«Если уж мы даем потребителю информацию, хорошо, чтобы она соответствовала действительности», - считает представитель министерства сельского хозяйства США Дэвид Баер. Американский ученый и его коллеги пришли к выводу, что информация о калорийности пищи зачастую не корректна. На питательность продукта влияют многие факторы - способ приготовления продукта и даже жевательный процесс, которые не учитывают при маркировке.

Предполагается, что указанное на этикетке значение и реальная пищевая ценность могут расходится аж в половину. Так, картофельное пюре содержит 300 калорий, а свежий картофель на треть меньше. Исследование годичной давности, опубликованное в американском журнале клинического питания, показало, что в миндале содержится на 20% калорий меньше, чем предполагалось ранее. Аналогичный тест провели с фисташками. Он также обозначил расхождение в калорийности, правда, всего на 5%.

Систему подсчета калорий, которую мы используем сейчас, еще в 1889 году разработал химик из США Уилбур Этуотер. Во время исследования он использовал специальное устройство «бомба-калориметр», сжигая с его помощью различные продукты и подсчитывая высвобождающуюся энергию. В результате эксперимента химик определил, что один грамм углеводов и один грамм белков «выдают» по 4 калории, алкоголя — 7, а грамм жира — 9.

При этом ученые выяснили, что подсчет по методу Этуотера чаще всего завышает количество калорий. Поэтому показатели скорее собьют с толку тех, кто набирает вес, а не сбрасывает его.

Ученые не исключают: если революция в сфере подсчета калорий все же произойдет, за ней потянутся и другие изменения. Как вариант, понадобится пересчет суточной нормы. Сейчас усредненный показатель калорийности составляет 2600-2800 для мужчин и 2200-2400 для женщин.

Между тем, у реформаторов есть оппоненты. По их мнению, человек потребляет несколько продуктов, поэтому недооценивание или, наоборот, переоценка калорийности так или иначе компенсируются. И серьезных проблем для человека не создают.