На автомобиле до Волги и обратно - наш взгляд
Автор Skaramush перевел рассказ о путешествии в Самару жителя Латвии, а этим летом уже он сам совершил подобное путешествие. Представляем серию его путевых замеметок.
Долгожданный и давно планируемый отпуск, наконец, наступил. Конечно, что-то (как часто бывает) решалось в последний момент, например решение не ехать через погранпереход Терехова, а рвануть через кусочек Эстонии, чтобы избежать очередей на границе. Конечно, лишние полсотни километров, но при планируемой протяжённости маршрута в пару тысяч километров – не повод для разговора.
Итак, местное время четыре часа утра (хотели в два, но – человек предполагает, а всё выходит наперекосяк), мы стартуем из центра Риги.
Интермедия первая.
Идея рвануть в отпуск на машине пришла ещё года три назад, причём имелся в виду именно маршрут в полторы – две тысячи километров в одну сторону. Определённые события вызвали необходимость (вдобавок к желанию) попасть в Россию, конкретно в небольшой городок в Среднем Поволжье. Ну, а когда сравнили стоимость поездки поездом и своим ходом… В общем, решение было единогласным – три голоса «за». Жизнь внесла определённые коррективы и один из голосовавших, в сопровождении бабушки, отправился в путешествие на поезде и на месяц раньше, так что «туда» у нас получалось вдвоём с женой, «обратно» - втроём, забрав сынишку. Это позволило загрузить машину вровень со спинками передних сидений. Вещи, в подавляющей массе, ехали в один конец. Не являются секретом для постоянных участников «хуторка» наши планы по перемене места обитания, поэтому не удивит, полагаю, перевозка части имущества при наличии возможности. Эти подробности для того, чтобы получилось представление, в каком виде мы предстаём на погранпереходе – этакий грузопассажирский вариант. Ещё один аргумент в пользу эстонской границы.
Продолжаем. Итак, воскресенье, 25 июля, четыре утра. Старт.
Понятно, что в такую рань нормальные люди спят и дорога пустая. Ригу проходим «со свистом» и выкатываемся на Псковское шоссе. До поворота на Алуксне дорога знакома, далее нас поведёт навигатор. Будем надеяться, спланированный и сверенный с несколькими картами маршрут выбран верно.
Семь часов утра. Мы в очереди на выезд из Эстонии. Границу между Латвией и Эстонией обнаружили только по появлению совершенно непонятных названий на придорожных табличках.
В очереди перед нами семнадцать машин, судя по разговорам, очередная партия только что была запущена в зону погранперехода. Засекаем время. Кстати, никакого бардака по обочинам, никакого поиска туалетов по запаху. Чистенько и аккуратно, для грузовых – зона ожидания вне дороги. На обочине строятся только легковушки и микроавтобусы. Потихоньку начинает пригревать солнышко, облака расходятся. Через час запускают очередной десяток машин, мы в следующей партии. Пока стояли, за нами выстроился хвост и всего в очереди к восьми утра - около сорока машин. Одна покупает место в первой десятке – экономит себе часа три. Удовольствие стоит тридцать евро. Уступивший место «опель» с эстонскими номерами становится в хвост очереди. Заработок – дело святое, интересно, сколько раз успеет продать место за день?
Девять утра – нам зелёный свет на въезд в зону погранперехода. Проезжаем первый шлагбаум, теперь мы вроде как на нейтральной земле. Очередь легковых делится на две и дело идёт быстрее. Второй шлагбаум и проверка паспортов на выезде из Эстонии. Всё быстро – пропуск через считыватель, отметка в моём «негр»ажданском о пересечении границы и «счастливого пути». К таможне. Таможня пропускает гружёную машину не глядя. Мгновение интереса вызывает телевизор, но ровно до момента, когда видно – б/у. Всё, Эстонию и ЕС мы покинули. В сотне метров впереди светофор российской зоны погранперехода.
Подъезжаем к линии остановки, нам – красный. Ждём. В пяти метрах – будка, в которой хорошо виден капитан в фуражке-аэродроме. На нас внимания – ноль. Занят созерцанием облачного небосклона. Замечу, облака и правда красивы, но начинаю понимать, что что-то не так – за нами начинает собираться очередь. Недоумение длится недолго, из одной из машин, вставших за нами, подходит парень и просвещает меня, что документы в будку надо отнести самому. Оригинально. Это при том, что на двух языках при въезде в зону погранперехода транспарант – «Просьба не выходить из машин без приглашения». Ладно, с двумя паспортами подхожу к окошку и мне делается великое одолжение – прервав увлекательнейшее занятие капитан, бегло скользнув взглядом по первым страницам паспортов и вручив бланки миграционных карточек включает «зелёный». Молча. Здравствуйте, девочки.
