GIF захватывает Сеть. Допотопный формат сжатия изображений, вообще непонятно как доживший до наших дней, совершенно внезапно выбрался в Большой Интернет. Этот феномен пока не удалось объяснить, но он настолько заметен, что об этом пишет даже The New York Times.

По данным издания, авторы американского Оксфордского словаря назвали GIF главным словом 2012 года. И вот — новый шаг к захвату мира. Видеохостинг Vimeo купил приложение для создания GIF-анимации. Называется оно Ecograph и доступно для iOS.

Приложение стоит 3 доллара, но теперь, после приобретения Vimeo, как обещают, станет бесплатным. Его предназначение сводится ровно к одной функции: снять видео и сделать из его части короткий зацикленный ролик, который "весит" как обычная картинка и, как картинка же, может легко вставляться во всевозможные ветки форумов, чаты, служить аватаром и так далее.

Напомним, в конце января 2013 года подобный сервис под названием Vine запустил Twitter. А это серьезный индикатор. Там, правда, используется уже не сам GIF, а одна из его производных, но суть та же.

И раз уж GIF-анимация возрождается, то самое время вспомнить о долгом пути этого формата. Впервые GIF — аббревиатура от Graphic Intercharge Format — появился тогда, когда большинства активных пользователей Всемирной сети еще даже в проекте не было. Случилось это в 1987 году.

Фактически, это был один из первых форматов хранения и передачи растровых изображений. Он мог сжимать картинку без потери качества, однако обрабатывал не больше актуальных на тот момент (и даже с запасом) 256 цветов.

В 1989 году формат усовершенствовали, добавив судьбоносную поддержку анимации и прозрачности, то есть, одним из обрабатываемых цветов стало полное отсутствие цвета. На этом рост формата закончился.

Спустя 2 года появился JPEG и о GIF в большом мире Интернета позабыли. Его уделом на долгие годы стали исключительно малопосещаемые и еще меньше понятные ресурсы для гиков, ибо только они могли совладать с реликтовым форматом. Однако постепенно их содержимое всплывало на поверхность — короткие гифки, смешные зацикленные фрагменты видео, стали использоваться в виде смайлов или анимированных юзерпиков.

В Рунете одним из заповедников GIF стал сайт Leprosorium.ru преимущественно в силу того, что настройки ресурса не позволяли вставить в посты видеоплеер, а аудитория сообщества в большинстве своем обладала достаточными техническими навыками для создания GIF.

А позже в 2007 году созданная посетителями "Лепры" упячка стала настоящим компостом для роста популярности GIF-анимации. Надо отметить, что пока у нас этот формат использовали исключительно шутки ради, на Западе к нему уже начали относиться как к своеобразному виду искусства. А так как приобщиться к прекрасному хотелось всем, создавались простейшие, понятные любому юзеру инструменты для создания гифок. И пошло-поехало.

Соцсети и блоги запестрели незамысловатой анимацией. Одной из первых действительно крупных компаний тренд к возрождению формата уловила, как ни странно, финская Nokia. Она "прикрутила" редактор для создания GIF к базовой комплектации смартфонов Lumia 820 и 920. Теперь же это можно сделать почти на любом телефоне — благо, приложений множество.

А места для обмена гифками уже давно существуют. К Cinemagram, GifTube, Twitter, Tumblr и многим другим ресурсам вскоре добавится и Vimeo. Триумф формата настанет, надо думать, если на него перейдет и Instagram.