Татьяна Разумовская
Последние пять лет жизни в Советском Союзе, вплоть до 1988 года, я проработала младшим научным сотрудником Эрмитажа. Каждый, кому довелось побыть экскурсоводом, знает, что вопросы на экскурсиях бывают удивительные и непредсказуемые. Сейчас, по прошествии многих лет, мне кажется, что они интересны не только сами по себе, но и отражают в каком-то срезе социально-культурное сознание советских людей восьмидесятых годов.
Эти записи начались с того, как ко мне на углу Невского и Адмиралтейского подошел человек и спросил:
- Скажите, а где тут метраж? - ?! - Ну, такой большой Метраж, где цари жили.
Так появилась тетрадка с названием: "Шедевры Метража"
Иллюстрации с сайта Государственный Эрмитаж
В Античном отделе. - А почему этих Венер всегда без рук делали?
* Там же. Группа из Средней Азии. - Девушка, как вам не стыдно. Ведь в группе женщины и дети!
* Там же. - Безобразие! Сначала почините, а потом показывайте!
* - Покажите труп! (мумию)
* - Как посмотреть здесь всякие древние мумиё?
Зимний дворец. Малая столовая
* В Малой столовой. - И вы что хотите сказать, что здесь были солдаты и матросы - и ничего не взяли? - Да. - А я бы взяла!
* - А почему вы нам не показали Смольный?
* - А из этих тарелок цари и вправду ели или они у них в буфете стояли?
* - Скажите, а царя не раздражало, что у него по дому ходило столько чужого народу?
* - А где кровать королевы? (вар. "спальня царицы", "постель Екатерины", "где цари спали" и "покажите самое главное")
* - А где тут спальня Петра I и Екатерины II?
* - А где здесь комната, где Екатерина II жила с Распутиным?
* - А где чучело того коня, с которым спала Екатерина II?
Рубенс. Вакх
* В зале Рубенса. Польская группа с советской переводчицей. Экскурсовод: А это - Вакх. Переводчица: А это перед вами портрет композитора Баха. Воцаряется тишина. Потом вопрос из группы: - А почему он в таком виде?!
* Перед "Вакхом" Рубенса. - У нас в Воронеже за такое 15 суток дают!
* Перед экскурсией. Московская группа. - Нам, пожалуйста, побольше и побыстрее!
* Группа историков 4-5 курса Алма-Атинского университета. - Вы нам тут рассказывали о распятии Христа. А скажите, за что его распяли? - Как же вы изучаете историю, не читая Евангелия? - А мы этого не проходили. Ну скажите нам в двух словах. - В двух словах? За инакомыслие.
Франсуа Буше. Туалет Венеры
* Группа из Средней Азии. Идем по Зимнему. Подходит мужчина из группы - тихо, на ухо: - Девучка! Ты нащих женчин атпусти, а нам покажи во-он ту картинку! ("Венеру" Буше)
* Перед экскурсией. - Мы хотим посмотреть все. Я: Протяженность залов Эрмитажа 15 километров. - (радостно) А мы пойдем 5 км в час и за три часа все осмотрим!
* После экскурсии. - Есть ли какие-нибудь вопросы? - Есть. А где выход?
* На Дрезденской выставке. Картина Веронезе "Дочь фараона находит младенца Моисея" и через несколько картин - Досси " Моисей, высекающий воду из скалы". Дама (очень удивленно): Как он быстро постарел!
* В рыцарском зале. - А кони заспиртованы?
Фальконе. Амур
* Группа младших школьников. У Амура Фальконе учительница останавливает экскурсовода и говорит ребятам: - Дети, посмотрите, на кого он похож? Молчание. - Ну как же! Это же маленький Ленин!
* - Когда я был тут прошлый раз, нам показывали котелок, из которого Екатерина II кормила супом Петра I!
* - А где яйца Кулибина?