Следующий шлагбаум. Судя по табличкам – зона паспортного и таможенного контроля. Снова пропуск по две машины, но помедленнее, чем у эстонцев – машины осматривают и данные из документов «вбиваются» вручную. Пока стоим – заполняем миграционные карты и не можем понять, что тут сложного? Какое «тщательное заполнение сложных документов» имел в виду мой предшественник? Шлагбаум открыт для нас. Проверка документов – пара минут. Быстро, вежливо, с пояснением, что и как дальше. Короткий осмотр (не досмотр) машины и – следуйте ко второй будке. Таможня. На таможне получаю короткий вопрос – «декларация»? Мой, несколько недоуменный взгляд (а на кой?), встречает встречное недоумение – «а машина?». Однако, настроение хорошее не только у меня, но и у старлея. Оставив один паспорт «в залог» и выдав мне пару бланков, нас пропускают за шлагбаум («ты никуда не уезжай только, хотя, куда ты денешься с одним паспортом»). Отметив быстро, что ничего не везу, а что везу – едет само, возвращаюсь к окошку. На вопрос нейтрально-казённым тоном «куда следуете» честно отвечаю «В Димитровград». Две пары слегка обалдевших глаз разом направлены в мою сторону, оба таможенника теряют на несколько секунд интерес к мониторам. От нейтрального тона не остаётся и следа, два вопроса накладываются один на другой – «Куудааа?» (это старлей), «А это где такое???» (капитан у противоположного окошка). Всё. Лёд (если и был) в отношении разбит на мелкие кусочки. Всё время, пока данные вносятся в систему (ну вот, нас и сосчитали) треплемся с обоими на предмет «а как тебя сюда занесло» и тому подобное. Наконец мне желают счастливо добраться и, напомнив, что в машине владелец должен присутствовать в любом состоянии и вывезти её, машину то есть, обратно не позже, чем через месяц (как в страховке) отдают документы и – вот и начинается, собственно, отпуск.
Интермедия вторая.
Карты, атласы, интернет-планирование, навигатор – единодушны. Ехать нам надо по шоссе М-9 «Балтия» до Москвы, по МКАД до съезда на М-7 «Волга» и по ней до Нижнего Новгорода, далее – до Ульяновска. А там, одно шоссе до Димитровграда, не промахнёшься. Но у нас было время посмотреть рассказы о поездках по М-7 и рассмотреть варианты. Принят был вариант следующий – во-первых, МКАД – в пеший тур с эротическим уклоном. Мы в Подмосковье вечером в воскресенье и нарываться на гарантированные пробки нам ни к чему. Уйдём по Малому бетонному. Во-вторых, от Владимира сворачиваем на Муром и едем через Муром – Арзамас – Саранск (наша ошибка, об этом далее) – Ульяновск. Добавляем к маршруту менее сотни километров, но дорогу обещают нормальную и пустую. В-третьих, проехав границу, сворачиваем с трассы Рига – Псков в Изборске и катим чётко на юг. До, собственно, М-9. Где и сворачиваем на Москву.
Едем дальше.
До Изборска докатываем с некоторыми опасениями. Дорога действительно меняется после границы не в лучшую сторону – «почувствуй себя поездом» ощущается весьма сильно. Хотя, ям, на которых можно оставить подвеску или раздолбать скат пока не наблюдается. Машины, которые нам встречаются, кто с ближним светом, кто без. К этому времени я еще не посмотрел ПДД в России, но раз ездят и со светом, значит оставляем ходовые фары. Правый поворот в Изборске и – выручай, навигатор. Мы покидаем трассу. Одновременно с этим пропадает и «английский дубляж» знаков дорожной информации. Всё, «чужие здесь не ходят». Уже через полсотни километров возникает некоторое недоумение – тут вообще синие обозначения населённых пунктов бывают? Или – пять домов, уже городок? Вызван такой вопрос тем, что скорость-то снижать приходится, а дорога не ближняя… Но, по здравом размышлении – видимость в посёлках не ахти, поворотов хватает и – замечание жены «Мы что, спешим куда-то?». И верно. Не спешим. Не ралли ведь, путешествие. Упорно пытаюсь обнаружить «ужасные дороги». Похоже на то, что либо плохо ищу, либо не пропитался «европейским духом». Ну не нахожу и что тут поделаешь?. Проезжаем мост через реку Великая. Отмечаю про себя название, надо будет по карте глянуть, что за Великая такая. Впереди у нас поворотный пункт, город Остров. В нём надо будет решить, либо по платной дороге дальше, либо чуток длиннее и, возможно, по грунту. Проезжаем мост через реку Великая. Второй раз. Наводит на размышления. Вот и Остров. Пока что к навигатору никаких претензий – ведёт по улицам точно и аккуратно. Не представляю, как ехал бы по карте – карты собственно города нет и указателей в городе тоже. Понятно, что пришлось бы спрашивать, но спрашивать проезд куда, на Москву? Спросили бы у меня в Цесисе, к примеру, как проехать в Варшаву – примерно равнозначные варианты. Проезжаем мост через реку. Великая. Кажется, понял название. Если проедем пятый – предложу сменить на «Величайшая».
«…мне досталась трасса Е95».
