Сегодня школьники и студенты отмечают День знаний - начало нового учебного года
МОСКВА, 1 сентября. /ИТАР-ТАСС/. У российских школьников и студентов закончились летние каникулы, сегодня они отмечают День знаний - начало нового учебного года.
Во всех школах страны пройдут торжественные линейки, после которых старшеклассники поведут первоклашек на первые в их жизни классные занятия, а в техникумах и вузах первокурсников будут посвящать в студенты.
Как сообщил журналистам замминистра образования РФ Максим Дулинов, в этом году в школу пойдет более 1,4 млн первоклассников, на 33 тыс больше, чем в 2010 году. По его словам, такая позитивная динамика увеличения числа первоклашек наблюдается с 2007 года.
В целом в России, отметил замминистра, насчитывается более 47 тыс школ, в том числе 28 тыс в сельской местности. При этом, добавил он, порядка 20 школ не приняты к 1 сентября. Он пояснил, что это связано с тем, что в школах не были завершены необходимые ремонты. "Есть проблемы с поставками, с подрядчиками, тем не менее обучение детей из этих школ организовано", - отметил он.
Замминистра также считает, что каждая школа должна сама решить, вводить ли ей школьную форму или нет. "Это дело школы, - сказал он. - На мой взгляд, форма - это достаточно неплохо, появляется некий дух единства, с другой стороны, сглаживаются различия в социальном положении".
С 1 сентября вступят в силу и новые СанПиНы для школ, которые, в частности, ограничивают максимальное наполнение классов 25 учениками, запрещают "нулевые" уроки, вводят три урока физкультуры в неделю для всех школьников, устанавливают предел веса школьных пособий для учеников различных классов. Отдельные требования касаются групп продленного дня, которые позволяется открывать только если в школе есть возможность организовать спальни из расчёта 4 квадратных метра на одного ребёнка. Эти правила уже вызвали негодование родителей и учителей, посокльку не у всех школ есть ресурсы, чтобы соответствовать требованиям.
Все первоклассники сегодня начинают учиться по новым федеральным государственным образовательным стандартам /ФГОС/ для начальной школы.
В Минобрнауки РФ сообщили, что стандарты "второго поколения", в отличие от прежних, закрепляют обязательные требования к условиям обучения, направленные на создание оптимальной среды для получения качественного образования. С этой целью уже выделены и будут выделяться в 2012-2013 годах дополнительные бюджетные средства для модернизации школ.
"Новая школа", построенная на новых ФГОС, будет учить детей применять полученные знания и в практических ситуациях — ставить цели, искать информацию, делать предположения и строить теории. Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по предмету, то задачи "новой школы" состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации.
С введением новых ФГОС появляется понятие "система учебников", она предполагает комплексную разработку такого блока учебников, где одна и та же тема синхронно изучается по всем дисциплинам. Это поможет детям лучше усвоить знания по изучаемым предметам, ощутить взаимосвязь различных дисциплин. В настоящее время уже подготовлены четыре системы учебников для 1 - 4 классов: "Начальная школа XXI", "Перспектива", "Школа России", "Школа 2010".
"Первое и главное – то, что эти стандарты подготовлены не как набор программ, а как набор принципов, в которые входят результаты обучения, условия обучения /наличие компьютеров, современных спортзалов, электронных образовательных ресурсов/ и структура программ", - пояснил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. "Если говорить о том, что мы добавили, то в первую очередь это достаточно большая внеклассная работа и компетентностный подход, при котором ребята не только узнают и запоминают что-то, но и учатся применять эти знания", - продолжил он. Министр уверен, что благодаря новым условиям обучения "ребята будут более активно, широко воспринимать этот мир". "Теперь и содержание, и условия обучения ребят будут соответствовать современным требованиям. Это позволит сделать учёбу интереснее и результативнее", - считает он.
"Степень готовности субъектов /к переходу на новый стандарт/ мы оцениваем как очень высокую", - сообщил замминистра образования Максим Дулинов, добавив, что "были проведены необходимые закупки, порядка 100 тыс учителей и 60 тыс руководителей учебных заведений повысили квалификацию". Для развития системы повышения квалификации учителей с этого учебного года начинают работать стажировочные площадки в регионах – они будут служить не только центром обмена успешным опытом, но и возьмут на себя функцию последующего мониторинга качественных изменений в системе образования, всего для школьных учителей их будет 32.
В экспериментальном порядке стандарт для младших классов был введен с 1 сентября прошлого года в ряде регионов. Тогда эксперимент охватил почти 200 тыс первоклассников из Новосибирской и Новгородской областей, Приморского края, Удмуртии, школ Мурманской, Ленинградской областей, Татарстана и Москвы.
Более 7 млн студентов в новом учебном году будет обучаться в российских вузах, что на 500 тыс меньше, чем в 2010 году. По словам Дулинова, "некоторое сокращение числа студентов в вузах обусловлено демографическим спадом".
Всего 1 сентября студентов примут около 1100 вузов, в том числе 482 негосударственных. Помимо прочего, более 2 млн человек будут учиться в техникумах и колледжах, которых в стране насчитывается свыше 2,5 тысячи.
