до Шуи: Поездом или любым другим видом транспорта до Петрозаводска; далее по железной дороге до Суоярви или автомобилем до Пряжи; далее только пешком или на лодке.

РЕКЛАМНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ - пока не осуществленные проекты недальновидного использования ближнего космоса в рекламных целях. Главной причиной из-за которой коммерсанты обратили внимание на небо послужило то, что космическая реклама, при ясной погоде видимая практически со всех континентов (кроме Антарктиды) по своей эффективности значительно превосходит уже поднадоевшие людям теле, радио и иную существующую рекламу. Среди всех выдвигавшихся идей можно выделить такие реальноосуществимые проекты: 1) Окрашивание пыльной поверхности Луны (из орбитального лунного модуля с небольшой высоты орбиты вниз с помощью пульверизатора распрыскивается яркая, лучше красная, краска, после ряда последовательных проходов на поверхности должна остаться огромная легко узнаваемая фирменная эмблема). 2) Подсвечивание отраженным солнечным светом поверхности Луны зеркалами сразу с нескольких искусственных спутников на орбите Земли. В 1998 году одна британская рекламная фирма предложила подобный "рекламный продукт", обещая обеспечить проецирование несложного по написанию логотипа любой фирмы на темную часть поверхности Луны ["ТМ" 1998, N 9, с.56-57]. Разумеется, подобная реклама будет эффективна только в периоды новолуния и окончания последней четверти. 3) Создание на околоземной орбите ярких дымовых завес в форме какой-либо надписи (такая надпись будет расплываться в течении нескольких суток). 4) Запуск на низкую орбиту связанных вместе надувных блестящих шаров, в связке образующих фигуры или надписи (с помощью современных средств вполне по силам вывезти на орбиту связку надувных баллонов длинной в несколько сотен километров). Так например, в год столетия Эйфелевой башни, французкие космические специалисты предлагали запустить на низкую орбиту 200-километровую цепочку шаров (в случае осуществления этого проекта, небольшая светящаяся черточка была бы видна почти во всех странах). Мировая общественность, ученые резко выступили против осуществления таких проектов в силу их неэтичности и навязчивости. Кроме того, реклама на орбите в виде цепочки баллонов будет служить своеобразной преградой на пути других спутников, столкновение с которыми будет только преумножать количество "космического мусора". Резкие возражения астрономов тоже можно понять, ведь светящиеся отраженным солнечным светом большие буквы будут мешать ночным наблюдениям за звездным небом. Окрашенная (или даже временно подсвеченная) поверхность уже давно привычной Луны вызывала бы только раздражение обычных людей и требования вернуть нашему естественному спутнику его естественный вид. Об экологической и этической стороне этих грандиозных замыслов можно было бы даже не напоминать.

РЕСТИМУЛЯЦИЯ - активизация памяти прошлого, происходящая под влиянием событий настоящего. Может происходить по разным причинам, в том числе и в момент встречи с аномальным явлением. В любом случае механизм "доставания давно забытых элементов и фрагментов памяти" не поддается объяснению.

РЕЯ (Рея-Кебела) - в древнегреческих мифах титанида, дочь Урана и Геи, жена бога времени Кроноса. Согласно преданиям, она была первой, кто бросил вызов Времени - обманывая Кроноса, она давала ему есть не его собственных детей, а жеребенка (вместо Посейдона) и запеленутый камень (вместо Зевса). Позже она стала называться греками Реей-Кебелой, Великой Матерью Богов, и ее культ долгое годы широко справлялся на острове Крит.

РИЖСКАЯ АНОМАЛЬНАЯ ЗОНА - одна из средних энергоактивных зон в Европе, ставшая известной в начале 1990-х годов благодаря просветительской и публицистической деятельности местных уфологов, например, Валерия ПАРАМОНОВА и журналиста Павла МУХОРТОВА. Об экспедициях или исследованиях иных групп в этом районе мало известно.

