Техосмотр, как и другие процедуры, связанные с эксплуатацией автомобиля, начиная с получения водительского удостоверения и заканчивая регулярным государственным техническим осмотром, окутаны в нашей стране, в Москве в том числе, туманом всеобщего неведения, точнее категорического нежелания знать и пользоваться имеющейся информацией.
Между тем, информацией обклеены стены всех имеющих отношение к техосмотру учреждений (ПТО, ГИБДД и др.), ею в доступной форме наполнены многочисленные официальные и неофициальные сайты, ориентированные на автолюбителей, ее можно получить по телефону справочных.
Доходит до абсурда: люди, прослушавшие курс ПДД в автошколах и получившие водительское удостоверение, не знают о существовании такого обязательного явления как государственный технический осмотр. Не говоря уже об обязательной комплектации транспортного средства (ТС) аптечкой, огнетушителем, аварийным знаком и т.д.
Это повальное незнание странным образом трансформируется в раздражение и ненависть по отношению к ГИБДД в целом и сотрудникам ПТО в частности.
Данная статья имеет своей целью осветить настоящее положение дел в области государственного технического осмотра ТС и развеять туман слухов, домыслов и откровенной лжи.
Начнем с того, что на данный момент ВСЕ Пункты технического осмотра (ПТО) принадлежат коммерческим структурам. Видимо, наличие в ПТО сотрудников в форме вводит большинство людей в наивное заблуждение о том, что центры государственного технического осмотра все еще полностью находятся в ведении МВД.
Будет целесообразно подробно разобрать внутреннюю структуру ПТО, функции гражданских и негражданских сотрудников, чтобы у людей было четкое, а главное – неискаженное представление о работе ПТО в целом.
В сферу полномочий коммерческой составляющей ПТО входит непосредственное осуществление проверки технического состояния ТС с применением средств диагностики. И контролеры, обеспечивающие эту проверку, являются сотрудниками коммерческой структуры. Говоря о контролерах, следует отметить, что они проходят обучение в специализированных учреждениях, после чего им выдается свидетельство, удостоверяющее их квалификацию. Систематически они проходят переподготовку, имеют соответственно проверяемому ими виду ТС категорию по управлению. То есть контролер, проверяющий на соответствие государственному стандарту состояние легкового автомобиля, имеет категорию по управлению легковым автомобилем и т.д.
Регламент проведения техосмотра устанавливается государством в нормативно-правовых актах («Постановление Правительства Российской Федерации о государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», «Постановление Правительства Российской Федерации о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.). И контролер не просто знает регламент, он проводит технический осмотр, повинуясь этому регламенту. Кроме того, руководствуется ГОСТами в области эксплуатации ТС.
Сами же диагностические линии, установленные для проверки технического состояния ТС, ежегодно проходят поверку ФГУ РОСТЕСТом. Каждый прибор, включая такие измерительные инструменты как линейки, штангенциркули, имеет либо сертификат о калибровке, либо свидетельство о поверке, либо аттестат, удостоверяющий его точность. Даже площадка для проверки света фар подлежит сертификации РОСТЕСТом.
Вся процедура проверки технического состояния ТС компьютеризирована. Что исключает человеческое вмешательство в этот процесс. То есть контролер не может умышленно повлиять на результат тестирования ТС во время техосмотра. Поэтому обвинения сотрудников ПТО в целенаправленной подмене результатов проведенного технического осмотра не имеют под собой разумных оснований. И общепринятое «техосмотр пройти нереально» гораздо больше связано с состоянием самих ТС, чем с проверяющими их людьми.
Помимо многочисленных сертификатов, регулирующих работу сотрудников ПТО, точность и исправность средств диагностики, контроль за деятельностью ПТО в целом осуществляет ГИБДД г. Москвы, а также Государственное унитарное предприятие «Московская городская служба технического контроля» (ГУП МГСТК).
Что касается сотрудников ГИБДД на ПТО, то ситуация следующая.