* После экскурсии подлетает старушка, агрессивно: - Вот скажите, Петр Великий - он так много сделал для России, а почему нет города его имени? Я (осторожно): В 1924 году Петроград был переименован в Ленинград. - Да-да, вот я вас и спрашиваю, почему? И куда можно по этому поводу написать?
Тициан. Даная
* Очень робко и тихо, отведя меня в сторону от группы. - А где здесь была картина, на которой нарисована... голая Даная? - Вас интересует "Даная" Рембрандта или "Даная" Тициана? - Нет, я помню... там лежит... голая Даная, и ей приносят ребеночка...
* Ленинградская группа. Предлагаю на выбор разные варианты маршрутов. - Понимаете, мы - ленинградцы, бываем здесь часто, картины и скульптуру знаем, поэтому покажите нам лучше царские покои!
* - А где гробница Александра Македонского? (Александра Невского)
* - А Петр I и Христос - это одно и то же?
Рафаэль. Мадонна с младенцем
* Возмущенный экскурсант: - Сколько времени у вас тут выставки? Вот пять лет назад был - Рафаэль висел, сейчас приехал - опять Рафаэль!
* - А скажите, почему эту Мадонну всегда делали с маленьким мальчиком и никогда с маленькой девочкой?
Двадцатиколонный зал
* В Двадцатиколонном зале. Расписываю прелести архитектуры. - Ну чо ты нам усё толдычишь, та толдычишь? Мы уже тут усе змерзлись, як суки!
Рубенс. Отцелюбие римлянки
* - А где у вас тут картина, где девушка кормит грудью раненого бойца? (Рубенс "Отцелюбие римлянки")
* - А сидящего Петра вы нам покажете? - К сожалению, зал с Восковой Персоной закрыт. - (со слезами на глазах, в голос) Так зачем же мы сюда ехали?!
* В Пазырыке. - А это перед вами мумия племенного вождя. - (с сомнением) Племенного? А чо же он такой тошший?
* - У меня вопрос не по экскурсии. Я всю жизнь хотел узнать, какая фамилия у Петра I? - Романов. - Как? И он тоже?!
Часы Павлин
* У Часов-павлина. - А когда этот страус кукарекает?
* У Мадонны Бенуа. Группа из Москвы. - Вот вы тут говорили о трагическом будущем этого младенца. А что с ним случилось? - Когда он вырос, его распяли. - А, спасибо.
* - А где тут у вас Грозный убивает своего сына? - Грозный убивает сына в Третьяковской галерее, в Москве. - (грустно и разочарованно) И больше нигде?
* Дама долго и восторженно рассматривает статую обнаженного Геракла, опирающегося на палицу. Дама: Это Петр I, да?
Геракл
* Украинская группа. Всю экскурсию спит. Вдруг в Гербовом зале Тарас Бульба, стоящий передо мной, просыпается, рот расползается в счастливую улыбку, смотрит на огромную мраморную чашу в центре зала, блаженно: - От, эту бы чашку, да усю пэльмэний!
Чаша
Из опыта работы в Справке по Эрмитажу
* - У вас информация платная? - Нет. - Тогда, где туалет?
* - А шедевры работают? (В смысле, открыта ли выставка "Шедевры Венецианской живописи")
* - Как мне найти картину, где нарисовано много голых женщин?
* - Вы - информация? - Я - информация. - Но вы даете полную информацию? Мне нужна полная. - Что вы хотите узнать? - Как мне попасть в Зимний дворец? - Вы в нем. - И революция была здесь? - Да. - Большое, большое спасибо.
* - Сколько стоит этот ваш Эрмитаж? - Простите? - Ну, билет. - Один рубль. - А если на троих?
* - Вот мы купили билеты и не знаем, что смотреть. - А что вас интересует? - А нас ничего не интересует!
* Мужчина вида ответственного работника. - Выставка Манэ открыта? - К сожалению, вчера закрылась. - А в кассе мне сказали, что открыта! - Они ошиблись. - А почему я должен верить вам? - Не верьте. Пройдите в музей и проверьте сами. - Нет, где синхронность вашей работы? Вы меня поняли? - Я вас поняла. Что вас еще интересует? - Меня интересует истина. - Истину надо искать выше. - Понятно. Где главный администратор?