РИТА - в древнеиндийской философии универсальный важнейший космический закон, благодаря происходит "упорядочивание неупорядоченного", вращение Вселенной и существование всего сущего, включая Космос, человека, нравственность. Рита - это истина в самом широком смысле этого слова, даже боги и их деяния, движение Солнца, погода на Земле и космические законы - это не более чем проявления Риты, не видимой для простых смертных людей ("Закон сокрыт законом"). Рита определяется не извне, а из самой себя, он определяет все, включая себя. Рита была установлена небесными богами адитьями и ими же охраняется и поддерживается в борьбе и единстве с полной противоположностью - Анритой (неупорядоченность, лишенность Риты). По физическому смыслу к понятию Риты ближе всего понятие физического Времени.

"PИТА" (RITA, Reusable Interplanetary Transport Approach) - первый относительно хорошо проработанный проект одноступенчатого многоразового космического корабля с атомным ракетным двигателем, способного совершать межпланетные перелеты. RITA разрабатывалась американской фирмой Douglas в 1959-1960 гг. Рассматривались три варианта корабля - RITA-A и RITA-B для экспедиций на Луну и вариант для полета на Марс. Все варианты имели примерно одинаковый внешний вид - усеченный конус со сферическим затуплением - и близкую конструктивно-компоновочную схему. Корпус должен был состоять из конических баков рабочего тела (водорода), в носовой части - у "острия" предполагалось разместить полезную нагрузку, а в середине днища - ядерный ракетный двигатель с твердофазным реактором. Вход в атмосферы Земли и Марса предполагалось выполнять носовой (узкой) частью вперед, что позволяло обеспечить достаточное для плавного управляемого спуска аэродинамическое качество. С учетом различного нагрева сторон корпуса при полете в атмосфере на расчетных углах атаки теплозащита выполнялась конструктивно-несимметричной. Для полета на Марс предполагалось, кроме того, использовать пристыковываемый на околоземной орбите "топливный прицеп". Массово-габаритные характеристики КК RITA приведены в таблице:
+-----------------------------------------+ +корабль + RITA-A + RITA-B + RITA-"Марс"+ +----------+--------+--------+------------+ +длина, м + 20.0 + 35.0 + 41.8 + +диаметр, м+ 12.0 + 22.0 + 26.2 + +масса + + + + +полезного + + + + +груза, т + 4.5 + 11.0 + 19.0 + +стартовая + + + + +масса, т + + + 515.28 + +стартовая + + + + +тяга, т + 90.0 + 340.0 + 680.0 + +-----------------------------------------+ Работы по программе RITA были довольно быстро прекращены из-за трудностей в создании ЯРД и неизученности на том этапе развития космонавтики многих явлений, сопровождающих функционирование такого корабля. Результаты работ по программе RITA в дальнейшем использовались при создании перспективных головных частей межконтинентальных баллистических ракет, а так же в проектах SASSTO, DC-X/Y и других.

РИШИ - в древнеиндийских мифах и преданиях один провидец-мудрец или, по другим сведениям, сразу семь бывших медведей, затем ставшими провидцами-жрецами, которые обычно ассоциируются с созвездием Большой Медведицы (ковш из 7 звезд). Мудрецы и пророки Риши считаются авторами гимнов Вед.

РОБОЗЕРО - возможно аномальное место, где в августе 1668 года монахи Кирилло-Белозерского монастыря наблюдали "чудо", которое сегодня можно назвать НЛО. В уникальном письменном свидетельстве, хранящемся в архиве Петербургского отделения Института истории приводятся показания очевидцев, которые в течении часа наблюдали маневры огненного шара диаметром около 40 аршин. Он испускал лучи к поверхности воды Робозера, прихотливо менял свою яркость, размеры и направление полета.

РОДАСИ (Родас, "Земля") - в древнеиндийской философии объединенные Небо и Земля, соединение которых делает их абсолютно непобедимыми.