Коммерческие структуры на тендерной основе заключают государственный контракт на проведение проверки технического состояния ТС. Контракт трехсторонний: заказчики – ГУВД г. Москвы и Департамент транспорта и связи г. Москвы, исполнитель – конкретная коммерческая структура.
На основе контракта ГУВД г. Москвы выделяет на ПТО госавтоинспекторов, которые осуществляют проверку ТС на угон, подлинность предоставленных документов и принимают окончательное решение на основании диагностических карт (подготовленных контролерами) о выдаче или невыдаче талона о прохождении государственного технического осмотра.
Таково соотношение и схема взаимодействия коммерческой и государственной составляющих ПТО.
Ценовая сторона вопроса же является наименее выигрышной не столько для владельцев ТС, сколько для предпринимателей, строящих свой бизнес на государственном техосмотре. Напомним, что размер стоимости техосмотра устанавливается государством, в данном случае – правительством г. Москвы. Напомним, что госпошлина на право прохождения техосмотра составляет 300 рублей, стоимость же самой проверки легкового автомобиля – 690 рублей. Исходя из того, что коммерческие структуры за свой счет приобретают диагностическое оборудование, арендуют помещение, либо покупают землю под ПТО, стоимость прохождения техосмотра с учетом инфляции не дотягивает даже до фактической цены пятилетней давности.
К тому же, льготная категория граждан проходит техосмотр за счет коммерческих структур. Уплачивая лишь 300 рублей в счет госпошлины, которые, понятное дело, идут в казну, такой гражданин получает бесплатный техосмотр, стоимость которого никак не компенсируется организации, выполнившей техосмотр, государством. Государство берет на СЕБЯ заботу о социально незащищенных категориях граждан, но осуществлять эту заботу вменяет коммерческим структурам, итак со всех сторон придавленных налогами и установленными государством фиксированными ценами на их услуги.
Цена в 690 рублей крайне мала для получения какой-либо адекватной прибыли, а значит, выплаты адекватной заработной платы сотрудникам ПТО. Отсюда стремление некоторых контролеров любым путем заработать «левые деньги», несмотря на то, что подобные случаи злоупотребления своей должностью вскрываются и повинные в них люди наказываются. Данные случаи единичны, но они имеют место.
Водители же видят лишь те сложности в прохождении планового государственного техосмотра, которые касаются их лично. Не понимая при этом, что причина большинства из них кроется в них самих.
Свое нежелание проходить техосмотр они часто объясняют тем, что это бессмысленная трата времени и нервов, что пройти техосмотр заведомо невозможно, а потому и пытаться не стоит. Легче заплатить более высокую «нелегальную» сумму всякого рода посредникам и без хлопот получить вожделенный талон. Опять же – сами толкают сотрудников ПТО на незаконный сбор, на что затем громко и с негодованием жалуются.
Почему же при упоминании техосмотра в сознании всегда всплывает образ нескончаемой очереди? И снова истоки этой проблемы кроются в недисциплинированности, присущей нашим водителям. Необходимость пройти очередной техосмотр вспоминается всеми в одно и то же время – в последнюю неделю месяца – это во-первых; во-вторых, водители совершенно не хотят пользоваться ПТО «по месту жительства». 74 ПТО в Москве заботливо распределены по округам Москвы с учетом примерной численности ТС на формально закрепленных за ПТО участках. Но водителям невдомек, что можно зайти на сайт МГСТК (www.mgstk.ru), узнать о ближайших ПТО, позвонить по указанному там номеру телефона, осведомиться о графике работы, особых днях для определенных видов транспорта, чтобы не приезжать не туда и не тогда и не трепать себе и сотрудникам ПТО нервы.
Но нет! Водители по привычке едут в те пункты, где они прошли техосмотр в первый раз. Часто через весь город. В результате, раннее открывшиеся ПТО, в отличие от открывшихся позднее, получают в конце каждого месяца нагрузку, на которую изначально не рассчитаны и с которой не могут справляться в нормальном режиме. Отсюда многочасовые очереди, так сильно раздражающие владельцев ТС.