Вот и она, собственно. Проехав Остров после короткого участка отнюдь не грунтовой выезжаем на упомянутую в песне Е95. Постепенно возникает желание сделать остановку и перекусить, выехали то с лёгким завтраком. Ну, раз трасса, будет и место отдыха. Населённые пункты игнорируем, сворачивать неохота, а вдоль трассы нет мест, где приткнуться, не на заправке же. Несколько сбивают с толку временные знаки – «ремонт дороги», «скорость 40»… И это всё с зоной действия то семь, то десять километров. При этом – никакого ремонта в данный момент и близко не наблюдается. Хотя, покрытие ремонта и просит – колея местами достаточная, чтобы устроить небольшой слалом – я же не грузовой, не вписываюсь. И правда, при залитой водой не подарок. Однако, снова не вижу «смертоносных трещин». Похоже, моё советское прошлое не позволило развиться воображению. Сказал бы – дорога как дорога. В Латвии, кстати, участки и похлеще есть. По трассе вне городов – сплошные заросли двухметрового борщевика по сторонам. Это ни в коей мере не навевает желания «отбежать в лесок», ломиться через борщевик – увольте. Ага, знак «место отдыха». Ну и где же эта приветливо склонившаяся ель? Оппа… Ну, в общем, да. Карман у дороги есть. Был, то есть. Нет, он может и сейчас есть, но под почти трёхметровыми кучами гравия сложно разобрать. Второй через пяток километров – та же история. Похоже, подготовка к ремонту, но нам от этого не сильно легче. Ага, в третьем есть место приткнуться. Первый стоп.
Площадка отдыха.
Тень, спасибо, есть. Первую минуту после остановки некоторое недоумение вызывает то, что «карман» не асфальтирован. Недоумение проходит после «прогулки в лес». Вся окантовка «кармана» образована смесью грунта, пластиковых бутылок, мусора и т.д. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но моё мнение таково – когда замусоренность площадки достигает некой критической величины, «очистка» производится бульдозером.
Про скамейки не заикаюсь. Но вот контейнер, или хоть ящик какой для мусора не был бы лишним. Понятно, что трасса, но как-то не комфортно на свалке передышку делать. На возможное замечание «а у самих» отвечу – чище. И в основном площадки с минимумом, но благоустройства.
Короткий отдых закончен, катим далее. Через полсотни километров становится обидно, что поспешили с остановкой. Поди знай, что впереди озёра с зонами отдыха. Но время идёт, а Москву охота проскочить засветло. Вперёд и только вперёд.
М-9 «Балтия».
Вот и шоссе Рига – Москва, или как правильнее здесь – трасса М-9 «Балтия». Выворачиваем на неё напротив «Статойловской» заправки и теперь уходить нам с этой трассы только под Москвой, на Малое бетонное кольцо. Это уже вечером будет, а пока у нас день в разгаре. Хорошо, похоже, что воскресный – машин на трассе немного. Грузовых вообще раз-два и обчёлся. Качество дороги так себе, колея. Замечаю жене, если такое покрытие до Москвы – не уснёшь за рулём точно. Однако, всего-то через полтора десятка километров я приятно удивлён – выскакиваем на свежий асфальт. Не, ребята, так можно жить. Пристреливаюсь по идущим машинам и держим «стольник», чтоб не особо выделяться. Катится легко, пока везёт с погодой – лёгкая облачность. В общем, за исключением пары участков общей протяжённостью километров двадцать, дорога более чем приличная. И видно, что ремонт довольно свежий. «Джигиты» пока не замечены, кому невтерпёж и «летать охота» спокойно летят, кого-то обгоняем. В общем – вполне нормальная езда. Жена вчитывается в названия населённых пунктов и тихо веселится. В одном месте громко веселимся оба – указатель на «пос. Матюково». К счастью, дорога не соответствует названию, может, свернуть посмотреть надо было? Но – только вперёд. Впереди Москва.
Останавливаемся передохнуть второй раз уже часам к семи вечера. Часы переведены на границе, катим по российскому времени. Площадка – как и первый раз. Но побольше. Однако, судя по краям, методы ухода – те же. Отличие в том, что явно предназначена для отстоя не одного грузовика и размеры куда поболе тех, что на Е95 были. Стоим дальше от дороги, в тени. На этой же площадке ещё пара машин, тоже короткий отдых.
По мере приближения к «точке поворота» машин на трассе становится больше. За полсотни километров вообще уже катим в потоке. Не отметил расстояния до Бетонки, начинается магистраль. Разрешённая – 110 км/час. Ну, тут как водится, от 70 до «сколько железка позволяет». Это понятно и не удивительно. Сложно другое, мы уже давно в дороге, усталость даёт о себе знать. За пятнадцать километров до «нашего» съезда скорость потока начинает ощутимо снижаться, а три полосы превращаются в четыре – часть, весьма приличная, протискивается по обочине. Замедление продолжается, и настроение падает пропорционально – попадать в пробку охоты никакой, нам ещё до Владимира пилить и пилить. Однако, удача, похоже, ещё с нами – вот он, наш съезд. Да уж, спасибо навигатору, какую полосу занять подсказывает вовремя. Могло быть кисло – схемы съездов нет, разбираемся на ходу. Но вырулили. И теперь у меня новая необходимость – заправка. Ищем где, на сотню километров ещё есть.
