Мария Лисицкая
сегодня, 18:27
Остановить развал медицины Москвы!», « За достойную медицину!» - под такими лозунгами 2 и 30 ноября в Москве прошли митинги московских врачей и примкнувших к ним политических оппозиционеров власти, завсегдатаев политических тусовок и недовольных реформами врачей, квалификация которых, судя по всему, не вписывается в современные требования к медикам.
И вот вновь в воздухе веет «Интернационалом»: «Свергнем могучей рукою…..» и гуляет по интернетовским просторам призыв к московским медикам собраться 14 декабря на очередной митинг и дать последний и решительный бой «псевдореформаторам» от Правительства Москвы и начать кампанию по подготовке референдума о доверии его политике в области здравоохранения.
Правда, в очередной раз не совсем понятно, кто инициатор сбора и кто зовёт врачей на баррикады? Ответ на этот вопрос, мы думаем, заинтересованный читатель найдёт в конце статьи.
А о чем, собственно, господа врачи хлопочут? Сами протестующие подают свои акции под соусом заботы о будущем российской медицины. Мол, разрушают чиновники отечественное здравоохранение, и плевать они хотели, как будут лечиться люди. «Мы видим сознательное разрушение системы здравоохранения, которая создавалась десятилетиями.
Чиновников не волнуют люди, их интересует “доходность” и “оборот” койки, заботит, как уволить врачей, сэкономив на выходном пособии, как продать землю под закрытой больницей», - зазывали на свой митинг 2 ноября недовольные медики.
Однако характерно, что те, кто не носит на работе белых халатов, и посещает больницы в качестве пациентов, отнеслись к протестам врачей без особого сочувствия. Вызвано это, вероятно, тем, что среди населения укоренилась уверенность: как раз именно доктора относятся к больным лишь как к источнику заработка.
Врачи и пациенты и вправду долгое время находились по разные стороны врачебных баррикад. К сожалению, не всех, конечно, но многих российских медиков куда больше заботит собственная зарплата, спокойная, стабильная жизнь и возможность тихо доработать на своем месте, которое они занимают последние лет тридцать. Давайте спокойно и последовательно разберемся, что за нововведения такие заставили врачей выйти на улицы с транспарантами, и действительно ли они губительны для российской медицины. А заодно давайте посмотрим, кому на самом деле выгодны эти революции со стетоскопами.
Дело все в том, что долгие годы московские больницы получали деньги исходя из количества коек. То есть чем больше мест, тем больше пациентов, и тем крупнее выделяемое медучреждению финансирование. Соответственно, врачам было не просто невыгодно оперативно лечить больных, наоборот, чем дольше они занимают койку, тем меньше хлопот, и тем проще достаются деньги.
Одновременно с этим до недавнего времени та же Москва серьезно отставала в техническом обеспечении от крупнейших мегаполисов мира. Однако в 2011-2012 годах на модернизацию системы здравоохранения выделили колоссальные суммы. Было закуплено современное оборудование. «1396 аппаратов для ультразвуковых исследований, 202 томографа и 31 ангиограф», -приводит конкретные примеры газета «Вечерняя Москва».
Новое оборудование позволило лечить пациентов намного качественнее и оперативнее.
«Раньше для того, чтобы удалить желчный пузырь, нужно было сделать разрез от пупка до позвоночника. Огромную полостную операцию. После этого приходить в себя нужно было как минимум месяц. Сегодня после лапароскопической холецистэктомии можно выписаться домой на второй, третий день», -объясняет эффект технической модернизации заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников. Возросла эффективность лечения и по остальным направлениям. Все это привело не только к повышению качества медицинских услуг, но и к тому, что выросла и так называемая «эффективность койки». То есть если прежде одну койку пациент занимал месяц, то теперь за тот же месяц она примет десять больных. Учитывая, что количество обратившихся в больницы держится на прежнем уровне, в медицинских учреждениях образовались формально лишние койки.
Потому естественным образом было частично пересмотрено и финансирование. Отныне больницам платят не за ряды коек, запихнутые по максимуму в палаты, а за результат. Выписали человека, экспертиза подтвердила, что он здоров — получите соответствующие деньги из фонда ОМС. А сколько вы его лечили, месяц или два дня — это ваши заботы.
Но простаивающие без дела койки — это не просто кровати, это еще и прикрепленный к ним персонал. Который, получается, в современных условиях и при растущей эффективности лечения тоже стал излишним.
Впрочем, и эта проблема изрядно раздута. Во-первых, врачам, покидающим больницы выплачивают солидное выходное пособие — от 200 до 500 тысяч рублей. Во-вторых, им никто не мешает после этого устроиться на новую работу. Профицит врачей наблюдается именно в больницах Москвы, причем по нескольким наиболее популярным специальностям, вроде акушеров-гинекологов, дерматологов, урологов.
И при этом никто не устраивает демонстраций из-за того, что столичные поликлиники, наоборот, испытывают дефицит других специалистов. И оказавшимся невостребованными на прежнем месте работы медикам предлагают: переучитесь на другую специальность, мы будем платить вам стипендию; идите работать в поликлинику терапевтами.
Но переучиваться медики не спешат, равно как и не спешат работать участковыми врачами. И дело здесь не только в престиже и зарплатах. Участковые врачи в московских поликлиниках сегодня получают больше ста тысяч рублей, да только там приходится, как говорится, пахать. Не желают возвращаться на малую родину, где также хватает вакансий, и врачи, приехавшие в Москву на заработки, кои составляют одну треть всего столичного медперсонала. Вместо этого работники больниц, попавшие под раздачу, предпочитают махать транспарантами, используя в качестве щита заботу о пациентах.
Характерно, что реальное или поддельное негодование отдельной небольшой прослойки работников госсектора, как и раньше, мгновенно начали использовать в своих политических целях шулеры от политики.
На митинге 2 ноября, например, присутствовало намного меньше врачей, чем представителей системных и несистемных оппозиционных партий и движений. Если присмотреться, флаги ЛДПР, КПРФ, Справедливой России и Яблока непременно развеваются над головами митингующих медиков, или тех, кто себя таковыми называет. Пополняют их ряды и сторонники господина Удальцова из «Левого фронта», и российские националисты. В общем, перевернув с ног на голову суть модернизации российского здравоохранения и вызвав тем самым гнев медработников, завсегдатаи оппозиционных тусовок привычно раздули тему, как в том анекдоте про украденные ложечки и оставшийся осадок.
Но отчего-то не слышно их конкретных пожеланий по сути вопроса. Что взамен-то? Вернуться к прежней системе, где врачи могут наплевательски относиться к пациентам, получая за это стабильные оклады, а больные вынуждены неделями лежать в больницах или торчать в бесконечных очередях, чтобы в это время госфинансирование исправно капало на счета больниц и поликлиник?
Или все же в целом реформы они одобряют, да только правительство, их учинившее, хотелось бы просто поменять? Или вообще страна плохая, и больные слишком больные?
Остается надеяться, что эти вопросы однажды зададут организаторам митингов ставшие разменной монетой в их политической игре врачи.
И тогда, думается мне, число пламенных ораторов на этих странных митингах кардинально уменьшится.
http://politrussia.com/society/kto-vydaet-revolyutsionnye-235/
Рейтинг публикации:
|