* - Вы даете справки? - Да. - Тогда скажите, вот я купил два билета в "Золотую кладовую", а я один. Что мне делать? - Продайте билет. - Но я час стоял в очереди и не могу так просто кому-нибудь продать билет! - Найдите в очереди хорошенькую девушку и предложите билет ей. Чудный способ познакомиться. - Большое спасибо!
* - Что у вас тут есть про войну? - Про какую войну? - Ну, про какую-нибудь.
* - Как мне пройти на выставку "Медальерное искусство Финляндии"? Долго и подробно объясняю. - И там только выставка "Медальерное искусство Финляндии"? - Да. - Ну это меня не интересует!
* - А где здесь зверей показывают?
Микеланджело. Скорчившийся мальчик
* - Как пройти к "Скрюченному мальчику"? ("Скорчившийся мальчик" Микеланжело)
Из ляпов экскурсоводов
* - Перед вами репрезервативные портреты Ван Дейка.
* У натюрморта Кальфа. - Посмотрите, как замечательно написан лимон. На нем даже видны капельки пота!
* В отделе русской культуры. Рафинированная дама: Во времена Петра I был изобретен этот зубофрезерный станок!
* - А это трость из кости Екатерины II.
Рембрандт. Даная
* У "Данаи" Рембрандта. - Обратите внимание, как прописаны простыни под Данаей!
*
- А это перед вами гробница Александра Невского-2! (по аналогии с названием станции метро)
* Экскурсовод долго рассказывает группе сюжет "Данаи", потом оборачивается и видит с ужасом, что стоят они перед картиной Луки Джордано "Битва лапифов с кентаврами". Тогда без паузы он говорит: "И вот в тот самый момент, когда Зевс в виде золотого дождя появился перед Данаей, у подножия этой башни развернулось сражение лапифов с кентаврами!"
* * *
В общем, как говорили на латыни еще древние греки: Vita brevis, ars longa - Жизнь коротка, Искусство вечно. С чем мы, припадающие к источнику Ипокрены их бледные потомки, не можем не согласиться. Источник: netslova.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А стоило ли тащить сюда мелочь?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 48
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Но общий уровень в стране по мировой и русской культуре конечно ниже, чем раньше. "Айфоны" рулят
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
У нас не было возможности получать запросто столько знаний как сейчас, но мы к ним стремились.
Сейчас у народа есть возможность, но нет желания.
Мы где-то обсуждали этот парадокс. Сейчас действительно есть такие возможности, о которых поколения до нас даже мечтать не могли.
Но мы этими возможностями, увы, не пользуемся для своего саморазвития.
Читающих людей не больше, а даже меньше, чем было в советское время. Я по крайней мере в транспорте редко вижу людей с книгами. Да и в библиотеке местной пусто.
Может дома через интернет читают? Судя по культуре в социальных сетях, форумах, сомневаюсь.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Я первый раз увидела сокровища Эрмитажа и сам дворец в 9 лет.
И помню, как час простояла перед "Боярыней Морозовой". Она меня прям замагнитила: я не могла оторваться...
Потом "Мальчик на дельфине"...и много других прекрасных вещей.
Петергоф, Монплезир...
Я много городов объездила. Но такого как Ленинград(тогда) не видела больше. Может есть и красивее. Не знаю, не видела. Если Одесса - "жемчужина у моря"))(подтверждаю), то Санкт-Петербург - это самый красивый бриллиант на Земле.
Боярыня Морозова. Суриков
- Грозный убивает сына в Третьяковской галерее, в Москве. - (грустно и разочарованно) И больше нигде?
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Особенно вот этот момент понравился:
Перед экскурсией.
- Мы хотим посмотреть все.
Я: Протяженность залов Эрмитажа 15 километров.