А-107 «Малое бетонное кольцо» и М-7 «Волга».
Здравствуй, дождик, давно не виделись. Очень «вовремя», должен отметить. Езда в сумерках по незнакомой дороге и так не подарок, а при нудном мелком дожде так вообще. Впрочем, такие условия вождения хорошо знакомы, терпеть можно. Появились грузовые в количестве, делающем обгон бессмысленной тратой нервов. На сколько хватает обзора впереди одно и то же. Первый «косяк» навигатора. Хотя, это я сгоряча – о ремонте и запрете левого поворота он не мог быть в курсе, это же не изменение в карте. Но в момент, когда оповещённый «впереди поворот налево» я оказываюсь в левом ряду, который упирается в бетонный отбойник, бедный «TomTom» выслушивает краткую и незаслуженно ёмкую характеристику своей рекомендации. Хорошо, что в машине только жена, с пацаном придётся следить за диалогом с навигатором, ни к чему пока такие образцы изящной словесности. Хорошо, что «особо принципиальных» в этой толчее немного и попавших, вроде меня, пропускают в правый ряд. А через сотню метров «дружною толпой» становимся на разворот. Остальные перекрёстки проходим без нареканий. А вот и заправка по нашей стороне. С некоторым опасением заливаюсь, рассказы о качестве солярки в России в памяти свежи. Но, забегая чуть вперёд – приятно удивлён. Машина хорошо идёт и без дыма. Это проявилось после, а пока чуток схамив выворачиваем с заправки сразу в левый ряд как раз на виду у (пронеси Господи) ДПС. Реакция – нулевая. То ли такое в порядке вещей, то ли не заметили, но повторять дубль или выяснять – настроения нет. Продолжаем катить по кольцу.
Тем временем нас догоняет темнота и вопрос «а где, собственно, я нахожусь?» становится очень актуальным. За рулём я уже пятнадцать часов и усталость на полную даёт о себе знать. И тут – второй «косяк навигации», выполнить «поверните налево, затем выезжайте на магистраль» нет никакой возможности. Этого самого левого поворота и выезда нет. То есть абсолютно. Развязка перестраивается. Указателей, как, собственно, выехать на эту самую магистраль тоже нет. Ладно, будем импровизировать. Раз выезда нет, а навигатор выводит на шоссе, выезжаем на это шоссе как получится – в противоположном направлении. Ага, навигатор ведёт на разворот, всего-то три километра. Разворачиваемся и – впереди Владимир.
Собственно, до Владимира, а точнее до района Юрьевец доезжаем без приключений, только нудно. Грузовых уже и тут много. Некоторую панику вызывают солидные пробки на встречном направлении, в мыслях «а как же я буду обратно ехать???», но это будет через месяц, авось – рассосётся.
Ночёвка.
Собственно, места ночёвки (основное и запасное) запланированы заранее. И хорошо, что с запасным без слепого доверия к интернету. Первое, оправдав подозрения, не оправдало ожиданий. Судя по заехавшим вслед за нами машинам, отсутствие возможности ночлега сюрприз из разряда неприятных не только для нас. Конечно, в теории, в компании невзгоды легче переносить, но на практике, приходящие на ум выражения не сильно рознятся. К следующему варианту едем с настроением того мужика, которого уговорили прыгнуть с парашютом. То есть, «ну, если и скорая опоздает, пошли они на…». Вот только «на…» пойдём мы. В полтретьего ночи и незнакомой местности искать ночлег – удовольствие весьма сомнительное. Подъезжаем. Жена хохочет, увидела глаза очередного поста ДПС, в патрульной машине. Ребята, как она утверждает, смотрели на номера с явным вопросом – «откуда ты взялся и что ты тут делаешь?!?» Но нас не трогают, и мы подруливаем к гостинице. Ночёвка есть. Ура. Доползти бы до номера.
Спрашиваю насчёт парковки. Показывают «туда, метров сто». Действительно, сто. Но приходится поискать подъезд и выполнить простой пилотаж вокруг «естественных препятствий». Охранник стоянки явно готов дружить со всем белым светом, состояние и настроение близко к нирване. Но мне сейчас это сугубо параллельно – машин на стоянке много и встать за ними можно. Место находится и цена смешная, по нашим меркам. Всё, теперь найти обратную тропу до гостиницы и спать.
Получаем ключи, поднимаемся на пятый этаж, лифт работает.
Номер на две кровати с душем и санузлом. Вполне достаточно. Отбой. Можем отоспаться, торопиться нам особо некуда.
«Из того ли города из Мурома…»
Утром, точнее уже днём, снова грузимся в машину и выруливаем на Судогодское шоссе. Направление на Муром. Снова удивлён качеством дорог. Причём, не только вблизи Владимира, а и далее. Хороший, недавно отремонтированный асфальт. Даже не отремонтированный, а положенный заново.