Зарплаты российских учителей повысятся с 1 сентября минимум на 30 проц. "У нас было поручение с 1 сентября повысить зарплату как максимум – до средней по экономике региона, если это не получается, то как минимум на 30 проц, - отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. - С 1 сентября все без исключения регионы достигнут этого результата, то есть зарплату за сентябрь учителя получат уже по-новому ". "Мы, министерство, свою часть работы выполнили уже к 1 августа, все деньги были на счетах регионов, со всеми регионами были заключены соглашения о выполнении поставленных задач и сформулирован план мероприятий – как это будет реализовываться", - добавил он.
По словам министра, "такие же ориентиры установлены и для зарплаты вузовских преподавателей, перед руководством всех вузов уже стоит такая задача".
В 2011-2013 годах федеральный бюджет в форме субсидий выделит регионам РФ 120 млрд рублей на замещение расходов по улучшению условий обучения в школах. Высвобождающиеся деньги регионы должны направить на повышение зарплаты педагогам.
При этом, утверждают в Минобрнауки, повышение заработной платы учителей будет дифференцированным, в зависимости от результатов труда. "Не всем учителям заработная плата будет увеличена минимально на 30 проц, так как этот фактор, в первую очередь, зависит от стажа работы, количества часов и, конечно же, условий жизни в каждом регионе", - отметил ранее замминистра образования Игорь Реморенко. Минобрнауки рекомендует соотношение 30 проц - стимулирующая часть и 70 проц - базовая часть. Президент РФ Дмитрий Медведев посетит в этот праздничный день одну из средних школ в Ставрапольском крае.
Премьер-министр РФ Владимир Путин сегодня ознакомится с внедрением инноваций в школьное образование на примере одной из средних общеобразовательных школ, расположенной в Подольске Московской области. Он осмотрит ряд специализированных кабинетов, в том числе кабинет начальных классов, школьную телестудию и планетарий, а также пообщается с учениками выпускного класса. Сопровождать главу правительства будут министр образования и науки Андрей Фурсенко и губернатор Московской области Борис Громов, сообщает правительственная пресс-служба.
Выбранная для посещения средняя школа – одно из "молодых" образовательных учреждений Подольска. Тем не менее в 2008 году она стала победителем одного из конкурсов в рамках нацпроекта "Образование", в 2009 году – лауреатом конкурса "Лучшие школы Подмосковья". В этом году школа признана победителем конкурса муниципальных образовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы.
* * *
Традиция торжественно начинать учебу в этот первый осенний день появилась сравнительно недавно. В Российской империи единой даты начала занятий не существовало. 1 сентября был началом церковного нового года, но не датой начала занятий в семинариях и церковно-приходских школах.
Первые светские учебные заведения стали появляться в России во второй половине XVII века /Лекарская и Типографская школы/. Однако государственная система образования начала складываться только при Петре I. Появились начальные, дающие практические навыки, и средние учебные заведения, носившие всесословный характер. Наряду с ними был открыт ряд привилегированных учебных заведений - лицеев. Согласно первому в России единому Уставу средних учебных заведений 1804 года "учебное время в уездных училищах продолжается также, как в гимназиях, то есть от 1 августа предыдущего года по 1 июля следующего года". Дата в документе дается "по старому" стилю, следовательно учебный год начинался 12 августа /по нов.ст./.
В XIX веке после отмены крепостного права начинает активно развиваться система сельских школ, где учатся дети "освобожденных" крестьян /подобная школа описывается в рассказе Льва Толстого "Филиппок"/. Появляются средние учебные заведения — реальные, технические и коммерческие училища - готовящие специалистов научного и технического профиля. В эти школы стали принимать выходцев из разных сословий. Время начала занятий в основном приурочено к окончанию полевых работ. А так они заканчивались в разных частях страны неодинаково, то ученики северных регионов садились за парты 15 сентября, а на юге начинали учебу на месяц позже. Начало учебного года в школах, не финансируемых из государственной казны, не было регламентировано никаким единым официальным документом. И в деревнях, и в городах учредители при решении этого вопроса руководствовались исключительно местными традициями.
Продолжает развиваться и система университетов. В начале века учебный год в них начинался в разные сроки. Например, в Казанском университете - в середине августа,заканчивался годичными экзаменами 10 июля. К концу века академический год по всей империи был унифицирован: начинался 1 сентября и закрывался 21 мая.
С 1901 года учебный год в средних учебных заведениях стал начинаться 16 августа и длился 240 дней - до 1 июня. Подобный порядок просуществовал в Российской Империи до самого ее крушения в 1917 году.
В СССР до середины 1930-х годов порядок начала занятий был также неопределенным. Многие школы начинали работу, как и раньше, в середине августа. Постановлением Совнаркома "О всеобщем обязательном начальном обучении" от 14 августа 1930 года было предписано, чтобы все дети от 8 до 10 лет "были приняты в школу осенью". Единое начало учебного года - с 1 сентября - было введено в 1935 году постановлением Совнаркома и ЦК ВКП /б/.
В 1984 году указом Президиума Верховного Совета СССР "О праздничных и памятных днях" 1 сентября было объявлено всенародным праздником под названием "День знаний". С тех пор традиция не прерывалась, и даже после распада СССР и образования Российской Федерации День знаний продолжают отмечать не только на территории нашей страны, но и в некоторых бывших союзных республиках.
Источник: ИТАР-ТАСС.
Рейтинг публикации:
|