Целью самой идеи государственного технического осмотра было соответствие транспортных средств определенному стандарту технического состояния, при котором будет наноситься минимально возможный вред природе и будет обеспечиваться безопасность всех участников дорожного движения. Водители же пытаются получить талон о прохождении техосмотра на заведомом неисправное авто, на авто, в устройство которого внесены изменения, не предусмотренные заводом-изготовителем: тонировка стекол и фар, установка дополнительных световых приборов и т.д. То есть на авто, заведомо небезопасное и для себя, и для других.
Вырисовывается довольно странная ситуация: техосмотр как явления создан для заботы об экологии и людях, но вызывает лишь наивную агрессию водителей, чьи жизни в том числе защищает техосмотр. Почему наивную? Потому что владельцы ТС, как было показано выше, собственноручно превращают разумное в своей основе изобретение в плановую нервотрепку.
До тех пор, пока автовладельцы не станут «взрослее»: не перестанут вносить изменение в конструкцию ТС, не поставят выше аргумента «круто» аргумент «безопасно», не научатся пользоваться обширной и доступной информацией, не перестанут оголтело обвинять во всех бедах, связанных с техосмотром, государственную власть и сотрудников ПТО, ничего в этой сфере не изменится.
Никакая реформа не способна преодолеть инфантильную упертость автовладельцев. Реформы, законы, приказы – все они разрабатываются в ориентации на разумных людей.
Уважаемые автолюбители, будьте разумны.
Текст: Екатерина Горбунова
Материалы к данной статье подготовлены с помощью одного из владельцев столичных ПТО. Источник: autorambler.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
При сборе материала использовались различные источники. Чаще всего источниками выступали официальные сайты областных отделов ГИБДД, слова сотрудников ГИБДД и ПТО, с которыми удалось связаться и проверить информацию, найденную в результате интернет-мониторинга.
Несмотря на огромное количество документов федерального значения, регламентирующих проведение государственного технического осмотра транспортных средств, есть много отличий регионального уровня в плановом прохождении этой процедуры.
В этом обзоре мы остановимся на 6 городах, с которыми каждый из нас имеет дело в повседневной жизни: с какими-то из них чаще, с какими-то реже.
Речь идет о «денежных» городах, точнее городах, изображенных на купюрах разного достоинства нашей российской валюты, начиная с Красноярска (10 рублей) и заканчивая Хабаровском (5000 рублей)
Причина подобной выборки очень проста: привилегия на размещение этих городов на столь важной «бумаге» как деньги заставляет их поддерживать на должном уровне степень доверия, которое им было оказано. Обзор даст Вам материал, на примере организации техосмотра транспортных средств, оценить насколько они подтверждают достоинство той валюты, на которой изображены.
Красноярск
Всего город обслуживает 29 пунктов техосмотра, один из которых муниципальный. На отдельном сайте (http://krasnoyarsk.yarmap.ru) есть полный список этих пунктов, где пользователям предоставлена возможность оставлять отзывы о качестве услуг каждой из станций.
На официальном сайте Управления ГИБДД Красноярского края (http://gai24.ru) можно распечатать бланки всех нужных квитанций и записаться на прохождение техосмотра заранее, чем избавить себя от стояния в очередях.
Еще одним жестом заботы об автовладельцах служит возможность организации круглосуточной работы отдельных пунктов техосмотра. В 2009 году в целях разгрузки большого наплыва водителей, пожелавших пройти техосмотр, власти организовали подобную акцию на трех станциях (на улицах Спандарена, 60 лет Октября и на Северном шоссе).В данный момент такой режим работы в состоянии обеспечить уже 7 пунктов. Но, как сообщили в отделении ГИБДД по г. Красноярску, сейчас такой необходимости нет, так как открывшихся частных станций, осуществляющих технический осмотр, достаточно.
