Скандал с подменой говядины кониной помог выявить ряд серьезных проблем с маркировкой продуктов питания в ЕС. В деталях разбирались корреспонденты DW.
В середине января в Европе разразился мясной скандал. В Ирландии, Великобритании, Франции и Германии были выявлены многочисленные случаи подмены говядины кониной. Национальные санитарные службы изъяли из продажи тонны полуфабрикатов: бургеры, равиоли, тортеллини и многое другое, в которых была обнаружена конина. По факту мошенничества проводится расследование. Первые следы вели в Румынию.
Мясной скандал заставил европейцев всерьез задуматься над качеством приобретаемых продуктов. Теперь все чаще звучит не только вопрос: "Что мы едим?", но и: "Откуда эти продукты попадают к нам на стол?". Однако найти ответы на эти вопросы - задача не из легких. Как выяснилось в ходе расследования, следы махинаций ведут по всей Европе: супермаркеты в Ирландии, закупщики во Франции, поставщики на Кипре, склад с морозильными установками на севере Германии. И если отследить маршрут непереработанного мяса возможно, то выяснить происхождение, например, фарша не получится. Все дело в том, что в ЕС нет соответствующих законодательных норм, которые обязывали бы поставщиков указывать происхождение переработанных мясных продуктов.
Стандартной маркировки недостаточно
"Нам нужно все документально фиксировать, чтобы знать, какая страна поставляет товары и куда они направляются дальше", - считает Рене Зольднер (René Soldner), специалист крупной немецкой компании, занимающейся логистикой. Предположим, партию молочной продукции из Германии отправили в Швейцарию. Там на складе временного хранения товар перепаковали и отправили дальше в Италию. Итальянские посредники его получили, расфасовали, отправили в Румынию и так далее. Продукция по-прежнему остается немецкой, но где она пройдет переработку, где будет упакована и какой дойдет до потребителя, немецкий производитель не знает.
"Существующие правила маркировки товаров нужно усовершенствовать", - считает Франк Васков (Frank Waskow) из Центра защиты прав потребителей земли Северный Рейн-Вестфалия. Эпидемия "коровьего бешенства" в середине 1990-х годов привела к тому, что для говядины ввели новую норму - специальную маркировку о происхождении продукта. Правда, это правило распространяется только на непереработанное мясо. "Если же мяcо подвергается переработке, даже если его просто солят, необходимость в его маркировке отпадает", - дополняет Франк Васков. Еще более непонятным становится происхождение продуктов, содержащих множество ингредиентов. Речь идет, например, о пицце, лазанье или даже йогурте.
Путь в пять тысяч километров
Кстати, о йогурте: уже в 1990-х научный сотрудник Вуппертальского института по изучению проблем климата, окружающей среды и энергетики Штефани Бёге (Stefanie Böge) выясняла происхождение компонентов простого клубничного йогурта. В результате исследования оказалось, что йогуртовые бактерии производились на севере Германии, но окончательную обработку продукт проходил уже на юге страны. Там в йогурт добавляли клубнику, привезенную из Польши и другие ингредиенты из Нидерландов. Но и это еще не все. В итоге, наклейкой этикеток на йогурты из Баварии занималась фирма в Дюссельдорфе.
Отсутствие границ и дешевизна перевозок приводят к тому, что нередко закупать ингредиенты в соседних странах становится гораздо выгоднее. Прельщает предпринимателей и дешевая рабочая сила в других государствах. Порой такая логистика доходит до абсурда. Так, несколько лет назад СМИ стало известно, что одна немецкая фирма отправляла североморских крабов за пять тысяч километров в Марокко. Там за гроши марокканские рабочие разделывали крабов и отправляли обратно в Германию. И такие "странствия" продуктов питания уже давно не редкость.
Производителей обяжут давать больше информации
Согласно информации Федерального статистического ведомства, количество международных продовольственных поставок постоянно увеличивается. Причем, речь идет как об импорте, так и об экспорте. По предварительным данным, за 2011 год только продуктов животного происхождения в Германию было ввезено на сумму более 17 миллиардов евро. В это число входит и поставка скота. Для сравнения, в 2000 году объем импорта оценивался в 11,8 миллиарда евро.
В Брюсселе ломают голову над вопросом транспортировки и маркировки продуктов питания. Еврокомиссия уже подготовила соответствующий законопроект, который должен вступить в силу в 2014 году. По словам Франка Васкова, новые правила обяжут предпринимателей указывать происхождение всех мясных продуктов, в том числе и переработанных. Центр защиты прав потребителей давно уже этого добивается. Правда, применение новой технологии повлечет дополнительные расходы. И кто будет оплачивать издержки, пока неизвестно.
Но есть и положительные примеры. Тот кто в последнее время покупал в европейских супермаркетах замороженную рыбу, наверняка обращал внимание на упаковки со штампом "followfish“ ("следуй за рыбой"). Это название союза, который основали в 2007 году экологи вместе с представителями рыбоводческих и рыболовных хозяйств. На их продукцию наносится специальный код, с помощью которого любой покупатель может проследить в интернете, откуда рыба попала в супермаркет.