Разметки, правда, пока нет, но днём на такое можно не обращать внимания. Убеждаюсь в меткости образного сравнения человека, описавшего дорогу в интернете – «местами петляет, как пьяный байкер». Повороты более 90 градусов и в разные стороны – будьте любезны. Места очень красивые, но сушь. Не знаю, были ли дожди (позже узнаём – за всё лето не было), но для пожара достаточно громкого чиха.
День солнечный и настроение после отдыха отличное. А тут ещё такой повод для восторга, мелькает знак «крутой спуск» и перед капотом пропадает дорога. Буквально. Крутизна спуска такова, что переваливая гребень я не вижу, что у меня впереди. Горки, ёшкин кот, Муромские! Интересно, а как тут зимой?
Ну вот и Муром. Жара нас уже накрывает и отсутствие кондиционера становится реальной проблемой, но пока ещё терпимо. Навигатор уверенно ведёт нас по городу и есть время осматриваться. Красивый и чистый город. Успеваем сделать пару снимков через окно машины, но не останавливаемся.
Ещё одна ночёвка в планы не входит и времени не то, чтобы совсем нет, но не так уж много. К тому же, неизвестно, какие сюрпризы ждут впереди. Ну, вот и первый. Мы выезжаем на набережную, где по мнению навигатора находится мост
Вот только мнение это с реальностью имеет очень мало общего. Не сказать, что совсем ничего, начало и конец моста видны и сейчас, но Ока не лужа, а летать машина не умеет. Попытка осмотреться на местности не приводит к нужному результату. Нет, мост есть. Но не для нас, железнодорожный. Вернувшись на место бывшего моста используем второй способ, опрос населения. Диалог примерно следующий вышел:
- Ребята, а как бы нам на ту сторону попасть?
- Так по мосту, по новому.
- А проехать к мосту как?
- А без понятия, не ездили ни разу. Там он, в той стороне.
Ладушки, раз мост «там», то параллельно реке мы мимо него не проскочим. Отключать звук навигатору лень и под аккомпанемент «развернитесь при первой возможности» едем искать мост. На него ведь должна выводить главная дорога. Предположение оказывается верным, направо, в сторону реки ведёт главная и указатель утверждает, что в Нижний Новгород. Сворачиваем и через километр видим впереди мост.
Настоящий красавец, три пилона с вантами
Да и дорога шикарная, насыпь поднята метров на пять над дорогой. Навигатор дорогу «поймал» и теперь нас ждут дороги через поселки. Город Арзамас совсем не скоро, до него ещё доехать.
Эх, дороги…
Всё больше подъёмов и спусков. Всё плотнее жара. Лес стеной стоит вдоль дороги и насколько он тянется не понять. Не будь такого пекла и моментально атакующих в тени комаров было бы неплохо остановиться у любой точки отдыха, тут за Муромом у дороги вполне себе обустроенные беседки – и скамейки и столик, де ещё под крышей. Но, памятуя комариные атаки, когда жрать начинают буквально до посадки, желание пропадает. Хотя красиво. Проезжаем городок Кулебаки. Хрупкая надежда, что название дано в честь кулинарного изыска не оправдывается. Или просто не пекут для продажи. Особо разглядывать городские картины не получается, внимание на дорогу. Не то, чтобы много ям, но жители и домашняя живность местами не признают наличие проезжей части. Тебе надо – объезжай. Объезжаем. Не напряжно, так как это не внаглую происходит, а просто видно так привыкли. Если в центре городок сер и безлик, то на окраинах рубленные избы со свежими наличниками и резными окнами. Дома и дворы ухоженные да и новые дома (и даже домины) строятся.
Дорога продолжает петлять, на память приходят из детства строки Майн Рида «извивается, как задняя нога енота». Как это я не видел, но проезжая по этой дороге могу себе представить. Интересно, какой это сказочник летел тут 120? И если летел, где свежая просека с размазанным по первой солидной сосне летательным аппаратом? Обгон запрещён почти повсеместно, но обгонять некого, дорога совершенно свободна – кати себе и кати.
И тут… Вот это уже серьёзно – впереди, прямо по ходу у нас встаёт солидный столб дыма, явно не костёр и не труба. Плотный серый дым поднимается к небу и размер его определить пока нет возможности – далеко, но не маленький. Если так горит у нас на пути, придётся искать объезд. Есть подозрения, что через такое мы не проскочим, лесной пожар не шутка, приходилось видеть.
Дорога продолжает петлять и становится ясно – горит правее дороги. Встречаем пару цистерн, но не понять, туда или нет. Продолжаем приближаться к источнику дыма, но никак не доедем. Да какого же он размера и что там происходит? По такой суши если пойдёт верховой… Хорошо, что ветра нет, лес-то, как порох.
Посёлок Саконы. Сплошь деревянные дома и, похоже, большинство народа на мостике. Наверное, тут и речушка была, то есть, русло осталось, но пересохла начисто, даже трава выгорает. Вот он, дым, теперь видно – километрах в пяти на глазок, метров полтораста в основании
Ёшкин кот, ещё один столб дыма, теперь уже слева от дороги. Если нам, проезжающим, не по себе, то каково же живущим здесь. Ведь если пойдёт на посёлок, это час – полтора максимум, а то и быстрее. А все дома, повторяю, деревянные, забор к забору. Удачи вам, люди. Да минует вас чаша сия.
Интермедия третья.
Забегая вперёд. Саконы не пострадали. За посёлком пожар дошёл до дороги – проезжая обратно видели стволы сосен с полностью обгоревшей хвоёй. Верховой шёл. Мы проскочили по этой дороге за несколько дней до того кошмара, который, приехав, наблюдали в новостях. Новости цепляли за живое – мы несколько дней назад ехали по тем самым местам. Верхняя Верея (Выксунский район) осталась от нас в двадцати километрах к югу.
Когда ехали обратно через Саконы, рядом с посёлком ещё горело – столб дыма был ближе, но гораздо меньше. Через Кулебаки ехали в дыму, похоже, загорелся торфяник.
Вперёд и только вперёд.
Продолжаем ехать, следующим пунктом маршрута должен стать Ардатов. Дорога продолжает упорно изображать букву «зю» и на одном из поворотов нас поджидает сюрприз. Для поднятия, так сказать, настроения. Придорожная кафешка решила продемонстрировать всему свету, наверное, что не лаптем щи хлебает. Название сразу на двух языках, вот только краем глаза цепляю некую странность, она не сразу осознаётся. Потом начинается хохот.
Решаем на обратном пути сфотографировать (что и делаем, см. фото), сейчас неохота разворачиваться.
Вся хохма в том, что на аглицком было бы верно «Cafe», нынешний же вариант, аккурат латышский. Нас ждали? Штирлиц никогда ещё не был так близко к провалу.
Припекает, между тем, не по-детски и внутри, как ни странно, даже без кондиционера прохладнее (если такое слово уместно) чем снаружи. Там, снаружи, натуральное пекло. Впереди, дразня нас надеждой, висит дождик. Вроде как мы его догоняем и есть шанс на короткий душ, но нет. Похоже, дождик предназначен для Ардатова и Дивеево, а нас дорога уводит кругом и на Арзамас. Надежда оказалась несбыточной, но пусть хоть кто-то ощутит на себе такое, как оказалось, чудесное явление как летний дождик. А ведь какими идиомами я буду крыть этот … дождь, когда вернусь в прибалтийскую осень… Впрочем, до этого ещё далеко, мы пока на пути «туда».
Появился «спонсор», есть повод несколько встряхнуться и «к чёрту экономию горючего». Тридцать с лишним километров проскакиваем на 120-ти, держась скромно в тени чёрного «Вольво». «Спонсор» уходит направо в пригороде, нас же навигатор ведёт вперёд через Арзамас.
Краткое отступление. По пути «туда» фото сделать не получилось. В состоянии яблока, запечённого в духовке, искать точку съемки и вообще остановки было сложновато. С присмотренных позиций фото сделаны на пути обратно, так что, не слишком обращайте внимание на даты. Но мы отвлеклись, а дорога не ждёт.
Солнце ушло за спину, дав краткую передышку. Греет, конечно, но не прямо. И вот при таком, практически идеальном освещении перед нами предстаёт красивейший вид. Жаль, нет панорамного объектива – это всё надо видеть целиком.
Арзамас проходим быстро, хотя не без короткого инцидента. Зевнув знак «впереди спит полицейский» я с размаху, хорошо ещё, что только с перекрёстка, влетаю в этого самого спящего. Кидает более чем ощутимо и высказывание подвески в мой адрес понятно без перевода японского. Ладно, я заслужил. Несколько расслабился, привык, что они, лежачие, полосатые. А этот – в камуфляже, аккурат под цвет фона. Дальше внимание не спит и второго обнаруживаю своевременно. Мда, солидный, не пожалели материалу-то, будь скорость поболее на предыдущем – зубы бы собирал с пола. А впрочем – урок. Нечего за рулём по сторонам глазеть.
Надо отметить, что в каждом городке или посёлке встречаем либо памятник ближе к центру, либо обелиск. Ухоженные. С цветами. Зацепило каждый городок, ни один не обошла давняя война стороной.
Город Шатки, аккурат между городами Арзамас и Лукоянов. Останавливаюсь «на всём скаку», не сфотографировать было бы упущением. А на обратном пути заехать с сыном – где ещё на броне ИС-2 сможет постоять?
Возникает настойчивое желание попробовать, какой кофе готовят в придорожных кафе. Да и с собой прихватить, чтоб было. Но у дороги пока ничего не обнаруживается, а то, что замечаем, замечаем с опозданием. Остаётся надеяться на то, что чаще и чаще встречающиеся плакаты «Лукоянов приветствует святейшего патриарха Кирилла» позволяют надеяться на то, что и нам чуток перепадёт от щедрот.
Надежда оправдывается. Вот оно – кафе у дороги. Есть повод остановиться и сделать передышку. Пока я осматриваю возможные последствия знакомства с местной лежачей стражей порядка на дорогах, жена отправляется с термосом за добычей. Хм, интересно, то, что через пару минут подкатываются две дамы, явно не первой свежести с чуть ли не шаблонным «мущщина, а подвести до площади не сможете?» тоже входит в программу встречи? Приходится коротко объяснить, что единственный способ – сзади, на тросе. Стороны расходятся удовлетворённые беседой. Жена появляется вовремя, не раньше и не позже. Кофе есть, дорога зовёт.
При въезде в следующий городок мигает встречный. Вот спасибо журналу «За рулём» за распространение такой любезности по всему СССР! В зоне сороковника мог и не утерпеть, а именно там «скажи-ка, дядя, ведь недаром здесь ДПС стоит с радаром». Но мы катим ровненько сорок и интереса не вызываем. Кстати, за все километры дороги от Владимира это первый пост, встреченный нами.
Между тем мы явно переехали из лесной в лесостепную зону – от лесов остались рощи, зато поля разбегаются до горизонта и понятие «затяжной подъём» обретает смысл, вес и размер. Табличка, указывающая протяженность подъема, напрочь выбивает оптимизм по поводу достаточности шестидесяти трёх лошадок под капотом. Когда 10%-й подъём имеет длину в километр, поневоле заскучаешь за стосильным, но что в наличии, тем и обходимся. Дороги между тем становятся из хороших отличными, а просторы буквально неохватными.
Часто встречаем стоящие у дороги плакаты, даже стелы скорее, с различными утверждениями. «Православное единение спасёт Русь» и в этом же духе. Некоторые приглашают посетить город Дивеево где хранится икона Божьей Матери. Но вот на вершине не сильно крутого подъема стела с самой Божьей Матерью и обращением к ней «Пресвятая Богородица, спаси и помилуй нас!». Отметив эту стелу боковым зрением, тут же понимаю всю уместность её размещения – снова за капотом не видно дороги, а когда переваливаемся, вниз ведёт спуск крутизной 12% и в километр с лишним длиной. Заканчивается этот спуск поворотом, за которым совсем не маленький овраг. Действительно, спаси и помилуй. Как же на этом спуске зимой?
Вскоре мы встречаем транспарант «Вы въезжаете в республику Мордовия. Водитель, включи ближний свет и соблюдай скоростной режим». Эх, знал бы, где упаду, постелил бы соломки. И что меня туда понесло?
Саранск. ДПС. Попали.
Саранск явно проходим по окраине – навигатор ведёт по «самому быстрому» маршруту, а это, как правило, объездная. Машин много, до Ульяновска мне меньше трёхсот километров, до Димитровграда примерно три с половиной сотни. Часов пять ещё. Впереди кольцевая развязка, судя по навигатору, а до неё – вот он, большой перекрёсток со стационарным постом. Его я запомню надолго. Уже по полыхнувшим охотничьим азартом глазам упитанного старлея, при его взгляде на номера, я понял, дело хреново, как минимум. Но такого, если честно, не ожидал. Свисток, поднятый жезл и жест жезлом «ко мне» не прибавил оптимизма и я делаю ошибку. Ошибка состоит в том, что я подчиняюсь его жесту и выворачиваю налево. Тут же свист и чуть не под колёса бросок – «стой!». Стою, куда мне деться, но стою аккурат на двойной сплошной. А сзади у меня уже второй старлей, с «цифровиком». Документы уже у первого, следует команда – ставь машину на островок и пошли. Дальнейший спектакль, полагаю, понятен всем, кто за рулём. Всем участникам спектакля всё ясно с самого начала. Мне понятно, что за ошибку придётся расплачиваться, им понятно, что поймали. Вопрос в цене, а вот тут у нас явные расхождения. Похоже, по их понятиям, я как минимум в огороде купюры стригу. Кончается всё тем, что стороны расходятся недовольные друг другом. И на «езжай и помни нашу доброту» я не удерживаюсь от «добрый на заправку бы оставил». Настроение испорчено, хоть потеря и невелика. На пути обратно хрен бы с вами, забирайте удостоверение. Но ехали туда, а впереди месяц. Да уж, мнение о ДПС летит как кривая кризиса.
Интермедия четвёртая.
Поделился впечатлением с мужиками на стоянке в Димитровграде. Получил недоуменный вопрос – а чего ж тебя через Саранск понесло? Его, дескать, десятой дорогой объезжают. Ага, местным хорошо – знают. Но дружно идиматнув мордовские ДПС, мне подсказывают обратную дорогу. Проверив по карте вижу, что в самом деле можно обойти Мордовию вообще. Правда, через Чувашию и конкретно Алатырь. Однако, по отзывам, там спокойно. Так и оказалось. Стационарный пост на въезде в Алатырь лениво скользнул по нам взглядом и более мы его не интересовали. Ни в одном городе, что довелось проехать ни один дорожник не вызвал отрицательной реакции. Кроме Саранского. Этого я запомнил.
