Скажем сразу: это абсолютно реальная история, произошедшая в 1967 году в Калифорнии.
Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.
Понедельник
В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи.
Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.
Вторник
Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов.
Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.
Среда
В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе.
Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.
Четверг
К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший… Это чувство нельзя уничтожить…» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. «Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше.
Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня… мы сможем изменить судьбу нашего народа». Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.
Пятница
В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.
Тогда он обратился к ученикам.
— Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь.
После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.
Итог
Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.
http://3rm.info/
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
То что в такую реальность так тяжело поверить - так это совершенно понятно, так как он в пух и прах разрушает либеральные иллюзии свобод и исключительности. Вообще-то ценность этого эксперимента для понимания того как реализуются реальные, а не фанатизийные социальные процессы трудно переоценить.
Кроме того, это не единственный резонансный эксперимент, ставящий на место несколько зарвавшееся эго обывателей и потому так тяжело переживаемый ими. Почитайте про Стэнфордский тюремный эксперимент - тут нет подростков, и попытки спрятаться от неприятной для личности реальностью за мнимым гуманизмом не получится. Природа человека социального - это не идеалистическая пасторальная картинка. Хотя каждый вправе выбрать для себя позицию страуса. Главное потом просто не жаловаться, что тебя в очередной раз "поимели". :win:
И кстати да, если кто-то думает, что массовое свидомое помешательство на Украине - это исключительно особенность "недочеловеков живущих на Украине" и "русских сверхчеловеков и мегапатриотов" ни коим образом коснуться не может - вам осознавать суть этого эксперимента особенно внимательно. Ученики в начале тоже думали, что они пуп земли и природа социального ими не управляет. А фактически человек социальный - это продукт исключительно законов природы социальных процессов.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 175
Рейтинг поста:
+ на вики поищите,там должно быть. недавно по NG смотрел об этом эксперименте сюжет
--------------------
Делаешь - не бойся !
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 201
Рейтинг поста:
и были книга и телефильм The Wave (TV Short 1981) - IMDb
видео вкантактике
на вики много источников
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 647
Рейтинг поста:
Вы упустили одну важную деталь - советские дети, это особенные дети. Да и люди тоже)))
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 797
Рейтинг поста:
Но в целом притча очень полезная для украинцев! И вдвойне полезней была бы с показом -
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
во-вторых, темп эксперимента неправдоподобен,
в-третьих, временные рамки эксперимента ограничены.
все это вместе, а также отсылка к годам и местам, которые крайне трудно проверить и без отсылок к первоисточнику, говорят о том, что сам этот текст является инструментом НЛП в назидательно-нравоучительном тоне.
я слышу эту историю не в первый раз, но никогда ранее 5-ти лет назад. видимо, когда-то тогда она и родилась.
а почему, кстати, на пионеров такие рассказки не подействовали? вот у Владимира Киселева (писатель такой был) есть две повести "Девочка и птицелет" и "Любовь и картошка", так этот "американский преподаватель" и рядом не валялся с их педагогическим воздействием. и тем не менее они не подействовали, а 4 урока одного препода поменяли сознание чуть не целой школы. чушь, извините. как поучительное житие святого Василисия. из той же оперы - бездарно, топорно и глупо. но, некоторым нравится.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 793
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 343
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 468
Рейтинг поста:
Отличная аналогия с нынешними "обществами Третьей Волны" вроде американское, русское, исламское, каталическое и.т.п.
Все эти партии, секты, от лукавого. ИМХО