РОДОП - древний археологический памятник вблизи села Ситово (Болгария), неподалеку от древнего поселения Шутград. О Родопе известно с мая 1928 года, после того, как несколько дровосеков рядом с руинами случайно обнаружили выдолбленную в скале пещеру, на стенах которой были нанесены многочисленные письмена. Поначалу местных жителей охватила "золотая лихорадка", и сотни людей бросились на поиски сокровищ. Экспедиция, вскоре организованная секретарем пловдивского археологического общества Александром ПЕЕВЫМ, пришла к выводу, что "восточная стена пещеры представляет собой огромный каменный блок с надписями высотой 23 см и длиной 80 см. В двух метров от пола обнаружили гладкую отшлифованную полосу шириной 23-30 см и длиной 260 см с какими-то загадочными знаками". Первым исследователям надписи напомнили рунические письмена древнегерманских народов, но все попытки расшифровки оказались бесполезными. Множество последующих версий о происхождении надписей до сих пор так и не получили достоверного подтверждения. ["Таинственное и загадочное", Минск, изд."Белорусская энциклопедия" им.П.Бровки, 1994, с.242-253].

РОКОВАЯ АВРОРА - прозвище знаменитой петербургской красавицы Авроры Карловны ШТЕРНВАЛЬ, "женщины со странными совпадениями", женитьба на которой не предвещала ничего хорошего любому, даже самому смелому мужчине. Первый ее жених умер при трагических обстоятельствах буквально за несколько дней до свадьбы. В этом факте, конечно, никто не усмотрел бы ничего необычного, если бы следом не потянулась цепочка схожих событий. Второй жертвой рока стал близкий приятель А.С.Пушкина полковник и камергер Александр Муханов. Полюбив еще юную Аврору, он предложил ей руку и сердце. Опять была назначена свадьба. И вновь удар - накануне торжества А.Муханов скончался. Через два года красавицу покорил почетный член Петербургской академии наук П.Демидов. Свадьба состоялась. Но недолго длилось счастье. Вскоре Аврора овдовела. Через шесть лет Аврора Карловна сделала еще одну попытку устроить свою семейную жизнь - она вышла замуж за полковника конной артиллерии Андрея Николаевича Карамзина - сына известного историка. Но злой рок, преследующий эту очаровательную женщину был беспощаден. Во время турецкой компании полковник Карамзин был изрублен неприятельскими саблями... Покорившись судьбе, оставшиеся ей 48 лет Аврора Карловна так и прожила вдовой, хотя до самой смерти сохраняла красоту и обаяние и не испытывала недостатка в мужском внимании. В 1902 году она скончалась. Но и после смерти ее имя оставалось роковым. Поэт Г.Маслов, заинтересовавшийся этими странными совпадениями, решил написать поэму "Аврора", целиком посвященную Штернваль. "И на смерть роком обречен, поцеловавший эти губы,"- писал он. И это не прошло для него безнаказанным: злой рок Авроры Карловны обратил на поэта свое внимание. Работая над поэмой, Маслов заболел, и умер на больничной койке до последней минуты шлифуя отдельные строки воистину роковых для него стихов. Согласно утвердившейся легенде смертельный рок преследовал обожателей Авроры лишь потому, что ее мать как-то в минуту гнева прокляла всех мужчин, которые посмеют влюбиться в ее дочь.

РУМ ("Утроба") - в древнетибетских мифах мир, откуда все происходит и куда все исчезает. Согласно преданиям, в Руме есть небо, обращающееся вокруг ледяной горы Тисе, а сам мир представляется в виде шатра с 8 шестами. При описании этого мира слабые ассоциации возникают лишь на терминах "вечность" и "время", однако, сравнить с чем-либо описание самого шатра не представляется возможным.

РУПАДХАТУ ("Мир имеющих форму") - в древних буддийских мифах один из трех высших миров, расположенный под Арупадхату ("Мир не имеющих формы") и над Камадхату ("Мир желания"). Согласно медитативным наблюдениям йогов, в Рупадхату отсутствуют вкус и запах, зато зрение и слух развиваются необыкновенно. По мере обучения йоги и прохождением 4-х ступеней дхьяны (йогического транса), человек может, оставаясь телом на земле, посещать посещать и переживать реальность всех 4-х уровней Рупадхату (тоже - после смерти). Самый высший, четвертый уровень одновременно является самым низшим уровнем, который не может быть подвергнут разрушению в результате кальпы (конца света).

"РУССКИЙ СПОСОБ" (биолокация, уфолозоходство) - появившееся на Западе название, означающее применение старинного биолокации при новейших исследованиях уфологических объектов, геопатогенных, геоактивных и иных мест. Хотя этот способ в большинстве случаев дает ответы явно субъективного характера, однако, достаточно часто метод показывает очень хорошие результаты.