- (радостно) А мы пойдем 5 км в час и за три часа все осмотрим!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1499
Рейтинг поста:
Почемуто вспомнилась фраза из фильма,не помню какого,но,кажется, в исполнеиии Папанова:"Повторяю для дубов!"
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 3966
комментариев 2959
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.
Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью. Однако полностью воплотить свой замысел в оформлении интерьеров архитектору не удалось. Екатерина II потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой - стилем классицизм.
1762: начало царствования Екатерины II.
7618432351fb5e27d36_8.jpg
Екатерина Алексеевна, урожденная принцесса София-Августа-Федерика Ангальт-Цербская, супруга императора Петра III, пришла к власти 28 июня 1762 г., сместив с престола своего супруга с помощью преданной ей гвардии, которую возглавляли братья Орловы. В следующем 1763 г. Екатерина Алексеевна была коронована, согласно обычаю, в Успенском соборе Московского Кремля. Эпоха царствования Екатерины II была одной из самых замечательных в русской истории. Блестяще образованная и разносторонне одаренная императрица управляла страной в течение 34 лет, добившись безусловных успехов во внешней и внутренней политике и завоевав международный авторитет.
По заказу Екатерины II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведен Эрмитажный театр, и сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, в которых ныне располагается музей "Государственный Эрмитаж". Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею "Эрмитаж", основательницей которого она считается.
1764-1775: строительство Малого Эрмитажа
В 1764-1766 гг., по желанию императрицы Екатерины II, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом - архитектор Ю.М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.
Позднее, в 1767-1769 гг., архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличается строгими пропорциями, соразмерными архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разностилевых зданий. Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Созданный в конце XVIII в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями - "малые эрмитажи". Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/05/hm5_1.html
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 260
Рейтинг поста:
Для посетителей Эрмитажа:
Евреи сдесь совсем не при чём,просто книжка с еврейскими анекдотами-одна из моих любимых,как и жена моя-еврейка по маме тсзть,и тоже любимая.Поэтому возникли ассоциации с советским человеком,к коим отношусь я,и моя семья.И,надеюсь,большинству читателей ОКО это понятно,хоть они и не лезут с комментариями в каждую публикацию на уважаемом сайте.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 40
Рейтинг поста:
от virginiya100Бан за хамство редактору и неадекватные намеки!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
- Вы нам тут рассказывали о распятии Христа. А скажите, за что его распяли?
- Как же вы изучаете историю, не читая Евангелия?
- А мы этого не проходили. Ну скажите нам в двух словах.
- В двух словах? За инакомыслие.
Прекращайте нести бред. Он заразный
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 260
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А началось это, когда колбаса и шмотки стали выше самосознания и стали смыслом и средством бытия. Но я бы не винила в этом только народ: у этого явления были ориентиры из более высоких слоев.
Называется: разместила воскресный юмор для поднятия настроения людям перед трудовой неделей
Ещё один!
Вам объяснить, что люди приезжали на экскурсию в Ленинград специально! Из деревень и городов! Чтоб увидеть недоступные вещи. Это сейчас есть интернет. А тогда даже книжки на эту тему было не достать!!!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 40
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1108
Рейтинг поста:
Ладно, хорошо. Впредь не буду комментировать, мнение своё при себе держать буду. Злобная какая-то.
Я тоже из СССР. И прекрасно помню ту историю, что нам преподавали, кстати предмет этот любил, потому и огорчаюсь.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Для остальных, кто не поймет - описываемые времена относятся к СССР.
Чтоб понять этот юмор, надо не столько в Эрмитаже и Зимнем побывать, сколько быть хоть немного любознательным и иметь хотя бы начальный уровень знаний об истории и немного об искусстве.
Блин, и это век интернета!!!
У нас не было возможности получать запросто столько знаний как сейчас, но мы к ним стремились.
Сейчас у народа есть возможность, но нет желания. Вывод: надо сделать запрет на культурную инфу - она сразу станет востребована!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1108
Рейтинг поста: