Все это прописано в проекте постановления правительства, которое опубликовано на сайте regulaition.gov.ru. Постановления этого долго ждали. Дело в том, что закон о безопасности дорожного движения, который вводит новые категории, подкатегории, а также и новые правила игры на рынке подготовки водителей, вступает в силу с 5 ноября. Но он требует огромного количества подзаконных актов. Первый из них, наконец, появился — Правила сдачи экзаменов на право управления и выдачи водительских удостоверений.
Главное ноу-хау — теперь кандидатам придется, как минимум, два раза сдавать экзамены. И учиться им придется в два этапа.
Объясним, как это должно быть на практике. Записался ученик в автошколу. Прошел теоретический курс и практическое вождение на площадке. То есть, как считают в ГИБДД, получил первоначальные навыки вождения.
Сдав внутренний школьный экзамен, курсант получит на руки промежуточную аттестацию. После чего ему предстоит отправиться в ГИБДД сдавать экзамен по первоначальным навыкам. Этот экзамен будет состоять из двух частей.
Теория, которая традиционно сдается по билетам, но только в электронном виде, и площадка. Какие упражнения будут на площадке — еще неизвестно, регламент пока разрабатывается.
После успешной сдачи этого экзамена и получении на руки экзаменационного листа с отметкой о сдаче, заверенного подписью экзаменатора и печатью экзаменационного подразделения, желающий стать автолюбителем допускается к обучению в реальных дорожных условиях. То есть, до первой аттестации он на дороги не допускался. Теперь получил такое право. После того как автошкола научила его ездить по дорогам, она выдает ему некий аттестат зрелости. И он снова идет в ГИБДД, чтобы сдать последний экзамен — город. После успешной сдачи — получит права.
Если кандидат не сдал первую часть экзамена — теорию или площадку — следующая пересдача может быть назначена не ранее, чем через семь дней. Здесь количество попыток не ограничено. Хоть каждую неделю приходи, пересдавай. А вот на сдачу экзамена по городским дорогам отпущено три попытки. Они также назначаются через семь дней. Если с третьего раза сдать не удалось, то следующий экзамен назначается уже через 30 дней.
Кстати, для сдачи экзаменов у будущих водителей появятся более широкие возможности. Если до сих пор сдать экзамен можно было в любом подразделении по месту регистрации (постоянной или временной — не важно), то теперь появится право сдавать его и по месту нахождения автошколы. То есть у будущих водителей появится более широкий выбор автошкол.
До сих пор долго и упорно решали вопрос, как лучше сделать? Срочно понастроить площадки в ГИБДД для приема экзаменов, выделить им большое количество автомобилей, или допустить возможность приема экзаменов на площадках самих автошкол и на их автомобилях. Экзаменационных подразделений много, а бюджета мало. К тому же в некоторых регионах желающих получить права — десяток в месяц на ближайшие 100 км. Зачем там строить отдельные площадки? Выход был прост. Привлечь к этому автошколы. Но автошколы свои площадки и тем более свои автомобили за просто так, да еще и чужим ученикам не отдадут. Поэтому в новом проекте предусмотрена возможность проведения первого этапа — теория и навыки вождения — на базе автошколы. Но только в том случае, если эта база соответствует требованиям. То есть билеты в электронном виде, а площадка соответствует требованиям ГИБДД. Тем, кто прошел обучение на автоматизированных автодромах и получил соответствующую аттестацию, экзамен по первоначальным навыкам вовсе сдавать не потребуется.
Требования повышаются не только к водителям и автошколам, но и к экзаменаторам. Минимальный возраст инспектора, который принимает экзамен, повышается с 23 до 25 лет. Теперь он должен будет иметь высшее образование (сейчас допускается наличие среднего образования).
Еще раз напомним, что закон вступает в силу с 5 ноября. Это постановление правительства — лишь первый подзаконный акт, который позволит заработать закону. Сейчас еще нет программ подготовки водителей в соответствии с новыми требованиями закона. То есть автошколы не знают, как учить будущих водителей, которым после 5 ноября придется сдавать экзамены по новым правилам. И самое удивительное в том, что ведомства до сих пор не могут решить между собой, кто чего и как должен готовить.
Раньше программы для категорий «А» и «В» разрабатывало министерство образования. С первого сентября вступает в силу закон об образовании, в котором подготовка водителей отнесена к профессиональной подготовке.
Программы для водителей профессионалов у нас разрабатывал Минтранс. Это министерство и сейчас готово разработать программы, но только для категорий «С» и «D» плюс прицепы к ним, а также подкатегории. Что делать с самой массовой категорией «В» — никому не понятно.