РЫБА-ПРЫГУН - небольшая, в 3-5 см, рыбка, которая, по мнению ученых, возможно, является реликтом древней природы, переходным звеном от жизни в воде к жизни на земле. На острове Сент-Мари в Индийском океане отлив освобождает обширные пространства суши, на этой то затопляемой, то выступающей из воды земле, пропитанной горько-соленой водой, зеленеет мангровая растительность. В манграх Сент-Мари и можно найти земноводных рыбок-прыгунов. Когда эти существа, опираясь, как на лапки, на передние плавники, ползут по камню или песку, их часто принимают за тритонов. Однако, стоит к ним подойти и протянуть руку, они мгновенно совершают головокружительный прыжок на расстояние более 1 метра. Расстояние громадное для рыбешки таких размеров. Прыгуны настолько привыкли к земной жизни или отвыкли от водной, что, если они задерживаются в воде больше часа, то просто тонут. Аналогов этим животным современная зоология не знает.

РЭЙВ (от англ. rave - рев, бред, неистовство) - особое, возможно опасное, психофизическое состояние человека-наркомана, достигаемое при сочетании наркотика "экстази" и ритмической музыки. Этот эффект был открыт в 1987 году на острове Ибис неподалеку от Испании. В дискотеках тогда танцевали под музыку в стиле "хаус". Кто-то принес не самые популярные таблетки "экстази". Но в сочетании с техно-музыкой они вдруг подействовали на танцующих совершенно неожиданно. Как считает экспериментатор и теоретик в области психоделиков Теренс Маккенна, звук определенной частоты служит катализатором биохимических процессов в мозге человека, употребившего наркотик, усиливая и расширяя спектр его действия. Это состояние и получило название "рэйв" - впав в него, молодые люди способны танцевать круглые сутки не останавливаясь. Возможности и последствия состояния "рэйв" медиками не изучались, но можно догадаться, что оно не безвредно. Очевидно так же, что музыка не единственный фактор, способный усиливать действие наркотиков. И тут необходимы серьезные исследования: возможно другие подобные компоненты в сочетании с безопасными химическими препаратами способны расширять возможности человеческого организма, не нанося ему при этом вреда.

РЭЙКИ (Reiki, в переводе с японского "рэй" - Бог, святой дух, истина, космос, "ки" - энергия жизненной силы Вселенной) - древняя японская дисциплина духовного самопознания и психофизического самоисследования, система естественного оздоровления, широко распространенная в Японии и на Тибете, предназначенная для гармонизации тела, разума и духа. Система делится на несколько ступеней посвящения, каждая из которых ставит свои задачи. Насколько это уверяют сами мастера Рэйки, центр которых построен и в Москве, Рэйки - это также и мягкая система исцеления, снимающая стрессы, а также Универсальная энергия Любви, Силы, Света. В действительности же, чрезвычайно тяжело найти ключевые отличия рэйки от практикуемых также в Москве ряда других целительских центров "новой неформальной волны".

САДЫ СЕМИРАМИДЫ - ныне совершенно разрушенное одно из древних семи чудес света. В отличие от других утраченных "чудес", сады решено полностью восстановить. Власти Ирака готовы выплатить награду в 2 млн.долларов тому, кто откроет секрет полива так называемых висячих садов Семирамиды. Дело в том, что в Ираке ведутся работы по восстановлению Вавилона (столица Вавилонии в XIX-VI веках до н.э.), расположенного примерно в 100 км от современного Багдада. Собираются реконструировать и висячие сады. ["Труд" 24.02.1990]. Но как решить проблему водоснабжения этих террасных посадок, не применяя современных технических средств? Никто не знает, как это делалось три тысячи лет назад, - история не сохранила для нас эти подробности.

САЖЕНЬ - древнерусская мера длины, приравнена сегодня к 2 метрам и применявшееся в основном для измерения земельных участков. Но в Древней Руси применялась не одна, а несколько саженей. Историки и архитекторы признают, что саженей было не менее 8 и они имели свои названия, были несоизмеримы, не кратны одна другой и не целочислены. А.А.Пилецкий приводит 12 типоразмеров саженей: городовая 284,8 см, без названия 258,4 см, великая 244,0 см, греческая 230,4 см, казенная 217,6 см, царская 197,4 см, церковная 186,4 см, народная 176,0 см, кладочная 159,7 см, простая 150,8 см, малая 142,4 см и еще одна без названия 134,5 см. (названия двух саженей еще не найдены, а длины их усреднены с предполагаемым допуском + 2 см.) Происхождение саженей неизвестно. Ученые считают, что одни из них появились на Руси, а другие заимствованы. Так, предполагается, что прародителями царской сажени являются египетские меры, греческой - Греция, церковной - римские пассады, великой - литовские локти. И в этом случайном происхождении заключена основная причина отсутствия целочислености и кратности между ними. И потому считается невероятной возможность образования этими саженями единой стройной системы пропорционирования. К тому же древнерусские зодчие случайных, а тем более необоснованных размеров в своем творчестве не допускали. Тогда какие же пропорции связывают эти вроде бы случайные параметры? А.А.Пилецкий, анализируя размеры саженей, показывает, что численная величина их образует двухрядную модульную систему чисел, подобную ряду чисел Фибоначчи. То есть они тяготеют к золотым пропорциям, что подтверждается также отношением длины греческой сажени к малой. Оно равно золотому числу Ф = 1,618. А целочислено несоизмеримые между собой иррациональные золотые числа образуют наивысшую эстетическую соразмерность частей и целого. По-видимому, именно предубеждение в невозможности золотого пропорционирования русских саженей (и это при наличии золотой пропорции между греческой и малой саженями и доказательности работ А.А.Пилецкого) исключило проверку их на золотое число путем последовательного деления пяти самых больших саженей на пять самых маленьких. Частное от такого деления дает золотое число Ф = 1,618, причем с невероятной для четырех значащих цифр точностью. (При операциях с четырьмя значащими цифрами результат определяется по трем полученным цифрам. Здесь же точность варьируется от 4 до 7 значащих цифр.) Пропорциональность числу Ф царской и церковной саженей находится посредством удвоения величины кладочной и просто саженей и деления результата на величину первых: Ф = 159,7 х 2/197,4 = 150,8 х 2/186,4 = 1,618. Применение данных саженей при измерениях характеризуется двумя самобытными, не имеющими аналогов в мировых метрических системах особенностями: - для измерения отрезков, меньших, чем сажени, последние последовательно делятся на два. (Например, половина народной сажени - народная полусажень - 88 см, четверть сажени - народный локоть - 44 см, одна восьмая народной сажени или половина локтя - 22 см и т.д. - деление единое для всех саженей); - ни одно сооружение в Древней Руси не строилось с применением только одного вида саженей. При измерениях длины объектов использовалась одна сажень, ширины - другая, высоты - третья. Внутренняя разбивка проводилась четвертой саженью и т.д. Эта кажущаяся современному инженеру сложной и непонятной система измерения обеспечивала целочисленость ("квантованость") и завершенность сооружения на основе иррациональных измерительных инструментов и их соответствие золотым пропорциям. Еще более поразительной оказалась степенная кратность всех саженей шагу египетского модулера Хеси Ра, равного 1,0549231... Шагу, найденному только в 1994 г. Именно он создавал нецелочисленость всех саженей. Если, например, самые распространенные и потому известные с большей точностью сажени - малую и народную - последовательно делить и умножать на шаг 1,05492..., то в пределах усреднения получим длину всех русских саженей. А это доказывает единую закономерность их образования и обеспечивает зодчему получение целых, квантованных размеров частей сооружений дробными отрезками, чем и достигалась полная соразмерность частей и сооружения. Соответствие величин этих мер элементам структурной матрицы Древнего Египта свидетельство тому, что о саженях знали в глубокой древности, знали и о возможности использования этих саженей (или их аналогов) при измерительных операциях. А если это так, то при конструировании, например, Великих пирамид в Гизе следует ожидать кратности их конструктивных элементов целому числу различных мерных инструментов, а возможно, и древнерусским саженям. Это предположение было достаточно безумным и потому его следовало немедленно проверить. Проверка осложнялась значительными разрушениями пирамид. На сегодня мы не знаем точных размеров ни одного внешнего параметра ни одной пирамиды. Все сохранившиеся параметры - высота, длина граней и сторон, размер углов - "пляшут" в пределах 1-2% и более. К тому же нам не известны принципы конструирования пирамид, "жесткость" их конструкций, положенные в основу структура и иерархическое соотношение их между собой. И все же... Удивительно! Но система древнерусских саженей вписалась в конструкцию пирамид таким образом, что ВСЕ их параметры оказались кратными целому числу различных саженей в полном соответствии с методами их применения на Руси. Следует отметить, что такая квантованость, и в первую очередь целочисленость и взаимная кратность высот 90, 30, 60 числу 3, священному по египетским канонам, не могли появиться случайно. К тому же при математических операциях с четырехзначными числами примерно точный результат обеспечивают также четыре первых значащих числа. А в данных пропорциях получается точность в пределах пяти чисел, а это уже исключает случайность. И еще: в конструкциях пирамид четко выраженных золотых пропорций еще не обнаружено. Найдено несколько отношений, кратных числу Ф с точностью до третьего знака, что вряд ли свидетельствует о принадлежности их к золотым пропорциям. Об этом можно говорить с уверенностью только при равенстве данных чисел Ф с точностью до четвертого знака. А потому кратность основных параметров пирамид в Гизе древнерусским саженям однозначно доказывает, что в их структуре заложены золотые пропорции. Из изложенного следуют предварительные выводы. Целочисленная кратность основных структурных параметров Великих пирамид десяти наиболее употребимым саженям однозначно свидетельствует о том, что пирамиды проектировались и строились с использованием метрологии древнерусских измерительных инструментов. А это могло быть только в том случае, если славянские племена когда-то в доисторические времена соседствовали с Египтом, а возможно и проживали в нем. Или же получили вместо со жречеством Египта задолго до строительства пирамид от некоторого внешнего источника эталоны саженей и методологию их применения и сохранили полученные измерительные инструменты в целости до начала XIX в. (В Египте после возведения пирамид аналогичные измерительные инструменты должны были быть преданы забвению, а потому и не сохранились.) Поэтому пропорции всего комплекса в Гизе определяются совокупностью целочисленных комбинаций саженей и последовательностью высот пирамид - 90, 60, 30. Из пропорций целочисленных величин параметров следует, что самой значительной пирамидой комплекса, пирамидой - деканом является пирамида Хефрена. Затем по значимости следуют пирамида Микерена и, наконец, Великая пирамида Хеопса. Можно также полагать, что площадка, на которой расположены пирамиды, внутренние ходы и помещения тоже кратны некоторым комбинациям саженей или их частей.

Пирамида Хефрена высот h бок.ст.a диаг.ос.d бок.реб.b апофема с а обмер м. 143,76 215,39 53г10м расч.м. 143,74 215,47 304,61 209,44 179,62 53г9м51с саженей 90 99 202 119 91 назв.саж.кладоч.казенная простая народн. царская длина см. 159,7 217,6 150,8 176,08 197,4

Пирамида Микерина обмер м. 67,73 107,73 51г30м расч.м. 69,15 109,80 155,24 103,95 88,29 51г33м саженей 90 45 109 73 31 назв.саж.греч. велик. малая малая городовая дли.см. 230,4 244 142,4 142,4 284,4

Пирамида Хеопса обмер м.146,60 233,00 51г35м расч.м. 146,39 232,26 328,59 220,04 186,92 саженей 60 132 151 125 139 наз.саж.великая народн.казенная народн. без назв. длин.см. 244 176,0 217,0 176,0 134,5

САКРАЛЬНОЕ МЕСТО - геоактивная зона с явным положительным воздействием на человека, местную флору и фауну. Обычно отличается красивым ландшафтом и окружающими пейзажами. Встречаются также следующие названия: божьи, святые, благодатные места. Принято считать, что именно сакральные места вызывают у людей способность что-либо предвидеть.

Источник: Гергардт Иван.