Следует добавить, что один пункт из 29 работает по графику, компенсирующему «неработу» остальных станций в выходные. То есть 28 станций работают со вторника по субботу, а компенсирующая работает в воскресенье и понедельник. В эти дни проходят техосмотр все те, кто не имеет возможности пройти его в другие дни.
Основные расходы касаются оплаты госпошлины за талон о прохождении государственного технического осмотра и оплаты инструментального осмотра, который для легкового автомобиля на бензиновом двигателе составляет 331 рубль. То есть всего техосмотр для обладателя легкового автомобиля обойдется в 631 рублей, не считая банковских процентов за переводы. Обычно это еще около 30 рублей.
В ГИБДД настоятельно советуют, в целях сокращения времени на процедуру технического осмотра, помыть автомобиль перед техосмотром, очистить его от следов коррозии и тщательно протереть идентификационный номер на двигателе.
Если говорить о влиянии местного климата и дорог на износ отдельных частей автомобиля, то эксперты на станциях инструментального осмотра транспортных средств предупреждают, что нужно обратить особое внимание на тормозную систему, рулевое управление и подвеску машины. Результаты контроля автомобилей именно по эти показателям хромают в Красноярске чаще всего.
Сам талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства выдается в день прохождения. Правда, по причине нехватки соответствующих кадров, в настоящее время отделение ГИБДД выделяет лишь 1 сотрудника на 2 пункта технического осмотра. Сотрудник ГИБДД работает по скользящему графику: один день на одном ПТО, второй – на следующем. Если же автовладелец прошел инструментальный осмотр в день отсутствия сотрудника ГИБДД и не имеет времени заехать за талоном на следующий день, то он всегда может заехать в ближайший пункт технического осмотра, где присутствует сотрудник ГИБДД и получить свой талон, пройдя все необходимые процедуры сверки номеров, проверки документов и т.д.
Санкт-Петербург
В северной столице функционируют как частные, так и государственные пункты технического осмотра транспортных средств. На данный момент, по информации, размещенной на официальном сайте ГИБДД Санкт-Петербурга, действуют 2 государственных ПТО и 55 коммерческих. Причем, цены в коммерческих ПТО устанавливаются владельцами этих ПТО, а не исполнительными органами областной или муниципальной власти.
Услуги частных фирм обходятся заметно дороже, нежели государственных ПТО. Для сравнения: контроль на соответствие государственным стандартам технического состояния легкового автомобиля в коммерческой организации в среднем обойдется в 1400 рублей, тогда как прохождение техосмотра точно такой же категории ТС в одной из 2-х государственных ПТО обойдется автовладельцу лишь в 402 рубля 30 копеек Конечно, к этим суммам еще нужно прибавить госпошлину за получение талона о прохождении техосмотра (300 рублей). И! В случае прохождения этой процедуры в частной конторе – сбор за проведение государственного технического осмотра, который составляет 191 рубль 70 копеек.
Возникает резонный вопрос: как же выживают и развиваются коммерческие структуры в области техосмотра при наличии государственного конкурента, предоставляющего свои услуги втрое дешевле? По закону экономики, спрос рождает предложение. Закон действует и в этом случае. Так как государственных ПТО на данный момент только две единицы, то они физически не в состоянии обслужить автовладельцев всего города. Создаются огромные очереди, сотрудники МОГТО и РАС ГИБДД № 1 и № 2 заранее предупреждают владельцев ТС, что на прохождение техосмотра им необходимо выделить целый день. Понятно, что не у всех желающих пройти техосмотр есть время и терпение, поэтому так высок спрос на услуги честных фирм, несмотря на более высокую их стоимость.
На официальном сайте ГИБДД г. Санкт-Петербурга (http://gibddspb.ru) предоставляется услуга предварительной записи примерно на половину функционирующих ПТО. На прохождение техосмотра на остальных станциях чаще всего также можно записаться заранее, но на собственных сайтах этих организаций.
На всех частных ПТО есть сотрудники ГИБДД, которые проверяют законность представленной документации, сверяют номера и на основании диагностических карт принимает решение о выдаче талона, либо об отправке автомобиля на доведение ТС до государственных стандартов, которым должно соответствовать каждое авто в РФ. На это, как и по всей России, дается 20 дней. При устранении неисправностей в этот срок, повторный техосмотр проводится бесплатно.
Заметим, что льготная категория граждан проходит инструментальный осмотр ТС бесплатно только на государственных ПТО, коммерческие же организации предлагают им лишь скидку, средний размер которой 150 рублей. И скидки этой категории граждан предоставляются далеко не на всех коммерческих ПТО.
Москва
Подробно о техосмотре в Москве мы писали ранее. Здесь же затронем только основные особенности.
В столице все ПТО принадлежат коммерческим организациям. На ПТО Управление ГИБДД г. Москвы выделяет сотрудников ГИБДД, в функции которых входит выдача талонов о прохождении государственного техосмотра на основании диагностических карт, сверки номеров и проверки документации.
Во всех московских ПТО властями установлены единые тарифы на проведение инструментального осмотра ТС. Как и везде, госпошлина составляет 300 рублей, обслуживание же легкового автомобиля – 690 рублей. Талон выдается в день прохождения контроля.
Льготники проходят техосмотр бесплатно в частных ПТО. При этом коммерческим организациям не компенсируются расходы по обслуживанию таких граждан.
Не на все ПТО можно записаться заранее, но почти на всех сайтах частных фирм, предоставляющих услуги по инструментальному осмотру ТС, есть возможность распечатки бланков всех квитанций, необходимых для прохождения ПТО.
На данный момент в столице действует 74 ПТО.
Архангельск
В настоящее время в городе действует 6 ПТО, и все они принадлежат частным лицам. На официальном сайте ГИБДД (http://29.gibdd.ru) можно записаться на прохождение техосмотра, правда, пока услугу предварительной записи через сайт ГИБДД г. Архангельска предоставляют лишь два пункта технического осмотра.
На все пункты в городе выделены сотрудники ГИБДД, осуществляющие сверку номеров, проверку предоставленных документов и выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра. Некоторые пункты предоставляют возможность постановки на учет нового автомобиля на месте. Правда, это будет стоить 1800 рублей.
Если говорить о стоимости процедуры, то, как и везде, нужно оплатить госпошлину в 300 рублей и 500 рублей (если брать для примера легковой автомобиль) за проведение инструментального осмотра. Отметим, что тариф на проведение техосмотра в разных ПТО одинаков. Цены устанавливаются городским Комитетом по тарифам и ценам.
Начальник одного из архангельских ПТО заверил нас, что с очередями, часто образующимися в процессе прохождения техосмотра, в городе нет практически никаких проблем. Все пункты работают по единому графику: со вторника по субботу.
Талон о прохождении государственного технического осмотра выдается в тот же день при прохождении всех обязательных проверок и процедур. В противном случае, как и везде, дается 20 дней на приведение в порядок транспортного средства и документов.
Ярославль
В Ярославле сосуществует два пункта технического осмотра ТС, контролирующий две станции (МОГТОР АМТС ГИБДД УВД по Ярославской области по улицам Журавлева и Декабристов) и один коммерческий, который получил соответствующее разрешение ГИБДД города Ярославля на тендерной основе. По сообщению сотрудника областного ГИБДД, отвечающего на звонки граждан, планируется увеличение числа частных станций техосмотра.
На сайте областного ГИБДД (http://76.gibdd.ru) есть форма для записи на техосмотр. Для более консервативный реализации предварительной записи осуществляется и запись по указанным на сайте номерам телефонов.
Отметим, что в районах области государственный технический осмотр осуществляется в районных отделениях ГАИ с использованием передвижных ПТО, организация которых полностью находится в управлении ГИБДД по Ярославской области.