И снова ночь
Темнота накрывает ещё километров за полста до Ульяновска. Как обычно, «вовремя». Дорога начинает ощутимо пробовать подвеску на предмет «а если так?» и при фарах такое совсем не подарок. Но до конечного пункта сто тридцать километров и останавливаться никакого смысла. Наконец в свете фар белая табличка «Ульяновск». Почти доехали, тут уже рядом. Двенадцатый час ночи и светофоры уже мигают жёлтым. Нам по главной и катим почти без остановок. Почти, так как есть ещё работающие светофоры, не всё коту Масленица. Кстати, вот он, Великий Пост – повернув по указателю и чётко под «поверните направо» съезжаем вниз к Волге и… Ну вот, что такое «не везёт» и как с этим бороться. Нет, мост есть. Вот он, в паре сотен метров. Но он закрыт. Да, конечно, я слышал, что открывают новый мост. Однако мне сейчас не легче от понимания, что мост есть. Ульяновск – не Муром и ночь не день. Просто так не найдёшь, а в карте навигатора попросту нет. Так, вопрос «Кто виноват?» отбрасываем за неактуальностью. На повестке дня, тьфу ты, ночи, вопрос «Что делать?». Колесить по городу в поисках – бесполезная трата времени (которого навалом) и сил (с этим хуже, еду на автопилоте почти). Поэтому решение отчаянное (с моей точки зрения). Подъезжаю к первой же встреченной машине ДПС. Была, не была!
Ульяновск. ДПС и новый мост.
Несколько недоуменное выражение на лице молодого парня в форме ДПС, при виде остановившейся за его патрульной нашей машины, становится ещё более недоуменным, при взгляде на номера. Но кроме заинтересованности ничего. Мой вопрос «А как бы нам на Димитровград?» вызывает вполне дружелюбную улыбку и подробное объяснение – «Выедешь на Нариманова, доедешь до кольцевой развязки и на ней направо, на новый мост. А с него не промахнуться, дорога одна. Если старую помнишь, аккурат на неё и попадаешь на выезде из города.» Резонный вопрос, а как собственно на Нариманова попасть. И спокойный ответ. По указателям на Казань, как раз туда и ведут. А развернуться в любом месте.
Поблагодарив разворачиваемся и – на Казань! Ура, ура, если б не безделица… Ремонт. И надо объезжать. Нет, конечно навигатор чуть сбитый с толку игнорированием рекомендаций снова ведёт нас на проспект Нариманова, но становится немного не по себе – в то ли место попадём. Попадаем. Вот он – проспект Нариманова. Теперь, вроде как по указателям и на Казань. Едем долго, проспект ощутимо длинный. Возникает подозрение, что выехали мимо нужного места. Крепнет, потому как указатели кончились да и город, судя по поредевшим домам, к концу. И тут опять машина ДПС. Способ известен, останавливаюсь за ней. Патрульный поворачивается, и мы одновременно расплывемся до ушей – тот же парень. Даже не слушая вопрос, который я не успеваю задать, слышу ответ – «Всё верно, ещё пару километров и кольцо. Счастливой дороги». Счастливой службы тебе, парень. Вот так вот, за двадцать минут ты подтвердил выражение, бытовавшее у нас в армии. Заменив ВВ на милиция – «Есть козлы, но есть милиция». Пусть всё у тебя хорошо сложится.
Как по писанному, через пару километров кольцевая развязка и указатель «Димитровград». В очередной раз навигатор напрочь сбит с толку, по его мнению мы не то катим по дну, не то летим над водой. Мост оценить нет сил, вымотан основательно. Однако, шесть полос и шикарное покрытие впечатляют. Вот только Волга с моста не видна – ограждения не шуточные по сторонам. Поэтому определить в темноте, мы еще на подъездном к мосту участке или уже над Волгой – никак. Ну и ладно, не до того сейчас.
Последний рывок.
Уфф, мы на Димитровградском шоссе. Впереди два относительно крупных городка – Чердаклы и Мулловка, мулловский подъём и Димитровград. В нём я дорогу и без навигатора найду, отсюда, впрочем, тоже. Хорошо, что встречных мало. После засветки становлюсь полуслепой, даёт себя знать второй день за рулём. Да и пятнадцатый час катим, не фунт изюма. Дорога местами более всего напоминает стиральную доску. Проезжаем «пгт Чердаклы». Темно и не показать жене, где отцу моему когда-то дом и хозяйство равное директорскому предлагали. Вот так вот, могли и не встретиться. Ладно, обратно по светлому ехать, покажу ещё. Сейчас гнать от себя желание плюнуть и остановиться на обочине спать. Нельзя, нас ждут.
Мулловка. Ну, наконец-то. Сейчас, за торговой площадью будет мулловский подъём. «Ну и где?» буквально слышу вопрос машины, «вот эта вот горочка – тот подъём, о котором столько шуму?». Конечно, после Мордовии, как-то не очень. Но всё равно не сахар – вон, МАЗ задыхается. Пролета…, пардон, быстро проползаем мимо. Теперь до развилки и налево. Вот она, ВСЁ, мы в Димитровграде.
Ещё полчаса уходит на то, чтобы доехать до дома, разгрузиться и отогнать машину на стоянку. Спасибо машинка, не подвела. Отдыхай. А я спать, спать и спать. Всё остальное – потом. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|