Что касается стоимости прохождения государственного технического осмотра, то она устанавливается властями края и одинакова как для частного ПТО, так и для государственных станций. Для сравнения с другими городами, цена за прохождение инструментального осмотра легкового автомобиля составляет 228 рублей 53 копейки. К ней прибавляется оплата госпошлины за талон о прохождении государственного технического осмотра (300 рублей). Льготная категория граждан имеет 50-процентную скидку на проведение инструментального осмотра, но в полном размере платит госпошлину.
На частную станцию техосмотра («Яравтотест») ГИБДД города Ярославля не выделило отдельного сотрудника. Все автовладельцы, прошедшие инструментальный осмотр в «Яравтотесте» с диагностической картой проезжают в один из государственных пунктов технического осмотра, где сотрудник ГИБДД на основе привезенных документов, после сверки регистрационных номеров, проверки документов, принимает окончательное решение о выдаче талона о прохождении государственного технического осмотра.
В Ярославле действует любопытная форма партнерства ПТО со службой судебных приставов города. Как говорилось выше, большинство автовладельцев записываются на проведение техосмотра заранее, что делает возможным «перехват» неплательщиков на месте. Подобные меры уже показали свою эффективность. Автовладельцы во избежание конфискации сотовых телефонов, автомобиля, оперативно расплачиваются с образовавшимися долгами.
Хабаровск
Получение информации об организации плановой процедуры прохождения техосмотра оказалось самым проблематичным именно в Хабаровске. Нас с нашими вопросами «пинали» с одного номера телефона на другой, с одного сотрудника ГИБДД на другого, каждый из которых отговаривался отсутствием либо полномочий, либо компетенции.
Не так много нам удалось выяснить в интернете и путем обрывочных бесед. Но мы надеемся, что это больше и достоверней, чем можно найти на многочисленных, частью устаревших, сайтах.
В Хабаровске процедура государственного технического осмотра транспортных средств полностью отдана в частные руки. Сотрудник ГИБДД, сверяющий номера, проверяющий документы и выдающий талон на основе диагностической карты присутствует не на каждом ПТО. Автовладельцам, прошедшим инструментальный осмотр на тех ПТО, в которых нет сотрудника ГИБДД, должны проследовать в те пункты, где такой сотрудник есть и, пройдя все оставшиеся моменты техосмотра, получить талон в течение недели.
На официальном сайде ГИБДД Хабаровского края (http://gibdd.khv.ru) есть список всех ПТО, в том числе и городских. Их 7 (приблизительное число, которое нам сообщил сотрудник ГИБДД по телефону). Форма предварительной записи, к сожалению, временно не доступна, но указаны номера телефонов, по которым можно записаться заранее. Заявки рассматриваются в течение двух дней, в течение которых сотрудник ГИБДД звонит желающему пройти техосмотр и обговаривает конкретное время и место прохождения.
Стоимость техосмотра по неточным данным везде одна (к сожалению, ни один из тех сотрудников, с которыми мы смогли поговорить, не знал эту информацию наверняка) и составляет она, если брать для примера легковой автомобиль, 260 рублей. К ней следует прибавить оплату госпошлины за талон о прохождении государственного технического осмотра в 300 рублей.
Как видите, региональных различий хватает, несмотря на то, что обзор охватывает лишь 6 городов. И эти различия касаются не только формы собственности пунктов технического осмотра и стоимости проведения техосмотра, но и организации работы пунктов, мер по облегчению гражданам планового прохождения этой процедуры.
Мы уверены, что и в Вашем городе техосмотр имеет свои черты. Среди которых есть и проблемные, которые превращают техосмотр в головную боль, и позитивные, за которые Вы благодарны городскому отделению ГИБДД. Мы будем рады разместить у себя на сайте Ваши рассказы о специфике техосмотра именно в Вашем городе.
Екатерина Горбунова
AVTO-AMT.RU, Сегодня, 13:43